по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 07, 2014
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 07-08-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2014
Колонка главного редактора
Гуревич П.С. - Труд как одна из граней человеческого бытия

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.12453

Аннотация: В статье отмечается, что под гранями человеческого бытия подразумеваются такие формы жизни и активности людей, без которых они не могут существовать. Труд – неизменный спутник человеческого бытия. Однако его роль в разных обществах оказывается особой, зависимой от аксиологического измерения конкретной культуры. В европейской истории труд прославляли, поэтизировали, но в той же степени и принижали, отрицая его значимость для человеческого существования. Автор статьи опирается на марксистскую концепцию труда, на идею К. Маркса о том, что именно труд выражает сущность человека. Оспаривая этот вывод, статья вместе с тем показывает живучесть идей Маркса, его критику капитала через модусы человеческого существования – быть или иметь. Автор пытается также выявить природные и социальные предпосылки труда как особого рода человеческой деятельности. Автор опирается на исторические методы осмысления темы. Он показывает, как в истории европейской философии возникла идея генезиса и развития труда как специфической активности. Дан также сравнительный анализ концепций труда, принадлежащих К. Марксу, К. Ясперсу и Х. Арендт. Новизна статьи связана со стремлением раскрыть труд именно как грань человеческого бытия, поэтому отмечается особая роль природно-социальных предпосылок в генезисе трудовой активности. Проводится мысль о том, что труд является гранью человеческого бытия не всегда, а лишь при определенных условиях, обозначенных в статье.
Гуревич П.С. - Труд как одна из граней человеческого бытия c. 939-942

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.65284

Аннотация: В статье отмечается, что под гранями человеческого бытия подразумеваются такие формы жизни и активности людей, без которых они не могут существовать. Труд – неизменный спутник человеческого бытия. Однако его роль в разных обществах оказывается особой, зависимой от аксиологического измерения конкретной культуры. В европейской истории труд прославляли, поэтизировали, но в той же степени и принижали, отрицая его значимость для человеческого существования. Автор статьи опирается на марксистскую концепцию труда, на идею К. Маркса о том, что именно труд выражает сущность человека. Оспаривая этот вывод, статья вместе с тем показывает живучесть идей Маркса, его критику капитала через модусы человеческого существования – быть или иметь. Автор пытается также выявить природные и социальные предпосылки труда как особого рода человеческой деятельности. Автор опирается на исторические методы осмысления темы. Он показывает, как в истории европейской философии возникла идея генезиса и развития труда как специфической активности. Дан также сравнительный анализ концепций труда, принадлежащих К. Марксу, К. Ясперсу и Х. Арендт. Новизна статьи связана со стремлением раскрыть труд именно как грань человеческого бытия, поэтому отмечается особая роль природно-социальных предпосылок в генезисе трудовой активности. Проводится мысль о том, что труд является гранью человеческого бытия не всегда, а лишь при определенных условиях, обозначенных в статье.
Новая научная парадигма
Князева Е.Н. - Стратегии экологического мышления в свете концепции Umwelt Якоба фон Икскюля

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.12290

Аннотация: В статье представлены методологические основы для выработки современных стратегий экологического мышления, основанных на теоретической биологии и теории сложных адаптивных систем. Экология как наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ с окружающей средой выходит ныне далеко за пределы первоначальных рамок биологического знания и становится узловой дисциплиной, от которой расходятся векторы перспективного междисциплинарного синтеза знания. Экологический подход оказывается плодотворным в социальных и гуманитарных исследованиях. Экология действия, экология разума, экология жизни, познания и творчества, экология мысли и слова, экология идей, экология коммуникации и экология управления – все эти концептуальные установки свидетельствуют о смелом встраивании экологического мышления в широкие сферы гуманитарного и социального знания, где они открывают возможности для свежих подходов. Раскрывается мировоззренческая значимость введенного Якобом фон Икскюлем более 100 лет тому назад понятия Umwelt и его учения о Umwelt (Umweltslehre) для развития современной экологического универсализма и разработки стратегических императивов экологического мышления. Понятие Umwelt как специфического окружающего мира, к которому приспособлен и который строит себе всякий биологический вид и отдельная его особь, стало междисциплинарной платформой для развития теории экологии, для выработки разумной позиции в дискуссиях об устойчивом развитии и устойчивом будущем, а также о роли образования для устойчивого развития мира. Для развития экологического мышления применяется методология учения о Umwelt Якоба фон Икскюля, а также методология исследования сложных систем. Научная новизна исследования состоит в ее междисциплинарности, в применении теоретической биологии, учения об Umwelt Икскюля, теории сложных систем и новейших понятий когнитивной науки (динамическая ко-эмерджентность, энактивизм) для развития теории социального управления, социального прогнозирования (исследования будущего), концепции устойчивого развития, экологической этики.
Князева Е.Н. - Стратегии экологического мышления в свете концепции Umwelt Якоба фон Икскюля c. 943-953

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.65285

Аннотация: В статье представлены методологические основы для выработки современных стратегий экологического мышления, основанных на теоретической биологии и теории сложных адаптивных систем. Экология как наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ с окружающей средой выходит ныне далеко за пределы первоначальных рамок биологического знания и становится узловой дисциплиной, от которой расходятся векторы перспективного междисциплинарного синтеза знания. Экологический подход оказывается плодотворным в социальных и гуманитарных исследованиях. Экология действия, экология разума, экология жизни, познания и творчества, экология мысли и слова, экология идей, экология коммуникации и экология управления – все эти концептуальные установки свидетельствуют о смелом встраивании экологического мышления в широкие сферы гуманитарного и социального знания, где они открывают возможности для свежих подходов. Раскрывается мировоззренческая значимость введенного Якобом фон Икскюлем более 100 лет тому назад понятия Umwelt и его учения о Umwelt (Umweltslehre) для развития современной экологического универсализма и разработки стратегических императивов экологического мышления. Понятие Umwelt как специфического окружающего мира, к которому приспособлен и который строит себе всякий биологический вид и отдельная его особь, стало междисциплинарной платформой для развития теории экологии, для выработки разумной позиции в дискуссиях об устойчивом развитии и устойчивом будущем, а также о роли образования для устойчивого развития мира. Для развития экологического мышления применяется методология учения о Umwelt Якоба фон Икскюля, а также методология исследования сложных систем. Научная новизна исследования состоит в ее междисциплинарности, в применении теоретической биологии, учения об Umwelt Икскюля, теории сложных систем и новейших понятий когнитивной науки (динамическая ко-эмерджентность, энактивизм) для развития теории социального управления, социального прогнозирования (исследования будущего), концепции устойчивого развития, экологической этики.
Рациональное и иррациональное
Переверзева М.В. - Стохастическая музыка: философский аспект

