по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 03, 2013
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-1.44-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2013
Колонка главного редактора
Гуревич П.С. - Что такое негативная антропология?

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.8692

Аннотация: В наши дни философская антропология все чаще берет на вооружение методы апофатики. Теологические традиции, связанные с постижением Бога путем отрицания всех его атрибутов и обозначений, получают широкое распространение, прежде всего, в религиозной литературе. Сказывается усталость от позитивного богословия, от претензий на окончательное знание, относящееся не только к Богу, но и к человеку.
П.С. Гуревич - Что такое негативная антропология? c. 275-278

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.62420

Аннотация: В наши дни философская антропология все чаще берет на вооружение методы апофатики. Теологические традиции, связанные с постижением Бога путем отрицания всех его атрибутов и обозначений, получают широкое распространение, прежде всего, в религиозной литературе. Сказывается усталость от позитивного богословия, от претензий на окончательное знание, относящееся не только к Богу, но и к человеку.
Онтология: бытие и небытие
Ю.П. Кравченко - Экологические проблемы как отдаленные следствия становления науки Нового времени c. 279-288

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.62421

Аннотация: В статье рассмотрены основные мировоззренческие и методологические установки науки в эпоху Нового времени, проанализированы взаимоотношения между человеком и природой в этот период, а также предпринята попытка выделить в этих установках основания современной экологической проблематики.
Рубежи и теории познания
Попков В.В. - Наука и вера Александра Богданова

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.7518

Аннотация: В статье в исторической ретроспективе рассматриваются некоторые ключевые идеи эмпириомонизма А.Богданова, которые всегда вызывали споры относительно их обоснованности. Предлагается их трактовка, исходя из идей современного конструктивизма. Дается оценка тектологии – всеобщей организационной науке, как первой отечественной попытке представить философию в виде структурной науки. А.Богданов наметил основные контуры парадигмального сдвига в познании двойственного субъект - объектного мира, в котором силы, через которые ткань материи воздействует на человека суть человеческие смыслы, посредством которых она существует.
О.Е. Баксанский - Руководство процессом познания: Knowledge Management c. 366-381

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.62429

Аннотация: Одной из причин повышения интереса к управлению знаниями является развитие коммуникационных и информационных технологий. Эти технологии позволяют обмениваться огромными массивами информации независимо от географического положения участников процесса и реального времени. Поток информации воистину захлестывает, поэтому люди начинают интересоваться, действительно ли им нужна вся эта информация и существуют ли другие, более удобные способы ее получения. Ответы на эти вопросы скорее всего утвердительные, так как, хотя эти технологии и меняют способы создания, передачи и использования знаний, они не могут полностью заменить непосредственные контакты (например, виртуальной средой компьютерного пространства). Действительно, определенные знания можно развивать и передавать другим исключительно с использованием традиционных подходов.
История идей и учений
Сиземская И.Н. - П.Б. Струве об экономической европеизации России

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.7451

Аннотация: В статье рассматривается система экономических воззрений П.Б.Струве и в этой связи предложенная им в период увлечения им экономическими идеями Маркса («легальным марксизмом») модель капитализации российской экономики. Идеи этой модели сохранили свою теоретическую и практическую значимость и созвучны сегодняшним проблемам модернизации России.
Кирсберг И.В. - Кантовская всеобъемлющая система философски обоснованной теологии

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.7581

Аннотация: философия Канта обозначена как критическая метафизика – перетолковывающая традиционную, не отказываясь от неё, сохранив (в новом виде) религиозность.Эта идея изложена в пяти частях:в первой речь об отношении практической философии к метафизической теологии, во второй – о кантовской постановке вопроса о Боге – от докритической философии до «Критики чистого разума»; в третьей – о критике всякой теологии, основанной на спекулятивных принципах разума (в этой части изображается всеобъемлющая система возможностей философски обоснованной теологии); четвёртая имеет в виду учение о бытии Бога как постулате чистого практического разума; в пятой речь о первенстве чистого практического разума в его связи со спекулятивным.
Политическая философия
А.Н. Мочкин - Революция «нигилизма» Ф. Ницше и консервативная революция О. Шпенглера c. 316-324

