по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 11, 2012
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-11-2012
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 11, 2012
Колонка главного редактора
Гуревич П.С. - ЗОДЧИЙ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА
Аннотация: Человек не является подобием машины, которая обладает набором разных свойств и характеристик. В бытии человека обнаруживаются экзистенциальные противоречия. Ведь он рождается в природе, а живет в обществе. Человек имеет инстинкты, но располагает и сознанием. Он животное и неживотное. Потомок Адама – природное создание, но он имеет и божественную природу. Человек, по определению Э. Фромма, едва ли не самое эксцентричное создание универсума.
П.С. Гуревич - Зодчий нового поколения c. 4-9
Аннотация: Человек не является подобием машины, которая обладает набором разных свойств и характеристик. В бытии человека обнаруживаются экзистенциальные противоречия. Ведь он рождается в природе, а живет в обществе. Человек имеет инстинкты, но располагает и сознанием. Он животное и неживотное. Потомок Адама – природное создание, но он имеет и божественную природу. Человек, по определению Э. Фромма, едва ли не самое эксцентричное создание универсума.
Спектр сознания
Гончарова С.Ю. - Простое решение «трудной проблемы» (Критика сёрловского решения проблемы «сознание-тело»)
Аннотация: В статье приводятся доводы в пользу критических замечаний Б.Каплана и Т.Нагеля по поводу известного в философских кругах решения проблемы «сознание-тело» Джона Сёрла. Сёрл объясняет причину ментального, базируясь на концепции эмерджентности; при этом качество субъективной реальности исчезает и превращается в биологическое или физическое свойство, так что сознание становиться ментальным, а значит и физическим свойством мозга по аналогии с тем как жидкое состояние является свойством системы молекул. В противовес тезису Сёрла о том, что сознание - продукт деятельности мозга и одновременно его свойство, рассматриваются аргументы подрывающие логику размышлений философа как с научной, так и с общефилософской точки зрения.
С.Ю. Гончарова - Простое решение «трудной проблемы» (Критика сёрловского решения проблемы «сознание-тело») c. 77-83
Аннотация: в статье приводятся доводы в пользу критических замечаний Б. Каплана и Т. Нагеля по поводу известного в философских кругах решения проблемы «сознание-тело» Джона Сёрла. Сёрл объясняет причину ментального, базируясь на концепции эмерджентности; при этом качество субъективной реальности исчезает и превращается в биологическое или физическое свойство, так что сознание становиться ментальным, а значит и физическим свойством мозга по аналогии с тем как жидкое состояние является свойством системы молекул. В противовес тезису Сёрла о том, что сознание – продукт деятельности мозга и одновременно его свойство, рассматриваются аргументы, подрывающие логику размышлений философа как с научной, так и с общефилософской точки зрения.
Судьбы и контуры цивилизаций
О.И. Курто - История формирования немецкой школы синологии c. 44-55
Аннотация: Статья посвящена зарождению и развитию китаеведения в Германии, имеющего по сравнению с другими синологическими школами весьма непродолжительную историю. Несмотря на огромный вклад немецких исследователей в мировую науку на русский язык в настоящий момент переведено лишь несколько работ. В итоге, представления российских учёных о достижениях немецких коллег весьма скудны. В статье анализируется научное наследие немецкой школы синологии, выявляются тенденции её развития, перечисляются наиболее крупные исследователи и анализируются их работы.
Новая научная парадигма
В.М. Розин - Дискурсивные коммуникации и социальное нормирование c. 20-28
Аннотация: В статье рассматривается ситуация, сложившаяся в современной дискурсивной коммуникации. Она характеризуется локализацией коммуникационных сообществ и аудиторий и кардинальным непониманием. Обсуждаются условия коммуникации в такой ситуации (рефлексия способов мышления, их демонстрация, рассказ об основных этапах жизни автора), которые все же не ведут к пониманию. Дальше на примере моды и реализации социальных норм с противоположным содержанием анализируются типы социального нормирования, характерные для современной культуры. Анализ моды показывает, что она является одной из современных нормативных систем: задает определенные аспекты поведения человека, причем в контексте моды соответствующие нормы варьируются и обновляются. Современные нормы типа моды устанавливаются в процессе активности социальных акторов, посылающих в публичную среду различные мессаджи. Это первое условие. Второе условие — создание нужной социальной среды и готовности. Третье — самоорганизация этой среды в ответ на данные послания. Автор предлагает различать такие стратегии социального нормирования как «жизнь в двух комнатах»,»компромисс»,»синтез», «потемкинская деревня». В заключении полученные характеристики социального нормирования применяются к проблеме понимания в современных дискурсивных коммуникациях.
