по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 04, 2013
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-1.92-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2013
Колонка главного редактора
Гуревич П.С. - Перевоплощение текста в идеологию

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.4.8717

Аннотация: Тексты нередко обретают форму идеологии. Поэтому правомерно поставить вопрос: может ли быть научной концепция идеологии? По мнению Рикера, слово «идеология» трактуется неправильно. Это приводит к ряду заблуждений. Только точные семантические рамки, установленные в результате «достоверного описания ситуаций, в которых это выражение уместно» может положить конец различного рода заблуждениям. Этот методологический подход П. Рикер и относит к феноменологии (или к семантической феноменологии).
П.С. Гуревич - Перевоплощение текста в идеологию c. 423-428

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.4.62645

Аннотация: Тексты нередко обретают форму идеологии. Поэтому правомерно поставить вопрос: может ли быть научной концепция идеологии? По мнению Рикёра, слово «идеология» трактуется неправильно. Это приводит к ряду заблуждений. Только точные семантические рамки, установленные в результате «достоверного описания ситуаций, в которых это выражение уместно» может положить конец различного рода заблуждениям. Этот методологический подход П. Рикёр и относит к феноменологии (или к семантической феноменологии).
Кафедра
Г.Е. Смирнова - Сравнительный анализ в социокультурном регионоведении c. 558-564

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.4.62658

Аннотация: Сравнительный анализ как метод научного исследования широко и эффективно используется во многих гуманитарных и естественных науках. Социокультурное регионоведение не является исключением, поскольку применение данного метода позволяет не только выявить закономерности и индивидуальные особенности развития региона, спрогнозировать возможные последствия тех или иных явлений и процессов, но и проследить, как одни и те же социокультурные факторы (процессы) трансформируются под влиянием специфики региона. В статье рассматриваются цели применения компаративистики в научном исследовании, показаны междисциплинарные основы социокультурного регионоведения, определены основные принципы и последовательные этапы применения сравнительного анализа в регионоведческих исследованиях. Примером использования метода сравнительного анализа в социокультурном регионоведении может служить проведенное в статье сопоставление восприятия понятия «отечество» в русской и английской культурах XVIII в. Именно это понятие занимает одно из основных мест в ментальности любой нации, входящего в число важнейших инструментов самоидентификации, интегрирующего личность и социум. Без реконструкции смысла, содержания и эволюции понятия «отечество» невозможно представить себе историю культуры и ментальности любого народа.
Спектр сознания
В.И. Олешкевич - Социология и культурология психологического знания (на материале советской психологии) c. 523-532

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.4.62655

Аннотация: В статье ставится задача исследования советской психологии с точки зрения социологии и культурологии психологического знания или применения культурно-исторического подхода к концепциям советской психологии. Показывается, что советская психология несет в себе значительную идеологическую нагрузку, исследует именно советского человека и обслуживает господствующую во время ее формирования идеологию. Аналитическая реконструкция культурно-исторических оснований психологического знания осуществляется преимущественно на материале Московской школы деятельностной психологии. Главная задача статьи состоит, прежде всего, в том, чтобы показать принципиальную необходимость и возможность такого анализа.
Рубежи и теории познания
В.В. Попков - Наука и вера Александра Богданова c. 437-448

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.4.62647

Аннотация: В статье в исторической ретроспективе рассматриваются некоторые ключевые идеи эмпириомонизма А. Богданова, которые всегда вызывали споры относительно их обоснованности. Предлагается их трактовка, исходя из идей современного конструктивизма. Дается оценка тектологии — всеобщей организационной науке, как первой отечественной попытке представить философию в виде структурной науки. А. Богданов наметил основные контуры парадигмального сдвига в познании двойственного субъект — объектного мира, в котором силы, через которые ткань материи воздействует на человека суть человеческие смыслы, посредством которых она существует.
История идей и учений
Кирсберг И.В. - «Морально-определённый монотеизм» Канта в связи с христологией

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.4.7583

Аннотация: религиозный контекст философии морали Канта обозначен как неотъемлемый; мораль не предполагает религию, однако неизбежно ведёт к ней.Изложение начинается (в первой части) с предварительной характеристики подходов Канта, во второй речь о смысле кантовской критики спекулятивной теологии, в третьей – об идеале возлюбленного Богом человечества.Порыв, устремлённый в бесконечном прогрессе к идеалу нашей собственной исторической жизни, оживает в действительных встречах с людьми, сталкивающихся с требованием морального закона, следующих ему на примерах, в которых люди признают божественный идеал в стремлении к святости своей жизни.В этом смысле следует называть «морально -определённый монотеизм» Канта «христологическим».
Ю.В. Спиридонова - Генезис международной охраны культурного наследия в 1930-е гг. c. 546-557

