по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 05, 2013
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-2.4-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2013
Колонка главного редактора
Гуревич П.С. - Абсурдное, но прекрасное

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.5.8721

Аннотация: Французского писателя и философа Альбера Камю называют «певцом абсурда». Он писал о том, что чувство абсурдности поджидает нас на каждом углу. Это чувство неуловимо, но оно реально. В середине XX столетия возник новый вопрос: о смысле красоты. В самом деле, вторая мировая война, которая привела к огромным жертвам и разрушениям, заставила задуматься над тем, какова судьба и каково предназначение искусства. Родилась даже мысль о том, что после жуткого зрелища концентрационных лагерей, уже невозможно вернуться к обычным представлениям о прекрасном.
П.С. Гуревич - Абсурдное, но прекрасное c. 579-582

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.5.62659

Аннотация: Французского писателя и философа Альбера Камю называют «певцом абсурда». Он писал о том, что чувство абсурдности поджидает нас на каждом углу. Это чувство неуловимо, но оно реально. В середине XX столетия возник новый вопрос: о смысле красоты. В самом деле, вторая мировая война, которая привела к огромным жертвам и разрушениям, заставила задуматься над тем, какова судьба и каково предназначение искусства. Родилась даже мысль о том, что после жуткого зрелища концентрационных лагерей, уже невозможно вернуться к обычным представлениям о прекрасном.
Циклы и волны глобального мира
Урсул А.Д. - «Научная мысль как планетное явление» (К 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского)

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.5.7843

Аннотация: Истоки научного исследования глобально-планетарных процессов восходят к В.И.Вернадскому, считавшего научную мысль в качестве «планетного» (глобального) явления. Ученый предвидел принципиально новый процесс - глобализацию науки, который исследуется в контексте развития глобалистики и глобальных исследований. Развитие современной глобалистики и глобальных исследований, в том числе и в эволюционном ракурсе, развертывается в свете идей ученого, причем в его трудах учение о ноосфере с самого начала формировалось в общепланетарном ракурсе как глобальное мировоззрение и в связи с этим в статье обсуждаются современные трансформации этого учения в связи с концепцией и стратегией устойчивого развития. Обсуждается статус и место глобальных исследований в современной и будущей науке.
А.Д. Урсул - «Научная мысль как планетное явление» (К 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского) c. 594-609

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.5.62661

Аннотация: Истоки научного исследования глобально-планетарных процессов восходят к В.И. Вернадскому, считавшего научную мысль в качестве «планетного» (глобального) явления. Ученый предвидел принципиально новый процесс — глобализацию науки, который исследуется в контексте развития глобалистики и глобальных исследований. Развитие современной глобалистики и глобальных исследований, в том числе и в эволюционном ракурсе, развертывается в свете идей ученого, причем в его трудах учение о ноосфере с самого начала формировалось в общепланетарном ракурсе как глобальное мировоззрение и в связи с этим в статье обсуждаются современные трансформации этого учения в связи с концепцией и стратегией устойчивого развития. Обсуждается статус и место глобальных исследований в современной и будущей науке.
Судьбы и контуры цивилизаций
В.М. Маслов - Постчеловеческое в мифологии и искусстве: специфика и значение c. 610-617

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.5.62662

Аннотация: статья выступает формой развития системных, диалектических, синергетических представлений о постчеловеческом, о теории и практике радикальных, качественных трансформаций человека и общества. Высокие технологии (биотехнологии, киборгтехнологии, информационные технологии, виртуальная реальность, искусственный интеллект) предоставляют все больше возможностей для реализации постчеловеческих целей: «линия Прометея» (от мифологии к русскому космизму и трансгуманизму) находится в фокусе современных исследований постчеловеческого. Анализ постчеловеческого в мифологии и искусстве — «линии Орфея» — обогащает и уточняет общее понимание постчеловеческого. Сравнительная ценность постчеловеческих моментов мифологии может идентифицировать их исконными чаяниями людей. Постчеловеческое мифологии снимает искусство. Сегодня постчеловеческое в искусстве наиболее полно представлено в научной фантастике и фэнтези. Содержательная ценность научной фантастики соотносится с научным знанием о будущем. Мир фэнтези можно рассматривать как идеальную форму реализации постчеловеческой свободы и принципа удовольствия. Фиксируемый культурный дрейф от принципа реальности к принципу удовольствия — еще один существенный фактор проблематичности постчеловеческого будущего.
Традиции и инновации
Матвеев А.С. - Коммуникационная природа социального управления