Философия познания
Солоненко М.А. - Многоуровневый темпоральный мир и многообразие способов восприятия времени (Когнитивно-эволюционный подход к восприятию времени в творчестве)
Аннотация: В статье с точки зрения эволюционной эпистемологии и когнитивной науки анализируется одна из мало изученных философских проблем, каковой является проблема восприятия времени. В ходе анализа показывается неисчерпаемое многообразие мира и форм времени, раскрывается содержание такого высшего проявления человеческой жизнедеятельности и когнитивной активности человека, как творчество. Опираясь на новейшие исследования и экспериментальные результаты современных когнитивных наук, в статье показывается неразрывная связь творчества с восприятием времени и с особыми состояниями сознания, которые возникают в процессе творческой самореализации человека. В частности, с точки зрения эволюционной эпистемологии и когнитивной науки, автор статьи определяет творчество как некоторую инновационную сложность, которую человек создает с помощью восприятия событий внешнего мира и различных когнитивных состояний сознания в ходе решения нерешенной задачи или проблемы за какой-то экстремальный период времени.
М.А. Солоненко - Многоуровневый темпоральный мир и многообразие способов восприятия времени (Когнитивно-эволюционный подход к восприятию времени в творчестве) c. 98-108
Аннотация: В статье с точки зрения эволюционной эпистемологии и когнитивной науки анализируется одна из мало изученных философских проблем, каковой является проблема восприятия времени. В ходе анализа показывается неисчерпаемое многообразие мира и форм времени, раскрывается содержание такого высшего проявления человеческой жизнедеятельности и когнитивной активности человека, как творчество. Опираясь на новейшие исследования и экспериментальные результаты современных когнитивных наук, в статье показана неразрывная связь творчества с восприятием времени и с особыми состояниями сознания, которые возникают в процессе творческой самореализации человека. В частности, с точки зрения эволюционной эпистемологии и когнитивной науки, автор статьи определяет творчество как некоторую инновационную сложность, которую человек создает с помощью восприятия событий внешнего мира и различных когнитивных состояний сознания в ходе решения нерешенной задачи или проблемы за какой-то экстремальный период времени.
Рубежи и теории познания
С.А. Филипенок - Личностное знание и личностный опыт в процессе самосознания c. 109-119
Аннотация: В данной статье предпринимается попытка показать взаимосвязь личностного знания и самосознания и установить эпистемологическое значение понятия самосознания. Для этой цели исследуются конструктивистский и нарративный подходы к самосознанию. Обоснована необходимость дополнить разработки данных подходов феноменологическим анализом личностного опыта, являющегося основой личностного знания и самосознания. Привлечение системного подхода, а также концепции ситуативного познания выявляет системный, контекстуальный и динамический характер личностного опыта. Использование понятий личностного опыта и личностного знания расширяет представления о самосознании, несводимом только к рефлексии. При подобном понимании самосознания возникает проблема интроспекции. На основе данных современных когнитивных наук и эволюционной эпистемологии рассматриваются различные виды и уровни самосознания. Исследуется проблема соотношения самосознания и познания окружающей действительности в системе личностного знания.
История идей и учений
Л.Б. Карелова - Принципы долга и социальной ответственности в истории формирования яп онской трудовой и корпоративной этики c. 136-146
Аннотация: В статье рассматриваются мировоззренческие истоки и социокультурные предпосылки формирования принципов долга и социальной ответственности в японской трудовой и корпоративной этике. Автор дает анализ исторических реалий и памятников философской и этической мысли эпохи Токугава (1603-1868) в связи с указанной проблематикой. Японская трудовая и корпоративная этика, зародившаяся в ХVП-IХ вв., оцениваются как одна из причин успешной модернизации Японии, феномена “экономического чуда” после Второй мировой войны и стабильно интенсивного развития страны на протяжении десятилетий, а также как духовная составляющая современного японского дискурса корпоративной социальной ответственности.