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.9931

Аннотация: Под влиянием научных теорий и философских учений в композиторской практике ХХ века возникла стохастическая музыка (от греч. στοχασμός – догадка), в которой организация звукового материала в определенной мере основана на методе статистического распределения элементов (параметров звука, частей формы и др.). Стохастическая музыка получила развитие в период расцвета алеаторики – принципа композиции, допускающего воздействие фактора случайности на процесс создания или исполнения произведения. Стохастический метод сочинения, как никакой другой в музыке ушедшего столетия, имел серьезные философские основания, заставившие деятелей культуры переосмыслить художественный опыт и предложить новую творческую парадигму, не встречавшуюся в искусстве прошлого. По убеждению Я. Ксенакиса, Л. Хиллера, К. Штокхаузена и других адептов стохастической музыки, эта техника письма отражает базовые принципы развития сущего, которым композиторы стремились следовать в музыке. Они обратились к стохастической музыке в поисках новой музыкальной выразительности и звуковой материи, соответствующей их внутреннему мироощущению, во многом сформировавшемуся под влиянием науки и философии ХХ столетия.
Переверзева М.В. - Стохастическая музыка: философский аспект c. 954-963

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.65286

Аннотация: Под влиянием научных теорий и философских учений в композиторской практике ХХ века возникла стохастическая музыка (от греч. στοχασμός – догадка), в которой организация звукового материала в определенной мере основана на методе статистического распределения элементов (параметров звука, частей формы и др.). Стохастическая музыка получила развитие в период расцвета алеаторики – принципа композиции, допускающего воздействие фактора случайности на процесс создания или исполнения произведения. Стохастический метод сочинения, как никакой другой в музыке ушедшего столетия, имел серьезные философские основания, заставившие деятелей культуры переосмыслить художественный опыт и предложить новую творческую парадигму, не встречавшуюся в искусстве прошлого. По убеждению Я. Ксенакиса, Л. Хиллера, К. Штокхаузена и других адептов стохастической музыки, эта техника письма отражает базовые принципы развития сущего, которым композиторы стремились следовать в музыке. Они обратились к стохастической музыке в поисках новой музыкальной выразительности и звуковой материи, соответствующей их внутреннему мироощущению, во многом сформировавшемуся под влиянием науки и философии ХХ столетия.
Связь времен
Чоланюк В.Р. - Об антропологическом значении «живой метафоры» в герменевтике Поля Рикёра: критический анализ

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.12217

Аннотация: Статья является вводной к итоговой работе «Антропологическое значение «живой метафоры» в наследии Поля Рикёра». Предметом исследования является живая основа метафоры, антропологический смысл которой интерпретируется из предлагаемого герменевтикой Поля Рикёра. Особое внимание также уделяется формированию общего представления о возникновении «живой метафоры», в связи с чем, полисемия антропологического получает обоснование и оценку по мере своего развития в одноимённой работе автора. Тем самым, в статье производится попытка представить антропологический смысл живой метафоры «в действии» через актуальную стратегию дискурса, в котором как коммуникативная, так и её трансферентная функции воспринимаются интерпретирующим существом. В методологической и теоретической основе исследования, прежде всего, нашли отражение положения философской герменевтики. Таким образом, метод исследования представляет собой герменевтический метод, заключающийся в современном антропологическом прочтении и философской интерпретации дополнительных смысловых значений текста по отношению к рассматриваемой Полем Рикёром «живой метафоре». Научная новизна исследования, её основополагающая теоретическая идея базируется на следующих положениях: 1) впервые в отечественной философии прослеживается разностороннее антропологическое осмысление феномена «живой метафоры» в герменевтике Поля Рикёра; 2) отмечено, в какой мере феноменологическая концепция интерпретации метафоры тесно связана с историко-философской антропологической традицией и является своеобразным подходом к пониманию человеческой природы во второй половине XX века; 3) проанализирована теоретическая база философской и научно-популярной литературы, имеющей отношение к «живой метафоре» с точки зрения современной антропологии; 4) осуществлена попытка собственного исследования метафоры с учётом антропологического значения «живой метафоры»; 5) дано философское обоснование поэтики метафоры и её роли в человеческом общении и взаимопонимании. В статье автор приходит к выводам о диалектическом своеобразии метафорического дискурса, который осуществляется воображением вопреки пониманию о его многозначности в интерпретации читателя или слушателя. Поль Рикёр однозначно связывает интерпретацию метафоры с её живой основой, давая читателю или слушателю возможность «мыслить ещё», исходя из понятийного метафорического сюжета как предыдущего и последующего подражания человеческой деятельности. Критическая антропологическая оценка модели такой живой метафоры предполагает, что её живая основа не является единственным условием для эвристической герменевтики метафорического дискурса. Являясь средством выражения и распространения в общем антропологическом плане, живая метафора, как и любая другая содержит в себе авторскую референцию, присущую метафорической коммуникации.
Чоланюк В.Р. - Об антропологическом значении «живой метафоры» в герменевтике Поля Рикёра: критический анализ c. 964-977

