по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 08, 2012
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-8-2012
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2012
- Постотчет встречи с Дэниелом Деннетом c. 129-129
Аннотация: Report about the Moscow meeting with a great philosopher, American professor and author of a number of works on philosophy Daniel Dennett.
Колонка главного редактора
Гуревич П.С. - Глобализация и мультикультурализм
Аннотация: Глобализация – новая форма модернизации, пришедшая на смену колонизации и индустриализации. Будучи отражением объективных социальных процессов, этот феномен по своей сути является революционным и насильственным. Дело не только в стремлении США подчинить гигантские преобразования интересам «золотого миллиарда». Нет сомнения в том, что глобализация, будучи в основном информационно-техническим явлением, а своих глубинных основаниях, противоположна культуре.
П.С. Гуревич - Глобализация и мультикультурализм c. 4-5
Аннотация: Глобализация — новая форма модернизации, пришедшая на смену колонизации и индустриализации. Будучи отражением объективных социальных процессов, этот феномен по своей сути является революционным и насильственным. Дело не только в стремлении США подчинить гигантские преобразования интересам «золотого миллиарда». Нет сомнения в том, что глобализация, будучи в основном информационно-техническим явлением.
Онтология: бытие и небытие
Неретина С.С. - Августин после Хайдеггера: время и бытие
Аннотация: Анализ проблемы соотношения времени и бытия у Августина в свете чтения Хайдеггера позволяет выявить особенности теологической позиции Августина. Время у Августина, — напряженное внимание к рассматриваемой вещи, бытие свя-зано не с сущностью, а с возможностью как быть, так и не быть. Делается попытка осмыслить терминологию выражения и бытия, и времени: экзистенция, иное, ретенция, протенция, внимание.
С.С. Неретина - Августин после Хайдеггера: время и бытие c. 6-16
Аннотация: Анализ проблемы соотношения времени и бытия у Августина в свете чтения Хайдеггера позволяет выявить особенности теологической позиции Августина. Время у Августина, — напряженное внимание к рассматриваемой вещи, бытие связано не с сущностью, а с возможностью как быть, так и не быть. Делается попытка осмыслить терминологию выражения и бытия, и времени: экзистенция, иное, ретенция, протенция, внимание.
Человек и человечество
В.И. Бовыкин - Философия искусственного интеллекта: проблемы терминологии и методологии c. 96-105
Аннотация: В статье предложена нестандартная возможность методологического и практического решения проблемы создания искусственного интеллекта не в технической и технологической плоскости, а в ракурсе преобразования естественных форм интеллекта, в частности коллективного мышления. Постулируются принципиальные ограничения творческих возможностей человека в плане создания новых объектов. Приведена апробация создания искусственного интеллекта в сфере управления.
Рубежи и теории познания
В.А. Кутырев - Когнитизация реальности в её философско-историческом выражении c. 17-26
Аннотация: Рассматриваются исторические формы познавательного моделирования мира: онтология, гносеология, эпистемология, когнитология. В когнитизме смысловое познание (Logos) вытесняется формальным (Mathesis). Его философским основанием является трансцендентализм Канта и Гуссерля. Их непоследовательность преодолевается в постмодернизме (Делёз) заменой тождества и противоречия различием и повторением. Информационизмом. Это означает замену «нашего» предметного мира конструктивно-когнитивным, постчеловеческим.
История идей и учений
Доброхотов А.Л. - Автор как субъект культуры: междисциплинарные аспекты проблемы
Аннотация: В статье анализируется ряд работ С.С. Аверинцева, рассматривающих проблему культурной эволюции представлений об авторстве в литературе и авторе как субъекте культуры. Особое внимание обращается на междисциплинарный характер герменевтической методики Аверинцева, опирающейся на методологические ресурсы филологии, философии и культурологии. Утверждается, что формирование концепта «автор» стало одним из важнейших моментов становления новоевропейских идеалов творчества, личности и разума.
