по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 07, 2020
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 04-08-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2020
Философия и искусство
Гайнутдинов Т.Р. - Ослепление и истоки рисунка c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.7.33570

Аннотация: Предметом исследования выступает проблема рисунка в философии Жака Деррида и, в частности, так называемая «гипотеза ослепления», которую Деррида высказывает в работе «Мемуары слепого: автопортрет и другие руины»: «рисунок… и операция рисования должны иметь некое отношение к ослеплению». Деррида исследует эту устоявшуюся онтотеологическую традицию классической метафизики: ослепление здесь становится необходимым жертвенным актом, условием, делающим возможным переход от физического ока — к духовному, поэтому Деррида описывает это как «жертвенную» экономику, которой с неизбежностью следует художник, каждый рисунок которого оказывается пророчество слепца, обозначающим горизонты грядущего.   Эксплицируя обозначенную гипотезу Деррида, мы обращаемся не только непосредственно к тексту «Мемуаров слепого» и документально-нарративному фильму его сопровождавшему, но также стремимся реконструировать одноименную выставку, состоявшуюся в Лувре в 1990 году, куратором которой также выступил Деррида. Сопоставление этих трех пластов позволило полнее раскрыть «гипотезу ослепления», и вписать её в более общий философский контекст деконструкции, а также переосмыслить проблемы фигуративности рисунка, его миметического и репрезентативного характера. Мы приходим к выводу, что сущность рисунка никак не связана с видимым, и его исток лежит всецело на уровне памяти.
Актуальный вопрос
Юй Я. - Актер и чувство речевой «свободы» на сцене и на экране c. 10-20

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.7.33485

Аннотация: Предмет исследования статьи «Актер и чувство речевой «свободы» на сцене и на экране» - культура произнесения актером текста в кино и театре. В статье поднимается ряд интересных вопросов – амплуа артиста, развитие актерских данных в зависимости от типа кинематографа. Особенно содержательны наблюдения автора статьи по части различия речи в кино и на сцене. Автор рассматривает подробно различия использования речевых элементов в кино утверждая, что речевые «испульсивности» здесь должны воссоединиться с фиксированным кадром. Также рассматриваются вопросы использования тишины в кинематографе и театре, различия в их применении в этих видах искусства. По итогам исследования автор приходит к выводу, что разнообразие голосовых, дикционных, темпо-ритмических навыков актера игрового кино проявляется и действует по другим - в отличие от театра - законам внутреннего процесса. Утверждается что речевая партитура артистов в спектакле явление условно-фиксированное, так как спектакль живой организм, тогда как в кинематографе речь отличается большей статичностью, в частности за счет наличия дублей и подгонки режиссером к желаемому результату. Автор утверждает, что речь артиста на сцене подчинена строгой ритмической партитуре, которую задают текст автора, режиссер спектакля, даже сценические и биологические ритмы партнера. В отличие от кино речь на сцене не является фиксированной величиной.
Философия познания
Ломакина Н.Б. - Формирование представлений о рациональности в античной политической философии c. 21-30

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.7.32704

Аннотация: В статье формирование представлений о рациональности рассмотрено с позиции политических и управленческих взглядов философов Античности. Описано зарождение рационального мышления во времена Древней Греции, проанализированы его причины и предпосылки, приведены основные термины и понятия, изложены рационалистические взгляды античных философов, касавшихся в своих произведениях политических и управленческих тем. Рациональность рассмотрена как феномен, перечислены некоторые существующие типы рациональности. Большое внимание в статье уделено описанию среды, повлиявшей на формирование рационалистического подхода в связи с огромным влиянием, оказанным ею на дальнейшее развитие мышления. Отмечен момент влияния образования в Античности как культурного феномена на развитие языка, дефиниций, понятий, и, как следствие, научно-теоретического мышления как понятийной деятельности. Процесс исследования построен с применением метода сравнительно-философского анализа, целью которого является получение нового научного знания. Автор делает вывод, что начав развиваться в Античности, рациональность по сей день представляет собой наиболее адекватный способ познания мира, и в вопросах власти и управления – в том числе. Философские основы рациональности, заложенные в Античности, стали прочным фундаментом европейского рационализма. Присвоение разуму "звания" наиболее верного инструмента познания позволило философам сформулировать категории и понятия для объективного понимания мира, перевести мышление в плоскость абстрактных понятий. Рациональное мышление получило закономерное развитие в политической философии, сделав способность к здравым рассуждениям и разумным решениям основной добродетелью политического деятеля. Рациональность по сей день занимает большое место в политической философии и философии управления, являясь одной из самых обсуждаемых и актуальных тем.
Национальный характер и менталитет
Чжан Х. - Образ Бориса Годунова в трагедии А.С. Пушкина и в опере М.П. Мусоргского: сравнительный анализ философско-эстетического, психологического и социального компонентов c. 31-40

