по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 08, 2011
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-8-2011
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2011
Колонка главного редактора
П.С. Гуревич - Статус философской антропологии c. 4-6
Аннотация: In his instruction the editor-in-chief answers the main questions about philosophical anthropology as an independent science. It is underlined that many researches interpret philosophical anthropology as a particular sphere of philosophical knowledge, a particular philosophy and a unique way of understanding the meaning of existence.
Спектр сознания
В.М. Розин - Эволюция представлений о мышлении Г.П. Щедровицкого c. 29-38
Аннотация: в статье анализируются три основные концепции мышления Г.П. Щедровицкого. В первой ставится задача построения теории мышления, а само мышление понимается как развивающееся, как семиотический процесс и деятельность. Во второй мышление сводится к деятельности методологов, а его изучение — к рефлексии. В третьей концепции мышление истолковывается как подсистема мыследеятельности, как обусловленная в том числе коммуникацией.
Диалектика
А.В. Веселов - Субъект социальной инженерии: понятие, виды, формирование c. 17-28
Аннотация: в статье анализируются представления о субъекте социальной инженерии в утопический, научно-инженерный и постнеклассический периоды развития. Выделены различные виды субъектов социальной инженерии. Показана взаимосвязь между условиями получения истинного знания и процессом формирования субъекта.
Проблемы целостного мира
Г.А. Короткий - Российская культура в условиях глобализации c. 75-81
Аннотация: в статье рассматривается проблемы, которые встают перед российской культурой в условиях происходящих глобализационных процессов. Анализируется влияние, которое современные социально-экономические тенденции оказывают на национальную ментальность, а также коротко намечаются пути сохранения отечественной культуры в таких условиях.
Человек и человечество
Дьяченко И.Ю. - Пакт Рериха и программа сохранения культурного наследия
Аннотация: История Пакта Рериха за сохранение культурного наследия и программа реализации Пакта, отраженная в литературных очерках Н.К.Рериха 1910-1930-х гг., впервые исследуемая и реконструируемая в научной литературе. Актуальность исследования обусловлена проблемами сохранения культурных ценностей, а также состоянием социокультурной ситуации как в нашей стране, так и в мире в целом. Освещены основные направления программы, реализуемой усилиями мировой общественности, а также обобщены научные материалы, относящиеся к совокупной деятельности Н.К.Рериха в области сохранения культурного наследия. Результаты могут быть востребованы для решения актуальных вопросов, связанных с сохранением памятников мировой цивилизации на разных уровнях. Фактический материал может служить основой для дальнейших исследований по теме, создания обобщающих трудов по теории, истории и практике охраны культурного наследия, а также по истории культуры.
И.Ю. Дьяченко - Пакт Рериха и программа сохранения культурного наследия c. 126-136
Аннотация: история Пакта Рериха за сохранение культурного наследия и программа реализации Пакта, отраженная в литературных очерках Н.К. Рериха 1910-1930-х гг., впервые исследуемая и реконструируемая в научной литературе. Актуальность исследования обусловлена проблемами сохранения культурных ценностей, а также состоянием социокультурной ситуации как в нашей стране, так и в мире в целом. Освещены основные направления программы, реализуемой усилиями мировой общественности, а также обобщены научные материалы, относящиеся к совокупной деятельности Н.К. Рериха в области сохранения культурного наследия. Результаты могут быть востребованы для решения актуальных вопросов, связанных с сохранением памятников мировой цивилизации на разных уровнях. Фактический материал может служить основой для дальнейших исследований по теме, создания обобщающих трудов по теории, истории и практике охраны культурного наследия, а также по истории культуры.
Рубежи и теории познания
С.Ю. Иванов - Всеобщее, особенное, единичное в современных философских течениях: роль и знач ение картины мира c. 7-16
Аннотация: в статье рассматривается роль и значение концептов всеобщего, особенного и единичного для категориального структурирования ряда философских направлений двадцатого века. В частности выявляются концепты всеобщего, особенного, единичного в онтологии Н. Гартмана, феноменологии Э. Гуссерля, фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, экзистенциализма Ж.-П. Сартра, ряда представителей классического позитивизма, эмпириокритицизма, неопозитивизма, постпозитивизма. Показывается категориальная соотносительность выделенных концептов с основными структурными компонентами картины мира.
Традиции и инновации
Е.А. Попов - Контрасты русской культуры XX столетия в традициях и инновациях c. 102-111
Аннотация: в статье представлен взгляд на феномен контрастности в русской культуре ХХ века. Культура проходит сложный путь от традиционного к новому, но еще сложнее в ее пространстве закрепиться новым формам, явлениям и феноменам. Попытка увидеть в контрастах культурной динамики системный характер становится особенностью представленной статьи.