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.65287

Аннотация: Статья является вводной к итоговой работе «Антропологическое значение «живой метафоры» в наследии Поля Рикёра». Предметом исследования является живая основа метафоры, антропологический смысл которой интерпретируется из предлагаемого герменевтикой Поля Рикёра. Особое внимание также уделяется формированию общего представления о возникновении «живой метафоры», в связи с чем, полисемия антропологического получает обоснование и оценку по мере своего развития в одноимённой работе автора. Тем самым, в статье производится попытка представить антропологический смысл живой метафоры «в действии» через актуальную стратегию дискурса, в котором как коммуникативная, так и её трансферентная функции воспринимаются интерпретирующим существом. В методологической и теоретической основе исследования, прежде всего, нашли отражение положения философской герменевтики. Таким образом, метод исследования представляет собой герменевтический метод, заключающийся в современном антропологическом прочтении и философской интерпретации дополнительных смысловых значений текста по отношению к рассматриваемой Полем Рикёром «живой метафоре». Научная новизна исследования, её основополагающая теоретическая идея базируется на следующих положениях: 1) впервые в отечественной философии прослеживается разностороннее антропологическое осмысление феномена «живой метафоры» в герменевтике Поля Рикёра; 2) отмечено, в какой мере феноменологическая концепция интерпретации метафоры тесно связана с историко-философской антропологической традицией и является своеобразным подходом к пониманию человеческой природы во второй половине XX века; 3) проанализирована теоретическая база философской и научно-популярной литературы, имеющей отношение к «живой метафоре» с точки зрения современной антропологии; 4) осуществлена попытка собственного исследования метафоры с учётом антропологического значения «живой метафоры»; 5) дано философское обоснование поэтики метафоры и её роли в человеческом общении и взаимопонимании. В статье автор приходит к выводам о диалектическом своеобразии метафорического дискурса, который осуществляется воображением вопреки пониманию о его многозначности в интерпретации читателя или слушателя. Поль Рикёр однозначно связывает интерпретацию метафоры с её живой основой, давая читателю или слушателю возможность «мыслить ещё», исходя из понятийного метафорического сюжета как предыдущего и последующего подражания человеческой деятельности. Критическая антропологическая оценка модели такой живой метафоры предполагает, что её живая основа не является единственным условием для эвристической герменевтики метафорического дискурса. Являясь средством выражения и распространения в общем антропологическом плане, живая метафора, как и любая другая содержит в себе авторскую референцию, присущую метафорической коммуникации.
История идей и учений
Звонова Е.Е. - Метафизические представления А. Л. Чижевского о человеке и современная наука

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.12324

Аннотация: Данная статья представляет собой попытку рассмотрения философско-антропологических взглядов Чижевского в связи с современным научным мировоззрением. Актуальность исследования обусловлена преимущественно тем, что соответствующие воззрения космиста обладают эвристической ценностью для науки. Кроме того, сами эти воззрения проверяются на истинность теориями и практиками (не только научными) современности, в силу чего мы имеем возможность по-новому взглянуть на них в свете реалий сегодняшнего дня. Таким образом, предпринятое в статье начинание обладает ценностью как для науки, так и для философии. Метафизические представления Чижевского о человеке рассматриваются в контексте истории формирования оснований парадигмы глобального эволюционизма (теорий эволюции Вселенной и синергетики). При написании работы использовались следующие методы: анализ текстовых источников (в том числе рукописей и иных материалов фонда 1703 Архива Академии Наук Российской Федерации), сравнение, анализ, синтез, индукция и дедукция, обобщение, исторический метод. Научная новизна работы заключается в последовательном и систематическом рассмотрении философско-антропологических воззрений Чижевского в контексте универсального эволюционизма, важнейшей парадигмы современности, на базе которой представляется возможным построить общенаучную картину мира. В целом из содержания статьи следует вывод, что подобное исследование метафизических взглядов Александра Леонидовича на человека уточняет и развивает их. Исключение составляют грубо детерминистический подход Чижевского к человеку и отраженная в творчестве космиста антиномия научности и человечности.
Звонова Е.Е. - Метафизические представления А. Л. Чижевского о человеке и современная наука c. 978-991

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.65288

Аннотация: Данная статья представляет собой попытку рассмотрения философско-антропологических взглядов Чижевского в связи с современным научным мировоззрением. Актуальность исследования обусловлена преимущественно тем, что соответствующие воззрения космиста обладают эвристической ценностью для науки. Кроме того, сами эти воззрения проверяются на истинность теориями и практиками (не только научными) современности, в силу чего мы имеем возможность по-новому взглянуть на них в свете реалий сегодняшнего дня. Таким образом, предпринятое в статье начинание обладает ценностью как для науки, так и для философии. Метафизические представления Чижевского о человеке рассматриваются в контексте истории формирования оснований парадигмы глобального эволюционизма (теорий эволюции Вселенной и синергетики). При написании работы использовались следующие методы: анализ текстовых источников (в том числе рукописей и иных материалов фонда 1703 Архива Академии Наук Российской Федерации), сравнение, анализ, синтез, индукция и дедукция, обобщение, исторический метод. Научная новизна работы заключается в последовательном и систематическом рассмотрении философско-антропологических воззрений Чижевского в контексте универсального эволюционизма, важнейшей парадигмы современности, на базе которой представляется возможным построить общенаучную картину мира. В целом из содержания статьи следует вывод, что подобное исследование метафизических взглядов Александра Леонидовича на человека уточняет и развивает их. Исключение составляют грубо детерминистический подход Чижевского к человеку и отраженная в творчестве космиста антиномия научности и человечности.
Философия науки
Нилогов А.С. - Этос философии науки (беседа А. С. Нилогова с А. П. Огурцовым в рамках проекта "Кто сегодня делает философию в России")

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.12308

Аннотация: Беседа с А. П. Огурцовым записана в рамках издательского проекта "Кто сегодня делает философию в России" и посвящена современным трендам отечественной философской мысли. Речь в ней идёт о работах А. П. Огурцова, С. С. Неретиной и других философах, связанных темой философского влияния на властные элиты. А. П. Огурцов отстаивает оригинальную позицию этоса такой дисциплины, как философия науки. Одну из грандиозных задач при исследовании истории философии А. П. Огурцов видит в контексте той или иной культуры – агорной, патронажной, университетской, академической, где сотрудники освобождены от функции преподавания и сосредоточены исключительно на научно-исследовательской работе. В беседе используются методы исторического анализа, помогающие выявить тенденции в осмыслении философии и методологии науки. Применяется также герменевтический подход, позволяющий истолковать современную ситуацию в отечественной философской мысли. Данный текст является последним интервью, записанным незадолго до кончины А. П. Огурцова. В беседе он предлагает набросок методологии для науки будущего, проводит разграничение «философии» и «философоведения», настаивая на том, что история философии не сводится только к архиву, а проблематизируется теоретической философией путём выдвижения новых категориальных средств.
Нилогов А.С. - Этос философии науки (беседа А. С. Нилогова с А. П. Огурцовым в рамках проекта "Кто сегодня делает философию в России") c. 992-999

