по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 09, 2011
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-9-2011
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 09, 2011
Колонка главного редактора
П.С. Гуревич - Эпоха просвещения: открытие субъекта c. 4-7
Аннотация: The author describes the change of views on human and his role in the world and society during the age of Enlightenment. It is concluded that the 18th century presented the two tendencies in philosophy: researches of human nature based on general universal laws, and views on human as an individual.
Онтология: бытие и небытие
С.Ю. Иванов - Философский дискурс как базовый концепт возможных структурных моделей картины мира c. 8-14
Аннотация: в статье рассматривается роль и функциональное значение картины мира при определении сферы и границ философского знания. Статья раскрывает проблематику основных целей и задач, стоящих перед философией в двадцать первом веке, базовых философских категорий и принципов, границ их «применимости». Также статья раскрывает возможные ракурсные видения «предметного тела философии», рассматриваются основные метафизические пути и ходы мысли, обусловливающие выбор тех или иных альтернатив. Основные элементы новизны состоят во введении в категориальный философский аппарат: философской картины мира, раскрытию ее структуры и основной функциональной направленности.
Диалектика
И.А. Недугова - Неравновесные процессы в культуре c. 15-25
Аннотация: автор, применяя законы самоорганизации сложных систем к культуре, дает определение «неравновесной культуры» и раскрывает объективные закономерности онтологии сознания. Неравновесные и равновесные процессы, происходящие в культуре, оказывают взаимно определены с процессами опредмечивания и распредмечивая. Процессы изменения культуры могут быть пре- рывными и непрерывными, функциональными и структурными, диссипативными и детерминационными. Раскрыть внутреннюю закономерность изменений в культуре и сознании является основной задачей исследования автора.
Пространство и время
Н.В. Клягин - Страшный суд c. 51-60
Аннотация: обновленная теория суперструн дает теоретическую возможность путешествия по времени.
Циклы и волны глобального мира
Долгов К.М. - Культура в эпоху глобализации
Аннотация: В статье раскрываются наиболее существенные моменты культуры, лежащей в основе всей человеческой жизнедеятельности и прежде всего внутренней и внешней политики любого государства, а также исторического творчества народов. Обосновывается роль культуры в глобализирующемся мире как основы творчества отдельного человека и любого этноса. В этом смысле культура определяет политику, а не политика – культуру. Человек как объект и субъект культуры представляет собой духовный центр, значение которого трудно переоценить. В этом смысле особую роль играют языки народов, которые с одной стороны развивают национальную культуру, а с другой составляют в целом всю мировую культуру и цивилизацию.
К.М. Долгов - Культура в эпоху глобализации c. 38-43
Аннотация: в статье раскрываются наиболее существенные моменты культуры, лежащей в основе всей человеческой жизнедеятельности и прежде всего внутренней и внешней политики любого государства, а также исторического творчества народов. Обосновывается роль культуры в глобализирующемся мире как основы творчества отдельного человека и любого этноса. В этом смысле культура определяет политику, а не политика — культуру. Человек как объект и субъект культуры представляет собой духовный центр, значение которого трудно переоценить. В этом смысле особую роль играют языки народов, которые, с одной стороны, развивают национальную культуру, а с другой — составляют в целом всю мировую культуру и цивилизацию.
Судьбы и контуры цивилизаций
Д.С. Рязанов - Представление о сущности "исламского государства" в книге Сайида Кутба "Вехи на пути" c. 44-50
Аннотация: целью данной работы является анализ взглядов одного из крупнейших идеологов исламизма Сайида Кутба на «исламское государство», его свойства и методы построения. Основное внимание уделено анализу книги «Вехи на пути». Автор раскрывает содержание понятий основных категорий творчества Кутба: «джахилийа» и «хакимийа», устанавливает источники заимствований данных идей, линии творческих влияний. Демонстрируется наличие противоречий в представлениях Кутба о свободе и освобождении. В статье показывается неоднозначное отношение исламских ученых-богословов и общественных деятелей к идеям Кутба, что свидетельствует о том, что, первое, исламизм не представляет собой единого целого, но разделен множеством разломов, объективно обусловливаемых социальной аморфностью данного движения; второе, существуют различные пути интерпретации творческого наследия Кутба.
