по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 03, 2022
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 03-04-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2022
Актуальный вопрос
Хасиева М.А. - Социокультурные проблемы полицентрического развития городов в контексте урбанизации c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.3.35325

Аннотация: В статье рассматривается культурфилософское и социально-философское значение полицентричных стратегий градостроительства в рамках исторического процесса урбанизации. Сетевое и полицентричное градостроительство начало развиваться в 19 веке, было связано с новым курсом на осознанное и планомерное развитие городов и предполагало равномерное распределение общественных объектов и коммуникаций, объединение городского пространства с соединительными осями, интеграцию транспортной и инженерной инфраструктуры. Эти тенденции в градостроительстве были обусловлены взаимосвязанными технологическими, экономическими, социальными и политическими факторами, такими, как научно-технический прогресс, промышленная революция, быстрая урбанизация. Целью статьи является определение социального и культурного значения градостроительных стратегий, реализованных в некоторых европейских столицах XIX века в контексте общего процесса урбанизации. Научная новизна статьи определяется произведенным соотнесением рассматриваемой темы с проблемами современных городских структур. Статья основана на междисциплинарном, комплексном и системном теоретическом подходе. Проведен теоретический анализ градостроительных стратегий и освоения городского пространства с целью выявления наиболее перспективных и прогрессивных тенденций градостроительства, предвосхитивших современные принципы формирования городского пространства. Выводы статьи включают в себя характеристику влияния полицентрического городского развития на формирование психосоциальной среды и типичных характеристик духовной жизни горожан. Обзор исследований, посвященных социокультурным и философским проблемам урбанистики помогает выявить влияние полицентричного городского планирования в том числе и на современное общество, жителей современных городов.
Философия и искусство
Хохлова Д.Е. - Дуэты Анны Карениной и Алексея Вронского в балете Дж. Ноймайера «Анна Каренина»: особенности авторской трактовки образов главных героев c. 9-22

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.3.37741

Аннотация: Настоящая статья продолжает исследования автора, посвященные изучению проблемы хореографических трактовок литературных произведений, в частности, балета Джона Ноймайера «Анна Каренина». В данной работе выявление выразительных постановочных средств и хореографических элементов, использованных Ноймайером при постановке дуэтов Анны Карениной и Алексея Вронского, проводится с целью определения места этих хореографических фрагментов в спектакле, а также их значения для авторской трактовки образов главных героев романа Л. Н. Толстого. В процессе исследования автор применял сравнительно-исторический, идейно-художественный и аналитический методы, а также метод включенного наблюдения (основанный на личном опыте работы с Ноймайером над партией Кити). В ходе источниковедческого анализа использовались видеоматериалы из архивов гамбургского «Ballettzentrum» и московского Большого театра, а также лекции, проведенные Ноймайером перед московской премьерой «Анны Карениной» (записи из архива автора). Проведенный детальный анализ танцевальной партитуры трех дуэтов Анны и Вронского позволил выявить традиционные и инновационные авторские решения, относящиеся к новым результатам исследования. Итак, Ноймайер использует такие постановочные средства, как компиляция музыки Чайковского и Шнитке; включение в хореографическую канву образов-символов (стул, дверь, мешок); появление других персонажей; использование сценического освещения для акцентирования перехода от реальности в сферу подсознания; активное хореографическое развитие, основанное на технически насыщенном дуэтном танце, изобилующим высокими поддержками в неоклассическом стиле, а также акробатическими элементами; смысловое использование пластических цитат. Можно сделать вывод, что для разработки образов и отношений Анны Карениной и Алексея Вронского доминирующей музыкально-хореографической формой балетмейстер избирает дуэт. Более того, в своей версии «Анны Карениной» Ноймайер делает три дуэта главных героев ключевой составляющей спектакля и авторской интерпретации образов главных героев.
Философия культуры
Федорова М.В., Ротанова М.Б. - Религия и смех в цифровом обществе c. 23-37