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.65289

Аннотация: Беседа с А. П. Огурцовым записана в рамках издательского проекта "Кто сегодня делает философию в России" и посвящена современным трендам отечественной философской мысли. Речь в ней идёт о работах А. П. Огурцова, С. С. Неретиной и других философах, связанных темой философского влияния на властные элиты. А. П. Огурцов отстаивает оригинальную позицию этоса такой дисциплины, как философия науки. Одну из грандиозных задач при исследовании истории философии А. П. Огурцов видит в контексте той или иной культуры – агорной, патронажной, университетской, академической, где сотрудники освобождены от функции преподавания и сосредоточены исключительно на научно-исследовательской работе. В беседе используются методы исторического анализа, помогающие выявить тенденции в осмыслении философии и методологии науки. Применяется также герменевтический подход, позволяющий истолковать современную ситуацию в отечественной философской мысли. Данный текст является последним интервью, записанным незадолго до кончины А. П. Огурцова. В беседе он предлагает набросок методологии для науки будущего, проводит разграничение «философии» и «философоведения», настаивая на том, что история философии не сводится только к архиву, а проблематизируется теоретической философией путём выдвижения новых категориальных средств.
Социальная философия
Болтаевский А.А., Прядко И.П. - Проблема современного градопланирования в свете выводов архитектоники

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.9792

Аннотация: В статье в свете контроверзы рационально управляемое — стихийное анализируются тенденции современной урбанистики. Предлагается оценка таких тенденций в развитии городов, как деурбанизация, деиндустриализация, комплексное планирование, правовое регулирование экономических проблем, конверсия городских промышленных предприятий. Оценка современных социальных явлений производится на основе предложенной А.Шаффом концепции автоматизированного общества. Рассмотренные в статье тенденции и направления, в которых развивается современный постиндустриальный город, свидетельствует о нерешенности целого ряда проблем современного урбанизма. Вектор этой социокультурной динамики разноречив и неоднозначен. В конечном счете, какая из существующих тенденций—стихия или планирование — возобладают, покажет время. Одно ясно: в настоящее время архитекторам и архитектоникам не удалось оседлать стихию, подчинить контролю инженерной мысли и муниципальным властям те процессы, которые идут в жизни городов в последние десятилетия. Ответить на вызовы индустриальной эпохи еще только предстоит.
Болтаевский А.А., Прядко И.П. - Проблема современного градопланирования в свете выводов архитектоники c. 1000-1005

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.65290

Аннотация: В статье в свете контроверзы рационально управляемое — стихийное анализируются тенденции современной урбанистики. Предлагается оценка таких тенденций в развитии городов, как деурбанизация, деиндустриализация, комплексное планирование, правовое регулирование экономических проблем, конверсия городских промышленных предприятий. Оценка современных социальных явлений производится на основе предложенной А.Шаффом концепции автоматизированного общества. Рассмотренные в статье тенденции и направления, в которых развивается современный постиндустриальный город, свидетельствует о нерешенности целого ряда проблем современного урбанизма. Вектор этой социокультурной динамики разноречив и неоднозначен. В конечном счете, какая из существующих тенденций—стихия или планирование — возобладают, покажет время. Одно ясно: в настоящее время архитекторам и архитектоникам не удалось оседлать стихию, подчинить контролю инженерной мысли и муниципальным властям те процессы, которые идут в жизни городов в последние десятилетия. Ответить на вызовы индустриальной эпохи еще только предстоит.
Национальный характер и менталитет
Сафонов А.Л. - Нация и этнос, как сущностно различные социальные феномены: новая парадигма социогенеза

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.12208

Аннотация: Сущностные отношения тождества, различия и противоположности нации и этноса как научных категорий социально-философского дискурса и как реально существующих социальных общностей, определить их онтологические основания. Особенности процессов этногенеза и нациегенеза, включая процессы этнокультурной фрагментации наций в условиях глобализации и мультикультурализации. Роль наций и этносов, как системообразующих социальных субъектов групповой природы, в процессах становления, трансформации и дифференциации современного глобального социума. Теории социогенеза, их системология и методология. Сравнительный социально-философский анализ основных концепций социогенеза в контексте особенностей нации и этноса, как объективно существующих феноменов социальной реальности и как категорий социально-философского дискурса, взятых в процессе их исторического развития. Обоснована гипотеза о качественном различии этноса и нации, как длительно сосуществующих нетождественных социальных общностях, генез которых связан с различными сферами социального бытия: сферы повседневности для этноса и политической сферы для нации. Сравнительный анализ теорий социогенеза показывает, что устойчивый дуализм теоретических подходов к генезу социальных общностей (конструктивизм-примордиализм) отражает нетождественности нации и этноса, как длительно сосуществующих феноменов различной социальной природы.
Сафонов А.Л. - Нация и этнос, как сущностно различные социальные феномены: новая парадигма социогенеза c. 1006-1012

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.65291

Аннотация: Сущностные отношения тождества, различия и противоположности нации и этноса как научных категорий социально-философского дискурса и как реально существующих социальных общностей, определить их онтологические основания. Особенности процессов этногенеза и нациегенеза, включая процессы этнокультурной фрагментации наций в условиях глобализации и мультикультурализации. Роль наций и этносов, как системообразующих социальных субъектов групповой природы, в процессах становления, трансформации и дифференциации современного глобального социума. Теории социогенеза, их системология и методология. Сравнительный социально-философский анализ основных концепций социогенеза в контексте особенностей нации и этноса, как объективно существующих феноменов социальной реальности и как категорий социально-философского дискурса, взятых в процессе их исторического развития. Обоснована гипотеза о качественном различии этноса и нации, как длительно сосуществующих нетождественных социальных общностях, генез которых связан с различными сферами социального бытия: сферы повседневности для этноса и политической сферы для нации. Сравнительный анализ теорий социогенеза показывает, что устойчивый дуализм теоретических подходов к генезу социальных общностей (конструктивизм-примордиализм) отражает нетождественности нации и этноса, как длительно сосуществующих феноменов различной социальной природы.
Философия религии
Саврей В.Я. - Опыт христианской философии религии в слове Св. Афанасия Александрийского «Против Эллинов»

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.12446

Аннотация: Александрийский святитель Афанасий Великий известен не только как богослов-полемист, но и как продолжатель традиции апологетов, которая имела целью проповедь язычникам. Ученые, исследующие историю христианства, единогласно дают самую высокую оценку деятельности св. Афанасия. В статье автором исследуются философские основания классификации типов религиозного поклонения и обоснований политеизма, приведенных в речи «Против эллинов» св. Афанасия Великого. Oratio contra gentes – не только полемическое, но и просветительское сочинение св. Афанасия. В нем богослов желает установить причину, по которой люди отдалились от естественного богопознания. Эту причину он находит в увлечении чувственными вещами. Однако сущность падения видится ему не просто в отходе от созерцания духовной реальности, но и конкретно – в обращении человеком внимания на самого себя, его замыкании на самом себе. Автор статьи показывает, как из набора основных предпосылок развивается у св. Афанасия все многообразие умозрительно воспринимаемых форм политеистического культа и мифа, в связи с чем его можно считать одним из основоположников философии религии в истории христианской мысли.
Саврей В.Я. - Опыт христианской философии религии в слове Св. Афанасия Александрийского «Против Эллинов» c. 1013-1019

