по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 11, 2013
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-5.28-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 11, 2013
Онтология: бытие и небытие
Карпенко А.С. - Философский принцип полноты. Часть I

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.9713

Аннотация: В статье анализируются логические следствия принципа изобилия, рассмотренного А. Лавджоем в книге «Великая цепь бытия» (1936 г.) Он утверждает, что «никакая подлинная потенция бытия не может оставаться не исполнившейся». Принцип изобилия усиливается принципом полноты, требующим реализации в актуальность всего того, что мыслится как возможное. Осуществление принципа полноты приводит к бесконечным “расслоениям” пространства, времени, миров и всего сущего. К этому же приходит и современная космология. Спасение от абсолютного хаоса – в ограничении принципа полноты. Таким способом, мы подходим к самой фундаментальной проблеме онтологии: как возможно невозможное? Содержание всей статьи: 1. Введение 2. «Великая цепь бытия» 3. Принцип изобилия 4. Единое 5. Теодицея 6. Онтологическое доказательство бытия Бога 7. Проблема бесконечности 8. Ограничители 9. Невозможное 10. Теоремы о неполноте 11. Границы разума? 12. Назначение человека 13. Миры Эверетта 14. Принцип полноты в действии 15. На пути к разумному Мультиверсу Приложение. Альтернативная реальность: Гай Юлий Цезарь.
Карпенко А.С. - Философский принцип полноты. Часть I c. 1508-1522

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.63544

Аннотация: В статье анализируются логические следствия принципа изобилия, рассмотренного А. Лавджоем в книге «Великая цепь бытия» (1936 г.) Он утверждает, что «никакая подлинная потенция бытия не может оставаться не исполнившейся». Принцип изобилия усиливается принципом полноты, требующим реализации в актуальность всего того, что мыслится как возможное. Осуществление принципа полноты приводит к бесконечным “расслоениям” пространства, времени, миров и всего сущего. К этому же приходит и современная космология. Спасение от абсолютного хаоса – в ограничении принципа полноты. Таким способом, мы подходим к самой фундаментальной проблеме онтологии: как возможно невозможное? Содержание всей статьи: 1. Введение 2. «Великая цепь бытия» 3. Принцип изобилия 4. Единое 5. Теодицея 6. Онтологическое доказательство бытия Бога 7. Проблема бесконечности 8. Ограничители 9. Невозможное 10. Теоремы о неполноте 11. Границы разума? 12. Назначение человека 13. Миры Эверетта 14. Принцип полноты в действии 15. На пути к разумному Мультиверсу Приложение. Альтернативная реальность: Гай Юлий Цезарь.
Судьбы и контуры цивилизаций
Маслов В.М. - Постчеловеческое как парадигма современной культуры

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.10005

Аннотация: В статье рассматривается вопрос, о месте трансгуманистических, постче-ловеческих представлений в культуре техногенной цивилизации. Методологи-ческой основой исследования выступают современные трактовки «парадигмы», расширяющие ее содержание до охвата любых проявлений и форм культурных феноменов. Постчеловеческое тестирование культуры по-казывает, как много объектов духовной, ментальной культуры требуют нового осмысления (узкая трактовка личности, социобиология) и начинают прямо трактоваться в постчеловеческом ключе (гуманизм, постмодернизм, сверхчеловек Ф. Ницше). Концепция универсального эволюционизма выступает формой сбора всех явных и неявных постчеловеческих стремлений и возможностей современной техногенной цивилизации. В некоторых случаях связь между теорией универсального эволюционизма и постчеловеческими задачами обусловлена простым ходом дальнейшего научно-технического развития. Современные количественные улучшения в сфере высоких технологий прямо ведут к реализации постчеловеческой нацеленности на преодоление известных ограничений человека, как представителя земного, биологического вида homo sapiens. Все это позволяет говорить о высокой степени готовности постчеловеческих взглядов трансформироваться в форму господствующей парадигмы, философии, идеологии человечества.
Маслов В.М. - Постчеловеческое как парадигма современной культуры c. 1523-1531

