по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 11, 2020
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 07-12-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 11, 2020
Эстетика
Бычков В.В. - К эстетике раннего Фридриха Шлегеля c. 1-14

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.11.34306

Аннотация: Предметом исследования является эстетика раннего Фридриха Шлегеля. В своей эстетике Шлегель продолжает традиции немецкой классической философии, акцентируя особое внимание на принципах прекрасного и возвышенного в искусстве. Красоту, как и нравственность, Шлегель считает изначально присущей человеку, который наряду с нравственным имеет и «эстетический императив». В качестве «трансцендентального фактора» красота основывается на незаинтересованном удовольствии и являет собой идеал, к которому в свое время приблизилось древнегреческое искусство, и стремления к которому так не хватает искусству современному. Высшая красота органична («растительна») как природа; два основных «элемента» составляют суть красоты: «явление» и «благо». Прекрасное в широком его понимании охватывает и возвышенное. Шлегель обращает особое внимание на безобразное как эстетическую категорию, противостоящую прекрасному и возвышенному, дает набросок будущей теории безобразного. Он связывает безобразное с животным началом человека и показывает, что оно базируется на отвратительном, мучительном, чудовищном, «нищем хаосе» бытия, мани-фестируя собой абсолютное отрицание.   Центральным эстетическим принципам – прекрасному и возвышенному, – противостоят два типа безобразного: собственное безобразное и «возвышенно безобразное». Одной из главных составляющих культуры как гуманитарного фактора Шеллинг считает искусство и усматривает три типа культуры: естественную, органично вырастающую на основе мифологии (достигла высокого уровня в Античности), искусственную, созидаемую на основе рассудка по эстетическим законам (новоевропейская) и эстетическую, под которой имеется в виду особый акцент в культуре на эстетической сущности, на художественности. Шлегель убежден, что дальнейшее позитивное развитие культуры и искусства возможно только под управлением «правильной» эстетической теории, начала которой он усмат-ривает у своих современников.
Актуальный вопрос
Павлова-Борисова Т.В. - О первой части сборника «100 якутских песен» (песни для голоса с фортепиано в обработке М.Н. Жиркова и Г.Г. Лобачева, песенные фрагменты из опер М.Н. Жиркова, Г.И. Литинского) c. 15-26

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.11.32939

Аннотация: Объектом исследования являются обработки якутских народных песен, хранящихся в фонде первого якутского композитора М.Н. Жиркова (1892-1951) в Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия). Предметом исследования является рукопись «100 якутских песен». Часть из них была опубликована в сборниках «Саха ырыалара» (1948) и «Якутские народные песни» (1958). Особое внимание в сравнительном аспекте уделено уже опубликованным образцам, в частности, в нотных сборниках А.В. Скрябина и Ф.Г. Корнилова. В статье разбирается внутреннее содержание обработок песен, вошедших в рукопись "100 якутских песен", отзывы специалистов, свидетельства современников. В статье впервые поднимается проблема соавторства напевов и выполненных обработок, некоторые из которых являются народными напевами. Образцы, характеризующиеся развитой мелодической структурой, рассматриваются как результат мелодического творчества самодеятельных авторов, а также воздействия музыкального профессионализма европейского типа. В результате анализа рукописного наследия М.Н. Жиркова установлено, что многие обработки якутских народных песен выполнены им в сотрудничестве с московскими композиторами Г.И. Литинским и Г.Г. Лобачевым. Так же впервые проведен сравнительный анализ корпуса песенных обработок из рукописи М.Н. Жиркова «100 якутских песен», который хранится в фондах Национальной библиотеки РС (Я).
История идей и учений
Ковалев А.А. - Концептуальный плюрализм в зарубежной философии и социологии права: история и современность c. 27-43