Рубежи и теории познания
А.Н. Фатенков - Вальтер беньямин и михаил лифшиц в пространстве поэтической онтогносеологии c. 26-37
Аннотация: с позиции экзистенциальной философии выявляются и рассматриваются концептуальные параметры поэтической онтогносеологии, материалом к чему служит творческое наследие В. Беньямина и М.А. Лифшица.
История идей и учений
Громов М.Н. - К ПРОБЛЕМЕ ГЕНЕЗИСА И ТИПОЛОГИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация: Отечественная культура, насчитывающая более тысячи лет своего существования, стала формироваться в эпоху раннего Средневековья. В этой связи важно обратить внимание на её генезис, в ходе которого закладывались определённые типологические признаки. До середины XV века важнейшим цивилизационным вектором был южный, связанный с византийским и южнославянским влиянием. После падения Константинополя и завоевания турками Балкан Россия разворачивается на латинский Запад, который отныне будет играть важнейшую роль в её будущем развитии.
М.Н. Громов - К проблеме генезиса и типологии отечественной культуры c. 181-187
Аннотация: отечественная культура, насчитывающая более тысячи лет своего существования, стала формироваться в эпоху раннего Средневековья. В этой связи важно обратить внимание на её генезис, в ходе которого закладывались определённые типологические признаки. До середины XV века важнейшим цивилизационным вектором был южный, связанный с византийским и южнославянским влиянием. После падения Константинополя и завоевания турками Балкан Россия разворачивается на латинский Запад, который отныне будет играть важнейшую роль в её будущем развитии.
Социальная философия
Деклерк И.В. - Категории “аутентичность” и ”повседневность” и диалектика общественного и индивидуального бытия
Аннотация: В статье проводится анализ диалектики общественного и индивидуального сознания в условиях повседневности постмодерна. Предпринята попытка на основе утверждения неразрывной связи между категориями “бытие” и ”общение” разработать контуры трансцендентально-прагматической концепции диалектики общественного и индивидуального сознания и бытия в ситуации повседневности постмодерна. Особое внимание обращено на синтез метафизических истоков феномена общения с его феноменальными императивами и характеристиками, выявление механизмов их вазаимообусловленности и взаимодействия.
О.А. Воронина - Проблема идентичности в феминизме постмодернити c. 61-75
Аннотация: в статье на основе англоязычной литературы описывается и анализируется трансформация феминистских теорий, происходящая под влиянием глобальных социальных процессов и интеллектуальных новаций постмодернистской эпохи. Рассматриваются социальные и дискурсивные основания появления новых феминистских концепций (феминизма третьей волны). Среди социальных детерминант этого процесса особую роль сыграли неоконсервативная политическая реакция восьмидесятых годов прошлого века на феминизм второй волны и, позже, развитие глобализации. Глобализация привела к активизации сознания женщин третьего мира и возникновению этнических концепций феминизма, в центре которых оказались проблемы мульти-идентичности (на основании этничности, гендера, социального класса). К дискурсивным основаниям автор относит внутренние теоретические противоречия феминизма первой и второй волн и его критику со стороны антифеминизма, постмодернизма, «черного и цветного» феминизмов, феминистской постколониальной теории, «инакомыслящих феминисток». Описаны и проанализированы «новые феминизмы» поколения Х, основными чертами которых являются отказ от теории, ценностей и массовых политических действий феминизма второй волны; индивидуализм; гедонизм; принятие идеи гибкой или гибридной идентичности личности. Это фактически свидетельствует о том, что феминизма как теории и массового движения больше не существует. Статья вводит в научный оборот много новых англоязычных текстов, написанных как адептами третьей волны феминизма, так и исследователями этого процесса на Западе.
