по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 05, 2022
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 06-06-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2022
Философия и искусство
Балбекова И.М. - Феномен шахматной игры в искусстве XX века c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.5.37881

Аннотация: В данной статье рассматривается история создания теории игры, как феномена культуры и искусства. Вклад теоретиков и художников ХХ века в становлении теории игры, её места в современном искусствоведении и философии. Значение и влияние личности Марселя Дюшана, художников-сюрреалистов в создании современного понимания игры в искусстве и в жизни. Предметом исследования в данной статье стали такие понятия, как игра и её место в искусствоведениb в целом, так и роль и значение шахматной игры в частности, на примере творчества и деятельности Марселя Дюшана. Предлагается авторский взгляд на осмысление проблемы взаимовлияния шахматной игры и художественного творчества. Предпринята попытка объяснения мотивации выбора игры как художественного принципа и метода. Насколько важно применение игры в создании художественного образа, так же значителен творческий имидж художника. Методология исследования основана на базовых принципах теории игры Роже Кайлуа и Йохана Хейзинга применительно к шахматной стратегии Марселя Дюшана. Новизна этой работы заключается в привлечении внимания к роли и значению именно шахматной игры на творчество, влияние на эстетические, художественные и философские взгляды художника.
Пространство и время
Волошинов А.В., Семухина Е.А., Шиндель С.В. - Культура и мораль в XIX веке: у истоков современной европейской толерантности c. 12-21

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.5.37666

Аннотация: Целью настоящей публикации является анализ экономико-социальных и культурных феноменов, впервые появившихся в «эпоху революций», пришедшейся на XIX – начало ХХ вв. Представляется, что современная европейская тенденция к проявлению толерантности, являющаяся базисом актуальных социальных и культурных изменений, в том числе и в нашей стране, имеет определенные интеллектуальные основания. Предметом исследования стала идеосфера XIX – начала ХХ в., включающая философские, экономические, психологические концепции, положившие начало современным течениям в указанных областях. Результатом настоящего исследования стало определение оснований, ставших причиной смены идеологической парадигмы в Европе. Новизна исследования заключается в том, что впервые подвергаются анализу интеллектуальные основания формирования толерантности как актуального социально-культурного явления. В статье последовательно доказывается, что среди первых таких оснований можно определить возникновение машинного производства и, как результат – появление массового человека с соответствующей ему культурой, выполняющей компенсаторно-развлекательную функцию. В качестве важнейшего культурного основания выступает в основном интеллектуальный «фон», создаваемый учениями Ф. Ницше, К. Маркса, З. Фрейда. Значительную роль в становлении новой морали сыграли идеи англо-американского прагматизма, которые включали в себя отрицание религии и ее ценностей, придание ей утилитарного характера. В течение последующего исторического периода и в настоящее время эти воззрения стали основой создания так называемой «индивидуальной веры», в которой религия перестает быть ориентиром человеческой жизни, а лишь обслуживает потребности индивидуума. Десакрализация религии приводит к изучению разных сторон сексуальности, что открывает возможность для современных «игр» с половой принадлежностью. К интеллектуальным факторам становления современной европейской толерантности следует отнести также концепцию «естественного права».
Актуальный вопрос
Стригин М.Б. - Мышление как функция и её разложение в ряд Тейлора c. 22-37

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.5.37810

Аннотация: В работе выдвинута гипотеза о возможности применения математической конструкции ряда Тейлора в семантическом пространстве. Тогда символические формы, как некоторые духовные функции, отображающие имманентное в семантическое пространство и эксплицирующиеся в виде словесных конструкций, можно попытаться разложить в ряд Тейлора. Первые члены ряда Тейлора функции мышления несут базовые смыслы, которые домысливаются вторичными формами, третичными и т.д., как в случае обычного ряда Тейлора, где первый член ряда – это константа, второй член – линейный, определяемый первой производной функции, третий – квадратичный, иначе ускорение. В работе показано, что всё вышеперечисленное можно обнаружить в парадигмах мышления, названных Фуко эпистемами. Мир в античной философии представлялся неизменным или цикличным, что относит нас к понятию о константе или о первом члене ряда Тейлора функции мышления. С приходом христианства круг времени превратился в прямую, появилось понятие об эволюции. Этот этап закончил Галилей, введший в парадигму мышления представление о скорости, чем завершил формирование второго, линейного члена ряда Тейлора функции мышления. Третий член ряда появился в теории Ньютона и вошёл в следующую эпистему представлением об ускорении. Дедуктивно можно продолжить разложение функции мышления в ряд Тейлора и представить появление члена ряда, отвечающего за третью производную.
Философия и искусство
Калашникова Д.И. - Метафора лабиринта в музыкальной культуре второй половины XX века: балет «Лабиринты» А. Шнитке c. 38-45