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.11.33456

Аннотация: В статье проведен анализ концептуальных представлений выдающихся зарубежных мыслителей о праве как реальности социального бытия и форме общественного сознания, которые традиционно относятся к философии и социологии права. Целью работы является: 1) оценка отношения аналитической юриспруденции к теоретической интеграции различных аспектов права по аналогии с социологией права; 2) рассмотрение соотношения философского и социологического подходов к трактовке социально-правовых смыслов современности; 3) анализ зависимости в развитии философии права, которая часто искала объяснения в своеобразной внутренней логике, присущей юридической практики юристов, и социологии права, стремящейся понимать право в связи с различными аспектами организации общественной жизни (включая профессиональную юридическую и административную практику). Методы данного исследования включают компоненты сравнительно-правового, социально-философского, историко-логического, а также политологического анализа. Исследование осуществлено на основе трудов и статей европейских философов и социологов права – в основном, XIX – XX веков. К новизне указанного исследования следует отнести следующие авторские позиции. Во-первых, в работе предпринята попытка не просто сквозного анализа подходов и теорий разного толка, но и дается оценку состоятельности изучения вопросов природы социального и правового в плоскости социологии права. Во-вторых, в статье обращено внимание к опыту западного права, которое по мнению автора, стало почти повсеместно означать право национального государства; то есть право того, что британский философ, основатель юридического позитивизма Джон Остин называл независимыми политическими обществами. В-третьих, в статье раскрыт вопрос о критическом потенциале социологии права, которая критиковала предположение о том, что природа социального не является проблемой для юридической теории.
Урбанаева И.С. - Введение в трактат Чже Цонкапы «Океан аргументов: Большой комментарий к сочинению Нагарджуны “Муламадхьямакакарика” » c. 44-58

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.11.34454

Аннотация: Предметом статьи является содержание тибетского текста - выдающегося комментаторского труда великого буддийского реформатора и основоположника школы гелугпа Чже Цонкапы (1357-1419) под названием «Океан аргументов: Большой комментарий» к тексту Нагарджуны “Муламадхьямакакарика”, известному как “Мудрость”» («dBu-ma-rtsa-ba’i-tshig-leur-byas-pa-shes-rab-ces-bya-ba’i-rnam-bshad-rigs-pa’i-rgya-mtsho-zhes-bya-ba-bzhugs-so»). В ней анализируется содержание раздела предварительных наставлений сочинения Цонкапы и вступительной части собственно комментария Цонкапы к «Муламадхьямакакарике», в совокупности называемых автором статьи "вводной частью" "Океана аргументов". Работа выполнена автором статьи на основе ее собственного перевода с тибетского языка, являющегося первым переводом оригинального текста на русский язык. Анализ труда Цонкапы позволяет автору статьи заключить, что он является фундаментальным логико-аналитическим исследованием «Муламадхьямакакарики» Нагарджуны, выполненным в индо-тибетской схоластической традиции при опоре на множество оригинальных буддийских первоисточников – сутр и шастр, включая базовые индийские комментарии к сочинению Нагарджуны, написанные древнеиндийскими философами Буддапалитой, Бхававивекой, Чандракирти. Этот текст является важным источником для презентации в современном философском дискурсе доктрины школы мадхьямика, в особенности представленной тибетскими прасангиками в лице Чже Цонкапы.
Философия культуры
Кибасова Г.П., Галкова О.В. - Ландшафт в пространстве и пространство ландшафта (англо-американская историография) c. 59-71

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.11.33506

Аннотация: Предметом исследования является анализ проблемы взаимодействия культурного ландшафта и пространства в англо-американской литературе. Особое внимание уделяется изучению тех концепций, которые связаны с пониманием пространства как содержащего в себе не только физическую, но и символическую составляющие, которые строят концепты пространства как сети отношений. Авторы подчеркивают особый интерес исследователей к выявлению связей сообществ с местами их обитания и ослаблению этих связей в процессе глобализации. Рассматривая проблему «чувства места», анализируется концепция конструирования места И-Фу Тауна. Охарактеризованы различные позиции по вопросу соотношения ландшафта и места. Авторы выделили эффективно развивающийся в настоящее время феноменологический подход к изучению культурного ландшафта. Поскольку метафора палимпсеста является важнейшей в раскрытии сущности ландшафта, показано исследование места как многослойного феномена, объединяющего прошлые и современные функции, идеологии и физические контексты, как интертекст.      Авторы пришли к выводу, что на современном этапе одним из наиболее перспективных направлений является осмысление пространства ландшафта как реляционного, когда ландшафт рассматривается как продукт практики, траектории и взаимосвязи. Реляционные представления о постоянно преобразующемся мире в значительной степени сформированы теорией акторских сетей (actor-net work theory), «теорией становления» или «нового витализма» и гибридной географией.Теория акторских сетей направлена на преодоление представления о мире как составленном дискретными, ограниченными объектами, и предлагает осмысливать мир, составленный из сетей. Каждый предмет или человек могут быть понятыми как совокупный результат сетевых отношений, а чувство нашей индивидуальности и воли всего лишь реляционный эффект.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.