Политическая философия
Титаренко И.Н. - Роль философии в решении глобальных политических проблем и противодействии насилию: античные идеи и современность
Аннотация: В статье анализируются социально-политические идеи античных мыслителей в их взаимосвязи с современными политическими проблемами. Рассмотрение важнейших положений философии Платона, Аристотеля, стоиков, Цицерона, Сенеки позволяет сделать вывод о том, что уже на ранних этапах своего развития европейская философская мысль была нацелена на противодействие насилию во всех его формах, на воспитание у человека социальной заинтересованности, ответственности за судьбу государства, желания служить общему благу, гуманности. В связи с этим в произведениях древнегреческих и древнеримских авторов можно обнаружить подход к философии как к практическому знанию, применимому в политической жизни и государственном строительстве. Такое понимание роли философского знания в обществе способствовало тому, что в античной философии была заложена традиция критического анализа государственности, политики, насилия, а также построения моделей совершенного государства. Выполняя свои функции – критическую, проективную, культурно-воспитательную, современная политическая философия, как и философия античная, вносит существенный вклад в решение политических проблем, в противодействие насилию, в формирование у человека новых систем жизненных ценностей, соответствующих вызовам глобализирующегося мира. В реализации этих задач может оказаться весьма плодотворным диалог с античным наследием, который позволяет не только лучше понять генезис и сущность многих современных теорий, но и актуализировать неиспользуемый положительный потенциал ранее существовавших философских систем.
С.Ю. Поярков - Система государственной власти: понятие, принципы, функции c. 103-115
Аннотация: в статье рассматривается государственная власть как объект системного анализа. Определяются основные принципы системы государственной власти. Через анализ существующей системы государственной власти в России определяются ее основные функции.
Социальная динамика
З.У. Омарова - Этноконфессиональная толерантность — фактор социально- политической стабильности государства c. 97-102
Аннотация: наше государство осуществляет свою деятельность в условиях нестабильного, динамичного, сложного и противоречивого мира, многовариантности развития событий, разбалансированности международных отношений, обусловленной кризисным характером нынешнего периода. Анализ современной конфессиональной ситуации в наших странах дает возможность определить ряд тенденций, характеризующих процессы внутри религиозных организаций, возникающие во взаимодействии между ними, а также в их взаимоотношениях с государством и влияющие не только на внутри-конфессиональные и межконфессиональные, но и на политико-экономические отношения в мире. Проблема этноконфессиональной безопасности как предмет социологического анализа предполагает исследование ее антипода — этноконфессиональной угрозы, также имеющей свою систему показателей и критериев. Социологический анализ в этой области должен отличаться широким фронтальным характером, полной и достоверной информацией об особенностях того или иного процесса, связанного с этнической и религиозной идентификацией, этноконфессиональными взаимодействиями и отношениями, для принятия оптимального управленческого решения.
Параметры общества
И.Н. Титаренко - Роль философии в решении глобальных политических проблем и противодействии насилию: античные идеи и современность c. 85-96
Аннотация: в статье анализируются социально-политические идеи античных мыслителей в их взаимосвязи с современными политическими проблемами. Рассмотрение важнейших положений философии Платона, Аристотеля, стоиков, Цицерона, Сенеки позволяет сделать вывод о том, что уже на ранних этапах своего развития европейская философская мысль была нацелена на противодействие насилию во всех его формах, на воспитание у человека социальной заинтересованности, ответственности за судьбу государства, желания служить общему благу, гуманности. В связи с этим в произведениях древнегреческих и древнеримских авторов можно обнаружить подход к философии как к практическому знанию, применимому в политической жизни и государственном строительстве. Такое понимание роли философского знания в обществе способствовало тому, что в античной философии была заложена традиция критического анализа государственности, политики, насилия, а также построения моделей совершенного государства. Выполняя свои функции — критическую, проективную, культурно-воспитательную, современная политическая философия, как и философия античная, вносит существенный вклад в решение политических проблем, в противодействие насилию, в формирование у человека новых систем жизненных ценностей, соответствующих вызовам глобализирующегося мира. В реализации этих задач может оказаться весьма плодотворным диалог с античным наследием, который позволяет не только лучше понять генезис и сущность многих современных теорий, но и актуализировать неиспользуемый положительный потенциал ранее существовавших философских систем.
