по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 02, 2020
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 27-02-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2020
Социальная философия
Масланов Е.В. - Коммуникационные площадки в сети интернет как зоны обмена: возможности и ограничения c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.2.32241

Аннотация: Предметом исследования является анализ специфики функционирование коммуникационных площадок и платформ в сети интернет. Они могут быть представлены как зоны обмена, в которых происходит выработка новых способов конструирования взаимодействия между различными акторами. Особую роль в их функционировании играет взаимодействие между человеческими и не-человеческими акторами, такими как интерфейсы, строчки программного кода, голосовые помощники и другие. Подобные зоны обмена могут быть описаны как пространства предполагающие формирование нового типа социальности на основа выстраивания ассоциаций и объединений между человеческими и не-человеческими акторами. На основе использования методологических подходов к анализу зон обмена представленных в работах П. Галисона и применении элементов методологического подхода используемого в рамках акторно-сетевой теории Б. Латуром и М. Каллоном автор делает вывод о функционировании подобных зон обмена как элементов сети. Основным выводом проведенного исследования является то, что коммуникационные площадки и платформы могут быть представлены как гибридные распределенные пространства перевода и согласования деятельности человеческих и не-человеческих акторов функционирующих в рамках сетевой культуры цифрового пространства интернета. К преимуществам гибридного функционирования зон обмена в сети интернет относится: быстрота создания новых ассоциацией и сетей; коммуникация и следование общим правилам, выработанным в процессе создания и функционирования ассоциаций между различными акторами; конструктивисткий характер ассоциаций; формирование ситуацию неопределенности. К ограничениям можно отнести формализованность и техническую неизменность их функционирования; все меньшую связанность с традиционными культурами; примат рационального, рационализация аффективности и навязывание специфических стандартов рациональности.
Связь времен
Лысова Н.А. - Репрезентация образа прошлого в современных отечественных игровых исторических фильмах c. 12-26

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.2.32256

Аннотация: Рассматриваются проблемы репрезентаций образов прошлого в современных исторических игровых фильмах и телевизионных сериалах. Обозначенная проблема в значительной степени актуализирована популярностью этого рода кинопроизведений у современного массового зрителя. Молодое поколение обращается к историческим игровым фильмам как к легкому и доступному их восприятию источнику информации об исторических фактах, событиях, процессах и личностях. Однако такая тенденция несет в себе угрозу дезориентации массового зрителя относительно исторического прошлого. В статье анализируются понятия «образ», «художественный образ», «образ прошлого» и их специфические черты в контексте предмета исследования. Обращается внимание на сложность соотношения понятия «исторический фильм» и вводимой в терминологию СМИ устойчивой лексической конструкции «псевдоисторический фильм». Основанием исследования явилось сочетание двух подходов. Культурологический подход позволил рассмотреть степень репрезентаций образов прошлого в историческом игровом кино. А многоаспектный характер предмета исследования и неоднородность теоретического и эмпирического материала предполагают обращение к междисциплинарному подходу. На основании анализа современных отечественных исторических игровых полнометражных фильмов и сериалов автор выделяет критерии, позволяющие судить об адекватности образа прошлого, воплощенного в экранном произведении, исторической действительности. К ним относятся: степень достоверности реконструкции материальной культуры конкретного периода истории, а также событий и явлений, общественных и исторических процессов воссоздаваемого исторического времени; достоверная передача ментальности конкретного культурно-исторического периода; и собственный взгляд создателей фильма на историю, авторское осмысление и интерпретация исторических процессов, событий, явлений и пр. В рамках статьи автор акцентирует внимание на рассмотрении первых двух критериев.
Социальная динамика
Балакирева С.Ю. - Местное самоуправление как социальный детерминант формирования гражданского общества c. 27-33

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.2.32229

Аннотация: в статье рассматривается идея современной модели местного самоуправления как социального детерминанта формирования гражданского общества. Отмечается, что сегодня местное самоуправление переживает политический и социальный абсентеизм, выражающийся в апатии и бездействии граждан, сложившийся в результате отсутствия их доверия к любой власти и скептического отношения к возможности оказать влияние на её решения. Подчеркивается, что системная модернизация, направленная на формирование гражданского общества, возможна только на основе нового философского контекста, исходящего из признания необходимости согласованного взаимодействия между властью и населением. рассматриваются исторические и социальные особенности становления местного самоуправления в России, представлен сравнительный анализ западной и отечественной моделей. Концентрация внимания на представленных автором концептуальных основах построения модели местного самоуправления позволит избежать «нащупывания» в определении путей и эффективных способов трансформации России, а также поставит заслон массовым социальным преобразованиям и изменениям, вызывающим все возрастающий объем негативных социальных последствий. Только в этом случае возможно эффективное местное самоуправление как детерминант формирования гражданского общества.
Духовно-нравственные искания
Подоксенов А.М. - Идеи Ф.М. Достоевского в произведении Михаила Пришвина «Повесть нашего времени» c. 34-49

