по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 02, 2013
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-0.96-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2013
Колонка главного редактора
Гуревич П.С. - Философские традиции в постижении человека

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.8671

Аннотация: Философское постижение человека имеет значительную предысторию. Проблема человека возникла в философии не сразу, но это вовсе не означает, будто философский вопрос о сущности и смысле человеческого бытия поставлен лишь в наше время. С течением времени менялось лишь представление о человеке, его образ. В разные эпохи философское понимание человека не оставалось неизменным. В античную эпоху, например, человек видел себя частью существующего порядка, которым в основном определялось его бытие. При этом элементы вечного, космического, объективной цели, всеобщей нормы стояли над элементами субъективно-волюнтаристского, исторически преходящего.
П.С. Гуревич - Философские традиции в постижении человека c. 141-143

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.62324

Аннотация: Философское постижение человека имеет значительную предысторию. Проблема человека возникла в философии не сразу, но это вовсе не означает, будто философский вопрос о сущности и смысле человеческого бытия поставлен лишь в наше время. С течением времени менялось лишь представление о человеке, его образ. В разные эпохи философское понимание человека не оставалось неизменным. В античную эпоху, например, человек видел себя частью существующего порядка, которым в основном определялось его бытие. При этом элементы вечного, космического, объективной цели, всеобщей нормы преобладали над элементами субъективно-волюнтаристского, исторически преходящего.
Методология философского знания
Прохоров М.М. - Взаимосвязь бытия и истории как принцип философского мировоззрения

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.7269

Аннотация: В статье ставится проблема обновления философского мировоззрения. Она решается введением принципа единства бытия и истории как основания философской картины мира, человека и отношения человека к миру. Показано, что сознание, будучи свойством человека, интерпретируется в истории философии не просто в соотношении с бытием, но в контексте того или иного типа отношения человека к миру, выражающего субъективную позицию человека с точки зрения созерцательного, активистского или коэволюционного мироотношения. Восстанавливается глубинный смысл объективности категории бытия и его развития по отношению к человеку и его сознанию для преодоления субъективизма в отношении к миру. Дано трехуровневое определение бытия: субстанциальное, атрибутивное и собственно историческое; доказана взаимосвязь человеческой деятельности с бытием и его развитием; раскрыта опасность отчуждения деятельности от развития бытия, чреватая возможностью антропологической катастрофы.
М.М. Прохоров - Взаимосвязь бытия и истории как принцип философского мировоззрения c. 144-154

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.62325

Аннотация: В статье ставится проблема обновления философского мировоззрения. Она решается введением принципа единства бытия и истории как основания философской картины мира, человека и отношения человека к миру. Показано, что сознание, будучи свойством человека, интерпретируется в истории философии не просто в соотношении с бытием, но в контексте того или иного типа отношения человека к миру, выражающего субъективную позицию человека с точки зрения созерцательного, активистского или коэволюционного мироотношения. Восстанавливается глубинный смысл объективности категории бытия и его развития по отношению к человеку и его сознанию для преодоления субъективизма в отношении к миру. Дано трехуровневое определение бытия: субстанциальное, атрибутивное и собственно историческое; доказана взаимосвязь человеческой деятельности с бытием и его развитием; раскрыта опасность отчуждения деятельности от развития бытия, чреватая возможностью антропологической катастрофы.
Спектр сознания
Д.Г. Трунов - Техника феноменологической εποχή c. 163-162

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.62326

Аннотация: В статье рассматривается практическая реализация феноменологической установки («редукции», «эпохэ»), описанной Э. Гуссерлем. Сначала описывается сущность феноменологической установки, а затем на практическом примере - ее реализация. Особое внимание уделено языковому выражению феноменологической установки.
Пространство и время
С.С. Севастьянова - Время и пространство в экраном музыкальном театре c. 197-209

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.62330

Аннотация: Художественное пространство-время в экранных произведениях музыкального театра рассматривается как синтез, возникающий в результате взаимодействия вербального (либретто), музыкального и изобразительного пространства-времени. В экранном музыкальном театре время и пространство подчинены основным эстетическим законам. Эти категории выступают как условные, образуя неразрывную взаимосвязь. Пространственно-временной континуум часто имеет эмоциональную направленность, однако в зависимости от жанра или постановочных идей усиливаются реальность или метафоричность хронотопа. В новых условиях произведения музыкального театра переосмысливаются и структурируются соответственно новым кинематографическим принципам. Усиление той или иной координаты в одном ряду соотносится с ее особым решением в другом, то есть: остановка во времени (эмоциональное время в музыкальном плане) чаще всего соотносится с перемещениями в визуальном ряду, расширение при этом эмоционального пространства связано с сужением визуального пространства (переход в изображении на крупный план). Пространственно-временной континуум в произведениях экранного музыкального театра имеет мозаичный характер и реализуется разнообразными метроритмическими пропорциями. Пространственно-временные соотношения обуславливают аудиовизуальный контрапункт, определяющий собою эстетический феномен экранного музыкального театра.
Новая научная парадигма
Фетисова Е.Э. - Неоакмеизм как «культурная парадигма» ХХ века: память культуры, художественно-эстетическая платформа, литературные группировки, трансформация «семантической поэтики»