Самосознание и идентификация
Д.П. Козолупенко - Отношение к другому в мифопоэтических обществах (система родства как структурный принцип минимизации "дальнего" и система умолчания как принцип защиты от "чужого") c. 141-151
Аннотация: социальная структура мифопоэтического типа обществ отражает выполнение соответствующих социальных задач в отношениях с Другими, основными среди которых являются, во-первых, сохранение социально-морального порядка внутри общины, что осуществляется благодаря принципу «всеобщего родства» и является условием восприятия Другого внутри общины как ближнего и как друга и гарантией отсутствия какой-либо угрозы с его стороны; и во-вторых — сохранение максимально возможной закрытости общества, дающей защиту от чужих других, являющихся для этого общества дальними, непонятными и потому представляющими непосредственную угрозу, что выполняется с помощью различных систем умолчания.
Национальный характер и менталитет
А.И. Матвеева, К.П. Стожко - Духовная основа характера русского народа c. 76-84
Аннотация: В статье раскрывается духовная основа русского народа. Определяется фундаментальное основание «целостности» личности, которое измеряется её духовностью. Исследуются понятия «дух» и «духовность», опираясь на классическую традицию, идущую от Аристотеля, Платона к Гегелю и далее — к И.А. Ильину, Н.О. Лосскому, В.С. Соловьеву, Е.Н. Трубецкому, П.А. Флоренскому, С.Л. Франку и другим русским религиозным философам — представителям идеал-реализма. Проводится подробный анализ представлений Н.О. Лосского о характере русского народа.
Ценность и истина
Г.А. Новичкова - Р. Арон о книге Ж.-П. Сартра "Критика диалектического разума" c. 116-125
Аннотация: труд Арона «История и диалектика насилия. Анализ сартровской «Критики диалектического разума»» — это серьезное исследование поздней философии Сартра, которое было рассмотрено Ароном с социологической точки зрения. Анализ философских взглядов Сартра, проведенный Ароном, освещает воззрения Арона на проблемы свободы и насилия.
Философская антропология
Э.М. Спирова - Зарождение антропологического смысла в символе c. 126-134
Аннотация: символ в статье рассматривается как антропологическое понятие. Обычно это слово трактуется в онтологическом или познавательном ключе. Однако, по мнению автора, уже в античной философии постепенно складывается убеждение в том, что понять человека можно только через символ. Именно символ приоткрывает завесу таинственного в человеке: человек интересен не только тем, что в нем явлено, но и тем, что скрыто, мерцает в символе.
Духовно-нравственные искания
А.В. Леопа - Исторические знания на службе образц ов и норм поведения c. 135-140
Аннотация: в статье освещается, что в условиях глобализации возрастает роль личности. В ее становлении акценты переносятся на интеллектуально-духовное развитие. Доказывается, что для предотвращения расщепления личности в обществе, переживающим радикальную трансформацию, необходимо обращение к историческим знаниям, способствующим выработке у человека патриотического взгляда на историю и формированию представления о своей роли в ней.
Эстетика
Е.А. Топорина - О некоторых особенностях передачи русской литературной классики в кино- и театральных образах c. 164-172
Аннотация: в статье рассматриваются некоторые особенности интерпретации произведений русской классической литературы при переносе в иные виды искусства — кино и театр, связанные с ролью художественного символа и образа в интерпретации, национальной литературной традицией. Передача образа, его понимание связано с пониманием национальной литературной традиции, ее особенностей. В связи с этим интерес представляют такие образы и мотивы как мотив помешательства, рока, живописные цитаты. Поэтому методология ее диктуется обращением непосредственно к текстам русской классической литературы, некоторым кино- и театральным постановкам. Вывод — обращение к образам-символам в художественном переносе «связывает» разные виды искусства и помогает приблизиться интерпретатору к пониманию классического литературного текста, делает возможным этот перенос.