Философия языка и общения
С.Д. Домников - Аграрная обрядность и языковая культура c. 112-125
Аннотация: в статье рассматривается отношение мифа и нарратива (повествования) в истории культуры. Исследуется переход к нарративным языковым формациям в земледельческих обществах. Разные версии «текстов растений (vita herbae)» рассматриваются в качестве как исходных магических формул, так и вполне завершенных нарративов. Магическая схема «человек/растение» в «текстах растений» обнаруживает возможность перехода от магического или транзитивного языка (язык-ergon) к коннотативному языковому строю (язык-energeia).
История идей и учений
Доброхотов А.Л. - Полюса консервативной мысли : Идеология консерватизма в работах европейских философов XVIII-XIX веков в компаративистском аспекте
Аннотация: Консерватизм - совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. В ходе истории консерватизм приобретал различные формы, но в целом для него характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного, ограниченного развития. Его основные исторические формы: либеральный, реставраторский, религиозный и утопический консерватизм. Целесообразно сравнить его идеологию с консервативную идеологией Китая периода правления династии Цин.
Философия науки
Липов А.Н. - Фракталы.Памяти Бенуа Мандельброта
Аннотация: Статья посвящается памяти скончавшегося 14 октября 2010 г. Бенуа Мандельброту - талантливому математику, автору книги «Геометрии природы» (1977), создателю фрактальной геометрии, сследователю, открывшему фракталы, продемонстрировавшему универсальность фрактальных структур в природе, создавшему математику для их описания.Ученому, совершившему переворот в физике, приведшему к фундаментальным открытиям и гипотезам
Липов А.Н. - Фракталы.Памяти Бенуа Мандельброта
Аннотация: Статья посвящается памяти скончавшегося 14 октября 2010 г. Бенуа Мандельброту - талантливому математику, автору книги «Геометрии природы» (1977), создателю фрактальной геометрии, сследователю, открывшему фракталы, продемонстрировавшему универсальность фрактальных структур в природе, создавшему математику для их описания.Ученому, совершившему переворот в физике, приведшему к фундаментальным открытиям и гипотезам
Естественно-научная картина мира
А.Н. Липов - Фракталы. Памяти Бенуа Мандельброта c. 39-53
Аннотация: статья посвящается памяти скончавшегося 14 октября 2010 г. Бенуа Мандельброту — талантливому математику, автору книги «Геометрии природы» (1977), создателю фрактальной геометрии, почетному члену корпорации IBM, стерлинг — профессору Йельского университета, обладателю многих научных премий и наград, исследователю, открывшему фракталы, продемонстрировавшему универсальность фрактальных структур в природе, создавшему математику для их описания. Ученому, совершившему переворот в физике, приведшему к фундаментальным открытиям и гипотезам, возможности создания новых технологий.
Социальная философия
И.В. Деклерк - Категории "аутентичность" и "повседневность" и диалектика общественного и индивидуального бытия c. 54-60
Аннотация: в статье проводится анализ диалектики общественного и индивидуального сознания в условиях повседневности постмодерна. Предпринята попытка на основе утверждения неразрывной связи между категориями «бытие» и »общение» разработать контуры трансцендентально-прагматической концепции диалектики общественного и индивидуального сознания и бытия в ситуации повседневности постмодерна. Особое внимание обращено на синтез метафизических истоков феномена общения с его феноменальными императивами и характеристиками, выявление механизмов их вазаимообусловленности и взаимодействия.
Политическая философия
Пархоменко Р.Н. - Теория делиберативной демократии Ю. Хабермаса
Аннотация: В статье подробно рассматриваются предпосылки теории общества Юргена Хабермаса и его концепция делиберативной демократии, имеющая в своей основе дискурсивное согласие всех членов общества по жизненно важным социальным вопросам. По отношению к классическому пониманию демократии, принцип консенсуса Хабермаса выражается в том, что правовые нормы являются легитимными не потому, что они обязательны для всех индивидами, а потому, что эти нормы добровольно принимаются всеми членами общества. В результате проведенного исследования было показано, что в классической теории демократии правовые нормы должны быть добровольно признаны индивидами, поскольку они справедливы; для Хабермаса же принцип справедливости основывается на демократическом принципе признания этих норм всеми индивидами, которых эти нормы касаются. Таким образом, обоснование правовых норм происходит не с помощью практического разума и теоретической проработки этих норм, а лишь исключительно посредством открытой дискуссии среди всех членов общества. Методом данной работы послужило исследование оригинальных текстов и переводов на русский язык работ Хабермаса. В течение одного года автор статьи занимался научной работой в университете г. Тюбинген (Германия) по изучению философии Хабермаса – все эти знания были использованы при написании статьи. Областью применения результатов статьи может стать их использование в курсах по истории современной западной философии и политический учений Европы, а также в научных исследованиях, занимающихся рассмотрением понятий демократии, коммуникативного действия и философии права. Романтизм, политика, история Западной Европы, психологические корни романтизма, консервативные идеи, революционные идеи, традиционное общество, романтическое искусство, Французская революция, индивидуальность.