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.4.62657

Аннотация: В 1930-е гг. был заложен фундамент международного поля охраны культурного наследия, на котором в дальнейшем строилась деятельность ЮНЕСКО. Основной чертой этого периода стала попытка комплексного решения проблем в этой сфере. Представлен анализ основных инициатив Международного комитета музеев, воплотившихся в форме конференций, хартий, международных актов, а также нереализованных проектов международных конвенций в сфере сохранения культурного наследия. Прослеживаются предпосылки формирования международной системы охраны памятников с середины XIX в.
Политическая философия
А.М. Кучинов - Подход к анализу политического процесса через его взаимосвязь с социокультурной динамикой — альтернатива подходу «политической культуры» c. 463-475

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.4.62649

Аннотация: Данная статья рассматривает теоретический аспект исследования влияния социо-культурных факторов на политический процесс. В настоящей статье рассказывается об ограниченности господствующего в отечественной и зарубежной политической науке подхода «политической культуры» ввиду его недостаточности, утверждается о необходимости рассматривать проблему взаимодействия политического процесса и социокультурных факторов не статично, а в динамике, в связи с тем, что культура и политика — всегда динамичные явления. Сделано обобщение относительно соотношения этой проблемы с такими общественными явлениями, как динамика политических режимов, влияние этнических, языковых, социально-стратификационных, религиозных особенностей на политический процесс, влияние степени благосостояния общества, географический детерминизм, политические и др. культурные ритуалы, международные отношения, переговоры, идентичность, сепаратизм, влияние на политику образования и воспитания и др. В данной статье говорится о практическом применении исследуемых теорий в актуальных вопросах современной политики.
Социальная динамика
И.Н. Сиземская - П.Б. Струве об экономической европеизации России c. 449-462

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.4.62648

Аннотация: В статье рассматривается система экономических воззрений П.Б. Струве и в этой связи предложенная им в период увлечения им экономическими идеями Маркса («легальным марксизмом») модель капитализации российской экономики. Идеи этой модели сохранили свою теоретическую и практическую значимость и созвучны сегодняшним проблемам модернизации России.
Самосознание и идентификация
Н.В. Тищенко - Свобода и несвобода в пространстве литературных текстов: дискурс-анализ произведений, посвященных ГУЛАГу c. 499-509

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.4.62652

Аннотация: Цель статьи — выявить стратегии сопротивления влиянию норм тюремных субкультур на социальные и дискурсивные практики, существующие в отечественной культуре. Подобный пример сопротивления был обнаружен в текстах, объединенных под рубрикой «рефлексивный дискурс», куда были отнесены тексты, написанные отечественными авторами как воспоминания о времени, проведенном в лагерях ГУЛАГа. При помощи технологий дискурс-анализа был определён ключевой знак рефлексивного дискурса «тюрьма — свобода», содержащий три уровня смысловых коннотаций. Анализ этих коннотаций позволил идентифицировать стратегии сопротивления эскалации тюремных, криминальных ценностей в общественной системе. Спецификой работы является то, что дискурс-аналитическая методология была применена к анализу слабо структурированных источников — литературных текстов. Сопоставление дискурсивных практик, предложенных литературными текстами, и социальных практик показывает, что рефлексивный дискурсивный проект оказался невостребованным в отечественной культуре, не был актуализирован в используемых социальных практиках и оказался частью дискурсивного исторического архива. В рефлексивном дискурсе были выявлены внутренние противоречия, которые препятствовали его влиянию на социальные практики. Во-первых, это латентное смешение высказываний рефлексивного дискурса с криминальными, уголовными традициями, которое оказалось неизбежным в условиях совместного существования в пространстве лагеря. Во-вторых, распространение знаний о тюремной субкультуре в обществе получило искаженный эффект — в общественном сознании не сформировалось устойчивая неприязнь и нетерпение к тюремной субкультуре, а напротив, был сконструирован героический образ осужденного, противостоящего несправедливой официальной власти. Эти две причины способствовали распространению в отечественной культуре такого явления как «тюремизация» — принятие норм, ценностей и правил тюремной субкультуры как неотъемлемой, составной части повседневных практик.
Диалог культур
Ю.В. Кузнецов - Мультикультурализм и запрет аргумента ad hominem в научной дискуссии c. 476-487

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.4.62650

Аннотация: В статье исследуются перспективы трансформации установки научной рациональности на запрет использования аргумента ad hominem, вступающей в конфликт с распространяющейся иде- ологией мультикультурализма, отрицающей ориентацию на универсального субъекта. В ходе анализа выявлены два варианта развития событий: реализация антиглобалистских тенденций в форме анти- сциентизма или очередное расширение рамок, задаваемых научной рациональностью.
Ценность и истина
Н.П. Копцева - Истина в философии Платона c. 429-436

