по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 06, 2012
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-6-2012
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2012
Колонка главного редактора
Гуревич П.С. - Обречен ли деспотизм?
Аннотация: В ХХ веке в форме фашизма, нацизма деспотия окончательно показала всю свою ущербность. Но это вовсе не значит, что исторический урок воспринят повсюду и всеми адекватно. Рецидивы прошлого исключать никогда не следует. В рождающемся информационном обществе (так современные прогнозисты называют цивилизацию ХХI века) могут снова возродиться тиранические сюжеты, иллюзии возможности тотальной власти над человеком. Можно ли этого избежать? Можно ли надеяться, что человечество, взрослея, одновременно и умнеет?
П.С. Гуревич - Обречен ли деспотизм? c. 4-6
Аннотация: The article is devoted to despotism as a social phenomenon. The author stresses out the difference between despotism and dictatorship.
Методология философского знания
Амельченко С.Н. - Моделирование как инструмент онтологии и гносеологии культуры
Аннотация: Метод моделирования в современной онтологии и гносеологии культуры является слабо разработанным и мало востребованным. Редким примером его применения стала фи-лософская концепция М. С. Кагана, в которой он наглядно представил место культуры в системе бытия. Между тем, некоторые его суждения могут быть развиты и дополнены, что позволило бы внести новые коррективы в формирование объективного знания культуры. Этой цели служит анализ структурных составляющих онтологической системы, включающей не указанное Каганом бытие объективированного и индивидуализированного идеального. В статье показано, что именно в этом структурном подразделении бытия продуцируются смыслы, идеалы и цели человека и общества, являющиеся основным источником возникновения и развития культуры, признаком ее надбиологического статуса в мировом универсуме. Проведенное в исследование моделирование позволяет также выявить диалектическую связь, возникающую между структурой бытия, все уровни и формы которого обусловливают формирование культуры, и ролью самой культуры, обеспечивающей многообразие системы бытия и являющейся способом репрезентации таких его компонентов, как человеческое, социальное, идеальное.
С.Н. Амельченко - Моделирование как инструмент онтологии к гносеологии культуры c. 19-29
Аннотация: Метод моделирования в современной онтологии и гносеологии культуры является слабо разработанным и мало востребованным. Редким примером его применения стала философская концепция М.С. Кагана, в которой он наглядно представил место культуры в системе бытия. Между тем, некоторые его суждения могут быть развиты и дополнены, что позволило бы внести новые коррективы в формирование объективного знания культуры. Этой цели служит анализ структурных составляющих онтологической системы, включающей не указанное Каганом бытие объективированного и индивидуализированного идеального. В статье показано, что именно в этом структурном подразделении бытия продуцируются смыслы, идеалы и цели человека и общества, являющиеся основным источником возникновения и развития культуры, признаком ее надбиологического статуса в мировом универсуме. Проведенное в исследование моделирование позволяет также выявить диалектическую связь, возникающую между структурой бытия, все уровни и формы которого обусловливают формирование культуры, и ролью самой культуры, обеспечивающей многообразие системы бытия и являющейся способом репрезентации таких его компонентов, как человеческое, социальное, идеальное.
Онтология: бытие и небытие
А.Н. Фатенков - Экзистенциальная онтогносеология: от опыта к свидетельству c. 7-18
Аннотация: В соотнесении с предметами науки и философии очерчиваются контуры экзистенциальной онтологии и онтогносеологии. Опыт и свидетельство выделяются в качестве основных вех экзистенциально фундированного познавательного процесса. Рассматриваются некоторые антропологические следствия экзистенциального освидетельствования человека.
Спектр сознания
А.Ю. Торгашин - О невозможности онтологической несвободы c. 82-87
Аннотация: В статье обосновывается тезисы о структурной невозможности онтологической несвободы и безоговорочной совместимости свободы и детерминизма. При этом совместимыми оказываются самый «жесткий» механистический детерминизм и сущностная (неиллюзорная) свобода. Делается вывод о том, что компатибилизм и инкомпатибилизм являются устаревшими методами решения проблемы по аналогии с гипотезой существования теплорода в качестве теории, объясняющей феномен тепла.