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.63545

Аннотация: В статье рассматривается вопрос, о месте трансгуманистических, постче-ловеческих представлений в культуре техногенной цивилизации. Методологи-ческой основой исследования выступают современные трактовки «парадигмы», расширяющие ее содержание до охвата любых проявлений и форм культурных феноменов. Постчеловеческое тестирование культуры по-казывает, как много объектов духовной, ментальной культуры требуют нового осмысления (узкая трактовка личности, социобиология) и начинают прямо трактоваться в постчеловеческом ключе (гуманизм, постмодернизм, сверхчеловек Ф. Ницше). Концепция универсального эволюционизма выступает формой сбора всех явных и неявных постчеловеческих стремлений и возможностей современной техногенной цивилизации. В некоторых случаях связь между теорией универсального эволюционизма и постчеловеческими задачами обусловлена простым ходом дальнейшего научно-технического развития. Современные количественные улучшения в сфере высоких технологий прямо ведут к реализации постчеловеческой нацеленности на преодоление известных ограничений человека, как представителя земного, биологического вида homo sapiens. Все это позволяет говорить о высокой степени готовности постчеловеческих взглядов трансформироваться в форму господствующей парадигмы, философии, идеологии человечества.
Рубежи и теории познания
Князева Е.Н. - Эволюционное мышление в науке и философии

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.9923

Аннотация: В статье рассматривается развитие эволюционного мышления и производится оценка его эвристических возможностей для междисциплинарного синтеза знания. Обосновывается, что синтетические, интегративные, холистические тенденции - в отличие от дисциплинарного разделения наук в Новое время – являются в науке XXI века преобладающими. Эволюционное мышление, понимаемое в самом широком смысле этого слова, базируется сегодня не только на теории биологической эволюции, но и на современной теории сложных адаптивных систем, науке о сетях и нелинейной динамике, становится фундаментом нового натурализма, позволяющего сформулировать стратегии эволюционного, натуралистического объяснения в эпистемологии, этике, политике, эстетике. На примере анализа эволюционной эпистемологии и ее современных трендов развития показывается, каким образом она отвечает на междисциплинарные вызовы современного научного знания. Evolutionary Thinking in Science and Philosophy Helena N. Knyazeva Annonation: The development of evolutionary thinking is under consideration in the article; heuristic possibilities and possible limits for interdisciplinary synthesis of knowledge are estimated. It is justified that synthetic, integrative and holistic trends – in contrast to disciplinary differentiation of science in the epoch of Modern time – are predominant in science of the XXI century. Evolutionary thinking which is understood in the most broad sense of its word is based nowadays not only on the theory of biological evolution, but also on the modern theory of complex adaptive systems, network science and nonlinear dynamics. Such a thinking becomes a foundation of a new naturalism which allows us to formulate strategies of evolutionary, naturalistic explanations in epistemology, ethics, politics, aesthetics. Taking as an example evolutionary epistemology, the author analyses its modern trends of development and demonstrates how this field meets interdisciplinary challenges of the modern scientific knowledge.
Князева Е.Н. - Эволюционное мышление в науке и философии c. 1532-1542

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.63546

Аннотация: В статье рассматривается развитие эволюционного мышления и производится оценка его эвристических возможностей для междисциплинарного синтеза знания. Обосновывается, что синтетические, интегративные, холистические тенденции - в отличие от дисциплинарного разделения наук в Новое время – являются в науке XXI века преобладающими. Эволюционное мышление, понимаемое в самом широком смысле этого слова, базируется сегодня не только на теории биологической эволюции, но и на современной теории сложных адаптивных систем, науке о сетях и нелинейной динамике, становится фундаментом нового натурализма, позволяющего сформулировать стратегии эволюционного, натуралистического объяснения в эпистемологии, этике, политике, эстетике. На примере анализа эволюционной эпистемологии и ее современных трендов развития показывается, каким образом она отвечает на междисциплинарные вызовы современного научного знания.
Естественно-научная картина мира
Зима В.Н. - On the Way from Metaphysics of Time to Atemporal Metaphysics: Exploring Some Difficulties of Ontology

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.9632

Аннотация: The explication and the analysis of some basic difficulties which realization of the project of «atemporal physics and metaphysics» in modern philosophy and a science faces is undertaken. It is shown, that key idea of the given project is attempt of representation of the objective reality (or so-called «the ultimate reality») as reality that is timeless at its fundamental level. The question on the ontological status of concepts of "time" and «the ultimate reality» from the point of view of the ontology of sciences is analyzed. Conclusion that concepts of "time", from one hand, and «the ultimate reality», from other hand, when latter one is considered as a synonym of the objective reality, are ontologically incompatible, is supposed. Ontological resources of the interdisciplinary approach to the problem of time in a context of the question of "the ultimate reality» are explored. Some ontological criteria for the objectification of time in the ontology of science and metaphysics are formulated. Heuristic potential of the thesis of "Realism", as the fundamental metaphysical premise of a science, for the decision of a question on the nature of «the ultimate reality» and its temporal features is shown. Some difficulties connected with terminological aspect of a problem of elaborating of «atemporal metaphysics are analyzed.
Зима В.Н. - On the Way from Metaphysics of Time to Atemporal Metaphysics: Exploring Some Difficulties of Ontology c. 1543-1547