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.65292

Аннотация: Александрийский святитель Афанасий Великий известен не только как богослов-полемист, но и как продолжатель традиции апологетов, которая имела целью проповедь язычникам. Ученые, исследующие историю христианства, единогласно дают самую высокую оценку деятельности св. Афанасия. В статье автором исследуются философские основания классификации типов религиозного поклонения и обоснований политеизма, приведенных в речи «Против эллинов» св. Афанасия Великого. Oratio contra gentes – не только полемическое, но и просветительское сочинение св. Афанасия. В нем богослов желает установить причину, по которой люди отдалились от естественного богопознания. Эту причину он находит в увлечении чувственными вещами. Однако сущность падения видится ему не просто в отходе от созерцания духовной реальности, но и конкретно – в обращении человеком внимания на самого себя, его замыкании на самом себе. Автор статьи показывает, как из набора основных предпосылок развивается у св. Афанасия все многообразие умозрительно воспринимаемых форм политеистического культа и мифа, в связи с чем его можно считать одним из основоположников философии религии в истории христианской мысли.
Герменевтика
Лановский М.Ф. - Жизненный мир как "медиум" социально-антропологического взаимодействия

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.12186

Аннотация: В настоящей статье автор обращается к философской концепции жизненного мира и предлагает её философско-антропологическую интерпретацию. В первую очередь дан обзор трактовок концепта "жизненный мир" с целью показать различные его аспекты. Главное внимание в статье уделено пониманию жизненного мира Юргеном Хабермасом. Концепция "жизненного мира" является одним из главных элементов социально-философской и социально-этической теории этого немецкого философа и связана с критикой технократизма и "онаученной цивилизации". Основной замысел статьи состоит в том, чтобы, во-первых, показать современные трансформации жизненного мира в контексте экспансии биотехнологий и, во-вторых, показать как посредническая функция жизненного мира может интенсифицировать антропологические риски конструктивистских утомий 21 века. В основном автор применял интерпретативный метод, а также общенаучные методы анализа и синтеза. При обращении к социально-философской проблематике автор опирался на диалектический подход и гуманитарную критику. Научная новизна статьи заключается в том, что мы обратились к тем идеям Юргена Хабермаса, которые не получают достаточного освещения в отечественных гуманитарных исследованиях. По мнению автора, теоретизации этого немецкого философа, касающиеся жизненного мира, имеют эвристический потенциал при решении философско-антропологических проблем. На основании этого автором статьи совершена попытка критического рассмотрения функций жизненного мира в современной социокультурной ситуации.
Лановский М.Ф. - Жизненный мир как "медиум" социально-антропологического взаимодействия c. 1020-1027

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.65293

Аннотация: В настоящей статье автор обращается к философской концепции жизненного мира и предлагает её философско-антропологическую интерпретацию. В первую очередь дан обзор трактовок концепта "жизненный мир" с целью показать различные его аспекты. Главное внимание в статье уделено пониманию жизненного мира Юргеном Хабермасом. Концепция "жизненного мира" является одним из главных элементов социально-философской и социально-этической теории этого немецкого философа и связана с критикой технократизма и "онаученной цивилизации". Основной замысел статьи состоит в том, чтобы, во-первых, показать современные трансформации жизненного мира в контексте экспансии биотехнологий и, во-вторых, показать как посредническая функция жизненного мира может интенсифицировать антропологические риски конструктивистских утомий 21 века. В основном автор применял интерпретативный метод, а также общенаучные методы анализа и синтеза. При обращении к социально-философской проблематике автор опирался на диалектический подход и гуманитарную критику. Научная новизна статьи заключается в том, что мы обратились к тем идеям Юргена Хабермаса, которые не получают достаточного освещения в отечественных гуманитарных исследованиях. По мнению автора, теоретизации этого немецкого философа, касающиеся жизненного мира, имеют эвристический потенциал при решении философско-антропологических проблем. На основании этого автором статьи совершена попытка критического рассмотрения функций жизненного мира в современной социокультурной ситуации.
Философская антропология
Манин И.А. - В поисках пути к античному человеку

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.10259

Аннотация: Статья посвящена вопросам методологии решения философско-антропологических задач на материале поэм Гомера и изречений «начальных мыслителей» (Гераклита и Парменида). Обычно эти задачи решаются за счет приписывания древнегреческим текстам более поздних представлений и понятий. Именуя такой подход стилизацией, автор указывает на его проблематичность и ищет альтернативный путь. Цель статьи – задать методологические основания способа, открывающего перспективу выхода за рамки стилизации. В результате намечается путь, который состоит в исследовании античного человека через практики, схваченные в словах и речах Гомера, Гераклита и Парменида. Именуя такой подход стилизацией, автор указывает на его проблематичность и ищет альтернативный путь. Цель статьи – задать методологические основания способа, открывающего перспективу выхода за рамки стилизации. В результате намечается путь, который состоит в исследовании античного человека через практики, схваченные в словах и речах Гомера, Гераклита и Парменида.
Манин И.А. - В поисках пути к античному человеку c. 1028-1037

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.65294

Аннотация: Статья посвящена вопросам методологии решения философско-антропологических задач на материале поэм Гомера и изречений «начальных мыслителей» (Гераклита и Парменида). Обычно эти задачи решаются за счет приписывания древнегреческим текстам более поздних представлений и понятий. Именуя такой подход стилизацией, автор указывает на его проблематичность и ищет альтернативный путь. Цель статьи – задать методологические основания способа, открывающего перспективу выхода за рамки стилизации. В результате намечается путь, который состоит в исследовании античного человека через практики, схваченные в словах и речах Гомера, Гераклита и Парменида. Именуя такой подход стилизацией, автор указывает на его проблематичность и ищет альтернативный путь. Цель статьи – задать методологические основания способа, открывающего перспективу выхода за рамки стилизации. В результате намечается путь, который состоит в исследовании античного человека через практики, схваченные в словах и речах Гомера, Гераклита и Парменида.
Тайны человека
Консон Г.Р. - Рафаэль де Валантен Оноре де Бальзака — жертва катастрофизма или его носитель?

