по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 09, 2022
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 08-10-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 09, 2022
Методология философского знания
Седаев П.В., Кочкуров А.С. - Традиционалистские философские идеи А. Онегова в его произведении "Диалог с совестью" c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.9.38628

EDN: VAAEWO

Аннотация: В данной статье предметом исследования являются философские идеи традиционализма, которые рассматривались писателями-деревенщиками и в частности, писателем А. Онеговым. Данные ценности, которые присущи русскому народу, такие как культ семьи, идея коллективного начала в русском обществе, приоритет общего над частным, особое отношение к труду. Данные культурные ценности, резко отличают русскую цивилизацию от западной, которая строится во многом, на других противоположных этим основаниях. К сожалению, те ценностные основания, присущие русской цивилизации и о которых рассказывал А. Онегов во многом утрачены. Однако настало время их изучать и возрождать. Основными выводами, сделанными авторами следует считать, то что, настало время возвратиться к своим русским традиционным ценностям, тем более, что об этом говорят сегодня с самых высоких трибун в России. Подводя итог можно с уверенностью констатировать факт того, что традиционалистские идеи А. Онегова, высказанные им в своем произведении "Диалог с совестью" будут востребованы уже сегодня. Ему удалось уловить те необходимые факторы, те условия без которых не может развиваться современное российское общество. Изучение литературного наследия А. Онегова важно не только с художественной но и с философской точек зрения.
Мифы и современные мифологии
Линченко А.А. - Мифология времени в современных зарубежных сериалах: между ретротопией и метамодернистской чувственностью c. 10-27

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.9.38722

EDN: SICUCD

Аннотация: Целью данной статьи является анализ специфики мифологизации времени в исторических драматических сериалах «Аббатство Даунтон» и «Корона» в условиях перехода от парадигмы постмодернизма к новой метамодернистской чувственности. В статье обобщается опыт отечественных и зарубежных исследований метамодернистских тенденций современного сериала и анализируются теоретические вопросы мифологической темпоральности сериальной кинопродукции. На основе теоретической концепции ретротопии З. Баумана, концепции слоев кинематографической темпоральности Н.Е. Мариевской и критического дискурс-анализа З. Йегера в статье анализируются особенности мифологизации горизонтального, вертикального времени, а также биографического времени персонажей избранных сериалов. Научная новизна статьи состоит в проблематизации и аналитике дискурсивной среды развертывания темпоральной мифологии современного историко-драматического сериала. Современный историко-драматический сериал демонстрирует специфику обращения к ретротопии поскольку стремится через воображаемое прошлое репрезентировать текущие проблемы современности. В случае сериала «Аббатство Даунтон» это происходит через гармонизацию в сознании зрителя ностальгии по воображаемому английскому аристократическому прошлому и нестабильному будущему. В случае сериала «Корона» презентация приватной жизни королевской семьи Великобритании на фоне исторических событий способствует формированию более многомерного образа настоящего и отвечает на запросы массового зрителя в эмоциональной репрезентации данных событий. Результатом данной репрезентации оказывается своеобразная мифология времени, возникающая между культурным запросом на ретротопию и развитием современных технологий производства кинематографической продукции, позволяющей в полной мере реализовывать интенцию современного метамодернистского дискурса на достижение «новой чувственности». Это позволяет рассматривать современный историко-драматический сериал не только как «коммерческий проект», но и как инструмент развития исторической культуры, орудие культурной ориентации в социальном пространстве и времени.
Эстетика
Кормин Н.А. - Кантовская «Критика чистого разума»: эстетика внутри и вне трансцендентальной эстетики c. 28-86

