по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 09, 2020
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 04-10-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 09, 2020
Актуальный вопрос
Якимов А.Е. - Постправда и повседневность. К проблеме определения понятия «постправда» c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.9.33801

Аннотация: Объектом исследования является популярное в современной академической среде, но гипотетическое и не имеющее пока четкого определения понятие «постправда». Предмет исследования – взаимосвязь повседневного мышления и постправды как режима функционирования смысла. Автор предпринимает попытку прояснить взаимозависимость «постправды» и повседневных фоновых практик. В основании понятия «постправда» лежит проблематизация достоверности в связи со стремительным развитием и расширением коммуникативной среды. Данное понятие относится не только к политической реальности, но и оказывает влияние на культурную, художественную и повседневную. В статье обозначаются некоторые основные характеристики постправды: плюрализм, фрагментарность, потребительский характер истины, инструментальность, ситуативность, постпубличность как среда, в которой люди осуществляют коммуникацию при помощи технических средств. В статье обосновывается гипотеза, согласно которой «фоновые ожидания» как важный составляющий элемент повседневной жизни являются одним из главных условий функционирования смысла в модусе постправды. Задача статьи – проблематизация понятия «постправда» через соотношение его характеристик с логикой повседневного мышления, и обозначение некоторых тенденций культуры постправды. Актуальность вызвана потребностью более подробно прояснить значение понятия «постправда» для современной культуры в целом. В качестве вывода автор отмечает, что культура постправды – явление более сложное и многогранное, которое не ограничивается только лишь манипуляциями общественным мнением и ложью в средствах массовой информации. Постправда выступает также условием преодоления дихотомии истина/ложь в повседневной жизни. В культуре постправды возникает тотальное недоверие к медиа (особенно к тем сообщениям, которые претендуют на достоверность, например, документальное кино). Это способствует возникновению «новой достоверности», реабилитирующей повседневный, субъективный опыт, художественный язык (постдокументальное кино). Происходит своеобразное разоблачение тотальной симуляции через конструирование в медиа реальности индивидуального, субъективного восприятия.
Кормин Н.А. - Цвет как проблема феноменологической эстетики c. 9-33

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.9.33776

Аннотация: Задача исследования – прояснить эстетическую концепцию восприятия цвета со стороны феноменологических рассуждений Эдмунда Гуссерля. Сегодня диаграмма направленности поля феноменологических исследований формируется в различных зонах: от теологической до натуралистической. В какой из этих зон располагаются структуры феноменологического анализа цвета – вопрос непростой. Колористический регион конституируется по мере сознания, включая и сознание эстетическое. Встретиться с феноменом цвета крайне сложно уже хотя бы потому, что его очевидность выполняется только пылкостью созерцающего сознания с его эстетическим пафосом, - сознания, проводящего различие между как бы данностью трансцендентного цвета и эстетическим «материком данностей». Речь идет, как сказал бы Гуссерль, об ореоле сознания, относящемся к сущности восприятия, совершаемого в модусе обращенности к красоте цвета. Впервые намечены подходы к исследованию такой сложной феноменологической темы, как описание колористической установки, эйдетика переживаний цвета в философии Гуссерля, раскрыто значение ее разработки для постижения эстетического и художественного сознания. Основные выводы проведенного исследования связаны с философской интерпретацией идеи цвета как включенной в феноменологии в опыт философского удивления, которое переходит в обретение сущности «феноменологический цвет» вообще, а в эстетике оно напрямую соотнесено с появлением ее структур на горизонте гармонического синтеза актов перцептивного исполнения в воображении, «первозданно дающего видения» цвета, с созданием картины колористических впечатлений как когнитивных эмоций, редуцированного чистого цветовосприятия, с пониманием того, как искусство делает очевидными сами условия видимости цвета, как производится его художественный синтез, в структуре которого корреляционный анализ может усмотреть аналог априористского эмпиризма – этой выявляемой в отечественных исследованиях фундаментальной характеристики чисто гуссерлевского синтеза и метода.
Традиции и инновации
Дедюхина П.В. - Особенности жанра романа без слов в Европе и США на примере произведений Франса Мазереля и Линда Уорда c. 34-45