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.62424

Аннотация: В статье анализируется политическая философия Ф. Ницше позднего периода, периода 1888 года, ставшего как бы «кульминацией творческой эволюции философа, «заключительным аккордом», периода, оказавшего влияние на непосредственное формирование «Воли к власти» – политического завещания философа. Отмечаются специфические особенности политических рекомендаций, пожеланий философа грядущим поколениям, сконцентрированные в концепции «великой политики», в частности, пророчества, обращенные философом к революции нигилизма, характеризующего, по мнению Ф. Ницше, современную эпоху. И как вариант своеобразного политического прочтения потомками философии Ф. Ницше рассматривается политическая философия О. Шпенглера – крупнейшего представителя консервативной революции в Германии в 20-30-ых годов ХХ века, оказавшего большое влияние на формирующийся в те же годы национал-социализм. В выдвинутой О. Шпенглером теории «этического социализма» своеобразно преломляются и «воля к власти», и «вечное возвращение того же самого», и «нигилизм», и теория «сверхчеловека» Ф. Ницше, которая редукционистски низводится до реально политических явлений Германии того времени и тем самым становится теоретически, политически своеобразным знаменем переживаемой действительности.
Социальная динамика
Н.В. Сторчеус - Между войной и революцией. Статьи Ф.А. Степуна в газете «Армия и флот свободной России» c. 303-315

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.62423

Аннотация: Статья содержит краткий анализ статей Ф.А. Степуна, опубликованных им летом 1917 года в газете «Армия и флот Свободной России» и текст соответствующих статей. Несмотря на повышенный интерес к личности философа, указанный период его жизни не отражен в научных исследованиях. Тем не менее, текст статей, не вошедших в сборники его произведений, представляется важным для формирования полного представления о личности философа.
Ценность и истина
Копцева Н.П. - Истина в философии Платона

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.7525

Аннотация: На основе анализа диалогов Платона выстраивается его понимание истины, которое напрямую связано с категорией "бытие". Именно в философии Платона впервые произошло разделение трех понятий истины: 1) как характеристики бытия; 2) как характеристики человеческого познания; 3) как характеристики человеческого существования. В диалогах Платона любовь к истине предопределяет все аспекты подлинного существования человека. Диалектика поиска истины приводит к ее тройственному пониманию: 1) истина – это содержание, тождественное «чистому» (самотождественному и вечносущему) бытию; 2) истина – это характеристика познания, стремящегося либо к этому «чистому» бытию (истина – это знание), либо к возникающему и исчезающему (становлению) вещей (мнение); 3) истина – это свойство человеческого существования в мире, моделью которого выступает в философии Платона государство. Философское понимание истины Платона становится образцом для дальнейшего поиска истины во все последующие эпохи истории западной философии.
Религии и религиозное возрождение
Н. Фишер - Кантовская всеобъемлющая система философски обоснованной теологии (перевод И.В. Кирсберга) c. 325-336

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.62425

Аннотация: Философия Канта обозначена как критическая метафизика – перетолковывающая традиционную, не отказываясь от неё, сохранив (в новом виде) религиозность. Эта идея изложена в пяти частях: в первой речь об отношении практической философии к метафизической теологии; во второй – о кантовской постановке вопроса о Боге – от докритической философии до «Критики чистого разума»; в третьей – о критике всякой теологии, основанной на спекулятивных принципах разума (в этой части изображается всеобъемлющая система возможностей философски обоснованной теологии); четвёртая имеет в виду учение о бытии Бога как постулате чистого практического разума; в пятой речь о первенстве чистого практического разума в его связи со спекулятивным.
Философская антропология
Н.Н. Ростова - Философско-антропологические предпосылки теории идентичности c. 356-365

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.62428

Аннотация: В статье анализируется теория идентичности Э. Эриксона и вскрываются философско-антропологические предпосылки этой теории. По мнению автора, в основе концепции заложено представление о хаотичной, несвязной, фрагментарной природе человека. Человек начинается со страха своего собственного существования, ибо нет в мире ничего, что дало бы его сознанию готовую форму и опору. Человек вынужден, чтобы выжить, то есть, чтобы иметь ориентиры в мире, действовать и быть сообща, создавать эту опору. Этой опорой, согласно Эриксону, является идентичность.
Мифы и современные мифологии
Майданов А.С. - Динамика мира и её субъекты в ведийской космологии