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.12174

Аннотация: Предмет исследования — нравственная сущность молодого маркиза Рафаэля де Валантена в романе Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа». Основное внимание в статье фокусируется на изучении аморальных аспектов личности главного героя, который подвержен губительной страсти к нескончаемым плотским удовольствиям, вследствие чего в его сознании, в конечном итоге, формируется идея вседозволенности. Главным в настоящем эссе становится следующий парадокс: что́ же привело маркиза к смерти — нищета, богатство, какие-либо иные явления или силы, заставляющие человека сводить счёты с жизнью? Для ответа на поставленный вопрос образ Рафаэля де Валантена рассматривается в контексте нависшего над ним катастрофизма. Метод исследования основан на взаимодействии пяти типов анализа — юридического, философского, психологического, литературного и музыковедческого. Научная новизна статьи выражена в нескольких аспектах: – в юридическом плане, где Рафаэль да Валантен квалифицируется как случайный тип преступника по отношению к другим и неустойчивый по отношению к самому себе; – в философском понимании личности Рафаэля, образ которого подвергся необычному развитию — из жертвы катастрофизма превратился в его источник, реализовался в нём как угроза для общества и конкретных его представителей, но затем вновь оказался жертвой катастрофизма, а, в сущности, самого себя и своих собственных желаний; – в психологическом ракурсе: здесь в маркизе выявляется стереотип мышления, порождающий на самые разные события одни и те же психические реакции, что в конечном счёте уже при жизни превратило его состояние в сплошной, ведущий к самоубийству невроз; – в музыковедческом значении, где выявляется своеобразная динамическая трёхчастная форма, посредством чего раскрывается логика самого развития психологического конфликта Рафаэля, в котором противоборствуют два стремления — желать и мочь, вернее, желание и невозможность его осуществления. В выводах делается заключение о нереальности иллюзии получить власть над социумом за счёт дара дьявола, могущество которого в романе Бальзака было редуцировано тремя причинами — весьма усреднённой личностью маркиза, его слепотой к настоящей любви и тем, что возможности Сатаны не достигали уровня высших сил. Метод исследования основан на взаимодействии пяти типов анализа — юридического, философского, психологического, литературного и музыковедческого. Научная новизна статьи выражена в нескольких аспектах: – в юридическом плане, где Рафаэль да Валантен квалифицируется как случайный тип преступника по отношению к другим и неустойчивый по отношению к самому себе; – в философском понимании личности Рафаэля, образ которого подвергся необычному развитию — из жертвы катастрофизма превратился в его источник, реализовался в нём как угроза для общества и конкретных его представителей, но затем вновь оказался жертвой катастрофизма, а, в сущности, самого себя и своих собственных желаний; – в психологическом ракурсе: здесь в маркизе выявляется стереотип мышления, порождающий на самые разные события одни и те же психические реакции, что в конечном счёте уже при жизни превратило его состояние в сплошной, ведущий к самоубийству невроз; – в музыковедческом значении, где выявляется своеобразная динамическая трёхчастная форма, посредством чего раскрывается логика самого развития психологического конфликта Рафаэля, в котором противоборствуют два стремления — желать и мочь, вернее, желание и невозможность его осуществления. В выводах делается заключение о нереальности иллюзии получить власть над социумом за счёт дара дьявола, могущество которого в романе Бальзака было редуцировано тремя причинами — весьма усреднённой личностью маркиза, его слепотой к настоящей любви и тем, что возможности Сатаны не достигали уровня высших сил.
Консон Г.Р. - Рафаэль де Валантен Оноре де Бальзака — жертва катастрофизма или его носитель? c. 1038-1046

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.65295

Аннотация: Предмет исследования — нравственная сущность молодого маркиза Рафаэля де Валантена в романе Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа». Основное внимание в статье фокусируется на изучении аморальных аспектов личности главного героя, который подвержен губительной страсти к нескончаемым плотским удовольствиям, вследствие чего в его сознании, в конечном итоге, формируется идея вседозволенности. Главным в настоящем эссе становится следующий парадокс: что́ же привело маркиза к смерти — нищета, богатство, какие-либо иные явления или силы, заставляющие человека сводить счёты с жизнью? Для ответа на поставленный вопрос образ Рафаэля де Валантена рассматривается в контексте нависшего над ним катастрофизма. Метод исследования основан на взаимодействии пяти типов анализа — юридического, философского, психологического, литературного и музыковедческого. Научная новизна статьи выражена в нескольких аспектах: – в юридическом плане, где Рафаэль да Валантен квалифицируется как случайный тип преступника по отношению к другим и неустойчивый по отношению к самому себе; – в философском понимании личности Рафаэля, образ которого подвергся необычному развитию — из жертвы катастрофизма превратился в его источник, реализовался в нём как угроза для общества и конкретных его представителей, но затем вновь оказался жертвой катастрофизма, а, в сущности, самого себя и своих собственных желаний; – в психологическом ракурсе: здесь в маркизе выявляется стереотип мышления, порождающий на самые разные события одни и те же психические реакции, что в конечном счёте уже при жизни превратило его состояние в сплошной, ведущий к самоубийству невроз; – в музыковедческом значении, где выявляется своеобразная динамическая трёхчастная форма, посредством чего раскрывается логика самого развития психологического конфликта Рафаэля, в котором противоборствуют два стремления — желать и мочь, вернее, желание и невозможность его осуществления. В выводах делается заключение о нереальности иллюзии получить власть над социумом за счёт дара дьявола, могущество которого в романе Бальзака было редуцировано тремя причинами — весьма усреднённой личностью маркиза, его слепотой к настоящей любви и тем, что возможности Сатаны не достигали уровня высших сил. Метод исследования основан на взаимодействии пяти типов анализа — юридического, философского, психологического, литературного и музыковедческого. Научная новизна статьи выражена в нескольких аспектах: – в юридическом плане, где Рафаэль да Валантен квалифицируется как случайный тип преступника по отношению к другим и неустойчивый по отношению к самому себе; – в философском понимании личности Рафаэля, образ которого подвергся необычному развитию — из жертвы катастрофизма превратился в его источник, реализовался в нём как угроза для общества и конкретных его представителей, но затем вновь оказался жертвой катастрофизма, а, в сущности, самого себя и своих собственных желаний; – в психологическом ракурсе: здесь в маркизе выявляется стереотип мышления, порождающий на самые разные события одни и те же психические реакции, что в конечном счёте уже при жизни превратило его состояние в сплошной, ведущий к самоубийству невроз; – в музыковедческом значении, где выявляется своеобразная динамическая трёхчастная форма, посредством чего раскрывается логика самого развития психологического конфликта Рафаэля, в котором противоборствуют два стремления — желать и мочь, вернее, желание и невозможность его осуществления. В выводах делается заключение о нереальности иллюзии получить власть над социумом за счёт дара дьявола, могущество которого в романе Бальзака было редуцировано тремя причинами — весьма усреднённой личностью маркиза, его слепотой к настоящей любви и тем, что возможности Сатаны не достигали уровня высших сил.
Философия и искусство
Миклина Н.Н. - Метапоэтика музыкального искусства: к постановке проблемы