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.3.34926

Аннотация: В данной статье авторы обращаются к проблеме соотношения смеховой культуры и религиозного опыта. Сложная диалектика отношений религии и культурного смеха берет свое начало в обрядовой деятельности ранних форм религий. Авторы, прослеживая основные этапы развития смеховой культуры, подробно останавливаются на современном этапе социально-культурного развития, связанного с оформлением цифрового пространства. Основным методологическим подходом при анализе религиозного опыта в киберпространстве, выступает герменевтико-феноменологический метод М. Элиаде, подразумевающий, что каждому человеку присущи религиозные чувства. Эмпирическую базу исследования составили результаты социологического исследования динамики ценностного сознания молодежи, провидимого с 2006 года по 2019 год, а также информационное содержание сайтов, групп в социальных сетях, каналах мессенджеров и видеохостингов.   В результате проведенного исследования авторы делают выводы о том, что в современном цифровом обществе складывается особая смеховая культура: киберсмеховая культура, выполняющая ряд важных социальных функций. Киберсмеховая культура с полным правом может считаться народной. Ее характеризует жанровое и стилевое своеобразие: так, появляются визуальные жанры, выраженные в комических медиа-объектах (например, мемах). Киберсмеховая культура становится одним из факторов формирования религиозного опыта в цифровой среде. Это выражается в активной геймеризации религиозных отношений, наблюдаемых в Интернет-пространстве, продуцировании новых мифов, «религиомейкинге», меняющих границы Священного и мирского в цифровом обществе.
Актуальный вопрос
Гудилина Е.Н., Порошков М.М. - К проблеме структурообразующих элементов утопического дискурса и его специфики c. 38-54

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.3.37704

Аннотация: Предметом исследования является утопический дискурс, объединяющий все многообразие понятий, так или иначе относящихся к утопии, утопическому измерению действительности и осмыслению Будущего (утопический элемент , утопический импульс, утопическая оптика, утопизм, утопическое сознание, утопическое мышление, антиутопия и т.д.). Особое внимание уделяется исследованию объяснительного и прогностического потенциала утопического дискурса, выявлению его границ и анализу соотношения с идеологическим дискурсом. Концептуализация утопического дискурса основана на инструментальном подходе к утопии, который дополняется коммуникативным подходом и интерпретативной концепцией культуры К. Гирца, что обосновывает возможность рассмотрения утопического дискурса в качетсве смысловой и символической матрицы.   Новизна проведенного исследования заключается в выявлении и обосновании утрированной дихотомичности мышления и инаковости в качестве структурообразующих элементов утопического дискурса. Это способствовало оценке утопического дискурса как своеобразной, но жизнеспособной формы отражения политической действительности и конструирования, закрепления и осмысления ценностей. Предложенный алгоритм мышления дихотомиями позволил проследить процесс конструирования утопического дискурса на основе пирамиды дихотомий, складывающейся из системообразующей, ключевых и периферийных дихотомий. В статье уточняется, что инаковость утопического дискурса проявляется в историчности, радикальности и неразрывной связи утопического дискурса с Настоящим. Обозначенная специфика утопического дискурса привела к уяснению причин негативного и/или скептического отношения к утопии и к утопическому дискурсу, а также к определению его сильных и слабых сторон. Авторы делают вывод, что несмотря на выявленные недостатки, зачастую приводящие утопии к периодическому вытеснению за рамки актуальной политической жизни, утопический дискурс способен оказывать существенное влияние на изменение и развитие общества.
Эстетика
Зайцева Н.В. - Эстетизация повседневности во Франции XVII века c. 55-72

