по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 10, 2012
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-10-2012
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2012
Колонка главного редактора
П.С. Гуревич - Камо грядеши, человек? c. 4-8
Аннотация: Обсуждение перспектив человеческого существования — едва ли вечный сюжет мировой философии. В основном эта тема была связана с тремя факторами: колоссальными достижениями человеческого разума, преображением человеческой природы и реализацией космического предназначения человека. Об успехах науки и связанных с нею упованиях говорить много не приходится. Благодаря науке создана современная цивилизация с ее высоким уровнем благосостояния, невиданными ресурсами, грандиозными коммуникациями. Перекроена карта мира. Ученые расшифровали геном человека. Они пытаются с помощью адронного коллайдера вырвать у природы ее базовые тайны. Люди научились лечить рак почти всех органов, пересаживать сердце, пришивать руки и ноги, клонировать себе подобных.
Пространство и время
А.Д. Урсул - Феномены футуризации и опережающего отражения c. 33-45
Аннотация: Автор рассматривает понятия темпомира и темпоральной целостности как системно-синергетическую взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Исследуются процессы футуризации и ретроспекции и их ускоренные формы на примерах биологической и космологической эволюции. Предлагается процесс ускоренного течения времени в будущее на инфляционной стадии Большого взрыва считать процессом инфляционной футуризации. «Темпоральную инфляцию» можно мыслить как чрезвычайно ускоренное, невообразимо быстрое опережение будущим как других темпомиров, так и, возможно, пространственного расширения.
Циклы и волны глобального мира
М.В. Шугуров - Инновационная культура в глобальном мире: проблема смысловых оснований глобального инновационного развития c. 19-32
Аннотация: Статья посвящена анализу концептуальных оснований инновационной культуры. Большое внимание автор уделяет обоснованию необходимости формирования инновационной культуры как смыслового пространства инновационного развития. С учетом глобализации инновационного развития в статье с философских позиций исследуются проблемы становления глобальной инновационной культуры как новой предметной сферы диалога культур и цивилизаций.
Традиции и инновации
О.И. Курто - Пионеры гендерных исследований в России c. 104-114
Аннотация: Статья посвящена зарождению и развитию женских и гендерных исследований в нашей стране. Будучи воспринятой многими в начале 1990-х годов как научное веяние Запада, отечественная гендерная школа, тем не менее, имеет собственную историю, методологию, концепции и наработки, отличные от всего того, что было создано за рубежом. Не имея возможности обмениваться опытом с иностранными коллегами, российские учёные путём проб и ошибок разрабатывали данное научное направление, опираясь на уникальные материалы государственных и частных архивов, автобиографий, личной переписки, интервью и пр. Ими начали изучаться темы, закрытые ранее не только для исследования, но и для публичного обсуждения, например, темы секса, сексуальности, сексуального насилия, гомосексуальности, эротики, проституции и т.д. Отдельные научные направления возникли на базе личного интереса некоторых учёных к таким вопросам как роль женщины в мировой истории, история женщин, история женственности и история мужественности, история детства, повседневность, частная жизнь, женское и мужское письмо и т.д. С распадом Советского Союза женские и гендерные исследования в нашей стране начали переживать период подъёма. Российские учёные получили доступ к наработкам своих коллег из других стран. Резко возросло не только число лабораторий, отделов и секторов, занимающихся данными вопросами, но и увеличилось число феминистов и феминисток в нашей стране, была создана Российская ассоциация исследователей женской истории. Как происходило становление гендерной школы в России, кто стоял у её истоков, какие проблемы интересовали учёных на разных этапах развития направления, какие работы были ими созданы — это те вопросы, ответы на которые составляют основу данной статьи.