Философия культуры
Бахова Н.А., Жуковский В.И. - Культура Ренессанса как пространство репрезентативного отношения человека и Бога
Аннотация: Статья посвящена изучению феномена западноевропейского Возрождения в аспекте репрезентативного отношения человека и Бога. Генерализация накопленного опыта в исследовании западноевропейского Ренессанса обнаружила уникальную интеграцию религиозно-светских оснований данного периода культуры. Аналитический обзор спектра современных интерпретаций и оригинальных концепций философов-гуманистов позволил выявить модельные свойства идеального человека и идеального Бога культуры Ренессанса. Диалектичное отношение человека и Бога максимально конкретизировано в концепции «Богосыновство», изложенной в спектре произведении Н. Кузанского. Бог в произведениях философов-гуманистов открывается и познается только в идеальном (репрезентативном) отношении с человеком. Согласно синтетической концепции идеального репрезентативность есть свойство всякого отношения, в котором обнаруживается стремление двух сторон выйти за рамки собственных границ и проявить себя через другое. Посредником-репрезентантом такого отношения является идеал, который отличается единством чувственного и сверхчувственного, реального и иллюзорного. Изучение культурогенеза западноевропейского Ренессанса в русле идеального отношения позволило зафиксировать концептуальное основание механизма возрождения в культуре Ренессанса, а также существование культурных идеалов свидетельствующих о поиске и восстановлении отношения человека и Бога.
Н.А. Бахова, В.И. Жуковский - Культура ренессанса как пространство репрезентативного отношения человека и бога c. 152-163
Аннотация: статья посвящена изучению феномена западноевропейского Возрождения в аспекте репрезентативного отношения человека и Бога. Генерализация накопленного опыта в исследовании западноевропейского Ренессанса обнаружила уникальную интеграцию религиозно-светских оснований данного периода культуры. Аналитический обзор спектра современных интерпретаций и оригинальных концепций философов-гуманистов позволил выявить модельные свойства идеального человека и идеального Бога культуры Ренессанса. Диалектичное отношение человека и Бога максимально конкретизировано в концепции «Богосыновство», изложенной в спектре произведении Н. Кузанского. Бог в произведениях философов-гуманистов открывается и познается только в идеальном (репрезентативном) отношении с человеком. Согласно синтетической концепции идеального репрезентативность есть свойство всякого отношения, в котором обнаруживается стремление двух сторон выйти за рамки собственных границ и проявить себя через другое. Посредником-репрезентантом такого отношения является идеал, который отличается единством чувственного и сверхчувственного, реального и иллюзорного. Изучение культурогенеза западноевропейского Ренессанса в русле идеального отношения позволило зафиксировать концептуальное основание механизма возрождения в культуре Ренессанса, а также существование культурных идеалов свидетельствующих о поиске и восстановлении отношения человека и Бога.
Философия науки и образования
Е.Г. Гребенщикова - Трансдисциплинарные стратегии коммуникации рисков c. 173-180
Аннотация: представление о риске в последнее время вошло в число ключевых концептов осмысления динамики современных социальных структур и проектирования тенденций их развития на будущее. Основной детерминантой усиления внимания к проблематике риска является озабоченность общества трудно прогнозируемыми негативными последствиями форсированного развития современных технонауки и технологий. Одним из способов концептуализации рассматриваемой проблематики является теоретическая рамка, описывающая процессы коммуникации риска как ряд инициатив, направленных на поиск эффективных механизмов включения публики в решение сложных задач и социальное обучение. Продуктивность трансдисциплинарных стратегий, ориентированных на совмещение ресурсов науки и сферы вненаучного знания социальных акторов, продемонстрирована в области биомедицинских технологий. Одной из форм, в которой трансдис- циплинарные подходы к коммуникации рисков находят наиболее адекватную реализацию, является гуманитарная экспертиза.
В потоке книг
П.С. Гуревич - Неединственность наличной истории c. 188-193
Аннотация: This is the summary of Konstantin Yusupov’s book ‘Russian Philosophical Culture’. In his book Yusupov tried to show the process of formation of the new philosophy of history and historiography.
П.С. Гуревич - Эон как время цивилизации c. 194-199
Аннотация: This is the summary of L. V. Skvortsov’s book ‘Information Culture and Complete Knowledge’.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.