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.7366

Аннотация: Данная статья иллюстрирует на отдельных примерах отличительные черты неоакмеизма в межтекстуальной коммуникации с неоклассицизмом и акмеизмом. В статье проводится классификация основных направлений неоакмеизма, включая нетрадиционные, альтернативные, анализируется его фундамент, концепция, поэзия постреализма и неоклассицизма. Выявляются три тенденции «семантической поэтики», анализируются разнообразие исканий, художественно-стилевых течений, обусловливающих перспективу новых открытий на путях отечественной и мировой литературы.
Е.Э. Фетисова - Неоакмеизм как «культурная парадигма » ХХ века (память культуры, художественно-эстетическая платформа, литературн ые группировки, трансформация «семантической поэтики») c. 210-218

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.62331

Аннотация: Данная статья иллюстрирует на отдельных примерах отличительные черты неоакмеизма в межтекстуальной коммуникации с неоклассицизмом и акмеизмом. В статье проводится классификация основных направлений неоакмеизма, включая нетрадиционные, альтернативные, анализируется его фундамент, концепция, поэзия постреализма и неоклассицизма. Выявляются три тенденции «семантической поэтики», анализируются разнообразие исканий, художественно-стилевых течений, обусловливающих перспективу новых открытий на путях отечественной и мировой литературы.
Политическая философия
Мочкин А.Н. - РЕВОЛЮЦИЯ "НИГИЛИЗМА" Ф.НИЦШЕ И КОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ О.ШПЕНГЛЕРА

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.7386

Аннотация: АННОТАЦИЯ Революция «нигилизма»… В статье анализируется политическая философия Ф.Ницше позднего периода, периода 1888 года, ставшего как бы «кульминацией творческой эволюции философа, «заключительным аккордом», периода, оказавшего влияние на непосредственное формирование «Воли к власти» - политического завещания философа. Отмечаются специфические особенности политических рекомендаций, пожеланий философа грядущим поколениям, сконцентрированные в концепции «великой политики», в частности, пророчества, обращенные философом к революции нигилизма, характеризующего, по мнению Ф.Ницше, современную эпоху. И как вариант своеобразного политического прочтения потомками философии Ф.Ницше рассматривается политическая философия О.Шпенглера – крупнейшего представителя консервативной революции в Германии в 20-30-ых годов ХХ века, оказавшего большое влияние на формирующийся в те же годы национал-социализм. В выдвинутой О.Шпенглером теории «этического социализма» своеобразно преломляются и «воля к власти», и «вечное возвращение того же самого», и «нигилизм», и теория «сверхчеловека» Ф.Ницше, которая редукционистски низводится до реально политических явлений Германии того времени и тем самым становится теоретически, политически своеобразным знаменем переживаемой действительности.
Мочкин А.Н. - РЕВОЛЮЦИЯ "НИГИЛИЗМА" Ф.НИЦШЕ И КОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ О.ШПЕНГЛЕРА

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.7390

Аннотация: В статье анализируется политическая философия Ф. Ницше позднего периода, периода 1888 года, ставшего как бы «кульминацией творческой эволюции философа, «заключительным аккордом», периода, оказавшего влияние на непосредственное формирование «Воли к власти» - политического завещания философа. Отмечаются специфические особенности политических рекомендаций, пожеланий философа грядущим поколениям, сконцентрированные в концепции «великой политики», в частности, пророчества, обращенные философом к революции нигилизма, характеризующего, по мнению Ф. Ницше, современную эпоху. И как вариант своеобразного политического прочтения потомками философии Ф. Ницше рассматривается политическая философия О. Шпенглера – крупнейшего представителя консервативной революции в Германии в 20-30-ых годов ХХ века, оказавшего большое влияние на формирующийся в те же годы национал-социализм. В выдвинутой О. Шпенглером теории «этического социализма» своеобразно преломляются и «воля к власти», и «вечное возвращение того же самого», и «нигилизм», и теория «сверхчеловека» Ф. Ницше, которая редукционистски низводится до реально политических явлений Германии того времени и тем самым становится теоретически, политически своеобразным знаменем переживаемой действительности.
Философия истории
Громов М.Н. - Цивилизационная миссия Тавриды