Человек и человечество
Бовыкин В.И. - Философия искусственного интеллекта: проблемы терминологии и методологии
Аннотация: В статье предложена нестандартная возможность методологического и практического решения проблемы создания искусственного интеллекта не в технической и технологической плоскости, а в ракурсе преобразования естественных форм интеллекта, в частности коллективного мышления. Постулируются принципиальные ограничения творческих возможностей человека в плане создания новых объектов. Приведена апробация создания искусственного интеллекта в сфере управления.
Новая научная парадигма
Розин В.М. - Дискурсивные коммуникации и социальное нормирование
Аннотация: В статье рассматривается ситуация, сложившаяся в современной дискурсивной коммуникации. Она характеризуется локализацией коммуникационных сообществ и аудиторий и кардинальным непониманием. Обсуждаются условия коммуникации в такой ситуации (рефлексия способов мышления, их демонстрация, рассказ об основных этапах жизни автора), которые все же не ведут к пониманию. Дальше на примере моды и реализации социальных норм с противоположным содержанием анализируются типы социального нормирования, характерные для современной культуры. Анализ моды показывает, что она является одной из современных нормативных систем: задает определенные аспекты поведения человека, причем в контексте моды соответствующие нормы варьируются и обновляются. Современные нормы типа моды устанавливаются в процессе активности социальных акторов, посылающих в публичную среду различные мессаджи. Это первое условие. Второе условие ‒ создание нужной социальной среды и готовности. Третье ‒ самоорганизация этой среды в ответ на данные послания. Автор предлагает различать такие стратегии социального нормирования как "жизнь в двух комнатах","компромисс","синтез", "потемкинская деревня". В заключении полученные характеристики социального нормирования применяются к проблеме понимания в современных дискурсивных коммуникаций.
Традиции и инновации
Медведев М.С. - Сравнительный анализ традиционной и современной культуры
Аннотация: В статье рассматриваются характеристики традиционной и современной культур. При помощи сравнительного философско-антропологического анализа выявлены аксиологические модели, уровни сознания, типы мышления и познавательные установки, свойственные человеку традиционной и современной культуры. Человеку традиционной культуры присуще иерархическое, эталонное, циклическое, смысловое и эмоциональное мышление, превалирование созерцательной установки над действием, эстетическое отношение к миру, присутствие религиозного типа познания во всех иных формах мировоззрения. Человек современной культуры обладает индивидуалистским, гибким и подвижным, линейным мышлением, отличается преобладанием теоретико – прагматического отношения к миру. Самосохранение традиционной культуры происходит через консолидацию вокруг смысла, инновационное общество самосохраняется через сверхрационализацию всех сфер жизнедеятельности. Посттрадиционной культуре свойственно преобладание мифологического и научного типа познания при независимости типов познания друг от друга. В результате анализа выделены основные параметры стабильности общества - ценностно-смысловая доминанта и эстетическая опора бытия. Ключевые слова: традиционная культура, современная культура, структура, динамика, детерминанты, аксиологическая модель, тип мышления, уровень сознания, познавательная установка.
История идей и учений
Спиридонова Ю.В. - Генезис международной охраны культурного наследия в 1930-е гг.
Аннотация: В 1930-е гг. был заложен фундамент международного поля охраны культурного наследия, на котором в дальнейшем строилась деятельность ЮНЕСКО. Основной чертой этого периода стала попытка комплексного решения проблем в этой сфере. Представлен анализ основных инициатив Международного комитета музеев, воплотившихся в форме конференций, хартий, международных актов, а также нереализованных проектов международных конвенций в сфере сохранения культурного наследия. Прослеживаются предпосылки формирования международной системы охраны памятников с середины XIX в.
Михаленко Ю.П. - Тюрго:наивысший взлёт активности философов-экономистов в предреволюционной Франции XVIII века
Аннотация: Тюрго стал завершителем социальной и экономической программы буржуазных новаторов, развивавших в условиях перезревшего феодализма буржуазные взгляды. Новаторы действовали в рамках французского просвещения. Они подготовили идеологически революцию 1789 года. Тюрго поднял до наивысшего уровня экономическую теорию физиократического направления, предвосхитив в ряде отношений учение Адама Смита, в частности – в подходе к началам трудовой теории стоимости, в характеристике взаимодействия и круговорота национальных капиталов в сельском хозяйстве, торговле, ссудном деле и прочем. На посту министра финансов Тюрго решительно внедрял в жизнь рыночные меры свободы предпринимательской деятельности, преодолевая сопротивление адептов старого режима. В полемике между королём Людовиком и его министром финансов Тюрго по поводу проекта административной реформы обрисовалась расстановка классовых сил в предреволюционный период. После отставки Тюрго реакционеры поспешили ликвидировать все начатые им реформы. Революционеры 1789 года подхватили идеи Тюрго и проводили их в жизнь. Маркс недаром охарактеризовал Тюрго как великого человека, имея ввиду как его административную деятельность, так и его социальную и экономическую теорию. Тюрго и сейчас, в современной России, своими трудами помогает нам постигать непростые процессы рыночной экономики.