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.63547

Аннотация: The explication and the analysis of some basic difficulties which realization of the project of «atemporal physics and metaphysics» in modern philosophy and a science faces is undertaken. It is shown, that key idea of the given project is attempt of representation of the objective reality (or so-called «the ultimate reality») as reality that is timeless at its fundamental level. The question on the ontological status of concepts of "time" and «the ultimate reality» from the point of view of the ontology of sciences is analyzed. Conclusion that concepts of "time", from one hand, and «the ultimate reality», from other hand, when latter one is considered as a synonym of the objective reality, are ontologically incompatible, is supposed. Ontological resources of the interdisciplinary approach to the problem of time in a context of the question of "the ultimate reality» are explored. Some ontological criteria for the objectification of time in the ontology of science and metaphysics are formulated. Heuristic potential of the thesis of "Realism", as the fundamental metaphysical premise of a science, for the decision of a question on the nature of «the ultimate reality» and its temporal features is shown. Some difficulties connected with terminological aspect of a problem of elaborating of «atemporal metaphysics are analyzed.
Философия истории
Клягин Н.В. - П. Рикёр и историческая истина

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.9130

Аннотация: Поль Рикёр (1913–2005) известен философским исследованием феномена человеческой воли, человека как субъекта, сообщающего смысл окружающей действительности, и человека как носителя сознания, дающего материал для своего рода феноменологии духа. В настоящей статье мы обратимся к философско-историческим взглядам мыслителя, касающимся объективности и субъективности в истории, что актуально не только для философии и исторической науки, но и для человеческого мировоззрения вообще. Для историко-философской концепции П. Рикёра характерно внимание к субъективизму историка. Эту концепцию можно дополнить такими объективными началами исторического исследования, как материалистическое понимание истории и антропологическое понимание истории. Рикёр предложил своего рода триаду в понимании им субъективной стороны исторического исследования: субъект такого исследования, его субъективность, предвзятость и опосредующие звенья между исследователем и его предметом, так называемые исторические следы. Последнее не потеряло актуальности и по сей день.
Клягин Н.В. - П. Рикёр и историческая истина c. 1548-1558

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.63548

Аннотация: Поль Рикёр (1913–2005) известен философским исследованием феномена человеческой воли, человека как субъекта, сообщающего смысл окружающей действительности, и человека как носителя сознания, дающего материал для своего рода феноменологии духа. В настоящей статье мы обратимся к философско-историческим взглядам мыслителя, касающимся объективности и субъективности в истории, что актуально не только для философии и исторической науки, но и для человеческого мировоззрения вообще. Для историко-философской концепции П. Рикёра характерно внимание к субъективизму историка. Эту концепцию можно дополнить такими объективными началами исторического исследования, как материалистическое понимание истории и антропологическое понимание истории. Рикёр предложил своего рода триаду в понимании им субъективной стороны исторического исследования: субъект такого исследования, его субъективность, предвзятость и опосредующие звенья между исследователем и его предметом, так называемые исторические следы. Последнее не потеряло актуальности и по сей день.
Аксиология: ценности и святыни
Маркин А.В. - Алетейя

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.5102

Аннотация: Настоящая работа - эссе о философии, творчестве, искусстве; о силе и ценности образного мышления и слова; о неразрывной связи философии и поэтики; об истине как о красоте. Эссе пронизано идеей, будто знание творческой пропорции дается самим содержанием бытия и выравнивает всех представителей мысли о нем, знатоков художественной формы и гармонии прекрасного: философов, поэтов, писателей, художников, скульпторов, архитекторов в едином философском статусе постижения действительности и в едином стремлении к эстетической пропорциональности своих произведений, всем предназначением своим служащих лишь формой воплощения сказочного образа снизошедшей до них интеллектуальной благодати. В очерке не обосновывается и не отрицается существование конкретной истины, не обсуждаются ее характеристики. Эссе посвящено возвышенному отношению к вере в истину и несомненной ценности такой веры для раскрытия всего потенциала сознания. Мы не считаем необходимым останавливаться на буквальном прочтении и произношении греческого слова, тем более что не претендуем ни на его достоверный перевод, ни на правильность произношения на языке происхождения. В нашем понимании, в рамках этой работы, Алетейя – символ открытого, непосредственного, эвристического знания, интенциональной истины, обретению которой придается легкий сакральный смысл.
Маркин А.В. - Алетейя c. 1559-1563