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.7.33393

Аннотация: Предметом исследования являются образ Бориса Годунова, рассмотренный в трех различных аспектах в одноименной трагедии А. С. Пушкина и в опере М. П. Мусоргского. Цель работы заключается в раскрытии многогранности и сложности образа царя, а также в определении основных черт, свойственных его фигуре в представлении поэта и композитора, что требуется, в первую очередь, для помощи исполнителям в работе над постановкой оперы "Борис Годунов". В исследовании был применен метод сравнительного анализа трагедии и оперы по трем основным категориям: философско-эстетическое основание, психологический портрет, особенности социального окружения и место героя в нем. Основными выводами проведенного исследования является выделение таких важных сторон возможной интерпретации образа царя, как: 1) базовая философская идея, которая кладется в основания всей постановки и таким образом определяющая место Годунова в художественной концепции режиссера и исполнителя; 2) основные психологические черты, которые выходят на передний план и задают эмоциональный тон образа царя Бориса; 3) характер и специфика отношений героя с второстепенными персонажами, которые позволяют углубить как первый, так и второй компоненты определенными чертами в действиях царя. Новизной данного исследования является попытка определения основных направлений работы над художественным образом партии посредством теоретического анализа представлений о заглавном герое рассмотренной драмы Пушкина и оперы Мусоргского. Предполагается, что в созданном между этими великими художниками спектре черт и характеристик Бориса Годунова начинающие артисты смогут найти ключ к своей уникальной интерпретации этой партии.
Стародубцева М.А. - Антиэкстремистские идеи в евразийских работах Н. С. Трубецкого и их отражение в исследованиях Л. Н. Гумилева c. 41-52

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.7.33541

Аннотация: Объектом исследования является проблематика, поднимаемая представителями политико-правового учения евразийства, не утратившая актуальности и значимости и по сегодняшний день, несмотря на то, что история классического евразийства закончилась более 70-ти лет назад. Географическое положение России, её пространственно-временная ориентированность, или, пользуясь термином Петра Николаевича Савицкого, месторазвитие, делает отечественную политико-правовую идеологию обреченной на поиск идей и концепций, связанных с данной характеристикой нашего государства. Предметом исследования выступает актуальность классического евразийства, а именно идеи его основоположника Н. С. Трубецкого, в частности, их антиэкстремистская направленность, более чем современная сегодня. Так же мы хотим сравнить идеи Н. С. Трубецкого и Л. Н. Гумилева и выявить общую антиэкстремистскую позицию.    Основным выводом проведенного исследования является подтверждение нашей гипотезы об антиэкстремистском характере идей Н. С. Трубецкого и Л. Н. Гумилева. Ярким подтверждением является суть "революции в сознании", о которой говорит Трубецкой, и которая состоит в том, что отвергает "пленительные устремления римско-германской цивилизации", объявляя себя "пупом земли", в то время как необходимо понимать, что все культуры эквивалентны тому, что нет высших и низших культур. Н. С. Трубецкой прямо говорит, что "революция в сознании" заключается в свержении идолов эгоцентризма, то есть национального высокомерия и шовинизма. Вторым нашим выводом является подтверждение гипотезы об антиэкстремистском характере евразийских идей Л. Н. Гумилева. Он обосновывал своими аргументами полицентризм по теории этногенеза, основанной на естествознании. Можно сказать, что сама идея этносов, как основной единицы теории Л. Н. Гумилева, уже говорит о достаточно ярко выраженном антинационалистическом и антиэкстремистском характере теории ученого, что вновь подтверждает нашу гипотезу.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.