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.3.37496

Аннотация: Эстетизация повседневности представляет собой многоаспектный социокультурный феномен. Изучение истории повседневности является сегодня одним из наиболее актуальных направлений современной науки. Данное исследование ставит задачей выявление истоков процесса эстетизации повседневности в Новое время и расширение временных границ за рамки его философского осмысления в XVIII веке. Целью исследования является анализ исторического материала XVII века, демонстрирующиего, что процессы эстетизации и театрализации повседневной жизни происходили именно в это время. Во Франции XVII века присутствуют все условия для процесса эстетизации и театрализации повседневности. Процесс социализации элит завершается к середине XVII века, формируется новый эстетический вкус и эстетический идеал, который возможно перенести на предметно-пространственную среду, происходит институализация искусства и возникает индустрия роскоши. В XVII веке мы видим не только художественно-эстетическое оформление предметно-пространственной среды, но и совершенно очевидное расширение художественной жизни за пределы искусства, когда обыденная жизнь уподобляется искусству, телесные потребности такие как сон, питание, туалет эстетизируются и театрализуются. Происходило так же изменение канонов поведения и внешнего вида под воздействием нового эстетического идеала. Процесс эстетизации в XVII веке не носил массовый характер, оставаясь элитарным и затрагивая лишь социальные верхи. Однако, модель, или механизм эстетизации повседневности, созданная в XVII веке сохраняется на протяжении последующих столетий, распространись по Европе дойдет до России.
Философия и искусство
Борисов А.В. - Основные методы внедрения элементов дизайна и графики в видео c. 73-87

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.3.37609

Аннотация: Предметом исследования оказывается процесс многих аспектов аудиовизуального творчества, которые необходимо учитывать при создании видео. Объектом работы является создание трейлера фильма посредством использования элементов дизайна и графики в видеоряде. В исследовании рассматривается трейлер постапокалиптического фэнтези-жанра под названием «Бытие», в котором два главных героя изображены как противоположности. В работе рассмотрены и подробно описаны все этапы создания видео трейлера к фильму, включая визуальное представление (отрисовка текстуры центральных предметов, выбор шрифта для отображения заглавия фильма, контроль движения актёров и перемещений кадров), аудиосопровождение видеоряда (музыка, закадровый голос, звуковые эффекты). В работе отмечено, что основной целью всех рассмотренных в статье этапов разработки трейлера оказывается создание аудиовизуального проекта профессионального качества. Основными методами, использованными в исследовании, являются моделирование визуальных эффектов и 3D-моделирование в Houdini, создание реалистичных матовых картин в Photoshop и композитинг видео в Nuke. В качестве основных выводов исследования обозначаются те специализированные программы, которые позволяют создать качественный авторский продукт. Этот софт станет ядром проекта, так как именно в нем все элементы будут объединены в один финальный клип за счет качественной интеграции различных объектов сцены. Новизна исследования заключается в том, что в рамках работы осуществлена характеристика возможностей работы с различными видеоредакторами и графическими программами, которые в своей совокупности помогают создателям трейлеров к фильмам и иных подобных продуктов реализовать задачи по зрелищности и качественности произведённых проектов.
Лампасова А.В. - «Гименей» и «Маска королев» Иниго Джонса. Ранние зрелища при дворе Якова I и театральная эстетика барокко c. 88-98

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.3.37699

Аннотация: Предметом исследования являются изменения театрального пространства и художественных особенностей двух ранних придворных масок на переходе от ренессансной театральной системы к барочной. Объектом исследования стали два ранних придворных зрелища стюартовского периода в контексте эстетики барокко – «Гименей» и «Маска королев», авторами которых выступили драматург Бен Джонсон и художник Иниго Джонс. Особенное внимание уделяется сценическому оформлению обеих масок и преобразованиям театрального пространства, в которых главную роль начинает играть сценическое устройство – поворотный круг. Его использование в зрелищах не только позволило художнику менять всё оформление целиком и через сами превращения выражать одну из главных тем представления, но также объединило сценические трансформации с сюжетным действием маски. Материал исследования представлен сохранившимися текстами пьес-масок Бена Джонсона, письмами придворных и послов, которые были непосредственными свидетелями придворных зрелищ, а также изданными эскизами костюмов и декораций Иниго Джонса. Методология работы включает культурно-исторический подход, описательный метод, метод сравнительного анализа, а также до сих пор не осуществлённую в отношении обеих масок реконструкцию театрального представления. Новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественном театроведении предпринята попытка на материале двух придворных зрелищ рассмотреть эстетические особенности театрально-декорационного искусства Иниго Джонса в контексте эстетики барокко. Основным выводом является выявление в двух ранних стюартовских масках черт барочного искусства и перехода к формированию театра английского барокко с его сценическими метаморфозами, поражающей зрителя динамикой, охватом вселенских просторов на сцене и синтезом всех искусств.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.