по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 12, 2019
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 09-01-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2019
Религии и религиозное возрождение
Кангиева А.М. - Теория смысла в суфийской коммуникативистике c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.12.31617

Аннотация: В статье раскрывается понятие суфийской коммуникативистики как нового междисциплинарного направления, возникшего на пересечении философии, теологии и теории коммуникаций. В рамках суфийской коммуникативистики простраивается теория смысла. Дается понятие информации с опорой на термин Шеннона «антиэнтропия» - через суфийскую категорию «низам». И далее, смысл определяется как достижение такого резонанса в едином порядке, который ведет к Встрече. Вводятся следующие философские метафоры «Ты-есть» рубеж, манифестация «Ты-есть-бытия», теологический аутизм, поле игры, пространство встречи. используется коммуникативная методология как альтернатива логико-смысловому и культурно-историческому методу при исследовании мистической литературы, средневековых источников Простраивается теория смысла, где смысл описывается через такие признаки: 1) коммуникативность, поскольку декодировка знака и смыслоизвлечение есть только между двоими; 2) динамизм, т.к. смысл всегда результат движения к Другому, «усилия-к-Ты», вектор, путь, где смысл будет обозначать «Ты-есть» рубеж, исход пути; 3) надрациональность когда смысл обретается как любовь, эстетические, духовные переживания, алетея, проясненность и свет; 4) смысл как Встреча в понимании Бубера, Больнова, когда вдруг игра прекращается и обретается встреча, достигается «Ты-есть» рубеж.
Философия и искусство
Руцинская И.И. - Мифологема сибирской ссылки в русском искусстве XIX – середины ХХ века c. 11-16

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.12.31892

Аннотация: Мифологема сибирской ссылки и ее место в структуре национального сознания в последние десятилетия пристально изучаются культурологами, философами, литературоведами. Однако проблема визуальных репрезентаций данной мифологемы, которая, казалось бы, в условиях современного «визуального поворота» должна была привлечь к себе повышенное внимание гуманитариев, до сих пор остается за пределами научных исследований. В статье впервые выявлен и выстроен хронологический ряд знаковых и значимых произведений отечественного искусства, охватывающий полуторавековой период изобразительных фиксаций сибирской каторги и ссылки, позволяющий отследить основные трансформации создаваемых визуальных образов на разных этапах отечественной истории. Работа имеет культурологический характер, поскольку построена на выявлении и анализе общих тенденций, общий закономерностей указанного процесса, не претендуя на детальный искусствоведческий разбор отдельных работ. Произведения искусства, выступающие источниками исследования, рассматриваются как наглядное отражение бытующих в российском социуме представлений о сибирской ссылке и одновременно как способ их формирования и закрепления. Выделяются соотношения «известное по собственному опыту» – «сконструированное на основании бытующих мифов», эмоциональное – информативное, которые увязываются с темпоральными параметрами и степенью критичности работ
Актуальный вопрос
Попов Е.А. - Искусство как элемент ценностно-нормативной системы общества c. 17-22

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.12.31897

Аннотация: Предметом исследования является феномен искусства как неотъемлемый элемент ценностно-нормативной системы общества. Акцент сделан на выявлении роли искусства в символической борьбе поколений за абсолютное понимание мира, за интерпретации человеческого коллективного и индивидуального бытия, а также в обеспечении духовной безопасности человека и общества. Отмечается, что если в различных эпохах отношение к искусству со стороны носителей культуры может значительно изменяться под воздействием различных объективных и субъективных факторов, то статус искусства как элемента ценностно-нормативной системы остается неизменным. Приоритетным направлением исследования является междисциплинарный подход, основу которого в свою очередь составляет аксиологическая методология, направленная на выявление ценностных приоритетов в обществе. К основным выводам исследования можно отнести следующие положения: 1) искусство в современных условиях развития общества меняет свои формы, становится более непонятным, сложно интерпретируемым, возможно, в чем-то искажает реальность, но тем не менее продолжает именоваться искусством; 2) искусство несмотря на смещение акцентов в интерпретации его видов и форм остается мощным фактором консолидации общества, сохраняя в себе мировоззренческий опыт многих и многих поколений носителей культуры.
Социальная динамика
Леушкин Р.В., Волков М.П. - Проблема трансформации социально-коммуникативного пространства в условиях его информатизации и виртуализации. c. 23-34

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.12.31705

Аннотация: Направленность данного исследования связана с феноменом широкого распространения информационно-коммуникационных технологий, электронных средств связи. Выбранная тематика обусловлена актуальностью следующих проблем: последствиями информатизации и виртуализации общества; становлением фундаментальных оснований информационного общества; возникновением кризисов и вызовов в ходе становления информационного общества. В работе рассматривается процесс трансформации социально-коммуникативного пространства современного общества в ходе его информатизации и виртуализации. Осуществляется попытка выявить и описать базовые структурные особенности формирующегося виртуального социально-коммуникативного пространства. В данном исследовании мы опирались на теорию социальных систем Н. Лумана, волновую модель общества Э. Тоффлера, классификацию видов коммуникации М. Маклюэна, философские концепты Ж. Делеза и идею гиперреальности Ж. Бодрийяра. В данной работе выявляется, что результатом информатизации общества выступает новая форма общественного бытия – виртуальное социальное пространство. Данное пространство предполагает: распространение сетевого способа организации социальных систем; формирование в нем виртуального социального субъекта. Сетевые структуры виртуального социального пространства характеризуются своей детерриторизацией, кибернетизацией и децентрализацией. Генезис сетевых структур информационного общества повышает угрозу информационных противостояний.
Философия и искусство
Гусев Е.И., Коваленко Д.Г. - Актуализация синтоизма как семиотического концепта в художественном мире Хаяо Миядзаки c. 35-42

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.12.31564

Аннотация: Целью статьи является анализ наиболее репрезентативных аниме режиссёра для выявления в них ряда мировоззренческих матриц, которые помогут прояснить роль синтоистских семиотических концептов в его художественной практике. Актуальность исследования синтоистских мотивов в творчестве Миядзаки как одного из крупнейших и самых популярных в Европейском интеллектуальном пространстве режиссёров обуславливается тем, что широчайший смысловой уровень, сформированный семиотическими концептами синтоизма, проходит мимо европейского зрителя, оценивающего произведения режиссёра только с визуальной и сюжетной точки зрения и воспринимающего лишь «лежащие на поверхности» смыслы, тогда как японская аудитория способна считывать семиотику синтоизма и выраженные с её помощью идеи на уровне мировоззренческого автоматизма ввиду огромной роли синтоизма в мировоззрении и быту. В статье ставится проблема амбивалентности современного японского общества, сложившегося после Второй мировой войны, анализируется фильмография Миядзаки и основополагающие черты его мировоззрения, что позволило не только прояснить роль синто в его творчестве, но и выделить три применяемых им функциональных уровня синтоистских семиотических концептов: дидактико-мировоззренческий, национально-исторический и социально-инструментальный. Изучение синтоизма и восточных религий в отечественной гуманитарной науке позволяет приобщиться к иной картине мира, понять менталитет, в корне отличающийся от европейского, увидеть в произведениях восточной культуры новые семантические смыслы. Подобное расширение горизонтов и есть то, в чём так нуждается современная культура и общество в рамках глобализации и постоянно меняющегося мира.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.