Самосознание и идентификация
Филипенок С.А. - Личностное знание и личностный опыт в процессе самосознания
Аннотация: В данной статье предпринимается попытка показать взаимосвязь личностного знания и самосознания и установить эпистемологическое значение понятия самосознания. Для этой цели исследуются конструктивистский и нарративный подходы к самосознанию. Обоснована необходимость дополнить разработки данных подходов феноменологическим анализом личностного опыта, являющегося основой личностного знания и самосознания. Привлечение системного подхода, а также концепции ситуативного познания выявляет системный, контекстуальный и динамический характер личностного опыта. Использование понятий личностного опыта и личностного знания расширяет представления о самосознании, несводимом только к рефлексии. При подобном понимании самосознания возникает проблема интроспекции. На основе данных современных когнитивных наук и эволюционной эпистемологии рассматриваются различные виды и уровни самосознания. Исследуется проблема соотношения самосознания и познания окружающей действительности в системе личностного знания.
Л.Г. Кришталева - Дихотомия: искусство и жизнь c. 84-97
Аннотация: Пытаясь определить границу, отделяющую искусство, игру от жизни, мы оказались внутри фундаментальной проблемы самости. Отношения человека с миром, миром искусства, миром игры имеют важное сходство, поскольку осуществляются как двойное движение: экстатическое выступание и созерцательное возвращение к себе. Результат этого двойного движения можно сравнить с результатом действия трансцендентальной функции Юнга, описываемый им как соединение сознания и бессознательного с целью обретения самости. Исследованию динамичного строя души помогает привлечение психологической аналитики позднего Юнга и феноменологии искусства Гадамера, имеющие существенные сходства, которые проявляют типологические черты разного внутреннего опыта. При рассмотрении подвижных отношений сознания и бессознательного были использованы такие философские понятия, как принятие, остановка-амехания, автоматичность человеческой природы в смысле спонтанности реакций, действий, ответов. В свою очередь, сам текст построен как осознание, наблюдение за собственным внутренним опытом, благодаря которому (наблюдению) проявили себя в действии принятие, амехания, спонтанность.
Ценность и истина
В.Г. Ковалевский - К вопросу о ключевых понятиях в философско-психологическом учении С.Л. Франка c. 72-76
Аннотация: В работе изучаются ведущие понятия в учении С.Л. Франка о душе человека: душевная жизнь, душа, сознательное и подсознательное. В основе работы реализуется попытка сформировать некоторые признаки данных понятий, указать на их взаимосвязь. Проводится соотношение понятий учения С.Л. Франка с некоторыми современными психологическими понятиями.
Феноменология
Кирсберг И.В. - Как феноменологически замаскировать богословие под науку?
Аннотация: в первой части статьи обосновано понимание богословия как не науки: по феноменологически выявляемым особенностям чувства в отличие от мышления показано ценностное, а не познавательное качество богословия. По особенностям взаимодействия чувства и мышления, соответственно с различением видов соподчинения ценности и знания, показана неоднородность богословия как дисциплины – с преобладанием ценностного. Таким же образом предусмотрено религиоведение – показывая его познавательное , не ценностное, а затем и научное качество, неоднородность и преобладающую тенденцию как дисциплины. Во второй части на основе ценностно-познавательного смешения обоснована возможность классификаций маскировок богословия под науку, показаны возможности феноменологии и её преимущества перед (пост)позитивизмом в таких маскировках. Обозначена возможность внебогословской феноменологии в смысле Э.Гуссерля в религиоведении – на основе ценностно-познавательного различия.
