по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 08, 2017
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 13-09-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2017
Философия культуры
Чернова А.С. - Маргинальность – маргинал – маргинальная культура: общее и особенное c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.8.23570

Аннотация: Статья посвящена исследованию понятий «маргинал», «маргинальность» и «маргинальная культура». В качестве объекта исследования выступает социокультурное пространство современного города. Автор стремится обозначить границы указанных понятий, выявить в них общие черты и обозначить специфику. Рассматриваются причины появления феномена маргинальности, а также связь маргинальной культуры с культурой господствующей и явлениями субкультуры и контркультуры. При этом автор придерживается широкого взгляда на маргинальную личность, сочетающую в себе образцы разных культур. Для анализа был использован метод «идеальных типов», метод типологии культур. Также применялся диалектический метод, предполагающий рассмотрение культуры как развивающееся, внутренне противоречивое, многостороннее явление. Новизна исследования заключается в выявлении специфических черт, присущих маргинальной культуре. В результате исследования автор приходит к выводу, что понятия «маргинальность», «маргинал» и «маргинальная культура» в своей основе имеют характер пограничности и двойственности. Маргинальность понимается как состояние индивидов, оказавшихся в промежуточном положении на границе двух культур и сочетающих в себе их элементы. Они становятся носителями маргинальной культуры, которая также занимает место «на окраине» господствующей культуры.
Проблемы целостного мира
Малова О.В. - Культура как «общее дело»: достижима ли «культура будущего» В. Н. Муравьёва? c. 9-23

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.8.23991

Аннотация: Предметом исследования является проект «культуры будущего» В. Н. Муравьёва. Он представляет собой попытку объединения ценностей «общего дела» Н. Ф. Фёдорова с идеалами и методами организации деятельности людей, пропагандируемыми советским государством в 1920-х гг. Цель работы: рассмотреть данный проект с точки зрения возможности его реализации, предпосылок наступления того «будущего», о котором писал В. Н. Муравьёв. Автор анализирует сильные и слабые стороны проекта, соотносит их с современностью. В качестве основных источников используются материалы к работе «Культура будущего», а также ряд иных сочинений философа. На их основе с помощью сравнительно-описательного метода воссоздаётся проект изменения культуры, сравниваемый с её положением на настоящий момент. Подобные исследования проекта культуры В.Н. Муравьёва не проводились. Автор отмечает сохранение интереса к ряду идей проекта, трансформировавшихся в современных исследованиях, например, попытках продления жизни человека и поисках возможности достижения бессмертия. Полная реализация проекта в её авторском варианте не представляется возможной, необходимость предлагаемых изменений культуры ставится под сомнение.
Судьбы и контуры цивилизаций
Никонова С.Б. - Кризис цивилизации: оптимизм катастрофических трансформаций или пессимизм завершившегося прогресса? По материалам Международных Лихачевских Научных чтений 2017 года c. 24-39

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.8.23807

Аннотация: В данной статье анализируются итоги и выводы дискуссии, состоявшейся в рамках ежегодных Международных Лихачевских научных чтений, которые прошли 18-20 мая 2017 года в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов. Чтения были посвящены проблеме кризиса цивилизации. Предметом исследования является сравнение двух представленных в докладах подходов к проблеме кризиса. Проблематизируется также и сама концепция кризиса цивилизации, исследуются ее истоки в контексте специфики современного глобального мира, анализируются сложности, возникающие при рассмотрении путей преодоления кризиса. Вычленяются и противопоставляются два подхода к проблеме кризиса, озвученные в докладах участников дискуссии, производится сравнение их с некоторыми тенденциями философско-исторического описания и проблемами, характерными для концепций западной философии истории. Основные выводы произведенного исследования можно обобщить следующим образом: существует два противоположных понимания кризиса цивилизации – кризис как перелом и трансформация, кризис как застой и невозможность трансформации, – которые оказываются взаимосвязанными в своих истоках; как ощущение застоя, так и ощущение неизбежности слома вызываются осознанием безальтернативности выбранного пути развития, гомогенизации и унификации современного мира; стремление к преодолению кризиса на пути рационализации общества продолжает тот же путь развития, который ведет к кризису; следовательно, преодоление кризиса может быть связано лишь с катастрофическими событиями и допущением определенной иррациональности действия; эта иррациональность, ведущая к слому и трансформации, является следствием самой рационализации, оказывающейся саморазрушительной и вызывающей ощущения кризиса.
Традиции и инновации
Переверзева М.В. - Алеаторика в творчестве А. Пуссера c. 40-48