Социальная философия
Ю.В. Олейников - Коренная трансформация бытия социоприродного универсума c. 30-43
Аннотация: Научно-техническая революция, обусловленная использованием в качестве средств преобразования окружающего мира нанотехнологий — инициированных человеком процессов на молекулярном, атомном и субатомном уровне, ведет к антропогенной трансформации глубинных структур материальной основы бытия планетарного целого, делает отдельного конкретного человека силой, способной нарушить фундаментальные условия жизнедеятельности живого вещества биосферы, влиять на эволюцию всего планетарного социоприродного Универсума. Наличие большого количества инфантильных людей, распоряжающихся достижениями НТР, и бытие человека лишь как средства производства, а не цели жизнедеятельности общества, чревато самоуничтожением человечества. Его будущее связано с коренным изменением способа социальной жизнедеятельности — становлением зрелого общества зрелых людей.
Идеология и психология масс
В. Глухман - СМИ и виртуальная мораль в Словакии c. 44-50
Аннотация: Благодаря телевизионным камерам трагедии, преступность, насильственная смерть становятся ежедневной реальностью в Словакии сегодня, с которой телекомпании учат зрителя свыкаться. В итоге появляется демонстрируемая телекомпаниями виртуальная мораль, способная благодаря силе СМИ искажать восприятие реальности. В настоящее время, когда «выживание» коммерческих телекомпаний и их передач прямо зависит от рейтинга и продажи рекламы, кажется, СМИ позволено все, что прямо не запрещено законом. Виртуальная мораль в подаче наиболее известных словацких СМИ сегодня представляет собой очень редуцированное, упрощенное и в значительной степени искаженное отображение нашей действительности.
Западники и славянофилы сегодня
Кучинов А.М. - Подход к анализу политического процесса через его взаимосвязь с социокультурной динамикой – альтернатива подходу «политической культуры»
Аннотация: Данная статья рассматривает теоретический аспект исследования влияния социокультурных факторов на политический процесс. В настоящей статье рассказывается об ограниченности господствующего в отечественной и зарубежной политической науке подхода «политической культуры» ввиду его недостаточности, утверждается о необходимости рассматривать проблему взаимодействия политического процесса и социокультурных факторов не статично, а в динамике, в связи с тем, что культура и политика – всегда динамичные явления. Сделано обобщение относительно соотношения этой проблемы с такими общественными явлениями, как динамика политических режимов, влияние этнических, языковых, социально-стратификационных, религиозных особенностей на политический процесс, влияние степени благосостояния общества, географический детерминизм, политические и др. культурные ритуалы, международные отношения, переговоры, идентичность, сепаратизм, влияние на политику образования и воспитания и др. В данной статье говорится о практическом применении исследуемых теорий в актуальных вопросах современной политики.
Самосознание и идентификация
Лукьянов Г.И., Игнатов В.Н. - Отношение к историческому прошлому как фактор формирования социокультурной идентичности
Аннотация: В статье в социально-философском аспекте рассматривается феномен социокультурной идентичности и механизмы ее формирования как у индивидов и отдельных социальных групп, так и у всего национально-государственного сообщества в целом. Описаны пути и способы поиска новой идентичности в усложняющемся глобализирующемся мире, которая в максимальной степени должна быть положительной и соответствовать как внутренним культурным требованиям общности, так и внешним социальным или культурным вызовам. Анализ указанных процессов показывает, что в стремительном водовороте современных информационных потоков, смены экономических, политических и духовных ориентиров обращение к историческому прошлому может способствовать обретению контуров устойчивой социокультурной идентичности.