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.9.38829

EDN: NVKELH

Аннотация: Предмет исследования – особенности кантовской «Критика чистого разума», которые способствуют методологическому обретению идентичности эстетического, они порождается посредством перехода к гармонии высших познавательных способностей, задают перспективу выявления того, как возможно искусство, и заявляют о себе в специфическом переживании цвета и идеальности совершенства и других значимых для эстетики понятий. Трансцендентальная эстетика, внутри которой формируются первые смысловые образы эстетики как науки и культурной формы, как сингулярное априори истории искусства, а также структуры колористического дискурса критицизма, осуществляет редукцию всякой объективности цвета и выявляет существенные структуры его субъективного переживания.   Кант одним чисто трансцендентальным ритмом размышления в первой «Критике» выявил условия возможности эстетического, поднял вопрос о том, что делает возможным все искусство; само трансцендентальное начинание манифестировало и вневременность, и темпоральность за их работой в искусстве.В «Критике чистого разума» понятие совершенства анализируется вне трансцендентальной эстетики, где дается более или менее определенное описание совершенства, имеющее непосредственное отношение к эстетической грани трансцендентального смысла мира. Его исключительная важность для понимания кантовской эстетики связана с тем, что метафизика совершенства у позднего Канта позволяет переосмыслить критический подход к выявлению структур эстетической способности суждения в третьей «Критике».
Диалог культур
Голованивская М.К., Ефименко Н.А. - Представление о мужской красоте в русской и китайской культуре c. 87-98

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.9.38776

EDN: AEMTYI

Аннотация: Цель настоящей статьи – изложить результаты контрастивного исследования представлений о мужской красоте у русских и китайцев. Эти представления исследуются культурологически, через восстановление соответствующих фрагментов национальных картин мира. Для этого используется как лингвистический, так и и сравнительно-исторический метод. Для анализа русских представлений о красоте рассматриваются соответствующие понятия в русском языке, этимология и современные значения, русские былины, период правления Петра Великого, XVIII - XIX века, период Великой Октябрьской социалистической революции, сталинский период и период позднего социализма, современные представления. Для анализа китайского взгляда на изучаемый предмет анализируются соответствующие иероглифы, лексические сочетания, идиомы, философские и эстетические источники, современные реалии. Такое многоаспектное рассмотрение красоты в русской и китайской картинах мира обусловило новизну исследования. Сравнения русской и китайской Главный вывод работы: представления о красоте не просто различаются, они противоположны. Важно отметить, что образ богатыря в русской культуре является символом мужской красоты, а в китайской, наоборот, является символом грубого и неэстетичного человека. Основные оппозиции – мужское/женское, Запад/Восток, рациональное/эмоциональное — свойственны русской картине мира, но совершено не проявлены в представлениях китайцев о красоте. Китайцы не противопоставляют, а соединяют то, что в нашей культуре выглядит как оппозиция.
У Г. - Взаимовлияние искусства ксилографии Китая и СССР c. 99-107

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.9.38851

EDN: ADNQYH

Аннотация: В статье рассматриваются особенности взаимодействия и взаимовлияния искусства ксилографии Китая и СССР. Наибольшее взаимовлияние и богатую жанровую палитру китайская ксилография и советская гравюра обнаруживают в середине XX века. Китайская ксилография дала творческий импульс, обогатила изобразительные возможности, привнесла новые идеи в советское искусство ксилографии. Она послужила толчком к подъему графики, осознавшей и утверждавшей свою специфику. В связи с этим представляется актуальным выявление общих черт китайской ксилографии и советской гравюры середины XX века, а также определение различий в развитии данного вида искусства в двух странах.   В статье проанализированы работы известных ксилографов двух стран: Чэнь Яньцяо, Ян Ханя, Ци Байши, В. А. Фаворского, А. А. Ушина. В результате проведенного анализа выявлены общие черты китайской ксилографии и советской гравюры середины XX века, например, похожие сюжеты и темы, а также особая динамика, живой и пульсирующий ритм произведений. Кроме того, установлены различия в развитии данного вида искусства в обеих странах, связанные во многом с сохранением художниками-графиками собственного национального стиля. Утверждается, что советская графика способствовала сюжетному разнообразию китайской ксилографии. В свою очередь, у китайской ксилографии советские художники переняли тонкости филигранной техники.
Эстетика
Никифорова А.А., Воронова Н.И. - Дерево, камень, нить: эстетика древнейших архетипов в современном декоративно-прикладном искусстве c. 108-120