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.9.33641

Аннотация: Объектом исследования является роман без слов – жанр на стыке литературы и изобразительного искусства, появившийся в Европе в конце 1910-х годов. В большинстве случаев автором повествования в романе без слов является сам художник, а произведения не имеют вербально зафиксированной основы. Изобразительная составляющая имеет не иллюстративный, а самостоятельный характер и исполняет вербальные функции. Наиболее активно и плодотворно с романами без слов работало два мастера – Франс Мазерель, основоположник жанра и автор термина; и Линд Уорд – художник, благодаря которому этот жанр получил распространение в США. В творчестве других художников это было, скорее, экспериментом, поэтому для анализа выбраны именно работы Мазереля и Уорда. Основные выводы проведенного исследования связаны с особенностями художественного языка романов без слов, специфика которого обусловлена тем, что ему необходимо решать задачи противоположного ему по своей сути языка – вербального, не имея для этого готовых инструментов. Изображения в романах без слов повествовательны, и полноценно существуют только в рамках серии. К тому же, это изображения, пропущенные через опыт текста. Хотя сама идея жанра заключается в ведении повествования без использования слов, нельзя говорить о том, что вербальная составляющая уничтожается. Она трансформируется, перемещаясь во внутренние слои изображения, приобретая имплицитный характер. В статье проанализированы основные визуальные инструменты, которые используют художники при создании романов без слов.
Диалог культур
Чэнь Я. - Проблемы профессионального фортепианного образования Китая: описание и обобщение c. 46-57

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.9.33938

Аннотация: Предметом исследования являются выделенные китайскими и русскими авторами проблемы профессионального фортепианного образования. В статье предлагается уровневая модель обобщения и описания актуальных проблем китайского фортепианного образования, в котором выделены: 1) локально наблюдаемые (точечные) проблемы; 2) проблемы недостаточной профессиональной квалификации педагогических кадров; 3) проблемы отсутствия общей теоретико-методической базы подготовки высококвалифицированных кадров; 4) теоретико-методологические проблемы сочетания европейских основ пианизма и национально-культурной специфики Китая. Уровни выделяются на основе градация проблем от явно наблюдаемых и локальных, т.е. данных в опыте самих студентов и их преподавателей до проблем более общих (абстрактных), которые, будучи теоретико-методологическими, выступают, в свою очередь, причинами проблем предыдущего уровня.   Раскрывая подуровни выделенных проблемных зон и делая акцент на взаимосвязанности описываемых проблем, делается вывод о наличие корневой причины затруднений в фортепианном образовании Китая, заключающейся в нерешенной задаче интеграции международного опыта фортепианного образования в образовательных реалий Китая. Отмечается, что этот конфликт национального и европейского в китайском пианизме можно преодолеть сняв, прежде всего, идею несовместимости этих фортепианных культур и создав интеграционную модель теоретико-методологических оснований профессионального музыкального образования в которой были бы предусмотрены позиции китайских и русских педагогов и исследователей, занимающихся теоретико-методологической проблематикой.
Аксиология: ценности и святыни
Сытых О.Л., Синцова Л.К. - Проблема смысла жизни в русской философии и её отражение в мировоззрении современной студенческой молодёжи c. 58-69

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.9.33986

Аннотация: Предметом исследования являются проблема смысла жизни в русской философии и в представлениях современной вузовской молодёжи. На основе анализа сочинений студентов Алтайского государственного университета «Проблема смысла жизни в русской философии и моё понимание проблемы» выявлены: популярность у студентов русских философов, понимание ими их позиций в этом вопросе, принятие и отрицание студентами отдельных положений, изложенных в их философских трудах. Главное внимание в статье уделено собственной позиции студентов в вопросе о смысле жизни. В статье содержится сравнение результатов анализа сочинений с социологическими исследованиями, представленными в литературе. Основными методами являются: диалектический метод, метод диалога, сравнение, обобщение, анализ. Результатом исследования являются выявление смысложизненных ориентаций современной студенческой молодежи, их отношение к одной из главных проблем русской философии. Стремление к свободе в выборе жизненного пути, и утверждение права на поиски собственного смысла жизни, самореализация в творчестве и добрых делах – эти идеи русских философов оказались наиболее близки современной студенческой молодёжи. Разнообразие точек зрения, выразившееся как в положительных, так и в отрицательных высказываниях студентов по поводу прочитанного (произведений русских философов) ¬ закономерный итог осмысления сложной темы и попытки собственного самоопределения в современном мире.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.