И.В. Кирсберг - Как феноменологически замаскировать богословие под науку c. 29-38
Аннотация: в первой части статьи обосновано понимание богословия как не науки: по феноменологически выявляемым особенностям чувства в отличие от мышления показано ценностное, а не познавательное качество богословия. По особенностям взаимодействия чувства и мышления, соответственно с различением видов соподчинения ценности и знания, показана неоднородность богословия как дисциплины – с преобладанием ценностного. Таким же образом предусмотрено религиоведение – показывая его познавательное, не ценностное, а затем и научное качество, неоднородность и преобладающую тенденцию как дисциплины. Во второй части на основе ценностно-познавательного смешения обоснована возможность классификаций маскировок богословия под науку, показаны возможности феноменологии и её преимущества перед (пост)позитивизмом в таких маскировках. Обозначена возможность внебогословской феноменологии в смысле Э. Гуссерля в религиоведении – на основе ценностно-познавательного различия.
Философия постмодернизма
Т.А. Кузьмина - философия постмодернизма как культурный симптом c. 120-127
Аннотация: В данной статье мы остановимся на некоторых идеях Ж. Делёза и Ф. Гваттари, изложенных ими в основном в их последних, совместно написанных работах. Выбор обусловлен в первую очередь тем, что в этих произведениях наиболее отчетливо видна сугубо философская основа их позиции (Делёз, по оценке некоторых исследователей, является наиболее метафизичным из всех постмодернистов).
Философская антропология
Гранин Р.С. - Экзистенциальная эсхатология Николая Бердяева
Аннотация: В статье разбираются метафизические, антропологические и экзистенциальные аспекты эсхатологии Н.А. Бердяева. Прослеживаются психологические предпосылки оформления экзистенциалистской проблематики в эсхатологическую метафизику мыслителя. Показывается, что в ее рамках раскрываются фундаментальные темы экзистенциальной философии Бердяева: темы добытийственной экзистенциальной свободы, ее объективации в бытиё и проблемы возврата человеческой личности к этой свободе. Обозначено, что эсхатология для философа выступает символом трансценденции человеческой личности к экзистенции. Раскрывается эсхатологический горизонт пограничных ситуаций человека: когда он оказывается перед лицом собственной смерти, в исторических потрясениях, в мистическом озарении, творческом акте.
Д.Г. Трунов - Множественное «Я»: от превращения к маскотворчеству c. 56-62
Аннотация: В статье предпринят опыт рассмотрения философско-антропологических понятий «превращение» и «маска» Элиаса Канетти с позиции экзистенциально-феноменологической концепции множественного «Я» (Д.Г. Трунов). Переход от превращения к маскотворчеству понимается в статье как дискурсивная фиксация множественности и спонтанности продуктивного «Я» в результате которой возникает полиперсональность устойчивого по своей природе эмпирического «Я». Фиксация превращений продуктивного «Я» в многочисленные маски-роли эмпирического «Я» осуществляется при обязательном присутствии Другого, который становится в этом случае контролером превращений и донором социальных определений, которые выступают в качестве своеобразных «фиксаторов» превращений, что является основой для создания социальных масок. В то же время маскотворчество не понимается как диктат Другого над личной свободой, а как необходимое условие социального сосуществования.
Человеческие экзистенциалы
Р.С. Гранин - Экзистенциальная эсхатология Николая Бердяева c. 63-71
Аннотация: В статье разбираются метафизические, антропологические и экзистенциальные аспекты эсхатологии Н.А. Бердяева. Прослеживаются психологические предпосылки оформления экзистенциалистской проблематики в эсхатологическую метафизику мыслителя. Показывается, что в ее рамках раскрываются фундаментальные темы экзистенциальной философии Бердяева: темы добытийственной экзистенциальной свободы, ее объективации в бытиё и проблемы возврата человеческой личности к этой свободе. Обозначено, что эсхатология для философа выступает символом трансценденции человеческой личности к экзистенции. Раскрывается эсхатологический горизонт пограничных ситуаций человека: когда он оказывается перед лицом собственной смерти, в исторических потрясениях, в мистическом озарении, творческом акте.