Тищенко Н.В. - Свобода и несвобода в пространстве литературных текстов: дискурс-анализ произведений, посвященных ГУЛАГу
Аннотация: Цель статьи – выявить стратегии сопротивления влиянию норм тюремных субкультур на социальные и дискурсивные практики, существующие в отечественной культуре. Подобный пример сопротивления был обнаружен в текстах, объединенных под рубрикой «рефлексивный дискурс», куда были отнесены тексты, написанные отечественными авторами как воспоминания о времени, проведенном в лагерях ГУЛАГа. При помощи технологий дискурс-анализа был определён ключевой знак рефлексивного дискурса «тюрьма – свобода», содержащий три уровня смысловых коннотаций. Анализ этих коннотаций позволил идентифицировать стратегии сопротивления эскалации тюремных, криминальных ценностей в общественной системе. Спецификой работы является то, что дискурс-аналитическая методология была применена к анализу слабо структурированных источников – литературных текстов. Сопоставление дискурсивных практик, предложенных литературными текстами, и социальных практик показывает, что рефлексивный дискурсивный проект оказался невостребованным в отечественной культуре, не был актуализирован в используемых социальных практиках и оказался частью дискурсивного исторического архива. В рефлексивном дискурсе были выявлены внутренние противоречия, которые препятствовали его влиянию на социальные практики. Во-первых, это латентное смешение высказываний рефлексивного дискурса с криминальными, уголовными традициями, которое оказалось неизбежным в условиях совместного существования в пространстве лагеря. Во-вторых, распространение знаний о тюремной субкультуре в обществе получило искаженный эффект – в общественном сознании не сформировалось устойчивая неприязнь и нетерпение к тюремной субкультуре, а напротив, был сконструирован героический образ осужденного, противостоящего несправедливой официальной власти. Эти две причины способствовали распространению в отечественной культуре такого явления как «тюремизация» – принятие норм, ценностей и правил тюремной субкультуры как неотъемлемой, составной части повседневных практик.
Г.И. Лукьянов, В.Н. Игнатов - Отношение к историческому прошлому как фактор формирования социокультурной идентичности c. 88-95
Аннотация: В статье в социально-философском аспекте рассматривается феномен социокультурной идентичности и механизмы ее формирования как у индивидов и отдельных социальных групп, так и у всего национально-государственного сообщества в целом. Описаны пути и способы поиска новой идентичности в усложняющемся глобализирующемся мире, которая в максимальной степени должна быть положительной и соответствовать как внутренним культурным требованиям общности, так и внешним социальным или культурным вызовам. Анализ указанных процессов показывает, что в стремительном водовороте современных информационных потоков, смены экономических, политических и духовных ориентиров обращение к историческому прошлому может способствовать обретению контуров устойчивой социокультурной идентичности.
Диалог культур
Кузнецов Ю.В. - Мультикультурализм и запрет аргумента ad hominem в научной дискуссии
Аннотация: В статье исследуются перспективы трансформации установки научной рациональности на запрет использования аргумента ad hominem, вступающей в конфликт с распространяющейся идеологией мультикультурализма, отрицающей ориентацию на универсального субъекта. В ходе анализа выявлены два варианта развития событий: реализация антиглобалистских тенденций в форме антисциентизма или очередное расширение рамок, задаваемых научной рациональностью
Философия религии
Корень Р.В. - Догмат Пресвятой Троицы, философско богословские способы его познания и их следствия
Аннотация: Аннотация В работе приводится философско-богословское познание основополагающего догмата Пресвятой Троицы. Показано, что использование методологии философии позволяет расши-рить границы познания и повысить его достоверность. Последнее позволяет произвести анализ достаточности источников оснований Православного Догматического богословия. Показано, что наличие двух источников оснований: Священного Писания и Апостоль-ского Священного Предания противоречит основополагающему Догмату Пресвятой Троицы. Источников оснований Догматического богословия должно быть три. Используя методо-логию принципа дополнительности, показано, что третьим источником оснований должна быть прямая речь (Слово) Иисуса Христа при его земной жизни. В качестве такого третьего источника могут быть использованы Нагорная проповедь и Евангелие от Фомы.
Герменевтика
Чеснов Я.В. - От витальности к долголетию
Аннотация: Движение – здоровье не только в физическом, но и метафизическом смысле. Человек в движении увеличивает свою жизнедеятельность до уровня витальности, то есть единения со Вселенной. Обряды запасения здоровьем нацелены на увеличение витальности. Этому содействуют эмбриологические представления и табу. Показано на примере обращения с выпавшим детским зубом, что является на деле заклинанием долголетия. Это долголетие в Абхазской геронтологической культуре рассматривается как последствие центростремительной концентрации сил Вселенной.