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.2.31939

Аннотация: Предметом статьи является анализ влияния религиозно-нравственных идей Достоевского на мировоззрение и творчество Пришвина, исследование исторического и культурного контекста его взглядов на возможность осуществления в советском обществе идеалов христианской любви даже в условиях воинствующего атеизма и жестокостей идущей Великой Отечественной войны. Показано, что для раскрытия сущностных смыслов реальности Пришвин использует разные концепты, о чем свидетельствует целый ряд актуальных мировоззренческих идей, присутствующих в семантическое поле его текстов. В статье используется метод историко-философской реконструкции. Сопоставляя оценки Достоевским и Пришвиным революционного движения, устанавливается метатекст, позволяющий лучше понять, как Пришвин постигал основные тенденции развития общественного бытия и сознания своего времени. Новизна исследования заключается в анализе контекста размышлений Пришвина о путях преодоления духовного разлада русского общества, где православное мировоззрение значительной части населения вступает в конфликт с идеологией большевизма. Через художественное бытие своих героев писатель показывает, как в годину фашистского нашествия сама жизнь демонстрирует торжество православной веры, которой русский народ остается верен вопреки давлению грозного атеистического государства.
Эстетика
Бычков В.В. - Некоторые эстетические аспекты искусства символистов c. 50-65

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.2.32137

Аннотация: Исследование посвящено изучению основных мотивов творчества ху-дожников символистов: Вечно Женственного начала бытия, активно дейст-вующего пейзажа, мифологических и религиозных образов, - в их нередком пересечении в одном произведении искусства и выраженных утонченными живописными средствами. Поставлена задача показать, как путем художест-венного осмысления названных тематических линий таким художникам как Морис Дени, Одилон Редон, Гюстав Моро, Франц фон Штук, Михаил Вру-бель удалось создать уникальные символические образы. В работе использован принцип совокупного применения эстетического, искусствоведческого, философского методов анализа конкретных произведе-ний искусства для выявления их художественно-эстетических смыслов. Осо-бое внимание уделено символистской специфике живописного выражения, глубинного проникновения к метафизическим основам изображаемого. Подобный подход дал возможность выявить изысканную гармонию пейзажа и женских образов (Дени); предчувствие таинственного и неведомо-го в сиренево-фиолетовом сумраке, демонической одухотворенности ночного пейзажа и художественного выражения самого демонического (Врубель); по-казать, что очарование таинственным, проникновение к абстрактным исто-кам пейзажа ведут в работе с религиозным сюжетом к выражению мистиче-ских основ бытия (Редон); а сочетание классицистской ясности изображения с символистской таинственностью и абстрактной живописностью в мифоло-гическом искусстве приводит к явлению самого мифа как кванта глубинного сакрального невербального знания (Моро).
Философия и искусство
Пересторонина М.Г. - «Псевдокатарсис» как формула комбинаторного искусства на примере кинематографа Новейшего Голливуда конца ХХ – начала XXI вв. поколения Вачовски-Нолана c. 66-76

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.2.31905

Аннотация: В статье, на основе взглядов доктора искусствоведения А.А. Артюх на смену парадигм в развитии современного киноискусства и методологии науки П. Фейерабенда (концепция эпистемологического анархизма), с опорой на диссертационное исследование Н.А. Осминской о взглядах Г. Лейбница на комбинаторное искусство, детально анализируется на примере «арт-блокбастера» Новейшего Голливуда воздействие на зрителя универсальной формулы «псевдокатарсиса», посредством которого он превращается в потребителя кинематографического продукта. Показывается, каким образом «арт-блокбастеру» удается каждый раз добиваться от своего зрителя катарсических состояний, которые не ведут к «перемене ума», но постоянно держат его в завораживающем чувственном напряжении-возбуждении во время просмотра фильма, а после – в перманентом ожидании продолжения знакомых историй. В рамках междисциплинарного подхода автором соотнесены научно-теоретические, культурологические и эстетические взгляды на развитие кинематографа Новейшего Голливуда, выявлена универсальная формула «псевдокатарсиса» и её воздействие на зрителя. Основной вклад автора заключается в выявлении универсальной формулы «псевдокатарсиса» на примере «арт-блокбастеров» Новейшего Голливуда поколения Вачовски-Нолана, посредством которой зритель превращается в потребителя кинематографического продукта, а в культуре в целом развивается чувство не эклектических, а комбинаторных возможностей в рамках постмодернисткой эстетики.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.