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.12368

Аннотация: Предмет исследования – возможности применения термина «метапоэтика» по отношению к музыкальному искусству, цель – определение наиболее эффективных подходов к разработке метапоэтики музыки на основе анализа современных литературоведческих, музыкально-теоретических и философских концепций. В ходе проведенного исследования показано, что метапоэтика музыки, ориентируясь на соответствующие установки в области литературоведения, обладает спецификой, определяемой невербальным, неизобразительным и процессуальным характером музыки. Специфика эта состоит в более явной, нежели в других искусствах, значимости метатекста - подвижной, открытой системы метаэлементов в самом произведении. Отсюда определяющая роль имплицитного подхода к метапоэтике музыки - необходимость концентрации внимания, прежде всего, на музыкальной форме как разворачивающегося смысла, сопряженного со значительной обобщенностью, абстрагированностью репрезентируемых в музыке образов и событий, которые допускают несравнимую с другими видами искусства многозначность и вариативность. В связи с этим наиболее правомерным, обоснованным и перспективным подходом к метапоэтическим разработкам в области музыки является философия поэзиса как диалектика порождения, становления, или восхождения, дополняемая методом трансрефлексии, или трансференции, который выявляет эмерджентный и транспарентный характер музыкального целого. Указанный подход в наибольшей степени отвечает специфике музыки, не противоречит ни одному из методов, декларируемых в метапоэтических исследованиях, обладает необходимой эвристичностью, этикой взаимонуждаемости и открыт для получения нового знания. Положения и выводы работы могут быть использованы в культурфилософских, эстетических, музыкально-теоретических, культурологических исследованиях, в научно-исследовательской и учебной работе со студентами вузов, магистрантами, аспирантами, молодыми учеными. Основной метод исследования – интегративно-дискурсивный подход, нацеленный на широкий охват различных мнений, на уважительное отношение к авторам, на поиск истины в моментах пересечения множества точек зрения Новизна работы состоит в следующем: 1) объединение различных точек зрения в рамках метапоэтического дискурса позволило выявить специфику метапоэтики музыки и определить наиболее перспективные пути её развития; 2) показано, что отечественные авторы, несмотря на значительное влияние западноевропейских теорий, в частности, взглядов М. Хайдеггера, в своих трудах нередко преодолевают антропоцентрический уклон и в хронотопе музыки как поэзисе со-бытия усматривают важную роль не только «горизонтали», но и «вертикали»; 3) обоснована необходимость и в эксплицитной метапоэтике – литературном наследии композитора и его эпохи – не столько с целью уточнения авторского метода, сколько для определения философских и художественных позиций композитора, позволяющих судить о следовании его идеям, культурным традициям его времени, о степени нуждаемости в них; 4) имлицитный и эксплицитный подходы к метапоэтике музыки с использованием метода трансференции апробируются автором в учебной и научно-исследовательской работе со студентами музыкальных специальностей вуза и молодыми учеными, доказывая свою эффективность. Выводы. Раскрываемые в статье методологический и методический аспекты метапоэтики музыки подтверждают актуальность, теоретическую и практическую значимость проведенного исследования. Однако затронутые в работе вопросы метапоэтики лишь намечают пути, по которым может идти дальнейшее развитие этой интересной и плодотворной области знания.
Миклина Н.Н. - Метапоэтика музыкального искусства: к постановке проблемы c. 1047-1060

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.65296

Аннотация: Предмет исследования – возможности применения термина «метапоэтика» по отношению к музыкальному искусству, цель – определение наиболее эффективных подходов к разработке метапоэтики музыки на основе анализа современных литературоведческих, музыкально-теоретических и философских концепций. В ходе проведенного исследования показано, что метапоэтика музыки, ориентируясь на соответствующие установки в области литературоведения, обладает спецификой, определяемой невербальным, неизобразительным и процессуальным характером музыки. Специфика эта состоит в более явной, нежели в других искусствах, значимости метатекста - подвижной, открытой системы метаэлементов в самом произведении. Отсюда определяющая роль имплицитного подхода к метапоэтике музыки - необходимость концентрации внимания, прежде всего, на музыкальной форме как разворачивающегося смысла, сопряженного со значительной обобщенностью, абстрагированностью репрезентируемых в музыке образов и событий, которые допускают несравнимую с другими видами искусства многозначность и вариативность. В связи с этим наиболее правомерным, обоснованным и перспективным подходом к метапоэтическим разработкам в области музыки является философия поэзиса как диалектика порождения, становления, или восхождения, дополняемая методом трансрефлексии, или трансференции, который выявляет эмерджентный и транспарентный характер музыкального целого. Указанный подход в наибольшей степени отвечает специфике музыки, не противоречит ни одному из методов, декларируемых в метапоэтических исследованиях, обладает необходимой эвристичностью, этикой взаимонуждаемости и открыт для получения нового знания. Положения и выводы работы могут быть использованы в культурфилософских, эстетических, музыкально-теоретических, культурологических исследованиях, в научно-исследовательской и учебной работе со студентами вузов, магистрантами, аспирантами, молодыми учеными. Основной метод исследования – интегративно-дискурсивный подход, нацеленный на широкий охват различных мнений, на уважительное отношение к авторам, на поиск истины в моментах пересечения множества точек зрения Новизна работы состоит в следующем: 1) объединение различных точек зрения в рамках метапоэтического дискурса позволило выявить специфику метапоэтики музыки и определить наиболее перспективные пути её развития; 2) показано, что отечественные авторы, несмотря на значительное влияние западноевропейских теорий, в частности, взглядов М. Хайдеггера, в своих трудах нередко преодолевают антропоцентрический уклон и в хронотопе музыки как поэзисе со-бытия усматривают важную роль не только «горизонтали», но и «вертикали»; 3) обоснована необходимость и в эксплицитной метапоэтике – литературном наследии композитора и его эпохи – не столько с целью уточнения авторского метода, сколько для определения философских и художественных позиций композитора, позволяющих судить о следовании его идеям, культурным традициям его времени, о степени нуждаемости в них; 4) имлицитный и эксплицитный подходы к метапоэтике музыки с использованием метода трансференции апробируются автором в учебной и научно-исследовательской работе со студентами музыкальных специальностей вуза и молодыми учеными, доказывая свою эффективность. Выводы. Раскрываемые в статье методологический и методический аспекты метапоэтики музыки подтверждают актуальность, теоретическую и практическую значимость проведенного исследования. Однако затронутые в работе вопросы метапоэтики лишь намечают пути, по которым может идти дальнейшее развитие этой интересной и плодотворной области знания.
Философия науки и образования
Баксанский О.Е. - Конвергенция Знаний, Технологий и Общества: за пределами конвергентных технологий