История идей и учений
Ю.П. Михаленко - Тюрго: наивысший взлёт активности философов-экономистов в предреволюционной Франции XVII века. Часть 3 (окончание) c. 140-155
Аннотация: Тюрго стал завершителем социальной и экономической программы буржуазных новаторов, развивавших в условиях перезревшего феодализма буржуазные взгляды. Новаторы действовали в рамках французского просвещения. Они подготовили идеологически революцию 1789 года. Тюрго поднял до наивысшего уровня экономическую теорию физиократического направления, предвосхитив в ряде отношений учение Адама Смита, в частности — в подходе к началам трудовой теории стоимости, в характеристике взаимодействия и круговорота национальных капиталов в сельском хозяйстве, торговле, ссудном деле и прочем. На посту министра финансов Тюрго решительно внедрял в жизнь рыночные меры свободы предпринимательской деятельности, преодолевая сопротивление адептов старого режима. В полемике между королём Людовиком и его министром финансов Тюрго по поводу проекта административной реформы обрисовалась расстановка классо- вых сил в предреволюционный период. После отставки Тюрго реакционеры поспешили ликвидировать все начатые им реформы. Революционеры 1789 года подхватили идеи Тюрго и проводили их в жизнь. Маркс недаром охарактеризовал Тюрго как великого человека, имея ввиду как его административную деятельность, так и его социальную и экономическую теорию. Тюрго и сейчас, в современной России, своими трудами помогает нам постигать непростые процессы рыночной экономики.
Естественно-научная картина мира
Н.В. Клягин - Первый мыслитель c. 46-57
Аннотация: по лингвистическим данным, кениантроп владел генетическим и индуктивным методами выявления сущностей вещей.
Социальная философия
Ю.С. Зубенко - Археологическая находка как специфический вид культурной ценности: проблема правового определения c. 70-75
Аннотация: Статья посвящена исследованию проблемы определения археологической находки в качестве вида культурных ценностей на основе исследования международного, российского законодательства и правовой научной доктрины. Автором проведена работа по исследованию легальных и научных определений понятий «культурные ценности», «культурное наследие» и их соотношение в целях выделения их специфических признаков, чтобы избежать понятийной контаминации.
Политическая философия
Борисенков А.А. - Понятие политики
Аннотация: Политика рассматривается как особое управленческое явление, исследуются её сущность и виды. Показано, что государственная политика, складывающаяся в условиях современного демократического государства, выступает как наиболее сложный и наиболее развитый политический вид, позволяющий раскрыть не только сущность всякой политики, но также особенности и законы политического бытия. Сформулировано сущностное определение политики.
А.А. Борисенков - Понятие политики c. 95-103
Аннотация: Политика рассматривается как особое управленческое явление, исследуются её сущность и виды. Показано, что государственная политика, складывающаяся в условиях современного демократического государства, выступает как наиболее сложный и наиболее развитый политический вид, позволяющий раскрыть не только сущность всякой политики, но также особенности и законы политического бытия. Сформулировано сущностное определение политики.
Параметры общества
Н.Н. Федотова - Роль идентичности для развития экономики и модернизации c. 76-86
Аннотация: Рассматриваются взаимоотношения экономики и идентичности. Показывается их тесная связь и взаимная обусловленность. Раскрывается значение экономики как одного из контекстов формирования идентичности, влияющего на ценностный мир человека. Рассмотрены такие важные аспекты поставленной проблемы как меняющаяся идентичность и будущее капитализма. Утверждается необходимость перехода от потребительского общества к устойчивому потреблению, обеспечивающему сохранность природы и культуры.
Философия свободы
Е.А. Самарская - Организованный социальный мир и его современные критики c. 87-94
Аннотация: Автор исходит из распространенного в философии представления, что наступление современного мира в его отличии от традиционного связано с рационализацией как общественных институтов, так и поведения людей. Цель статьи — показать, что европейские левые формировались как критики рационального мира и что эта интенция у левых не угасла до сих пор. Автор доказывает это, анализируя взгляды группы французских левых и обосновывая вывод, что они отказываются от идеи прогресса, протестуют против всех общественных рационализаций, выдвигая идеал свободы как деятельности, управляемой импульсами и целями, лежащими за их пределами.