Ю.П. Михаленко - Тюрго: наивысший взлёт активности философов-экономистов в предреволюционной Франции XVIII века. Часть 1 c. 113-128
Аннотация: Тюрго стал завершителем социальной и экономической программы буржуазных новаторов, развивавших в условиях перезревшего феодализма буржуазные взгляды. Новаторы действовали в рамках французского просвещения. Они подготовили идеологически революцию 1789 г. Тюрго поднял до наивысшего уровня экономическую теорию физиократического направления, предвосхитив в ряде отношений учение Адама Смита, в частности — в подходе к началам трудовой теории стоимости, в характеристике взаимодействия и круговорота национальных капиталов в сельском хозяйстве, торговле, ссудном деле и прочем. На посту министра финансов Тюрго решительно внедрял в жизнь рыночные меры свободы предпринимательской деятельности, преодолевая сопротивление адептов старого режима. В полемике между королём Людовиком и его министром финансов Тюрго по поводу проекта административной реформы обрисовалась расстановка классовых сил в предреволюционный период. После отставки Тюрго реакционеры поспешили ликвидировать все начатые им реформы. Революционеры 1789 года подхватили идеи Тюрго и проводили их в жизнь. Маркс недаром охарактеризовал Тюрго как великого человека, имея ввиду как его административную деятельность, так и его социальную и экономическую теорию. Тюрго и сейчас, в современной России, своими трудами помогает нам постигать непростые процессы рыночной экономики.
Социальная философия
П.И. Бабочкин, Э.Ш. Камалдинова - Социальная и культурная реальность современного российского общества c. 41-45
Аннотация: Дается анализ социокультурной реальности, которая представляет собой пространство, имеющее свою мерность, метрику и время. Структура этой реальности определяется типом социума, как социальным субъектом. Социальное время связано с сознанием социума, имеющим историческую память и являющегося ее носителем. Использование прошлого социального опыта, знание традиций российской культуры играет важную роль в социокультурном становлении молодежи и воспитания личности.
Политическая философия
Мочкин А.Н. - Мартин Хайдеггер в поисках метафизики Ф.Ницше
Аннотация: Статья "Мартин Хайдеггер в поисках метафизики Ф.Ницше" является попыткой анализа интерпретации философии Ницше в свете метафизики. В статье анализируется крупнейшая в ХХ веке попытка историко-философской мистификации философии Ф.Ницше, предпринятая М.Хайдеггером в его поисках так называемой "метафизики". В статье проводится сравнительный анализ патохарактерологического рассмотрения философского наследия Ф.Ницше глазами крупнейшего психиатра и философа ХХ века К. Ясперса и онтолого- метафизический анализ М.Хайдеггера. Отмечаются специфические позиции К. Ясперса и М. Хайдеггера по отношению к господствующим интерпретациям, выходящим из Архива Ницше - О.Шпенглера и Э.Юнгера. Отвергая экзистенциалистское и вульгарно-социологическое прочтение философии Ф.Ницше, М.Хайдеггер стремится рассматривать философию Ф.Ницше как завершение двухтысячелетнего развития метафизики. Мартин Хайдеггер пытается выстроить метафизику Ф.Ницше по аналогии с досокраитическими античными философиями. В статье сделана попытка описать аутентичного Ф.Ницше, его философии, сливающейся с мифрологией, в которой категории метафизики сливаются, переходят в мифологические понятия6 новая антропология становится мифом о "сверхчеловеке", "великая политика2 является эпифанией Диониса.
А.А. Борисенков - Демократическая политическая культура и политический прогресс c. 54-61
Аннотация: В статье раскрываются особенности демократической политической культуры, анализируются попытки её определить. Рассматриваются положения о том, что демократическая политическая культура является фактором систематизации политической жизни и демократизации политического влияния, а в итоге фактором политического прогресса. Характеризуется роль политической культуры в социализации людей.
Социальная динамика
Н.М. Кишлакова, Т.М. Махаматов - Гражданское общество и структура гражданства c. 46-53
Аннотация: В статье рассматривается диалектика формирования гражданского общества. Формирование происходит в двух направлениях: «снизу» и «сверху». Гражданское общество внутренне противоречиво. В их преодолении и в возрастании действенности гражданского общества не последнюю роль играют государство, политические партии, общественные организации, позиции граждан.
Параметры общества
Федотова Н.Н. - Роль идентичности для развития экономики и модернизации
Аннотация: Рассматриваются взаимоотношения экономики и идентичности. Показывается их тесная связь и взаимная обусловленность. Раскрывается значение экономики как одного из контекстов формирования идентичности, влияющего на ценностный мир человека. Рассмотрены такие важные аспекты поставленной проблемы как меняющаяся идентичность и будущее капитализма. Утверждается необходимость перехода от потребительского общества к устойчивому потреблению, обеспечивающему сохранность природы и культуры.