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.63549

Аннотация: Настоящая работа - эссе о философии, творчестве, искусстве; о силе и ценности образного мышления и слова; о неразрывной связи философии и поэтики; об истине как о красоте. Эссе пронизано идеей, будто знание творческой пропорции дается самим содержанием бытия и выравнивает всех представителей мысли о нем, знатоков художественной формы и гармонии прекрасного: философов, поэтов, писателей, художников, скульпторов, архитекторов в едином философском статусе постижения действительности и в едином стремлении к эстетической пропорциональности своих произведений, всем предназначением своим служащих лишь формой воплощения сказочного образа снизошедшей до них интеллектуальной благодати. В очерке не обосновывается и не отрицается существование конкретной истины, не обсуждаются ее характеристики. Эссе посвящено возвышенному отношению к вере в истину и несомненной ценности такой веры для раскрытия всего потенциала сознания. Мы не считаем необходимым останавливаться на буквальном прочтении и произношении греческого слова, тем более что не претендуем ни на его достоверный перевод, ни на правильность произношения на языке происхождения. В нашем понимании, в рамках этой работы, Алетейя – символ открытого, непосредственного, эвристического знания, интенциональной истины, обретению которой придается легкий сакральный смысл.
Ценность и истина
Копцева Н.П. - Проблема истины в философии религии. Специфика конгцептуализации истины в буддийской философии

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.9619

Аннотация: Целью философского исследования является рассмотрение философии религии в качестве особой формы философского знания, отличающейся от истории религии, психологии религии, религиоведения. Анализ исторического развития философии религии от Иммануила Канта до адептов социальной антропологии позволяет выделить основную проблематику и основные понятия, характерные для философии религии. Философия религии по-особому ставит и решает классическую для философского знания проблему истины. Именно в философии религии истина рассматривается в контексте абсолютной ценности. Носителем абсолютной истины в философии религии является откровение, присущее конкретной форме религии. Рассмотрение специфики философско-религиозной концептуализации истины дополняется экскурсом в буддийскую философию. В махаянской философии Нагарджуны и школы йогачаров можно найти образцы моделирования абсолютной истины, уникальные именно для религиозной культуры стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Предполагается, что апофатические модели истины, свойственные как православному богословию, так и буддийским школам махаяны могут способствовать эффективному мировоззренческому диалогу между российским и интеллектуальным сообществом и интеллектуалами стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Копцева Н.П. - Проблема истины в философии религии. Специфика конгцептуализации истины в буддийской философии c. 1564-1573

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.63550

Аннотация: Целью философского исследования является рассмотрение философии религии в качестве особой формы философского знания, отличающейся от истории религии, психологии религии, религиоведения. Анализ исторического развития философии религии от Иммануила Канта до адептов социальной антропологии позволяет выделить основную проблематику и основные понятия, характерные для философии религии. Философия религии по-особому ставит и решает классическую для философского знания проблему истины. Именно в философии религии истина рассматривается в контексте абсолютной ценности. Носителем абсолютной истины в философии религии является откровение, присущее конкретной форме религии. Рассмотрение специфики философско-религиозной концептуализации истины дополняется экскурсом в буддийскую философию. В махаянской философии Нагарджуны и школы йогачаров можно найти образцы моделирования абсолютной истины, уникальные именно для религиозной культуры стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Предполагается, что апофатические модели истины, свойственные как православному богословию, так и буддийским школам махаяны могут способствовать эффективному мировоззренческому диалогу между российским и интеллектуальным сообществом и интеллектуалами стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Психоанализ как философия
Левит Л.З. - «ВОЛЯ К ЖИЗНИ» А. ШОПЕНГАУЭРА И ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОНЦЕПЦИЯ СЧАСТЬЯ: НЕДОСТАЮЩИЕ ЗВЕНЬЯ