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.4.62646

Аннотация: На основе анализа диалогов Платона выстраивается его понимание истины, которое напрямую связано с категорией «бытие». Именно в философии Платона впервые произошло разделение трех понятий истины: 1) как характеристики бытия; 2) как характеристики человеческого познания; 3) как характеристики человеческого существования. В диалогах Платона любовь к истине предопределяет все аспекты подлинного существования человека. Диалектика поиска истины приводит к ее тройственному пониманию: 1) истина — это содержание, тождественное «чистому» (самотождественному и вечносущему) бытию; 2) истина — это характеристика познания, стремящегося либо к этому «чистому» бытию (истина — это знание), либо к возникающему и исчезающему (становлению) вещей (мнение); 3) истина — это свойство человеческого существования в мире, моделью которого выступает в философии Платона государство. Философское понимание истины Платона становится образцом для дальнейшего поиска истины во все последующие эпохи истории западной философии.
Философия религии
Р.В. Корень - Догмат Пресвятой Троицы, философско-богословские способы его познания и их следствия c. 533-545

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.4.62656

Аннотация: В работе приводится философско-богословское познание основополагающего догмата Пресвятой Троицы. Показано, что использование методологии философии позволяет расширить границы познания и повысить его достоверность. Последнее позволяет произвести анализ достаточности источников оснований Православного Догматического богословия. Показано, что наличие двух источников оснований: Священного Писания и Апостольского Священного Предания противоречит основополагающему Догмату Пресвятой Троицы. Источников оснований Догматического богословия должно быть три. Используя методологию принципа дополнительности, показано, что третьим источником оснований должна быть прямая речь (Слово) Иисуса Христа при его земной жизни. В качестве такого третьего источника могут быть использованы Нагорная проповедь и Евангелие от Фомы.
Герменевтика
Чеснов Я.В. - Герменевтика скрытых текстов: миф, титанизм и долгожительство

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.4.7704

Аннотация: Особенность статьи в том, что в ней герменевтика обращена не к письменному источнику, а к устному, т. е. к народной культуре. Герменевтическое средство, которое преимущественно используется, - понятие генотекста, введенное Джулией Кристевой (Julia Kristeva) с опорой на русскую семиотику. Показано значение герменевтических идей М.М. Бахтина и В.С. Библера. Общее определение культуры принято в формулировке П.С. Гуревича. Освобождение генотекста от оболочки фенотекста раскрыло роль сакральности культуры, титаническую составляющую в самоопределении человека и восхождение к этим началам поведения долгожителей (на примере абхазской популяции, долгие годы изучавшейся автором)
Мифы и современные мифологии
А.С. Майданов - Динамика мира и ее субъекты в ведийской космологии. Часть II (окончание) c. 488-498

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.4.62651

Аннотация: Из текстов индийских вед видно, что у их авторов вполне определённо сформировалась идея о том, что у всякого природного феномена имеется своя причина, своя движущая сила, другими словами, свой актор, субъект. На место акторов космических процессов и явлений были поставлены боги. Они были наделены таким набором космических функций, которые обеспечивали бы динамику мира, его целостность и единство. В статье под этим углом зрения характеризуются такие небесные тела и соответствующие им божества как Солнце, Земля, Луна, некоторые звёзды и планеты. Описывается генеалогия этих божеств, отношения между ними как мировыми акторами. Многообразие признаков, присущих главным небесным светилам побудило авторов вед к изобретению такого способа их репрезентации как множественная деификация. В статье предлагается особая логическая схема анализа образов богов. Она включает в себя набор разных ипостасей божеств: характеристики их внешнего и духовного облика, космические и социальные функции и соответствующие реальные референты. Анализ образов главных богов с позиций данной схемы позволил показать, что мифические образы представляют собой синтетические ментальные конструкции, состоящие из компонентов разной эпистемологической ценности, из которых можно извлечь информацию как о реальных референтах богов, так и о различных параметрах творцов этих образов. Благодаря такой информации автору статьи удалось, как кажется, построить более адекватное истолкование образов ряда богов. Мифотворцы также запечатлели в мифах и своё видение некоторых важных универсальных характеристик реальности: закона круговращения Вселенной, характера движения в ней, пространства, времени, притом природного и социального. В статье сформулирована выявленная её автором логика постижения действительности, которая оказывается типичной для начальной стадии всякого познавательного процесса, в том числе и научного.
Эстетика
Е.А. Тинякова - Эстетическая характеристика трудовой деятельности как фактор цивилизационного развития c. 516-522

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.4.62654

Аннотация: В статье рассматривается проблема соотнесения аксиологических, культурных, социологических и экономических ценностей профессий. Обращается внимание на противоречия в жизнеобепечивающем потенциале профессий. Эстетический облик профессий соотносится с актерским мастерством. На современном этапе развития человеческой трудовой деятельности возрастает потребность «играть» свою профессию, то есть создавать эстетический канал для проявления профессионального мастерства. Это укрепляет экономический и социальный статус профессий.
Философия и искусство
В.И. Жуковский - Творческий процесс: художник и художественный материал в их искусности, искусственности и искусе c. 510-515

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.4.62653

Аннотация: В статье рассматривается творческий процесс как диалог художника с художественным материалом, когда, выступая в единстве «искусственности», «искусности» и «искуса», художник способен про-изводить из небытия в присутствие произведения искусства. Анализируются качественные характеристики мастерства создателя художественных произведений. Утверждается, что отношение художника и художественного материала представляет собой игровое взаимодействие, необходимое для появления произведений искусства.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.