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.9.38781

EDN: ABLROM

Аннотация: Статья посвящена трансформации традиционных для народной культуры архетипов дерева, камня, нити в современном декоративно-прикладном искусстве, а также способам использования нитей, дерева и камня как материалов для изготовления объектов современного искусства. Исследование не ставит своей целью повторять классические этнографические исследования или реферировать монографии по истории культуры. Статья представляет собой попытку комплексного анализа современной практики декоративно-прикладного искусства с точки зрения философии культуры и практической эстетики. Данный подход является уникальным опытом аналитики ювелирной и декоративной практик обработки разнородных материалов природного происхождения. Кластер мастеров декоративно-прикладного искусства в России расширяется, возможностей и материалов для творчества становится все больше, однако сами авторы изделий не занимаются стилистическим, искусствоведческим или философским осмыслением своей деятельности. Тем не менее, в их работах, по мнению исследователей, отражаются древнейшие мифологические образы, являющиеся краеугольными камнями отечественной культуры и представляющие собой наследие мировой культуры, трансформированное пост-культурой и техногенными тенденциями, проникшими, в том числе, и в искусство. Архетипы дерева, камня, нити, сохраняясь с древнейших времен, приобретают новые смыслы и новые формы воплощения в творчестве современных авторов.
Философия и искусство
Мэн Х. - Развитие натюрморта в Китае во второй половине ХX века под влиянием русско-советского и западного искусства c. 121-132

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.9.38692

EDN: CBZBVZ

Аннотация: Натюрморт как самостоятельный жанр в китайском изобразительном искусстве сформировался во второй половине XX века под сильным влиянием, прежде всего, западноевропейского и русского, а затем и американского искусства. Данный сравнительно небольшой отрезок времени включает в себя сразу несколько периодов, в которых доминировало то или иное влияние. Однако именно интеграция идей и принципов иностранных художественных школ позволила выработать китайским мастерам те черты художественно-образного языка, которые определили особенности жанра натюрморта в пространстве современного искусства. Объектом статьи является процесс развития натюрморта Китая во второй половине ХX века, предметом выступает набор выразительно-художественных средств, используемых китайскими художниками для создания натюрморта под влиянием зарубежных художественных веяний. Настоящая статья нацелена на определение места и особенностей жанра натюрморта в творчестве китайских живописцев второй половины XX века, а также на характеристику соответствия этого жанра тенденциям и веяниям русского и советского, а также европейского искусства. В ходе исследования сделан вывод о том, что данный жанр получил стремительное развитие именно во второй половине XX века, что происходило под непрерывным иностранным художественным влиянием. Занятие натюрмортом прочных позиций в пространстве китайского искусства и формирование его оригинального характера с национальной спецификой пришлось на конец ХХ века.
Сяо С. - Роль и значение китайских народных картин нунминьхуа в пропаганде и образовании c. 133-146

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.9.38790

EDN: CAWRLU

Аннотация: В основу содержания китайских народных картин нунминьхуа заложена мораль и национальная философия, способная вдохновлять и поднимать боевой дух граждан. Этот вид стимулирования отличается от агитации и рекламы в обычном смысле данных понятий. Это – форма комплексного художественного выражения, сочетающая в себе символическую лирику и философские размышления, имеющая в своем арсенале методы активного стимулирования, направленные на завоевание доверия аудитории и расширение охвата агитационно-пропагандистской деятельности. Объектом настоящего исследования являются китайские народные картины нунминьхуа, а предметом - их просветительская и пропагандистская функции.   Изобразительный язык китайской народной картины с четко обозначенной тематикой, богатым иллюстративным языком, чертами массового искусства, а также присущей ему тенденцией к широкому распространению отличает нунминьхуа от других форм искусства. Все эти отличия неизбежно становятся причиной, обуславливающей совершенно иную, уникальную силу социального воздействия народных картин. Основным выводом исследования является то, что простота создания народных картин, присущие им особенности распространения информации и культурные функции обусловили широкий диапазон их существования на разных этапах общественного развития Китая. Яркость и наглядность сделали нунминьхуа понятными для широких слоев населения, определили их эффективность в реализации просветительской и пропагандистской функций.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.