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.7458

Аннотация: Из текстов индийских вед видно, что у их авторов вполне определённо сформировалась идея о том, что у всякого природного феномена имеется своя причина, своя движущая сила, другими словами, свой актор, субъект. На место акторов космических процессов и явлений были поставлены боги. Они были наделены таким набором космических функций, которые обеспечивали бы динамику мира, его целостность и единство. В статье под этим углом зрения характеризуются такие небесные тела и соответствующие им божества как Солнце, Земля, Луна, некоторые звёзды и планеты. Описывается генеалогия этих божеств, отношения между ними как мировыми акторами. Многообразие признаков, присущих главным небесным светилам побудило авторов вед к изобретению такого способа их репрезентации как множественная деификация. В статье предлагается особая логическая схема анализа образов богов. Она включает в себя набор разных ипостасей божеств: характеристики их внешнего и духовного облика, космические и социальные функции и соответствующие реальные референты. Анализ образов главных богов с позиций данной схемы позволил показать, что мифические образы представляют собой синтетические ментальные конструкции, состоящие из компонентов разной эпистемологической ценности, из которых можно извлечь информацию как о реальных референтах богов, так и о различных параметрах творцов этих образов. Благодаря такой информации автору статьи удалось, как кажется, построить более адекватное истолкование образов ряда богов. Мифотворцы также запечатлели в мифах и своё видение некоторых важных универсальных характеристик реальности: закона круговращения Вселенной, характера движения в ней, пространства, времени, притом природного и социального. В статье сформулирована выявленная её автором логика постижения действительности, которая оказывается типичной для начальной стадии всякого познавательного процесса, в том числе и научного.
А.С. Майданов - Динамика мира и ее субъекты в ведийской космологии. Часть I c. 337-349

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.62426

Аннотация: Из текстов индийских вед видно, что у их авторов вполне определённо сформировалась идея о том, что у всякого природного феномена имеется своя причина, своя движущая сила, другими словами, свой актор, субъект. На место акторов космических процессов и явлений были поставлены боги. Они были наделены таким набором космических функций, которые обеспечивали бы динамику мира, его целостность и единство. В статье под этим углом зрения характеризуются такие небесные тела и соответствующие им божества как Солнце, Земля, Луна, некоторые звёзды и планеты. Описывается генеалогия этих божеств, отношения между ними как мировыми акторами. Многообразие признаков, присущих главным небесным светилам побудило авторов вед к изобретению такого способа их репрезентации как множественная деификация. В статье предлагается особая логическая схема анализа образов богов. Она включает в себя набор разных ипостасей божеств: характеристики их внешнего и духовного облика, космические и социальные функции и соответствующие реальные референты. Анализ образов главных богов с позиций данной схемы позволил показать, что мифические образы представляют собой синтетические ментальные конструкции, состоящие из компонентов разной эпистемологической ценности, из которых можно извлечь информацию как о реальных референтах богов, так и о различных параметрах творцов этих образов. Благодаря такой информации автору статьи удалось, как кажется, построить более адекватное истолкование образов ряда богов. Мифотворцы также запечатлели в мифах и своё видение некоторых важных универсальных характеристик реальности: закона круговращения Вселенной, характера движения в ней, пространства, времени, притом природного и социального. В статье сформулирована выявленная её автором логика постижения действительности, которая оказывается типичной для начальной стадии всякого познавательного процесса, в том числе и научного.
Духовно-нравственные искания
Власова В.Б. - Русский путь от нравственности к праву (продолжение темы)

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.7432

Аннотация: Предлагаемая читателям публикация представляет собой окончание статьи «Русский путь от нравственности к праву», помещенной в журнале «Философия и культура» (2012, № 7) и посвященной исследованию проблемы исторических судеб отечественной культуры в связи с уникальными особенностями российского менталитета. В представленной здесь второй части этой статьи главное внимание уделяется особым объективным обстоятельствам формирования правового сознания в России, а также реальной связи событий современной истории нашего народа с его ментальными (и прежде всего нравственными и правовыми) установками. В заключение автор указывает на возможные стимулы и способы совершенствования моральных и правовых аспектов общественного самосознания российских граждан в будущем.
В.Б. Власова - Русский путь от нравственности к праву (продолжение темы) c. 289-302