Теологические основы бытия
Д.В. Самотовинский - Бои за эсхатологию в Европе XVI в.: французский философ, теолог и астролог Ришар Русса (Richard Roussat) против апокалипсизма Реформации c. 133-139
Аннотация: В статье рассматривается взгляд католического мыслителя Р. Русса на современность и будущее сквозь призму эсхатологии, демонстрируется антиреформаторская направленность его эсхатологической концепции. Рассуждения Р. Русса о конце времён опирались на средневековую традицию мысли (Р. Бэкон, П. д’Айи и др.), в рамках которой имел место любопытный синтез ортодоксальной эсхатологии и астрологии. Используя астрологические выкладки, Р. Русса предпринял попытку дискредитации апокалипсизма, характерного для различных течений Реформации, и создания альтернативной эсхатологической перспективы. В рамках этой перспективы апокалипсис переносился из ближайшего будущего в будущее более удалённое и деактуализировался, в результате чего подрывалась вся эсхатологическая логика Реформации, предполагавшая восприятие современности как «последних времён», эпохи Антихриста, а также скорую и воодушевляющую на подвижничество развязку истории. Опыт исследования творчества Р. Русса даёт дополнительные аргументы в пользу того, что отдаление горизонта эсхатологических ожиданий было специфической тенденцией, характерной для католического мировоззрения эпохи Реформации.
Религии и религиозное возрождение
З.У. Омарова - Некоторые аспекты изучения феномена "религия" c. 127-132
Аннотация: Современное российское общество особенно остро переживает процессы, происходящие в религии и связанные с ней. Эти процессы сопровождаются противостоянием сторонников разных взглядов и выливаются в крайне поляризированные позиции и острую полемику в средствах массовой информации. Вполне очевидно, что при обращении к вопросам религии обойтись без оценочных характеристик, которые отражают личный опыт и убеждения исследователя, крайне сложно. Отношение к процессу религиозного познания опосредованно сакральным характером личностного отношения с одной стороны и попыткой рационализировать, стремлением к взвешенности и объективности с другой, что свойственно практике научного исследования, хотя полностью избежать пристрастности вряд ли представляется возможным. В такой ситуации крайне важно выработать отношение к религии вне конъюнктурной заданности, и не маловажной представляется позиция, в которой отсутствует демонстративный нейтрализм.
Философская антропология
Ростова Н.Н. - Философско-антропологические предпосылки теории идентичности
Аннотация: В статье анализируется теория идентичности Э. Эриксона и вскрываются философско-антропологические предпосылки этой теории. По мнению автора, в основе концепции заложено представление о хаотичной, несвязной, фрагментарной природе человека. Человек начинается со страха своего собственного существования, ибо нет в мире ничего, что дало бы его сознанию готовую форму и опору. Человек вынужден, чтобы выжить, то есть, чтобы иметь ориентиры в мире, действовать и быть сообща, создавать эту опору. Этой опорой, согласно Эриксону, является идентичность.