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.7218

Аннотация: Автор статьи рассматривает ряд важных положений теории А. Шопенгауэра («волю к жизни», эгоизм, счастье) и сопоставляет их со своей Личностно-ориентированной концепцией счастья (ЛОКС), что позволяет найти решение ряда вопросов, поставленных немецким философом и разработать практическую систему психотерапии Личностной Уникальностью (ЛУТ). Сделан вывод, что разработанная Личностно-ориентированная концепция счастья, исследующая позитивные возможности в человеческой жизнедеятельности (хотя и находящаяся вне категориального аппарата современной позитивной психологии), имеет важные точки пересечения с философией А. Шопенгауэра, носящей ярлык пессимизма – незаслуженно, с точки зрения автора. Более того, ЛОКС позволяет сделать важное дополнение к концепции великого немецкого философа, указывая индивиду конкретный механизм ограничения «низших» форм эгоизма с одновременным развитием его высших форм в целях успешной реализации личностного потенциала и достижения полноценной, по-настоящему счастливой жизни.
Левит Л.З. - «Воля к жизни» А. Шопенгауэра и личностно-ориентированная концепция счастья: недостающие звенья c. 1574-1581

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.63551

Аннотация: Автор статьи рассматривает ряд важных положений теории А. Шопенгауэра («волю к жизни», эгоизм, счастье) и сопоставляет их со своей Личностно-ориентированной концепцией счастья (ЛОКС), что позволяет найти решение ряда вопросов, поставленных немецким философом и разработать практическую систему психотерапии Личностной Уникальностью (ЛУТ). Сделан вывод, что разработанная Личностно-ориентированная концепция счастья, исследующая позитивные возможности в человеческой жизнедеятельности (хотя и находящаяся вне категориального аппарата современной позитивной психологии), имеет важные точки пересечения с философией А. Шопенгауэра, носящей ярлык пессимизма – незаслуженно, с точки зрения автора. Более того, ЛОКС позволяет сделать важное дополнение к концепции великого немецкого философа, указывая индивиду конкретный механизм ограничения «низших» форм эгоизма с одновременным развитием его высших форм в целях успешной реализации личностного потенциала и достижения полноценной, по-настоящему счастливой жизни.
Духовно-нравственные искания
Попов Е.А. - Искусство: диалог государства, общества и человека

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.9339

Аннотация: Социально-гуманитарная наука не в полной мере сегодня уделяет внимание проблемам развития искусства, в основном этот объект для научного изучения "востребован" в философии и, разумеется, в искусствоведении. Однако искусство как феномен социальной жизни человека, как система коммуникации общества, государства и человека должно представлять научный интерес и для иных сфер познания. В частности, например, социологии культуры, социологии искусства или же социальной культурологии. В настоящей статье поднимается вопрос о диалоговом бытовании искусства, которое рассматривается не как явление художественной коммуникации, а как своего рода форма взаимодействия государства, общества и человека. Особое внимание здесь уделяется причинам, по которым понимание искусства в современном мире практически возможно не на чувственно-эмпирическом уровне, а на уровне продуктивного взаимодействия государства, общества и человека. Установление диалога в этой системе коммуникации может стать необходимым условием сохранения "гуманитарного" облика искусства.
Попов Е.А. - Искусство: диалог государства, общества и человека c. 1582-1587

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.63552

Аннотация: Социально-гуманитарная наука не в полной мере сегодня уделяет внимание проблемам развития искусства, в основном этот объект для научного изучения "востребован" в философии и, разумеется, в искусствоведении. Однако искусство как феномен социальной жизни человека, как система коммуникации общества, государства и человека должно представлять научный интерес и для иных сфер познания. В частности, например, социологии культуры, социологии искусства или же социальной культурологии. В настоящей статье поднимается вопрос о диалоговом бытовании искусства, которое рассматривается не как явление художественной коммуникации, а как своего рода форма взаимодействия государства, общества и человека. Особое внимание здесь уделяется причинам, по которым понимание искусства в современном мире практически возможно не на чувственно-эмпирическом уровне, а на уровне продуктивного взаимодействия государства, общества и человека. Установление диалога в этой системе коммуникации может стать необходимым условием сохранения "гуманитарного" облика искусства.
Этика
Шохин В.К. - Возможно ли хорошее дефинирование блага? (Опыты древней философии)