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.5.38182

Аннотация: Метафора лабиринта во второй половине XX века становится знаковой моделью постмодернистского мироустройства. В пространстве музыкальной культуры феномен лабиринта обрел значение символа интертекстуальности, игры с культурными кодами и музыкальным наследием прошлого, многовариантности, изменчивости, неопределенности. Балет «Лабиринты» Альфреда Шнитке является примером воплощения лабиринтовой парадигмы и составляет объект исследования. Предметом исследования является своеобразие претворения идеи лабиринта на композиционно-драматургическом уровне балетного цикла. В свете индивидуальной авторской интерпретации лабиринтовая модель обретает вид «макролабиринта» и «микролабиинта», где макроструктурой выступает конструкция целого, а микроструктурой – последняя, пятая часть.   Новизна исследования заключается в рассмотрении композиционно-драматургических особенностей балета "Лабиринты" в контексте метафоры лабиринта. Концепция «макролабиринта» способствовала рельефному показу принципов симметрии и централизации, свойственных лабиринту классического критского типа. Симметрия в балетном цикле нашла выражение в строении крайних частей, в их авторском делении на разделы, наличии репризы в Maestoso и Meno mosso, единой тональной организации с вкраплениями модальных эпизодов, утверждением терции c–e в интонационной системе частей. Централизация критского лабиринта отразилась в наделении четвертой части свойствами кульминационной точки, отличающейся усилением сонорных качеств, обилием кластерных вертикалей, разнородной стратифицированной тканью. Концепция «микролабиринта» способствовала изображению многовариантности лабиринта-путаницы в пятой части балета. Нелинейное движение героев по разветвленной лабиринтовой модели осуществлялось взаимодействием контрастирующих разделов, соотносимых с отклонением в различные эмоциональное состояния. Проведенное исследование позволило сделать вывод о новой интерпретации в балете лабиринтовой парадигмы в свете индивидуального авторского почерка Шнитке.
Философия языка и общения
Никитин А.П. - Связь языка и культуры в социально-институциональном измерении: решение проблемы в аналитической традиции c. 46-55

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.5.37954

Аннотация: Объект исследования – связь языка и культуры. Предметом исследования является взаимовлияние языка и культуры в социально-институциональном аспекте. Автор подробно рассматривает две функции языка в отношении к социальным институтам. 1) Выполняя социально-конституирующую функцию, язык является базовым условием существования институтов. 2) Выполняя социально-репрезентативную функцию, язык отражает специфику общественных отношений той или иной культуры. Обосновано, что существование социальных институтов зависит от наличия языка, а выражения об институциональных фактах имеют как перформативный, так и констативный смысл. Особое внимание уделяется гипотезе лингвистической относительности в анализе выражений об институциональных фактах. Научная новизна работы заключается в междисциплинарном рассмотрении вопроса с привлечением теоретических моделей из философии языка, социолингвистики, науки о социальных институтах. Особым вкладом автора в исследование темы является решение проблемы связи языка и культуры с опорой на теорию речевых актов в ее применении к исследованию социальных институтов и институциональных фактов. Основным выводом проведенного исследования является положение, что для обоснования концепции лингвистического релятивизма наиболее плодотворен анализ конституирования и репрезентации институциональных фактов, поскольку если институциональный факт не представлен лингвистически, то он не существует как таковой.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.