Мифы и современные мифологии
Майданов А.С. - Устройство Вселенной согласно индийским ведам
Аннотация: Для авторов вед был очевиден составной характер Вселенной. Для них она представляла собой организованное целое, части которого определённым образом соотнесены, связаны друг с другом и упорядочены. Мир для них был пятичастным, включающим небо, землю и воздушное пространство. Они допускали, кроме того, существование пространства по ту сторону неба, а также нижний мир. Небо и земля как главные части Вселенной были для ариев источниками физических и моральных сил, надёжной опорой в жизни. Представления о Вселенной основывались на онтологической идее всеобщего генезиса. Небо в свою очередь структурировалось, оно рассматривалось как среда, в которой происходит разнообразная активная жизнь. Арийские риши-мудрецы пришли к мысли о том, что при долгом движении в глубины Вселенной можно встретить объекты и явления качественно иного рода. В воздушном пространстве боги осуществляли свою активную деятельность, через него устанавливалась связь богов с людьми. Вокруг земли в представлении ариев непрерывно вращалось колесо дней и ночей, обеспечивая смену этих частей суток. Для ариев отсутствовала проблема опоры, которая должна была поддерживать небо и землю, поскольку эта проблема получила разные решения. В ведах многие образы космических объектов и явлений носят инверсных характер, т.е. являются контрастными по отношению к их референтам. Вселенная в их представлении была шарообразной, гелеоцентрической, имеющей границы. Картина всего мира строилась на основе геоморфной парадигмы с использованием принципа динамизма. Риши привлекали также онтологические идеи развития и генетической связи элементов Вселенной. Общий характер картины мира говорит о несбалансированности архаического интеллекта, свидетельствующей о различной степени развитости отдельных его способностей. Подобный тип интеллекта был свойствен и другим эпохам духовной истории человечества.
А.С. Майданов - Устройство Вселенной согласно индийским ведам c. 58-69
Аннотация: Для авторов вед был очевиден составной характер Вселенной. Для них она представляла собой организованное целое, части которого определённым образом соотнесены, связаны друг с другом и упорядочены. Мир для них был пятичастным, включающим небо, землю и воздушное пространство. Они допускали, кроме того, существование пространства по ту сторону неба, а также нижний мир. Небо и земля как главные части Вселенной были для ариев источниками физических и моральных сил, надёжной опорой в жизни. Представления о Вселенной основывались на онтологической идее всеобщего генезиса. Небо в свою очередь структурировалось, оно рассматривалось как среда, в которой происходит разнообразная активная жизнь. Арийские риши-мудрецы пришли к мысли о том, что при долгом движении в глубины Вселенной можно встретить объекты и явления качественно иного рода. В воздушном пространстве боги осуществляли свою активную деятельность, через него устанавливалась связь богов с людьми. Вокруг земли в представлении ариев непрерывно вращалось колесо дней и ночей, обеспечивая смену этих частей суток. Для ариев отсутствовала проблема опоры, которая должна была поддерживать небо и землю, поскольку эта проблема получила разные решения. В ведах многие образы космических объектов и явлений носят инверсных характер, т.е. являются контрастными по отношению к их референтам. Вселенная в их представлении была шарообразной, гелеоцентрической, имеющей границы. Картина всего мира строилась на основе геоморфной парадигмы с использованием принципа динамизма. Риши привлекали также онтологические идеи развития и генетической связи элементов Вселенной. Общий характер картины мира говорит о несбалансированности архаического интеллекта, свидетельствующей о различной степени развитости отдельных его способностей. Подобный тип интеллекта был свойствен и другим эпохам духовной истории человечества.
Этика
Л.В. Максимов - Что такое мораль: проблема определения c. 115-126
Аннотация: Главным источником теоретических расхождений и споров по поводу происхождения и функций морали является различие методологических и мировоззренческих принципов, на которых строятся этические теории; немалую роль, однако, играет и отсутствие общепринятого толкования самого этого ключевого термина — «мораль». Единое определение морали позволило бы минимизировать те разногласия, которые обусловлены многозначной терминологией, и благодаря этому значительно сузить круг проблем, традиционно относимых к ведению этики. В статье дается критический анализ представленных в специальной литературе подходов к определению морали. В качестве примеров распространенных ошибок отмечены следующие: (1) смешение двух функционально разных употреблений термина «мораль»: как дескриптивного понятия, обозначающего особый социально-психологический феномен, и как нормативно-оценочного понятия, выражающего особого рода позитивное отношение к определенным мотивам и поступкам; (2) отождествление морали и нравов, из-за чего действительное культурно-историческое многообразие нравов неправомерно трактуется как показатель подобной же множественности «моралей»; (3) определение морали через те или иные «высшие ценности», что приводит к подмене специфически моральных ценностей другими, внеморальными. Кроме того, при определении морали чрезмерный акцент делается обычно на выяснении содержания ее принципов и норм, тогда как действительно важнейшим показателем ее специфики является уникальная интенция, или долженствование. В тех сравнительно немногих случаях, когда эта интенция признается в качестве сущностного признака морали (например, у Канта), она трактуется как некая спекулятивная «необходимость», лишенная «материи желания» и вообще всякой опоры в человеческой психике. В статье проводится мысль о том, что единственный способ бытия моральной интенции — это чувство морального долга как особая реалия исторически сложившегося индивидуального и общественного сознания, которое и образует общую эмпирическую базу теоретического (научного и философского) осмысления и, соответственно, определения морального феномена в его специфике.