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.62422

Аннотация: Предлагаемая читателям публикация представляет собой окончание статьи «Русский путь от нравственности к праву», помещенной в журнале «Философия и культура» (2012, № 7) и посвященной исследованию проблемы исторических судеб отечественной культуры в связи с уникальными особенностями российского менталитета. В представленной здесь второй части этой статьи главное внимание уделяется особым объективным обстоятельствам формирования правового сознания в России, а также реальной связи событий современной истории нашего народа с его ментальными (и прежде всего нравственными и правовыми) установками. В заключение автор указывает на возможные стимулы и способы совершенствования моральных и правовых аспектов общественного самосознания российских граждан в будущем.
Философия культуры
Алекперов А.-. - Мультикультурализм в пространстве между политикой и культурой

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.7434

Аннотация: В статье анализируется феномен мультикультурализма под углом зрения политики и культуры. Ее основная идея заключается в том, что мультикультурализм представляет собой сугубо политический феномен со всеми вытекающими отсюда последствиями, имеющий только косвенное отношение к процессам, связанным с межкультурным взаимодействием. Взаимодействие культур – это процесс, который может соприкасаться с политикой, но происходит тем не менее вне политики. Мультикультурализм предполагает только этническое разнообразие и исключает взаимное проникновение культур. Мультикультурализм всего лишь предполагает на самом деле «мирное сосуществование» обособленных культур, но не их взаимодействие. Максимальная цель, которая может быть достигнута при политике мультикультурализма, – это утверждение толерантности, что буквально означает – терпимости. То есть разные и разнообразные культуры, не обнаруживая точек соприкосновения, «терпят» друг друга, не доводя дело до конфликта. Поэтому мультикультурализм, с точки зрения автора, способствует изоляционизму. Однако и это достижимо условно и больше в теории, чем на практике, поскольку закрытость культур, их обособленность создают только напряжение между ними. Именно поэтому мультикультурализм ведет к конфронтации культур, но не к их взаимообогащению.
Запесоцкий А.С. - Наука и проблемы современной лобальной цивилизации в теории культуры В. С. Степина

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.8653

Аннотация: В статье рассматривается концепция науки как подсистемы культуры, разработанная академиком В. С. Степиным. Наука включается в контекст анализа цивилизационного развития человечества. Будучи одной из важнейших составляющих выделяемого В. С. Степиным техногенного типа цивилизации, лежащего в основе современных глобализационных процессов, наука заслуживает пристального внимания и исследования в условиях кризиса этого типа цивилизации. В то же время, через анализ связи науки и философии, в статье показывается, каким образом научная рациональность способна послужить ключом к решению современных глобальных проблем.
А.С. оглы Алекперов - Мультикультурализм в пространстве между политикой и культурой c. 350-355

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.62427

Аннотация: В статье анализируется феномен мультикультурализма под углом зрения политики и культуры. Ее основная идея заключается в том, что мультикультурализм представляет собой сугубо политический феномен со всеми вытекающими отсюда последствиями, имеющий только косвенное отношение к процессам, связанным с межкультурным взаимодействием. Взаимодействие культур – это процесс, который может соприкасаться с политикой, но происходит тем не менее вне политики. Мультикультурализм предполагает только этническое разнообразие и исключает взаимное проникновение культур. Мультикультурализм всего лишь учитывает на самом деле «мирное сосуществование» обособленных культур, но не их взаимодействие. Максимальная цель, которая может быть достигнута при политике мультикультурализма, – это утверждение толерантности, что буквально означает – терпимости. То есть разные и разнообразные культуры, не обнаруживая точек соприкосновения, «терпят» друг друга, не доводя дело до конфликта. Поэтому мультикультурализм, с точки зрения автора, способствует изоляционизму. Однако и это достижимо условно и больше в теории, чем на практике, поскольку закрытость культур, их обособленность создают только напряжение между ними. Именно поэтому мультикультурализм ведет к конфронтации культур, но не к их взаимообогащению.
Философия и искусство
Жуковский В.И. - Творческий процесс: художник и художественный материал в их искусности, искусственности и искусе

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.7438

Аннотация: В статье рассматривается творческий процесс как диалог художника с художественным материалом, когда, выступая в единстве «искусственности», «искусности» и «искуса», художник способен про-изводить из небытия в присутствие произведения искусства. Анализируются качественные характеристики мастерства создателя художественных произведений. Утверждается, что отношение художника и художественного материала представляет собой игровое взаимодействие, необходимое для появления произведений искусства.
С.С. Севастьянова - Дракула в мюзикле — закономерный этап развития вампирной субкультуры c. 382-392