Философия постмодернизма
И.А. Недугова - Искусство, порождающее миф самого себя c. 119-127
Аннотация: В статье представлен авторский подход к анализу культурных процессов. Дано определение диссипативных процессов в культуре. Автор определяет динамику динамических систем, находящихся в состоянии, удаленном от равновесия, формирует диссипативные процессы. Иллюзорное сознание есть результат смешения выраженных в сознании предметных уровней человеческого бытия (принятие одного за другой). В статье представлена классификация диссипативных процессов в культуре.
Философская антропология
Макеева С.Г. - Художественная антропология образа Иуды Искариота в литературе ХХ в.
Аннотация: В статье рассматриваются трактовки образа Иуды Искариота, предложенные философами и теологами XX в., а также значение этих трактовок, с точки зрения художественной антропологии. Автор анализирует тему предательства Иуды Искариота и делает вывод, что тема эта является своеобразной культурно-психологической доминантой. Возникновение разночтений образа Иуды Искариота в XX в. автор связывает не только с активным обращением к герменевтическим методам истолкования священных текстов, но и с апостасийными процессами – отказом от традиционных ценностей христианства в пользу ценностей «мира сего». В заключении автор утверждает, что образ Иуды Искариота интересен для художественной антропологии как «человек предающий», «человек, отвергающий духовное ради материального», «человек неприкаянный» и, наконец, как «человек гибнущий».
С.Г. Макеева - Художественная антропология образа Иуды Искариота в литературе ХХ века c. 70-81
Аннотация: В статье рассматриваются трактовки образа Иуды Искариота, предложенные философами и теологами XX в., а также значение этих трактовок, с точки зрения художественной антропологии. Автор анализирует тему предательства Иуды Искариота и делает вывод, что тема эта является своеобразной культурно-психологической доминантой. Возникновение разночтений образа Иуды Искариота в XX в. автор связывает не только с активным обращением к герменевтическим методам истолкования священных текстов, но и с апостасийными процессами — отказом от традиционных ценностей христианства в пользу ценностей «мира сего». В заключении автор утверждает, что образ Иуды Искариота интересен для художественной антропологии как «человек предающий», «человек, отвергающий духовное ради материального», «человек неприкаянный» и, наконец, как «человек гибнущий».
Человеческие экзистенциалы
Бухаров Д.Н. - Сущностные свойства и потребности как источник идентичности человека
Аннотация: В статье предпринимается попытка ввести в современный дискурс о человеческой идентичности представление о наличии у человека возможности актуализировать духовную составляющую своей сущности и на этой основе обрести идентичность существа, не только налично данного, но и возможного. В статье формулируются свойства и потребности человека, не обусловленные его представленностью в качестве психофизиологического существа, сам факт существования которых, по мнению автора, является свидетельством присутствия у него возможностей, которые часто, к сожалению, оказываются неучтенными в ходе исследования человеческой идентичности.
Мифы и современные мифологии
И.А. Жерносенко - Семантическое поле мифологемы Грифона в пазырыкской культуре c. 51-59
Аннотация: В работе рассматривается один из спорных, семантически неоднозначных образов древней культуры Алтая — образ грифона, идейно и магически пронизывающий, практически, всю систему артефактов скифского мира. В ходе исследования автор приходит к выводу, что мифологема грифона не просто является атрибутом одной из областей мифологической Вселенной (верхний или нижний миры, как это определяют разные исследователи), но играет роль культурной константы, маркирующей пограничные состояния и моменты «перехода» как в социальном, так и в сакральном смыслах.
Духовно-нравственные искания
Тинякова Е.А. - Эстетическая характенристика трудовой деятельности как фактор цивилизационного развития
Аннотация: В статье рассматривается проблема соотнесения аксиологических, культурных, социологических и экономических ценностей профессий.Обращается внимание на противоречия в жизнеобепечивающем потенциале профессий.Эстетический облик профессий соотносится с актерским мастерством. На современном этапе развития человеческой трудовой деятельности возрастает потребность "играть" свою профессию, то есть создавать эстетический канал для проявления профессионального мастерства. Это укрепляет экономический и социальный статус профессий.