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.5.7940

Аннотация: Аннотация. Целью данной стать стало рассмотрение коммуникационной природы социального управления. Для этого в статье описываются различные подходы к интерпретации понятия управления, которое рассматривается через призму общефилосфского, информационного подходов, а также с точки зрения теории классического менеджмента. По итогам написания данной статьи были сделаны следующие выводы: 1. управление, являясь одним из атрибутов (основных, сущностных свойств) бытия, проявляется на всех уровнях организации бытия, от неживой природы до высокоорганизованных биологических организмов и социальных систем. 2. Важнейшей задачей социального управления является задача разрешения противоречий между субъектом и объектом управления. 3. Все фундаментальные свойства управления, присущие ему на всех уровнях организации систем, при переходе на социальный уровень организации сохраняются, принимая принципиально более сложные формы и становясь основой для новых, специфических свойств социального управления. 4. В условиях постиндустриального информационного общества именно убеждающая коммуникация выдвигается на первое по значимости место среди других способов социального управления, что естественным образом порождает бурное развитие коммуникативных технологий, направленных на более эффективное решение задач, связанных с убеждением объекта управления. Практическая значимость данной работы заключается в том, что в ней представлены современные потенциально возможные направления развития связей с общественностью как механизма, регулирующего существования жизни общества, рассматриваемого через призму управляющего субъекта.
А.С. Матвеев - Коммуникационная природа социального управления c. 643-649

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.5.62665

Аннотация: Целью данной стать стало рассмотрение коммуникационной природы социального управления. Для этого в статье описываются различные подходы к интерпретации понятия управления, которое рассматривается через призму общефилосфского, информационного подходов, а также с точки зрения теории классического менеджмента. По итогам написания данной статьи были сделаны следующие выводы: 1. управление, являясь одним из атрибутов (основных, сущностных свойств) бытия, проявляется на всех уровнях организации бытия, от неживой природы до высокоорганизованных биологических организмов и социальных систем. 2. Важнейшей задачей социального управления является задача разрешения противоречий между субъектом и объектом управления. 3. Все фундаментальные свойства управления, присущие ему на всех уровнях организации систем, при переходе на социальный уровень организации сохраняются, принимая принципиально более сложные формы и становясь основой для новых, специфических свойств социального управления. 4. В условиях постиндустриального информационного общества именно убеждающая коммуникация выдвигается на первое по значимости место среди других способов социального управления, что естественным образом порождает бурное развитие коммуникативных технологий, направленных на более эффективное решение задач, связанных с убеждением объекта управления. Практическая значимость данной работы заключается в том, что в ней представлены современные потенциально возможные направления развития связей с общественностью как механизма, регулирующего существования жизни общества, рассматриваемого через призму управляющего субъекта.
Социальная философия
И.Н. Лаврикова - Смех праздничный, интерес политический c. 618-627

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.5.62663

Аннотация: Исследования социально-политического значения праздника невольно натолкнули на мысль: существуют ли равновеликие регулятивы общественного состояния, которые формируют человека, но без техник устрашения? Под силу ли празднику с его характерными «эмоциональными атрибутами» — весельем, смехом и радованием, в определенных жизненных ситуациях стать именно таким средством воспитания? Возможно, что когда-нибудь человечество будет выстраивать отношения преимущественно на основаниях гуманности и сбережения друг друга…
Социальная динамика
Ю.В. Олейников - Альтернативы постиндустриальной модернизации c. 628-642