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.62430

Аннотация: Жанр мюзикла – искусства в основе своей и в первую очередь коммерческого – не отстаёт и естественно вливается сегодня в модное русло вампирной субкультуры. Прекрасный ужас, культивируемый в современном искусстве и моде, теперь постепенно наполняет и жанр мюзикла. «Бал вампиров» Джима Стейнмана, «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» Стивена Сондхайма, «Каннибал! Мюзикл» Трея Паркера, Дракулы Фрэнка Уайлдхорна, Кристера Йоханссона, Симона Леклера находятся в этом страшном русле. Мюзиклы о вампирах объединяет нумерологическая символика, сходные музыкально-риторические формулы.
Философия науки и образования
Баксанский О.Е. - Руководство процессом познания: Knowledge Management.

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.6954

Аннотация: Одной из причин повышения интереса к управлению знаниями является развитие коммуникационных и информационных технологий. Эти технологии позволяют обмениваться огромными массивами информации независимо от географического положения участников процесса и реального времени. Поток информации воистину захлестывает, поэтому люди начинают интересоваться, действительно ли им нужна вся эта информация и существуют ли другие, более удобные способы ее получения. Ответы на эти вопросы скорее всего утвердительные, так как, хотя эти технологии и меняют способы создания, передачи и использования знаний, они не могут полностью заменить непосредственные контакты (например, виртуальной средой компьютерного пространства). Действительно, определенные знания можно развивать и передавать другим исключительно с использованием традиционных подходов. Краткое содержание: Информация и знание как основные понятия. Знание и его применение. Социальное и индивидуальное управление знаниями. Знания, компетенции, компетентность. Модели компетенций, особенности их использования в контексте обучения и развития. Знание и решение практических задач. Компетентностная модель образования.
В.А. Яковлев - Социокультурный статус науки в европейской истории c. 393-402

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.62431

Аннотация: В статье критически анализируются основные направления современной философии науки, связанные с рассмотрением генезиса теоретического знания. Подчёркивается, что в эпоху Средневековья скрытно сформировались побочные для самого Средневековья мыслительные комплексы, связанные с христианской метафизикой. Зародились новые креативы – эпистемический и аксиологический, – оказавшиеся затем в эпоху Возрождения основными и решающими для генезиса классической науки. На основе предложенного системно-вероятностного подхода наука в целом рассматривается как определенный результат инновационных процессов в культуре, итог разрешения проблемной креативной ситуации в истории и продукт творческого процесса перехода локальной новации Древнегреческой цивилизации в универсальную инновацию Европейской культуры.
В потоке книг
Шапинская Е.Н. - Эстетик в лабиринтах посткультуры.Размышления о книге В. Самохваловой «Безобразное"

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.7385

Аннотация: Статья посвящена анализу книги В.И.Самохваловой «Безобразное», в которой рассмотрены не только проблемы актуализации эстетической категории в (пост)современном культурном контексте, но и различные феномены «посткультуры», в которой безобразное становится культурной доминантой. Особое внимание уделено критической позиции автора книги в отношении массовой культуры и многочисленных культурных практик наших дней, которые, по мнению автора книги, показывают утрату ценностных ориентиров и идеалов. Книга несомненно заслуживает внимания широких кругов аудитории, возвращая читателя к вечным проблемам Добра и Зла, Прекрасного и Безобразного, приглашая читателя к диалогу и к осмыслению своей позиции в сложном пространстве культуры начала ХХ1 века.
Е.Н. Шапинская - Эстетик в лабиринтах посткультуры. Размышления о книге В. Самохваловой «Безобразное» c. 403-408

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.62432

Аннотация: Статья посвящена анализу книги В.И. Самохваловой «Безобразное», в которой рассмотрены не только проблемы актуализации эстетической категории в (пост)современном культурном контексте, но и различные феномены «посткультуры», в которой безобразное становится культурной доминантой. Особое внимание уделено критической позиции автора книги в отношении массовой культуры и многочисленных культурных практик наших дней, которые, по мнению автора книги, показывают утрату ценностных ориентиров и идеалов. Книга «несомненно» заслуживает внимания широких кругов аудитории, возвращая читателя к вечным проблемам Добра и Зла, Прекрасного и Безобразного, приглашая читателя к диалогу и к осмыслению своей позиции в сложном пространстве культуры начала XXI в.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.