Этика
Максимов Л.В. - Что такое мораль: проблема определения
Аннотация: Главным источником теоретических расхождений и споров по поводу происхождения и функций морали является различие методологических и мировоззренческих принципов, на которых строятся этические теории; немалую роль, однако, играет и отсутствие общепринятого толкования самого этого ключевого термина – «мораль». Единое определение морали позволило бы минимизировать те разногласия, которые обусловлены многозначной терминологией, и благодаря этому значительно сузить круг проблем, традиционно относимых к ведению этики. В статье дается критический анализ представленных в специальной литературе подходов к определению морали. В качестве примеров распространенных ошибок отмечены следующие: (1) смешение двух функционально разных употреблений термина «мораль»: как дескриптивного понятия, обозначающего особый социально-психологический феномен, и как нормативно-оценочного понятия, выражающего особого рода позитивное отношение к определенным мотивам и поступкам; (2) отождествление морали и нравов, из-за чего действительное культурно-историческое многообразие нравов неправомерно трактуется как показатель подобной же множественности «моралей»; (3) определение морали через те или иные «высшие ценности», что приводит к подмене специфически моральных ценностей другими, внеморальными. Кроме того, при определении морали чрезмерный акцент делается обычно на выяснении содержания ее принципов и норм, тогда как действительно важнейшим показателем ее специфики является уникальная интенция, или долженствование. В тех сравнительно немногих случаях, когда эта интенция признается в качестве сущностного признака морали (например, у Канта), она трактуется как некая спекулятивная «необходимость», лишенная «материи желания» и вообще всякой опоры в человеческой психике. В статье проводится мысль о том, что единственный способ бытия моральной интенции – это чувство морального долга как особая реалия исторически сложившегося индивидуального и общественного сознания, которое и образует общую эмпирическую базу теоретического (научного и философского) осмысления и, соответственно, определения морального феномена в его специфике.
Философия культуры
Копцева Н.П. - Методологические возможности социальной (культурной) антропологии для современных культурных исследований
Аннотация: Обсуждается проблема выбора методологических оснований для современных культурных исследований, в том числе прикладных культурных исследований региональных процессов в культуре. В связи с этим предлагается шире использовать возможности британской социальной (культурной) антропологии, метода функционализма, разработанного классиком британской социальной антропологии А.Р. Рэдклиффом-Брауном. Предполагается, что для отечественной культурологии, имеющей своеобразный «крен» в сторону теоретизирования и зачастую схоластики, очень важно освоить традицию эмпирических культурных исследований, в том числе полевых исследований, а затем уже с помощью осторожных индуктивных обобщений формулировать те или иные теоретические положения. На основе сочетания прикладных и теоретических исследований в культурологии возможно построить современный образовательный процесс по направлению «культурология» для студентов современных российских университетов. Прикладные культурные исследования выступают необходимым компонентом качественного культурологического образования. Индуктивный метод культурных исследований востребован на современном этапе развития отечественной культурологии. Возможности этого подхода раскрываются через освоение культурно-антропологических моделей для анализа социально-культурной действительности Российской Федерации.
В.В. Мальцева - Философия телесности в свете концепции культуры времени c. 39-43
Аннотация: В статье проведен культурфилософский анализ категории телесности; предложено авторское определение «культуры телесности»; предложен новый взгляд на проблему телесности с позиций культурно-временного подхода, культура телесности рассмотрена во взаимосвязи со здоровым образом жизни.
Философия и искусство
В.И. Жуковский - Произведение изобразительного искусства: феномен индексных, иконических и символических художественных образов c. 128-135
Аннотация: В статье рассматривается произведение изобразительного искусства как художественный образ, который кристаллизуется поэтапно в процессе отношения человека-зрителя с произведением-вещью. Выделяются и анализируются материальный, индексный, иконический и символический статусные этапы возникновения художественного образа. Утверждается, что все многообразие особенных художественных образов есть не что иное, как единое произведение изобразительного искусства, созданное в связи с насущной людской потребностью осуществить религиозную связь конечного и бесконечного, человеческого с абсолютным.
Философия науки и образования
С.Ю. Иванов - Постмодернизм и картина мира c. 10-19
Аннотация: В статье рассматривается роль и значение концептов всеобщего, особенного и единичного для категориального структурирования ряда философских направлений постмодернизма. В частности выявляются концепты всеобщего, особенного, единичного в онтологии философского дискурса М. Фуко, методов деконструкции Ж. Дерриды, философских концептов Ж. Делёза, учения о симулякрах Ж. Бодрийяра, дискурсах философского синтеза П. Рикёра и др. Показывается категориальная соотносительность выделенных концептов с основными структурными компонентами картины мира.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.