Философия истории
Королев С.А. - Двусмысленность истории: фундаментальные процессы в российском пространстве власти
Аннотация: В статье рассматривается специфика протекания фундаментальных исторических процессов в России – модернизации, колонизации, глобализации. Автор подчеркивает, что эти процессы имеют весьма сложную структуру – не только в том смысле, что представляют собой констелляцию множества элементов, но и потому, что они включают в себя целый ряд разнонаправленных векторов. В соответствии с этой презумпцией анализируется единый симбиотический процесс модернизации/демодернизации; процесс деколонизации как неизбежное порождение того типа колонизации, который на протяжении веков доминировал в России; а также противоречия процесса глобализации, прежде всего, с точки зрения асинхронности экономической и социокультурной его составляющих.
Философия свободы
Пархоменко Р.Н. - Понятие идеи свободы в античной и средневековой философии
Аннотация: В статье прослеживается становление и развитие понятия идеи свободы в Античной и Средневековой европейской философской традиции. На основе проведенного анализа становится ясно, что современное понимание идеи свободы, равно как и идей права, справедливости и гражданского общества берут свои истоки еще в философии Античности и Средневековья. Последующее движение философской и политологической мысли лишь более детально разрабатывает как теоретические категории, так и «прикладные» аспекты данного понятия на основе которого строятся современные демократические государства.
Диалог культур
Федорова Ю.Е. - Путь к Истине: структура философской поэмы “Язык птиц” Фарид ад-Дина ‘Аттара (XII в.)
Аннотация: Статья посвящена описанию и анализу структурной организации поэмы «Язык птиц» персидского суфийского поэта и философа Фарид ад-Дина Аттара, жившего на рубеже XII - XIII веков. Эта поэма является одним из самых известных сочинений ‘Аттара и по праву считается образцом суфийской дидактической поэмы. Поэма «Язык птиц» представляет собой аллегорическое описание суфийской концепции богопознания, в основе которого лежит рассказ о путешествии птиц ко двору их царя Симурга. Это аллегорическое описание может быть переосмыслено и переведено на философский язык. В этом случае ключевой проблемой поэмы станет именно проблема истины (хакикат), и структура всего произведения может быть осмыслена в контексте суфийской концепции пути к Истине.
Герменевтика
Апресян Р.Г. - Слова любви: eros, philia, agape
Аннотация: На основе контекстно-семантического анализа слов древнегреческого языка «эрос/eros», «филия/philia», «агапэ/agape» (на материале мифологии, философских и библейских текстов) делается следующий вывод: если принимать во внимание, что практики языка, в различные эпохи (классической античности, позднего эллинизма, раннего христианства) имеют отличия, и эти отличия касаются прежде всего сферы значений, то часто встречающееся утверждение о наличии в греческом языке разных слов для обозначения любви и тем более фиксирующих разные виды любви, можно считать своего рода лексически-семантической мифом. Не было в древности такого греческого, в котором бы актуально сосуществовали эти слова с фиксируемым сегодня определенным и строгим разделением указанных значений. Соприсутствие этих слов, представляющихся строго дифференцированными в своем предметном значении, не выходит за рамки неспециализированных словарей.
Р.Г. Апресян - Слова любви: Eros, Philia, Agape c. 27-40
Аннотация: На основе контекстно-семантического анализа слов древнегреческого языка «эрос/eros», «филия/philia», «агапэ/agape» (на материале мифологии, философских и библейских текстов) делается следующий вывод: если принимать во внимание, что практики языка, в различные эпохи (классической античности, позднего эллинизма, раннего христианства) имеют отличия, и эти отличия касаются прежде всего сферы значений, то часто встречающееся утверждение о наличии в греческом языке разных слов для обозначения любви и тем более фиксирующих разные виды любви, можно считать своего рода лексически-семантической мифом. Не было в древности такого греческого, в котором бы актуально сосуществовали эти слова с фиксируемым сегодня определенным и строгим разделением указанных значений. Соприсутствие этих слов, представляющихся строго дифференцированными в своем предметном значении, не выходит за рамки неспециализированных словарей.
Философская антропология
Е.Л. Панова - Медикализация здоровья: иллюзия, способная разрушить человека c. 86-95
Аннотация: В настоящей статье рассматривается проблема конструирования человека социокультурной средой с точки зрения факторов, детерминирующих субъективное восприятие и понимание таких феноменов как здоровье и болезнь. Добровольный, ненасильственный характер конструирования во многом обеспечивается средствами массовой информации, являющимися эффективным инструментом формирования человека массового — пассивного объекта социокультурных метаморфоз. Здоровье представляется в качестве института, определяющим универсальные критерии нормы и патологии на всех уровнях жизнедеятельности человека (телесном, психическом, социальном). Настоящее исследование образа здоровья в СМИ как своеобразной «антропологической меры» позволило наметить некоторые координаты, по которым современный человек конструирует свое тело и психику.