Философия культуры
Н.П. Копцева - Методологические возможности социальной (культурной) антропологии для современных культурных исследований c. 9-18
Аннотация: Обсуждается проблема выбора методологических оснований для современных культурных исследований, в том числе прикладных культурных исследований региональных процессов в культуре. В связи с этим предлагается шире использовать возможности британской социальной (культурной) антропологии, метода функционализма, разработанного классиком британской социальной антропологии А.Р. Рэдклиффом-Брауном. Предполагается, что для отечественной культурологии, имеющей своеобразный «крен» в сторону теоретизирования и зачастую схоластики, очень важно освоить традицию эмпирических культурных исследований, в том числе полевых исследований, а затем уже с помощью осторожных индуктивных обобщений формулировать те или иные теоретические положения. На основе сочетания прикладных и теоретических исследований в культурологии возможно построить современный образовательный процесс по направлению «культурология» для студентов современных российских университетов. Прикладные культурные исследования выступают необходимым компонентом качественного культурологического образования. Индуктивный метод культурных исследований востребован на современном этапе развития отечественной культурологии. Возможности этого подхода раскрываются через освоение культурно-антропологических моделей для анализа социально-культурной действительности Российской Федерации.
Философия науки и образования
Даниелян Н.В. - Роль конструктивизма в условиях перехода от информационного общества к обществу знания The Role of Constructivism at the Transition Period from Information to Knowledge Society
Аннотация: Аннотация: В данной статье рассматривается возрастание роли конструктивизма в процессе перехода от информационного общества к “обществу знания”. Автором проводится анализ понятия “общество знания” на основании работ разных философов и устанавливается, что основным отличием информационного общества от “общества знания” становится подключение ненаучного знания, поскольку в новом типе общества постепенно стираются разграничительные “линии” между наукой, обществом и социальной культурой. На основании исследования взглядов некоторых выдающихся философов на процесс образования в статье проводится мысль, что целью образования становится формирование всего человека, что означает отказ от использования формальной информации и возрастание роли “живого знания”. Автор приходит к выводу, что конструирование как одна из форм организации знания означает способность сконструировать соответствующую целям человека новую упорядоченность, в идеале - еще не освоенного мира. Вследствие этого в “обществе знания” познание понимается как включенное в реальность, которая все более превращается в конструкт научно-познавательной деятельности субъекта. Review: The article considers the increasing role of constructivism in the transition process from information to knowledge society. The author analyses knowledge society concept on the basis of different philosophers’ works and ascertains that including non-scientific knowledge is becoming the main difference of these two types of societies. The reason of this process is disappearance of differentiating lines among science, community and social culture. The analysis of some great philosophers’ ideas concerning the education process suggests an idea that the purpose of education is forming the whole personality. It means the refusal from usage of formal information and increasing “human knowledge” role. The author makes a conclusion that construction as one of the forms for knowledge organization supposes an ability to construct some new order corresponding to human purposes. Ideally it should be the order of undeveloped reality. As a result cognition in knowledge society should be understood as included in the reality which becomes a construct of a subject’s scientific and cognitive activity more and more.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.