Чуприна А.А. - "Философский контекст осмысления семьи как индикатора культурного развития общества"
Аннотация: В работе рассмотрены особенности функционирования семьи как наиболее значимого показателя культурного развития общества во взаимообусловленности всех компонентов и сфер его жизнедеятельности. Изучены социально-философские концепции к пониманию взаимообусловленности процессов культурного состояния общества и семьи в аспекте аксиологического подхода к изучению проблемы. Проанализирована специфика влияния объективных факторов общественного развития на содержательное наполнение культуры семьи в современных условиях. Акцентировано внимание на важности осмысления данной проблематики с учетом социокультурных трансформаций. Проблема рассмотрена через призму духовности, которая выполняет роль исходного основания в методологических функциях изучения человека и общества.
В.А. Титов - Софийный потенциал русской философии c. 60-69
Аннотация: Речь идет о трёх различных способах философствования: софийном, эпистемном и технемическом. Все эти способы сложились в Древней Греции и по-разному проявлялись в различные периоды развития философии. Автор отстаивает точку зрения, что русская философия по своей сути софийна. Это показано на примере двух величайших русских философов ХIХ века: Ф.М. Достоевского и В.С. Соловьева. Следует отметить, что софийный облик философских систем двух этих мыслителей выкристаллизовывается из разных оснований: у Достоевского — из противоречивой и в чем-то парадоксальной природы человека, у Соловьева — из идеи всеединства.
Философия и искусство
Долгов К.М. - ЭСТЕТИКА КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ (в связи с 80-летним юбилеем профессора К.М. Долгова)
Аннотация: Материал представляет собой беседу О.М. Теняковой с известным отечественным философом, профессором К.М. Долговым по случаю его 80-летия. Философ рассказывает о своем научном пути, о наиболее примечательных эпизодах его жизни. Вместе с тем анализируются процессы, которые происходили в становлении эстетики как особого направления внутри философии. К.М. Долгов рассказывает о том, что идеология ангажировала в советские годы философское творчество. Но отмечает также, что в эту эпоху были созданы значительные произведения отечественной эстетики.
- Эстетика как образ жизни (к 80-летию известного учёного К.М. Долгова) Интервью с профессором К.М. Долговым c. 106-118
Аннотация: Интервьюер — О.М. Тенякова
Ристалище (полемика)
Спирова Э.М. - СИМВОЛ КАК ОБРАЗ И ПОНЯТИЕ (Полемический отклик на замечания проф. В.А. Подороги)
Аннотация: В статье речь идет о символе как понятии философской антропологии. Автор пытается обосновать двоякую функцию символа, который может выступать в виде образа и в виде понятия. Такая постановка вопроса встретила поддержку членов диссертационного совета во время защиты докторской диссертации «Символ как понятие философской антропологии. Тем не менее, проблема оказалась дискуссионной. В данном случае автор статьи отвечает на вопросы, поставленные В.А. Подорогой, во время защиты. Он отметил, что символ ближе к образу, нежели к категориальному аппарату философии.
Э.М. Спирова - Символ как образ и понятие (Полемический отклик на замечания проф. В.А. Подороги) c. 96-105
Аннотация: В статье речь идет о символе как понятии философской антропологии. Автор пытается обосновать двоякую функцию символа, который может выступать в виде образа и в виде понятия. Такая постановка вопроса встретила поддержку членов диссертационного совета во время защиты докторской диссертации «Символ как понятие философской антропологии». Тем не менее, проблема оказалась дискуссионной. В данном случае автор статьи отвечает на вопросы, поставленные Валерием Александровичем Подорогой, во время защиты. Он отметил, что символ ближе к образу, нежели к категориальному аппарату философии.
В потоке книг
Гуревич П.С. - Мировоззренческие ракурсы русской философии
Аннотация: Статья посвящена анализу книги известного отечественного философа А.Д. Сухова. Автор отмечает, что в данной монографии дается разбор истории русской философии. При этом А.Д. Сухов стремится выявить лишь характерные признаки русской философии, поскольку в рамках одной монографии нет возможности раскрыть все черты отечественного любомудрия. В статье содержится стремление выявить то особенное, что выделяет русскую философию из общего потока мировой философии, из общего контекста философских культур различных стран и народов. В рецензии даны также и критические замечания по монографии.
П.С. Гуревич - Мировоззренческий ракурс русской философии c. 128-132
Аннотация: Сухов А.Д. Русская философия: характерные признаки и представители, особенности развития. М., 2012. 640 с. (тираж 800 экз.).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.