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.5.62664

Аннотация: Современная постиндустриальная модернизация рассматривается как целостный диалектический — противоречивый процесс революционного преобразования всех сторон бытия общества: революция в средствах воздействия человека на окружающий мир (НТР), коренное изменение всей совокупности общественных отношений и трансформация системы представлений человека о его месте и роли в природе и обществе (мировоззрение).
Философия свободы
Р.Н. Пархоменко - Понятие идеи свободы в античной и средневековой философии c. 701-708

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.5.62670

Аннотация: В статье прослеживается становление и развитие понятия идеи свободы в Античной и Средневековой европейской философской традиции. На основе проведенного анализа становится ясно, что современное понимание идеи свободы, равно как и идей права, справедливости и гражданского общества берут свои истоки еще в философии Античности и Средневековья. Последующее движение философской и политологической мысли лишь более детально разрабатывает как теоретические категории, так и «прикладные» аспекты данного понятия на основе которого строятся современные демократические государства.
Диалог культур
Гоготишвили Л.А. - Материалы семинара «Взаимоотношения русской и европейской философии» (Часть вторая)

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.5.8705

Аннотация: В первом блоке публикации изложено содержание доклада Ф. Ларюэля «По направлению к философии, признаваемой современной» и описано его остро-дискуссионное обсуждение на семинаре русско-французской исследовательской группы в марте 2013 года в Иерусалиме. Во втором блоке публикуется статья Л.А.Гоготишвили «Философия языка Лосева и «Не-философия» языка Ларюэля». Сопоставление языковых концепций А. Лосева и Ф.Ларюэля ведется на фоне проблемы соотношения в философском дискурсе операциональных и непосредственно тематических форм выражения смысла. Высказывается положение, что вопрос ― можно ли рассматривать «придание в философии центрального статуса языку как источнику операциональности» и «снижение тематизма философии» как тезисы, находящиеся в жесткой причинно-следственной связи? ― не имеет однозначного решения, поскольку дело состоит не в признании приоритета за языковой операциональностью или, напротив, за прямым тематизмом, а в различных по цели дискурсивных стратегиях обращения с нейтрально-равноценными операциональной и тематической сторонами языка. На основе соотнесения сквозных операциональных принципов Лосева и Ларюэля (усеченного монизма и односторонней дуальности) реконструируются обоснованные обоими философами дискурсивные стратегии, принципиально разные по операциональной технике, но общие по телеологическому замыслу (достижение адекватности).
Л.А. Гоготишвили - Материалы семинара «Взаимоотношения русской и европейской философии» Часть третья. Трехсторонняя дискуссия о «современном типе» философского мышления c. 650-655

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.5.62666

Аннотация: В первом блоке публикации изложено содержание доклада Ф. Ларюэля «По направлению к философии, признаваемой современной» и описано его остро-дискуссионное обсуждение на семинаре русско-французской исследовательской группы в марте 2013 года в Иерусалиме. Во втором блоке публикуется статья Л.А. Гоготишвили «Философия языка Лосева и «Не-философия» языка Ларюэля». Сопоставление языковых концепций А. Лосева и Ф. Ларюэля ведется на фоне проблемы соотношения в философском дискурсе операциональных и непосредственно тематических форм выражения смысла. Высказывается положение, что вопрос: можно ли рассматривать «придание в философии центрального статуса языку как источнику операциональности» и «снижение тематизма философии» как тезисы, находящиеся в жесткой причинно-следственной связи? – не имеет однозначного решения, поскольку дело состоит не в признании приоритета за языковой операциональностью или, напротив, за прямым тематизмом, а в различных по цели дискурсивных стратегиях обращения с нейтрально-равноценными операциональной и тематической сторонами языка. На основе соотнесения сквозных операциональных принципов Лосева и Ларюэля (усеченного монизма и односторонней дуальности) реконструируются обоснованные обоими философами дискурсивные стратегии, принципиально разные по операциональной технике, но общие по телеологическому замыслу (достижение адекватности).
Л.А. Гоготишвили - Философия языка Лосева и «Не-философия» языка Ларюэля c. 656-679