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.8.23839

Аннотация: Объектом данного исследования являются методы сочинения бельгийского композитора Анри Пуссера, тяготевшего к алеаторному принципу в музыке. В 1960–1970-е годы этот принцип широко и самыми разными способами применяли композиторы Северной Америки и Европы. Американцы из круга Дж. Кейджа обращались к неограниченной алеаторике вплоть до импровизации графических и вербальных партитур, а их коллеги из-за океана предпочитали ограниченную алеаторику. Пуссер также обращался к ограниченной алеаторике исполнительского процесса, обусловившей подвижность формы, причём разной степени - от мобильной, когда нотный текст неизменен, но его отдельные параметры варьируются, до модульной, в которой непредсказуем порядок следования разделов, а значит процесс развития музыкальной мысли. Автор уделяет внимание самым знаковым произведениям Пуссера в алеаторной технике письма и тому, как они исполняются и складываются по форме. Методология исследования исходит прежде всего из самого материала, а именно - из алеаторных произведений с подвижным текстом или формой. Пьесы Пуссера анализируются многосторонне: с точки зрения звукового материала, его свойств, техники письма ("метод окошек" и принцип "мобиля"), "алгоритма" исполнения, структуры, драматургического процесса, что позволяет сформулировать целостную концепцию сочинения. Новизна исследования заключается в том, что алеаторная техника письма Пуссера первые на русском языке исследуется на примере конкретных произведений, учитывая авторские комментарии к ним, также впервые переведённые с французского языка на русский. Особым вкладом автора в отечественное музыкознание можно считать рассмотрение индивидуального "метода окошек" Пуссера, прежде едва упоминавшегося в литературе, а также анализ формообразования таких опусов, как "Характеры I" и "Мобиль".
История идей и учений
Климков О.С. - Рецепция византийско-афонского исихазма в учении Нила Сорского c. 49-61

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.8.23887

Аннотация: Предметом исследования является учение Нила Сорского, помещенное в контекст развития идей и духовной практики византийско-афонского исихазма, оказавшего глубокое влияние на формирование русской средневековой культуры и ментальности. Предложен анализ основных текстов, принадлежащих Нилу, актуализирующий содержащуюся в них религиозно-философскую проблематику. Дан общий обзор его литературного наследия, учитывающий социально-исторические реалии той эпохи. Отмечены некоторые концептуальные моменты в развитии русского православия, связанные с известными спорами иосифлян и нестяжателей. Автор использует историко-феноменологический метод исследования, позволяющий тщательно изучить конкретный материал, содержащийся в творениях Нила. Основное внимание уделено раскрытию философских и психологических аспектов учения Нила и тем особенностям, которые сопровождали его рецепцию теоретического и, в большей мере, практического наследия исихазма. Отмечено преобладание аскетико-психологических и морально-этических установок над теологически-созерцательными. Сделан вывод о прямом соответствии между духовно-мистическими и социально-политическими компонентами в русском исихазме.
История гуманистической мысли
Махаматов Т.М. - Системная природа куль турной политики c. 62-70

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.8.23581

Аннотация: Объектом исследования является культурная политика современной России. В современных исследованиях культурная политика сводится только к политике министерства культуры или же к политике государства в области изобразительного, театрального и других направлений творчества и искусства. Такой подход обусловлен очень узким пониманием культуры как сферы материального и духовного творчества. Вследствие такого понятия культуры и культурной политики главная объективная цель культурной политики - формирование всесторонне развитой личности с активной гражданской позицией остается не выполненной. Предметом исследования являются сущность политики как системы деятельности государственных институтов, направленной на обеспечение целостности общества и его стабильного развития, объективные основания системности культурной политики. Применяются методологические принципы системности, диалектического противоречия, диалектического отрицания, принцип историзма. Используются методы абстрагирования, идеализации, анализа и синтеза. Новизной статьи является то, что, исходя из системности общественной жизни и философской сущности политики, обосновывается необходимость проведения осознанной системной культурной политики, выявляется связь культуры с феноменами идентичности, толерантности как результатов и факторов сохранения стабильности общественной жизни. Делается вывод, что системность культурной политики достигается созданием в структуре каждого министерства института непрерывного повышения общей культуры мировоззренческой направленности кадров, формирования у них идеи демократического равенства, гуманистических ценностей, культуры толерантности, активной гражданской позиции
Философия религии
Бабинцев Е.О. - Легенда о чудесном елее Томаса Бекета и ее роль в сакральной легитимации английской королевской власти XIV-XV веков c. 71-77