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.10121

Аннотация: Базовая теорема Дж. Мура о неопределимости блага до настоящего времени является предметом дискуссии в метаэтике, и это вполне объяснимо, поскольку с решением этого вопроса связана судьба многих этических программ. Однако данная проблема решается преимущественно a priori, чисто теоретически. В статье разрабатывается другая постановка вопроса – историко-философская, состоящая в том, что если, вопреки убедительности трактовки блага как «предельного», «простого», а потому и неопределимого понятия, в исторических опытах философского дискурса мы найдем убедительные определения данного понятия, то позицию Мура можно скорректировать, а если нет, то она получит очень серьезное подкрепление a posteriori. С этой целью и рассматриваются все оказавшиеся автору статьи доступными определения (равно как отказы от определения) блага в пространстве древней философии начиная с опытов первых индийских философов и завершая вердиктом по этому вопросу у Секста Эмпирика. А о том, что античные позиции выбраны не случайно, свидетельствует их архетипическое значение и для современной этики.
Шохин В.К. - Возможно ли хорошее дефинирование блага? (Опыты древней философии) c. 1588-1597

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.63553

Аннотация: Базовая теорема Дж. Мура о неопределимости блага до настоящего времени является предметом дискуссии в метаэтике, и это вполне объяснимо, поскольку с решением этого вопроса связана судьба многих этических программ. Однако данная проблема решается преимущественно a priori, чисто теоретически. В статье разрабатывается другая постановка вопроса – историко-философская, состоящая в том, что если, вопреки убедительности трактовки блага как «предельного», «простого», а потому и неопределимого понятия, в исторических опытах философского дискурса мы найдем убедительные определения данного понятия, то позицию Мура можно скорректировать, а если нет, то она получит очень серьезное подкрепление a posteriori. С этой целью и рассматриваются все оказавшиеся автору статьи доступными определения (равно как отказы от определения) блага в пространстве древней философии начиная с опытов первых индийских философов и завершая вердиктом по этому вопросу у Секста Эмпирика. А о том, что античные позиции выбраны не случайно, свидетельствует их архетипическое значение и для современной этики.
Эстетика
Ханолайнен Д.П. - Эстетика воспроизводимого в современном искусстве

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.9658

Аннотация: В статье рассматривается искусство в эпоху его технического производства и обосновывается необходимость выделения воспроизводимых искусств в отдельную категорию. Стремление автора переосмыслить некоторые тенденции развития в области современного искусства обусловило рассмотрение и дифференциацию следующих понятий: оригинал, копия, репродукция, подлинность, множественность и воспроизводимость произведения искусства. В статье доказывается тезис о том, что у произведений воспроизводимых искусств отсутствует оригинал в строгом понимании этого слова. Кроме того, разрабатывается концепция эксплицитных версий, вдохновленная идеями канадского профессора философии Д. Лопеса. Новое понятие «эксплицитная версия» сопоставляется с привычными понятиями «копия» и «оригинал» произведений. Кроме того, на основе анализа самых разных примеров творческих работ автор выделяет интерактивное искусство в особый вид воспроизводимых искусств, доказывая что результатом взаимодействия аудитории с интерактивным произведением является не новая творческая работа, а эксплицитная версия.
Ханолайнен Д.П. - Эстетика воспроизводимого в современном искусстве c. 1598-1606

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.63554

Аннотация: В статье рассматривается искусство в эпоху его технического производства и обосновывается необходимость выделения воспроизводимых искусств в отдельную категорию. Стремление автора переосмыслить некоторые тенденции развития в области современного искусства обусловило рассмотрение и дифференциацию следующих понятий: оригинал, копия, репродукция, подлинность, множественность и воспроизводимость произведения искусства. В статье доказывается тезис о том, что у произведений воспроизводимых искусств отсутствует оригинал в строгом понимании этого слова. Кроме того, разрабатывается концепция эксплицитных версий, вдохновленная идеями канадского профессора философии Д. Лопеса. Новое понятие «эксплицитная версия» сопоставляется с привычными понятиями «копия» и «оригинал» произведений. Кроме того, на основе анализа самых разных примеров творческих работ автор выделяет интерактивное искусство в особый вид воспроизводимых искусств, доказывая что результатом взаимодействия аудитории с интерактивным произведением является не новая творческая работа, а эксплицитная версия.
Философия культуры
Артамошкина Л.Е. - Биография как текст культуры:от философии поступка к социальной онтологии