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.5.62667

Аннотация: The first part of this publication contains the overview of F. Laruelle’s speech ‘Toward Philosophy Recognized as Modern’ and its discussion during the Russian-French seminar held in Jerusalem in March 2013. The second part contains L. A. Gogotishvili’s article ‘Losev’s Philosophy of Language and Laruelle’s Non-Philosophy of Language’. A. Losev’s and F. Laruelle’s language conceptions are compared against the problem of operational-thematic expressions in philosophy. The question about whether there is a certain cause and effect relationship between viewing the language as the central operational source and the decrease of philosophy thematism is deemed to have no solution because the linguistic operationality and direct thematism have different purposes of discursive strategies. Based on the comparison of Losev’s and Laruelle’s operational principles (clipped monism and one-sided dualism), Gogotishvili reconstructs discursive strategies established by the two philosophers.
Религии и религиозное возрождение
Н. Фишер - «Морально-определённый монотеизм» Канта в связи с христологией (продолжение) (перевод И.В. Кирсберга) c. 692-700

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.5.62669

Аннотация: Религиозный контекст философии морали Канта обозначен как неотъемлемый; мораль не предполагает религию, однако неизбежно ведёт к ней. Изложение начинается (в первой части) с предварительной характеристики подходов Канта, во второй речь о смысле кантовской критики спе- кулятивной теологии, в третьей — об идеале возлюбленного Богом человечества. Порыв, устремлённый в бесконечном прогрессе к идеалу нашей собственной исторической жизни, оживает в действительных встречах с людьми, сталкивающихся с требованием морального закона, следующих ему на примерах, в которых люди признают божественный идеал в стремлении к святости своей жизни. В этом смысле следует называть «морально-определённый монотеизм» Канта «христологическим».
Герменевтика
Я.В. Чеснов - Герменевтика скрытых текстов: миф, титанизм и долгожительство c. 680-691

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.5.62668

Аннотация: Особенность статьи в том, что в ней герменевтика обращена не к письменному источнику, а к устному, т.е. к народной культуре. Герменевтическое средство, которое преимущественно используется, — понятие генотекста, введенное Джулией Кристевой (Julia Kristeva) с опорой на русскую семиотику. Показано значение герменевтических идей М.М. Бахтина и В.С. Библера. Общее определение культуры принято в формулировке П.С. Гуревича. Освобождение генотекста от оболочки фенотекста раскрыло роль сакральности культуры, титаническую составляющую в самоопределении человека и восхождение к этим началам поведения долгожителей (на примере абхазской популяции, долгие годы изучавшейся автором).
Человеческие экзистенциалы
Д.Н. Бухаров - Сущностные свойства и потребности как источник идентичности человека c. 709-717

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.5.62671

Аннотация: В статье предпринимается попытка ввести в современный дискурс о человеческой идентичности представление о наличии у человека возможности актуализировать духовную составляющую своей сущности и на этой основе обрести идентичность существа, не только налично данного, но и возможного. В статье формулируются свойства и потребности человека, не обусловленные его представленностью в качестве психофизиологического существа, сам факт существования которых, по мнению автора, является свидетельством присутствия у него возможностей, которые часто, к сожалению, оказываются неучтенными в ходе исследования человеческой идентичности.
Духовно-нравственные искания
А.А. Чуприна - Философский контекст осмысления семьи как индикатора культурного развития общества c. 583-593

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.5.62660

Аннотация: В работе рассмотрены особенности функционирования семьи как наиболее значимого показателя культурного развития общества во взаимообусловленности всех компонентов и сфер его жизнедеятельности. Изучены социально-философские концепции осмысления взаимообусловленности процессов культурного состояния общества и семьи в аспекте аксиологического подхода. Проанализирована специфика влияния объективных факторов общественного развития на содержательное наполнение культуры семьи в современных условиях. Акцентировано внимание на актуальности и важности обозначенной проблематики с учетом социокультурных трансформаций. Проблема рассмотрена через призму духовности, которая выполняет в данном случае роль исходного основания в методологических функциях изучения человека и общества.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.