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.8.23828

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению легенды о небесном елее Томаса Бекета, возникшей в XIV в. и использованной английскими королями для укрепления престижа своей власти. Автор анализирует содержание легенды, ее историю, связь с культурной и религиозной традицией своего времени, а также ее роль в легитимации власти правителей. Легенда о чудесном елее исследуется в контексте других представлений о сакральном характере монархии, определяется ее место в системе соответствующих представлений и ритуалов. Исследование проведено путем анализа широкого круга источников, включающего в себя исторические хроники, тексты коронационных служб, жития святых, папские буллы, письма и иные документы. Автор приходит к выводу, что в этой легенде соединились несколько уже существовавших представлений о сакрализации королевской власти: обряд королевского помазания, культ святого Томаса Бекета, французская легенда о святой Стекляннице. Легенда о чудесном елее дважды использовалась для легитимации власти английскими королями Эдуардом II и Генрихом IV и сыграла важную роль в обосновании воцарения династии Ланкастеров.
Тайны человека
Гришатова Ю.Л. - Тема антроподицеи в философии П.А.Флоренского и Н.А.Бердяева c. 78-89

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.8.23522

Аннотация: В статье приводится исследование учения о человеке – антроподицеи, в работах русских философов П.А.Флоренского и Н.А.Бердяева и проводится сравнительный анализ их взглядов и трактовок. Тему антроподицеи как философского осмысления «оправдания человека» можно охарактеризовать как одно из важных направлений русской философской мысли, в особенности в начале XX века, когда наблюдается настоящий расцвет русской философии, религиозных и культурных исканий, который большинство исследователей называют «русским религиозным Ренессансом». Исследование проводится с использованием сравнительно-аналитического метода: анализируются основные тезисы, выводы и философские построения, выявляются сходства и различия понимания русскими философами антроподицеи как отдельного направления философской и гуманитарной мысли. Делается вывод о том, что в своем философском осмыслении антроподицеи философы русского религиозного Ренессанса утверждали свои высшие духовные ценности: необходимость присутствия в человеке надъсубъективного божественного начала (П.А.Флоренский), свобода и творчество как смысл и цель человеческого существования (Н.А.Бердяев).
Эстетика
Кудаев А.Е. - Феномен теургии в эстетике Н. А. Бердяева: истоки и подходы к проблеме c. 90-107

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.8.21675

Аннотация: В статье анализируется одна из важнейших проблем творческого наследия Бердяева – проблема теургии, связанная неразрывно с главной темой всей его «жизни и мысли» – темой творчества и, прежде всего, с трагедией человеческого творчества. Именно понимание творчества как трагического по своей природе и обусловило обращение Бердяева к проблеме теургии, в которой автор видел как выход из общего «трагического состояния мира», так и преодоление трагедии творчества. Показывается связь проблемы теургии с эстетикой Бердяева. Учитывая важность данной проблематики не только для эстетики Бердяева, но и всей русской религиозной философско-эстетической и художественной мысли, дается краткий экскурс в историю формирования понятия теургии, его проникновение в философию, в частности, в философию неоплатонизма. Тем более что у своих истоков – в качестве целостной теоретической концепции – теургия уже тогда имела ряд основных важнейших положений, которые мы без труда узнаем в работах русских мыслителей, писателей, художников, в том числе – и в эстетике Бердяева. Показывается преемственность бердяевского понимания теургии как с позднеантичной, так и отечественной, традицией. В то же время подчеркивается особенность его решения данной проблемы, связанной с глубинным – метафизическим – пониманием автором природы творчества, которое рассматривалось им в контексте учения о Богочеловечестве. Исследование носит комплексный характер, находясь на стыке философии, эстетики, религиоведения, культурологии, истории, что определило применяемую комплексную историко-философскую и философско-культурологическую методологию. Научная новизна статьи заключается в авторской реконструкции основополагающих положений бердяевской концепции теургии, позволяющей характеризовать его эстетику не иначе как теургическую. Особым вкладом автора в исследование темы является раскрытие важности теургической проблематики для всей философско-эстетической мысли Бердяева и неизбежность его выхода на ее осмысление, а также выявление специфики понимания философом теургии и вписанность ее не только в широкий исторический контекст (как неоплатонической, так и отечественной религиозной философско-эстетической мысли), но и в не менее широкий авторский контекст философии творчества в целом и концепции творческой трагедии в частности, предопределившей выход Бердяева на осмысление теургической проблематики.
Философия науки и образования
Ростовцева М.В. - Подходы к изучению социальной адаптации в системе образования c. 108-114