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.10073

Аннотация: Рассматриваются возможные концептуальные основания биографии как текста культуры. Проводится анализ положений социальной онтологии Э. Левинаса, которая является необходимой методологией исследования биографии как текста культуры.Методология Левинаса позволяет совершать, феноменологическую оценку социальности, в основе которой отношение к Другому. Дан анализ понятий «событие», «поступок», «поступающее/участное мышление», введенных М. М. Бахтиным в их соотношении с проблемой интерсубъективности. Обосновывается возможность рассматривать указанную проблему в связи с категорией «Другой» и философией поступка М. М. Бахтина. Понятие «бытия-события», введенное М. М. Бахтиным, предлагается как условие рассмотрения биографии в единстве ее этического начала. Сделан вывод о правомерности использования философии поступка Бахтина и социальной онтологии Левинаса как методологически значимых оснований анализа биографического текста культуры. Обращение к методологии Бахтина и Левинаса дает основание для определения принципов взаимной дополнительности феноменологии индивидуальной памяти и социологии коллективной памяти. Предлагается стратегия для аналитики биографии как текста культуры.
Артамошкина Л.Е. - Биография как текст культуры:от философии поступка к социальной онтологии c. 1607-1612

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.63555

Аннотация: Рассматриваются возможные концептуальные основания биографии как текста культуры. Проводится анализ положений социальной онтологии Э. Левинаса, которая является необходимой методологией исследования биографии как текста культуры.Методология Левинаса позволяет совершать, феноменологическую оценку социальности, в основе которой отношение к Другому. Дан анализ понятий «событие», «поступок», «поступающее/участное мышление», введенных М. М. Бахтиным в их соотношении с проблемой интерсубъективности. Обосновывается возможность рассматривать указанную проблему в связи с категорией «Другой» и философией поступка М. М. Бахтина. Понятие «бытия-события», введенное М. М. Бахтиным, предлагается как условие рассмотрения биографии в единстве ее этического начала. Сделан вывод о правомерности использования философии поступка Бахтина и социальной онтологии Левинаса как методологически значимых оснований анализа биографического текста культуры. Обращение к методологии Бахтина и Левинаса дает основание для определения принципов взаимной дополнительности феноменологии индивидуальной памяти и социологии коллективной памяти. Предлагается стратегия для аналитики биографии как текста культуры.
Философия и искусство
Жуковский В.И. - Произведение искусства в эпицентре художественной культуры

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.9845

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями понятий «культура», «художественная культура», «произведение искусства». Культура определяется как человеческая деятельность по культивированию идеалов; идеалообразование - как процесс сохранения и изменения почитаемых за идеалы образцов воспроизводства общественной жизни и уникальной культуры индивидуального человека. Утверждается, что художественная культура – это подсистема культуры, способная порождать равновесные идеалы. Выделяются и анализируются модели, согласно которым формируются базовые идеалы культуры. Статья раскрывает сущностный характер произведения искусства как центрального звена художественной культуры, определяет понятия «произведение изобразительного искусства», «художественный образ» в контексте исследования актуальных проблем художественного творчества. Произведение изобразительного искусства исследуется как искусственный и искусно произведенный идеал, искус которого направлен на идеальное (репрезентативное) отношение конечного с конечным и конечного с бесконечным. Рассмотрен творческий процесс диалога художника с художественным материалом, взаимодействие произведения изобразительного искусства со зрителем, сформулирован операционный подход к взаимодействию зрителя с произведением изобразительного искусства.
Жуковский В.И. - Произведение искусства в эпицентре художественной культуры c. 1613-1620

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.63556

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями понятий «культура», «художественная культура», «произведение искусства». Культура определяется как человеческая деятельность по культивированию идеалов; идеалообразование - как процесс сохранения и изменения почитаемых за идеалы образцов воспроизводства общественной жизни и уникальной культуры индивидуального человека. Утверждается, что художественная культура – это подсистема культуры, способная порождать равновесные идеалы. Выделяются и анализируются модели, согласно которым формируются базовые идеалы культуры. Статья раскрывает сущностный характер произведения искусства как центрального звена художественной культуры, определяет понятия «произведение изобразительного искусства», «художественный образ» в контексте исследования актуальных проблем художественного творчества. Произведение изобразительного искусства исследуется как искусственный и искусно произведенный идеал, искус которого направлен на идеальное (репрезентативное) отношение конечного с конечным и конечного с бесконечным. Рассмотрен творческий процесс диалога художника с художественным материалом, взаимодействие произведения изобразительного искусства со зрителем, сформулирован операционный подход к взаимодействию зрителя с произведением изобразительного искусства.
Философия науки и образования
Шагиахметов М.Р. - Системная онтология c. 1621-1630