Философия любви
Е.А. Еселев - «Любовь к мудрости или мудрость любви» (Антропология Другого у Э. Левинаса) c. 106-112
Аннотация: В статье рассмотрена проблема создания антропологии Другого в творчестве Эммануэля Левинаса, как вариант разработки более общей онтологической проблематики взаимоотношения понятий тождественного и иного. Решения и подходы, выработанные французским мыслителем, оказали значительное влияние на формирование постструктуралистской парадигмы в современной философии и, в частности, философии различия. Крах классической метафизики субъекта предопределил поиск новых путей в представлении человека и его отношения с миром. Левинасовское определение человека через ответственность за Другого и предполагаемый выход за пределы бытия в этическом отношении явились важными шагами в разработке онтологических и этических проблем современной философии.
Мифы и современные мифологии
Д.П. Козолупенко - О специфике «древней» или «примитивной» мифологии: поэтический и социально-психологический подходы в исследовании мифов c. 69-85
Аннотация: Автор выделяет два направления в исследовании мифа — интерпретативно-поэтическое и социально-психологическое. В рамках первого рассматриваются три подхода, берущие своё начало в античности и просуществовавшие с некоторыми изменениями почти до наших дней, которые, как показывает их ближайшее рассмотрение, страдают одним и тем же недостатком: они принципиально интерпретативны, что применительно к мифу оказывается совершенно недопустимым приёмом. Преимуществом же второго направления (в рамках которого также выделяется ряд подходов) является попытка впервые трактовать миф не исходя из логики исследователя, а выявить взаимосвязи и закономерности, характерные для самого мифологического мировосприятия — пусть даже они покажутся нелепыми с точки зрения «современного европейца» — и попытаться понять, какую роль могли играть такие представления в первобытном обществе, какие психологические и социальные функции имел миф.
Этика
Прокофьев А.В. - Защита интересов будущих поколений: утилитаристская перспектива
Аннотация: В данной статье проанализированы преимущества и недостатки утилитаристской этики в качестве основы моральных критериев принятия решений, которые затрагивают интересы представителей отдаленных будущих поколений. Автор показывает, что утилитаризм не испытывает трудностей с включением людей будущего в моральное сообщество, и это выгодно отличает его от договорных концепций морали. Однако он нуждается в дисконтировании будущих выгод и затрат, которое требует специального этического обоснования. Автор показывает условный и ситуативный характер всех аргументов в пользу дисконтирования. Отсюда следует вывод о том, что утилитаристский подход не может быть монопольной нормативной методологией этики будущего. Утилитаристские методики принятия решений (в том числе, анализ выгод и затрат) играют важную роль в социально-этических исследованиях, посвященных проблеме защиты интересов будущих поколений, но они непременно должны быть дополнены иными способами выявления общественного блага в межпоколенческом контексте.
Философия культуры
Фатенков А.Н. - Десять-двадцать лет спустя: пореволюционная Россия в литературно-философских зарисовках Вальтера Беньямина и Луи-Фердинанда Селина
Аннотация: С позиции экзистенциального реализма осмысливаются содержание и методология литературно-философских зарисовок пореволюционной России, принадлежащих перу В. Беньямина и Л.-Ф. Селина. Европейские интеллектуалы, негативно настроенные по отношению к буржуазному общественному строю, весьма критичны и в восприятии советской действительности. В соотнесении с приведёнными историческими свидетельствами выверяется авторское понимание событий прошлого и настоящего, акцентируется приоритет экзистенциального над социальным в сущности человека.
А.Л. Доброхотов - Автор как субъект культуры: междисциплинарные аспекты проблемы c. 62-68
Аннотация: В статье анализируется ряд работ С.С. Аверинцева, рассматривающих проблему культурной эволюции представлений об авторстве в литературе и авторе как субъекте культуры. Особое внимание обращается на междисциплинарный характер герменевтической методики Аверинцева, опирающейся на методологические ресурсы филологии, философии и культурологии. Утверждается, что формирование концепта «автор» стало одним из важнейших моментов становления новоевропейских идеалов творчества, личности и разума.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.