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.8.23511

Аннотация: Предметом исследования является процесс социальной адаптации и методы его исследования. Автором поставлена задача определения методологии исследования социального адаптационного процесса в образовательной среде. Дано определение процесса социальной адаптации как активного отношения человека и социальной среды, направленное на разрешение возникающих между ними противоречий, в результате чего происходит развитие и становление человека как существа общественного. Определена структура социальной адаптации, выделено три основных компонента: адаптационные ресурсы, адаптивные стратегии поведения, адаптированность (результат адаптации). Исходя из этого, сделан вывод о применении структурного подхода к исследованию процесса социальной адаптации как изучение особенностей каждого из указанных компонентов.редметом исследования является В статье применены методы анализа и сравнения, диалектический метод. Использованы структурный и системный аспекты деятельностного подхода Сделан вывод о том, что методологическим каркасом философского понимания социальной адаптации личности в системе образования может служить осмысление этого процесса в единстве трех его основных компонентов - этапов: адаптивности – совокупности личностных ресурсов, необходимых и достаточных для решения проблемной ситуации; адаптивной стратегии – выбор траектории конкретной активности по разрешению проблемы; и адаптированности – результата адаптации, который может быть оценен по объективным (соответствие требованиям социальной среды) и субъективным (внутренняя удовлетворенность) критериям.
В потоке книг
Борисов С.В. - Философская практика в «платоновской пещере» c. 115-127

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.8.23648

Аннотация: Статья представляет собой развернутую рецензию на книгу американского философа-практика Рэна Лахава «Выход из платоновской пещеры: философское консультирование, философская практика и само-трансформация» (Lahav, Ran. (2016). Stepping out of Plato’s Cave: Philosophical Counseling, Philosophical Practice and Self-Transformation, 2 ed., Hardwiсk, Vermont (USA): Loyev Books, 226 p.). Рецензируемая книга является плодом более чем двадцатилетней работы автора в области философской практики. Исходя из содержания книги, в статье дается подробный анализ истории движения философской практики, содержанию основных подходов и методов, используемых в философской практике, соотношению философской практики и психотерапии, а также оригинальной теории самого автора. Статья базируется на сравнительно-историческом методе, компаративистском подходе, также дается критический анализ теории философской практики Рэна Лахава со ссылкой на основные его произведения. Данная развернутая рецензия дает возможность российским читателям познакомиться с основными идеями книги Рэна Лахава, которая в настоящее время еще не переведена на русский язык. Оригинальная методика автора рецензируемой книги, детально описанная в статье, может быть использована в практике философского консультирования и адаптирована к российской философской традиции.
Связь времен
Иванова М.Г. - Духовное развитие как отражение архетипических сюжетов и смыслов культуры c. 128-146

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.8.23695

Аннотация: Статья посвящена философскому анализу архетипов русской культуры. Основное внимание уделяется архетипам Героя и Антигероя в их различных ипостасях. В качестве основного источника для анализа архетипов используются тексты народных сказок. Архетип Героя рассматривается автором вне гендерной привязки, как символ духовного роста и самореализации в определенной этнокультурной традиции. Особенное внимание в статье уделено архетипу Тени, символически воплощенному в образах сказочных Антигероев, и являющемуся необходимым элементом целостности национального самосознания. Автор опирается на методологию аналитической психологии, семантический и генетический анализ мифов и сказок народной культуры, методологические принципы философской компаративистики. На основе исследования архетипа Героя в русской традиции автор приходит к выводу о влиянии архетипических сюжетов национальной культуры на процессы самореализации и духовного развития людей. В статье показывается значительный эвристический потенциал анализа сюжетов народных сказок для выявления архетипов национальной культуры.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.