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.7454

Аннотация: В статье рассматривается значение античной Тавриды, нынешнего Крыма, для цивилизационного процесса в отечественной истории. Подчеркивается значимость южного вектора в этом отношении. Отдельно выделяются Херсонес и Коктебель как два культурных символа Тавриды.
Национальный характер и менталитет
Амельченко С.Н. - Деконструкция ментального кода российской культуры в контексте глобализации

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.7330

Аннотация: В философских работах, направленных на изучение российского менталитета, сложи-лась устойчивая традиция концентрировать внимание на свойственных ему противоречиях и «непреодолимой бинарности», в которой Лотман видел источник саморазрушения отечественной культуры, а Кондаков – наличие «противоупора», позволившего ей просуществовать до к. ХХ в. Между тем, в рассматриваемом ими феномене имеются устойчивые и гармонично сочетающиеся между собой черты, образующие ментальный код российской культуры, который стал ее ценностно-смысловой константой и обусловил уникальность и преемственность ее развития на протяжении всей ее истории. При познании этого кода может быть применена деконструкция как исследовательская стратегия, позволяющая реконструировать его скрытое устройство и осуществить последующую коррекцию его конфигурации в новом историческом контексте. Данный подход в сочетании с методами структурализма и психоанализа позволяет показать, что бинарность была свойственна структуре ментального кода лишь на ранней стадии становления, но затем его устройство обрело трехчастное строение, обеспечившее целостность бытия российской культуры, а также возможность сохранения ею своего достойного положения в мультикультурном мире в условиях глобализации.
С.Н. Амельченко - Деконструкция ментального кода российской культуры в контексте глобализации c. 171-181

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.62328

Аннотация: В философских работах, направленных на изучение российского менталитета, сложилась устойчивая традиция концентрировать внимание на свойственных ему противоречиях и «непреодолимой бинарности», в которой Лотман видел источник саморазрушения отечественной культуры, а И.В. Кондаков — наличие «противоупора», позволившего ей просуществовать до конца ХХ в. Между тем, в рассматриваемом ими феномене имеются устойчивые и гармонично сочетающиеся между собой черты, образующие ментальный код российской культуры, который стал ее ценностно-смысловой константой и обусловил уникальность и преемственность ее развития на протяжении всей ее истории. При познании этого кода может быть применена деконструкция как исследовательская стратегия, позволяющая реконструировать его скрытое устройство и осуществить последующую коррекцию его конфигурации в новом историческом контексте. Данный подход в сочетании с методами структурализма и психоанализа позволяет показать, что бинарность была свойственна структуре ментального кода лишь на ранней стадии становления, но затем его устройство обрело трехчастное строение, обеспечившее целостность бытия российской культуры, а также возможность сохранения ею своего достойного положения в мультикультурном мире в условиях глобализации.
Герменевтика
Чеснов Я.В. - Игра, женщина и математика

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.7299

Аннотация: Проанализировано философское значение кавказского охотничьего мифа о сожительстве охотника с богиней охоты. Для раскрытия содержания мифа привлечены данные культур древнего Египта, Рима, обычаи и верования современных народов. Из подобных мифов выведено происхождение игры в кости. Само нумерологическое сведение женщины к единице характеризует то философское напряжение мысли, которое вело к появлению математического вычитания. Представление о нуле и сложении видится более поздним результатом патриархальных нравов.
Я.В. Чеснов - Игра, женщина и математика c. 182-196

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.62329

Аннотация: Проанализировано философское значение кавказского охотничьего мифа о сожительстве охотника с богиней охоты. Для раскрытия содержания мифа привлечены данные культур древнего Египта, Рима, обычаи и верования современных народов. Из подобных мифов выведено происхождение игры в кости. Само нумерологическое сведение женщины к единице характеризует то философское напряжение мысли, которое вело к появлению математического вычитания. Представление о нуле и сложении видится более поздним результатом патриархальных нравов.
Духовно-нравственные искания
- Юбилейное интервью с профессором М.Н. Громовым c. 226-234

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.62333

Аннотация: Редакция журнала «Философия и культура» поздравляет известного российского философа Михаила Николаевича Громова с 70-летием. Желаем юбиляру долгих лет жизни и творчества!
М.Н. Громов - Цивилизационная миссия Тавриды c. 235-242

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.62334

Аннотация: В статье рассматривается значение античной Тавриды, нынешнего Крыма, для цивилизационного процесса в отечественной истории. Подчеркивается значимость южного вектора в этом отношении. Отдельно выделяются Херсонес и Коктебель как два культурных символа Тавриды.
Философия культуры
Фатенков А.Н. - Индивидуализм: по ту сторону предубеждений