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.63557

Аннотация: Используемый автором системный подход преодолевает ограниченность изолированного рассмотрения онтологии. Онтология, понимаемая как учение о единстве мира, рассматривается как часть господствующей в обществе системы представлений во взаимосвязи с развитием индивида – с одной стороны и с общественной практикой – с другой.
Шагиахметов М.Р. - Системная онтология

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.6325

Аннотация: Используемый автором системный подход преодолевает ограниченность изолированного рассмотрения онтологии. Онтология, понимаемая как учение о единстве мира, рассматривается как часть господствующей в обществе системы представлений во взаимосвязи с развитием индивида – с одной стороны и с общественной практикой – с другой.
В потоке книг
Гуревич П.С. - Достойная дань классику

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.10123

Аннотация: Книга посвящена столетию со дня рождения классика современной философии Поля Рикёра (1913-2005). В ней представлены доклад мыслителя «Кризис cogito» на Международной конференции, посвященной 400-летию со дня рождения Рене Декарта (Институт философии РАН, 1993 г.), лекции «Герменевтика, этика, политика (Институт философии РАН, 1996 г.), а также материалы теоретических конференций, посвященных его творчеству: «Поль Рикёр – философ диалога» (Институт философии РАН, 2006) и «Новые перспективы герменевтики в социальных науках и практической философии» (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2001). Поль Рикёр – один из выдающихся философов XX – начала XXI вв. Наряду с М. Хайдеггером, Э. Гуссерлем, Л. Витгенштейном, Г.-Г. Гадамером, он принадлежит к числу классиков современной философии. В своих работах П. Рикёр сумел обобщить теоретические искания мыслителей целого столетия, создать собственное оригинальное учение о человеке и его возможностях и, вместе с тем, высказать целый ряд идей, которые в состоянии дать толчок философским исследованиям в веке наступившем. В рецензии отмечается особый вклад И.С.Вдовиной в распространение и анализ идей П. Рикёра в России, огромные усилия других исследователей и переводчиков А.В. Густыря, О.И. Мачульской, И.И. Блауберг, Е.В. Петровской, Н.В. Мотрошиловой, Е.Н. Шульги, А.В. Павлова, А.В. Борисенковой, А.Ф. Филиппова, С.Н. Зенкина, В.П. Визгина, Зенкина, связанные с философским постижением наследия П. Рикёра.
Гуревич П.С. - Достойная дань классику c. 1631-1639

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.63558

Аннотация: Книга посвящена столетию со дня рождения классика современной философии Поля Рикёра (1913-2005). В ней представлены доклад мыслителя «Кризис cogito» на Международной конференции, посвященной 400-летию со дня рождения Рене Декарта (Институт философии РАН, 1993 г.), лекции «Герменевтика, этика, политика (Институт философии РАН, 1996 г.), а также материалы теоретических конференций, посвященных его творчеству: «Поль Рикёр – философ диалога» (Институт философии РАН, 2006) и «Новые перспективы герменевтики в социальных науках и практической философии» (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2001). Поль Рикёр – один из выдающихся философов XX – начала XXI вв. Наряду с М. Хайдеггером, Э. Гуссерлем, Л. Витгенштейном, Г.-Г. Гадамером, он принадлежит к числу классиков современной философии. В своих работах П. Рикёр сумел обобщить теоретические искания мыслителей целого столетия, создать собственное оригинальное учение о человеке и его возможностях и, вместе с тем, высказать целый ряд идей, которые в состоянии дать толчок философским исследованиям в веке наступившем. В рецензии отмечается особый вклад И.С.Вдовиной в распространение и анализ идей П. Рикёра в России, огромные усилия других исследователей и переводчиков А.В. Густыря, О.И. Мачульской, И.И. Блауберг, Е.В. Петровской, Н.В. Мотрошиловой, Е.Н. Шульги, А.В. Павлова, А.В. Борисенковой, А.Ф. Филиппова, С.Н. Зенкина, В.П. Визгина, Зенкина, связанные с философским постижением наследия П. Рикёра.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.