по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 08, 2018
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 26-08-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2018
Теологические основы бытия
Смирнов И.И. - Критика метафизики и постсекулярная парадигма c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.8.27106

Аннотация: Предметом исследования является концептуальное соотношение критики метафизики и постсекулярной парадигмы. Объектом исследования служат метафизические концепции, релевантные философскому дискурсу о постсекулярном как о постметафизическом. Автор подробно рассматривает деконструкцию квазиметафизических концептов «религиозного», «секулярного» и «постсекулярного» в их взаимосвязи в аналитике ведущих современных критиков постсекулярной и постметафизической философии: Ю. Хабермаса, Ч. Тейлора, Д. Капуто, К. Мейясу, Д. Барбера и др. Особое внимание уделяется истории метафизики как условию и среде формирования квазиметафизических форм постметафизики и постсекулярности. В исследовании используется компаративисткая методология, структуралистские и постструктуралистские методы исследования, деконструкция, археологический и генеалогический метод Фуко. Основным результатом исследования является вывод, что условием мыслимости и трансцендентальной почвой парадигмы постсекулярности служит критика метафизики. Выяснилось, что критика метафизики, как и любая антиметафизика, является вовсе не преодолением метафизики, а по-прежнему воспроизводит метафизические структуры. Деконструкция постсекулярного приводит к преодолению ключевых метафизических бинарностей, в том числе дуализма религиозного и секулярного. Автор приходит к выводу, что ведя разговор о постсекулярном, следует говорить о различных парадигмах соотношения квазиметафизических концептов «религиозного» и «секулярного», а вовсе не о взаимодействии и трансформациях конкретных религиозных конфессий и философских традиций. Новизна исследования заключается в демонстрации того, что конкретные исторические формы веры и разума, теологии и метафизики не совпадают с квазиметафизическими и рафинированными формами «религиозного» и «секулярного», функционирующими в дискурсе постсекулярности.
Философия и искусство
Раитина М.Ю. - Концептуализация творчества как деятельности «чистого разума» в рационалистической философии c. 14-22

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.8.27155

Аннотация: Предметом исследования является рассмотрение специфики концептуализации творчества как феномена в рационалистической философской традиции. Данная концептуализация означает переход от понимания творчества как атрибута бытия к его пониманию в качестве самого значимого атрибута человеческого бытия, как деятельности всесильного, то есть «чистого разума». Отмечено, что новизна как результат рациональной активности творческого субъекта предопределена универсальной, субстанциональной природой мира, проявляющейся в единых закономерностях, которые, в свою очередь, должны быть открыты. Важными исследовательскими средствами выступают методы философской интерпретации, культурно-исторической реконструкции понятия творчества, принципы социокультурного подхода. Научная новизна заключается в определении аналогов «чистого разума» и его детерминирующей роли понимания феномена творчества в дискурсе рационалистической философии. Выявлен определяющий концепт – человек творческий, включающий в себя характеристики полной уверенности во всесилии разума как источника всех творческих интенций и абсолютизации возможности творческих изысканий в области научного познания, в области покорения и преобразования окружающего мира. Сделан вывод, что рационалистическая философская традиция задает логико-гносеологические ориентиры при философской концептуализации творчества.
Социальная динамика
Слюсарев В.В., Хусяинов Т.М. - Большие вызовы Цифровой революции c. 23-29

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.8.25955

Аннотация: Предметом настоящей статьи является влияние Цифровой революции на человеческую цивилизацию. Развитие и активное внедрение цифровых технологий приводит к серьезным трансформациям в структуре и функционировании общества и государства, влияет на жизненный мир отдельного человека. Авторы отдельно останавливаются на процессах глобализации и тех последствиях, которые они привносят в условиях Цифрового общества. Особое внимание уделяется проблеме креативности, творческой деятельности человека, которая перестаёт быть экзистенциальным переживанием, а переходит в разряд обыденности, и переходит в разряд социального долга человека. В основу данной работы были положены современные научные работы российских и зарубежных авторов. Основными методами являются аналитический, компаративистский и синтетический. В результате анализа были определены контуры ряда Больших вызовов, возникших перед человечеством и ставших последствием процесса дигитализации (внедрения и распространения Цифровых технологий). В частности, формирование новой глобальной виртуальной реальности, которая предоставляет псевдо-эмпирический опыт и лишает человека необходимости физической реализации самого себя. Авторы делают предположение, что человечество осознает критическую опасность идеи “революционного прогресса” и перейдет к новой парадигме научно-технического и социального развития.
Эстетика
Свирский Я.И. - Делез и Симондон: индивидуация невидимых сил c. 30-39