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.8614

Аннотация: Уточняется содержание идеи индивидуализма, соотносимой с идеями альтруизма и эгоизма, коллективизма и либерализма. С этой целью анализируется оппозиция «Я – другой»; по характеру социокультурных оснований и следствий для индивидуумов выделяются разновидности коллективизма; со ссылкой на Э. Юнгера оттеняется либеральная подкладка тотальной мобилизации. Утверждается положительная ценность индивидуализма как стратегии ответственного самостоятельного бытия человека и её актуальность в современной России.
Запесоцкий А.С. - Деятельностно-семиотическая теория культуры Вячеслава Степина

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.8652

Аннотация: В статье анализируются взгляды академика В.С.Степина на культуру, показано, что в совокупности они образуют стройную, фундаментальную теорию, вносящую крупный вклад в культурологическое знание. В трудах В.С.Степина возникает многомерная, обобщающая целостная «картина культуры». Культура рассматривается как система надбиологических программ деятельности, специфический способ кодирования социальной информации, система социальных и духовных программ. Особое значение имеет выделение В.С.Степиным универсалий культуры, понятых в качестве ее системообразующих оснований, при этом подчеркивается органическая взаимосвязь философских и культурологических категорий. Показано, что теория культуры В.С.Степина имеет большое теоретическое и практическое значение.
А.Н. Фатенков - Индивидуализм: по ту сторону предубеждений c. 163-170

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.62327

Аннотация: Уточняется содержание идеи индивидуализма, соотносимой с идеями альтруизма и эгоизма, коллективизма и либерализма. С этой целью анализируется оппозиция «Я – другой»; по характеру социокультурных оснований и следствий для индивидуумов выделяются разновидности коллективизма; со ссылкой на Э. Юнгера оттеняется либеральная подкладка тотальной мобилизации. Утверждается положительная ценность индивидуализма как стратегии ответственного самостоятельного бытия человека и её актуальность в современной России.
Философия и искусство
Е.А. Попов - Метатеория русского модернизма: общественная ситуация и искусство ХХ века c. 219-225

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.62332

Аннотация: Русский модернизм ХХ в. — явление многоплановое. Традиционный подход к исследованию русского модернизма сформировал позицию, согласно которой модернизм — совершенно новое для российской общественной ситуации явление, пересмотревшее истоки и основы классического искусства и культуры и приведшее к появлению чуждой социокультурной реальности элементов. Но все же модернизм не только характерен таким покушением на классику, он созидал новые культурные формы, которые могли бы на длительное время стать ликом отечественной культуры первой половины двадцатого столетия. Создавая свою метатеорию, модернизм апеллировал к противоречивой общественной ситуации в России начала ушедшего столетия, но при этом ставку делал на искусство, его различные виды. Таким образом, русский модернизм рассматривается в статье не только как философская система, но и метатеория, синтезирующая важнейшие качества культуры в ХХ в.
Философия науки и образования
Яковлев В.А. - Социокультурный статус науки в европейской истории

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.7321

Аннотация: В статье критически анализируются основные направления современной философии науки, связанные с рассмотрением генезиса теоретического знания. Подчёркивается, что в эпоху Средневековья скрытно сформировались побочные для самого Средневековья мыслительные комплексы, связанные с христианской метафизикой. Зародились новые креативы - эпистемический и аксиологический, – оказавшиеся затем в эпоху Возрождения основными и решающими для генезиса классической науки На основе предложенного системно-вероятностного подхода наука в целом рассматривается как определенный результат инновационных процессов в культуре, итог разрешения проблемной креативной ситуации в истории и продукт творческого процесса перехода локальной новации Древнегреческой цивилизации в универсальную инновацию Европейской культуры.
В потоке книг
Гуревич П.С. - Жизненный мир человека

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.8666

Аннотация: Жизненный мир – центральная проблема феноменологии. Она является по своей сути не чем иным, как прояснением смысла собственной человеческой жизни в ее целостности и многообразии. Гуссерль впервые в истории философии превратил в проблему то, что до него полагалось в качестве чем-то само собой разумеющимся, очевидным. Именно поэтому практическая сторона человеческого существования совершено не исследовалась. Монография А.Л. Никифорова – опыт продуктивного осмысления самого понятия и возможности опоры на него в познавательной деятельности.
П.С. Гуревич - Жизненный мир человека c. 243-259

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.62335

Аннотация: Жизненный мир – центральная проблема феноменологии. Она является по своей сути не чем иным, как прояснением смысла собственной человеческой жизни в ее целостности и многообразии. Гуссерль впервые в истории философии превратил в проблему то, что до него в качестве чем-то само собой разумеющимся, очевидным. Именно поэтому практическая сторона человеческого существования совершенно не исследовалась. Монография А.Л. Никифорова – опыт продуктивного осмысления самого понятия и возможности опоры на него в познавательной деятельности.
Gurevich, P. S. - Will a human being stay unchanged? c. 261-262

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.2.62336

Аннотация: Modern futurology covers a highly impressive scope of problems. Special attention is given to the problems of science, technics and technology.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.