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.11995

Аннотация: CKTS (конвергенция знаний, технологий и общества) проявляется на всех уровнях знаний, технологий и общества, и, как правило, является результатом действия многоотраслевых причин. Конвергенция находится на переднем крае научных открытий и развития технологии, обещая стать основополагающей и интегрирующей областью знаний и преобразований, как это уже произошло, например, с информационными технологиями и нанотехнологиями. Социальная конвергенция обладает потенциалом значительного и эффективного улучшения человеческих возможностей, экономической конкурентоспособности и без-опасности жизнедеятельности. Существует настоятельная необходимость плане восполь-зоваться этой возможностью и принять конкретные меры для осуществления конверген-ции более эффективным образом для взаимодействия всей совокупности проблем, стоящих перед человечеством сегодня. Можно сказать, что развивающийся на наших глазах феномен NBICS-конвергенции представляет собой радикально новый этап научно-технического прогресса. знаменует начало трансгуманистических преобразований, когда сама по себе эволюция человека перейдет под его собственный разумный контроль. Конвергенция рассматривается как возрастающее и преобразующее взаимодействие между научными дисциплинами, технологиями, сообществами и сферами человеческой деятельности для достижения совместимости и интеграции. Конвергенция важна для информационного общества, и анализ социальных следствий конвергенции позволяет решать проблемы, которые не могут быть решены дисциплинарной наукой, а также создавать на новые технологии и знания. Конвергенция возрастает в течение последних нескольких десятилетий. На первом этапе усилия, направленные на исследования и разработку нанотехнологий, привлекли внимание к сближению многих ранее отдельных научных и технических дисциплин (биологии, химии, физики конденсированных сред, материаловедения, электротехники, медицины и др.) на основе возрастающего понимания атомных и наномасштабных структур. NBIC-конвергенция была вторым этапом, объединяющим возникающие технологии на основе их общих составляющих, таких, как атомы, гены (ДНК), биты, и нейроны, иерархически интегрированных во всех технологических сферах и масштабах. CKTS является очередным этапом конвергенции; она расширяется на взаимосвязях и границах технологий, и в конечном счёте вводит их в общечеловеческие, общепланетарные и общесоциальные основы. Она объединяет в соответствующих сферах человеческие, технические, социальные, природные ресурсы и возможности, чтобы попытаться ответить на вопросы и решить проблемы, которые узкодисцплинарными возможностями решены быть не могут, а также создает и распространяет новые знания, технологии, промышленности, продукты и решения для улучшения благосостояния людей. Привлечение гуманитарных технологий дает нам право говорить о создании новой конвергентной NBICS-технологии, где «S» – это социальные гуманитарные технологии.
Баксанский О.Е. - Конвергенция Знаний, Технологий и Общества: за пределами конвергентных технологий c. 1061-1068

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.65297

Аннотация: CKTS (конвергенция знаний, технологий и общества) проявляется на всех уровнях знаний, технологий и общества, и, как правило, является результатом действия многоотраслевых причин. Конвергенция находится на переднем крае научных открытий и развития технологии, обещая стать основополагающей и интегрирующей областью знаний и преобразований, как это уже произошло, например, с информационными технологиями и нанотехнологиями. Социальная конвергенция обладает потенциалом значительного и эффективного улучшения человеческих возможностей, экономической конкурентоспособности и без-опасности жизнедеятельности. Существует настоятельная необходимость плане восполь-зоваться этой возможностью и принять конкретные меры для осуществления конверген-ции более эффективным образом для взаимодействия всей совокупности проблем, стоящих перед человечеством сегодня. Можно сказать, что развивающийся на наших глазах феномен NBICS-конвергенции представляет собой радикально новый этап научно-технического прогресса. знаменует начало трансгуманистических преобразований, когда сама по себе эволюция человека перейдет под его собственный разумный контроль. Конвергенция рассматривается как возрастающее и преобразующее взаимодействие между научными дисциплинами, технологиями, сообществами и сферами человеческой деятельности для достижения совместимости и интеграции. Конвергенция важна для информационного общества, и анализ социальных следствий конвергенции позволяет решать проблемы, которые не могут быть решены дисциплинарной наукой, а также создавать на новые технологии и знания. Конвергенция возрастает в течение последних нескольких десятилетий. На первом этапе усилия, направленные на исследования и разработку нанотехнологий, привлекли внимание к сближению многих ранее отдельных научных и технических дисциплин (биологии, химии, физики конденсированных сред, материаловедения, электротехники, медицины и др.) на основе возрастающего понимания атомных и наномасштабных структур. NBIC-конвергенция была вторым этапом, объединяющим возникающие технологии на основе их общих составляющих, таких, как атомы, гены (ДНК), биты, и нейроны, иерархически интегрированных во всех технологических сферах и масштабах. CKTS является очередным этапом конвергенции; она расширяется на взаимосвязях и границах технологий, и в конечном счёте вводит их в общечеловеческие, общепланетарные и общесоциальные основы. Она объединяет в соответствующих сферах человеческие, технические, социальные, природные ресурсы и возможности, чтобы попытаться ответить на вопросы и решить проблемы, которые узкодисцплинарными возможностями решены быть не могут, а также создает и распространяет новые знания, технологии, промышленности, продукты и решения для улучшения благосостояния людей. Привлечение гуманитарных технологий дает нам право говорить о создании новой конвергентной NBICS-технологии, где «S» – это социальные гуманитарные технологии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.