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.8.26848

Аннотация: Объектом исследовния является один из важных сюжетов, связанный с ключевой проблемой: каково место эстетики, а шире, художественного творчества в современном мире. В качестве ключевых фигур для обсуждения данной темы выбраны два крупнейших французских философа, чье творчество медленно, но неуклонно осваивается отечественной философской мыслю: Жильбер Симондон и Жиль Делез. В статье также ставиться более общая задача выявления глубинной связи между различными философскими стратегиями, затрагивающими темы эстетики. Компаративный анализ теоретических стратегий двух в отношении эстетики крупных философов двадцатого века Жильбера Симондона и Жиля Делеза Каждое искусство экспериментирует с самим собой, проверяя собственные пределы, делая видимое невидимым, слышимое неслышимым, высказываемое невысказываемым. Каждое искусство экспериментирует с силами, причем различные произведения данного искусства как изобретают, так и раскрывают силы, которые они используют. И каждое искусство экспериментирует с телом ощущения, которое для Делеза является телом без органов, неорганизованным телом-миром не-оформленных элементов и анонимных аффективных сил. Если и есть область, общая для искусств, то это - область молекулярных сил, чьи аметрические ритмы и непульсирующее время индивидуальные искусства задействуют в разнообразных совокупностях-сборках света, цвета, звука и слова. Именно эта область делает возможной открытую систему искусств, чья общая проблема - это “не проблема воспроизводства или изобретения форм, но проблема использования сил.
Философия культуры
Бродский А.И. - Креативное вытеснение (К методологии изучения культурных травм) c. 40-50

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.8.27112

Аннотация: На рубеже XX – XXI веков появилось множество работ, в которых анализируется т. н. «культурная травма», то есть коллективная психологическая травма, участвующая в формировании той или иной коллективной (национальной, религиозной, классовой и т.п.) идентичности. В этих исследованиях использовались различные, иногда взаимоисключающие, методологии: бихевиористские, психоаналитические, конструктивистские. Автор статьи пытается объединить все ценное, что было достигнуто в рамках современных методологий, переосмыслив при этом исходные посылки изучения культурных травм. Первая посылка, которую предлагает автор статьи – это гипотеза некоммуникативной природы языка, согласно которой язык сформирован как «оперативно-вычислительная система», изначально не предназначенная для взаимодействия между людьми (Н. Хомский и др.). Вторая посылка – это креативный, необходимый для становления личности или коллектива характер вытесненных в подсознание травматических факторов (фрейдизм 1920-х – 1930-х гг.). Третья посылка – «селективный» характер любой культуры, пропускающий или вытесняющий имеющиеся в ее распоряжении смыслы и ценности (Фуко и др.). В результате автор предлагает рассматривать культурную травму как процесс сложного взаимодействия сознательного (репрезентативного, коммуникативного) и подсознательного (операционно-мыслительного) фактора. Причем, на сознательном уровне речь всегда идет о травмирующих внешних обстоятельствах, «враждебном окружении»; на подсознательном – о несостоявшемся самоотрицании, неспособности «стать другими». Оба уровня являются необходимыми для становления коллективной идентичности.
Философия и искусство
Яйленко Е.В. - Портрет "красавицы" в контексте положений ренессансной философии красоты. c. 51-66

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.8.26526

Аннотация: Предмет исследования в статье составляет группа живописных произведений венецианского Возрождения с изображениями молодых женщин, которые можно обозначить как портреты «красавиц», и которые получили широкое распространение в искусстве XVI столетия. Произведения данного типа отличаются сложной семантикой своего художественного содержания, в первую очередь связанного с философской концепцией идеальной красоты, принятой в духовной культуре Возрождения. Их рассмотрение в контексте ренессансной философии позволяет полнее раскрыть образный мир таких картин, а также более точно определить содержание тех категорий, которые в представлениях эпохи применялись к понятию женской красоты. Метод исследования заключается в поиске смысловых параллелей между портретами «красавиц» и положениями философского учения о красоте, которое изложено в трактате Аньоло Фиренцуолы «О красотах женщин». Найденные аналогии позволяют усмотреть в портретах "красавиц" разновидность некоего «визуального трактата» на тему идеальной сущности красоты. Им также могла отводиться роль своеобразных эстетических посредников в процессе ее восприятия, поскольку основное назначение подобных произведений в духовном обиходе Ренессанса заключалось в преобразовании желания к обладанию красотой в стремление к постижению ее истинной возвышенной природы и восхищение ею.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.