Социальная динамика
П.С. Гуревич - Феномен стабильного общества c. 61-74
Аннотация: в статье рассматриваются факторы, которые обеспечивают устойчивое развитие общества. Особое внимание уделяется традиции, закрепляющей совокупный социальный опыт. Анализируется современное состояние российского общества и отношение к феномену стабильности в нем.
Философия религии
Титлина М.В. - Проблема религиозной свободы в философской, богословской и правовой мысли России на рубеже XIX–XX вв.
Аннотация: В статье анализируются общественные дискуссии рубежа XIX-XX вв. о проблемах, связанных с религиозной свободой. Даётся обзорная характеристика законодательства в области религии, прослеживается актуализация понятий «свобода совести», «веротерпимость», «свобода вероисповедания», «религиозная свобода» и ряда других, произошедшая в российском обществе в результате обострения социальных противоречий в условиях неравноправия религий. Проводится реконструкция общественной полемики о религиозной свободе, выделяются разные подходы к ней. В работе применяется метод компаративного анализа и типологизации. Автор приходит к выводу, что в России конца XIX – начала XX вв. не было чёткого и единообразного понимания вопросов, объединяемых проблемой религиозной свободы. Констатируется полисемантичность каждого из понятий, связанных с ней. Самым дискуссионным являлся вопрос о «свободе совести». Можно выделить четыре основные интерпретации этого термина: 1) свобода совести равна свободе мировоззренческого выбора 2) Свобода совести не относится к сфере законодательства, а является философско-богословской идеей, обозначающей а) свободу от греха; б) свободу мысли и догматических убеждений в) свободу воли 3) Свобода совести трактуется как пропаганда атеизма 4) свобода совести – бессмысленное понятие, от употребления которого нужно отказаться.
М.В. Титлина - Проблемы религиозной свободы в философской, богословской и правовой мысли россии на рубеже XIX-XX вв. c. 157-165
Аннотация: в статье анализируются общественные дискуссии рубежа XIX-XX вв. о проблемах, связанных с религиозной свободой. Даётся обзорная характеристика законодательства в области религии, прослеживается актуализация понятий «свобода совести», «веротерпимость», «свобода вероисповедания», «религиозная свобода» и ряда других, произошедшая в российском обществе в результате обострения социальных противоречий в условиях неравноправия религий. Проводится реконструкция общественной полемики о религиозной свободе, выделяются разные подходы к ней. В работе применяется метод компаративного анализа и типологизации. Автор приходит к выводу, что в России конца XIX — начала XX вв. не было чёткого и единообразного понимания вопросов, объединяемых проблемой религиозной свободы. Констатируется полисемантичность каждого из понятий, связанных с ней. Самым дискуссионным являлся вопрос о «свободе совести». Можно выделить четыре основные интерпретации этого термина: 1) свобода совести равна свободе мировоззренческого выбора 2) Свобода совести не относится к сфере законодательства, а является философско-богословской идеей, обозначающей а) свободу от греха; б) свободу мысли и догматических убеждений в) свободу воли 3) Свобода совести трактуется как пропаганда атеизма 4) свобода совести — бессмысленное понятие, от употребления которого нужно отказаться.
Религии и религиозное возрождение
К.Г. Гусаева - Причины появления этноконфессиональной напряженности в Дагестане c. 166-172
Аннотация: в статье рассматриваются причины, обуславливающие периодическое обострение конфликтных ситуаций и усиление напряженности в современном Дагестане. Несмотря на то, что каждый конкретный конфликтный случай обладает неповторимой конфигурацией и определенным комплексом причин, автор выделяет группы типичных причин, обусловливающих интолерантность и напряженность в обществе, изучение которых существенно влияет на понимание ситуации в регионе и решение задач формирования этноконфессиональной толерантности.
Философская антропология
Домников С.Д. - Аграрная обрядность и языковая культура
Аннотация: В статье рассматривается отношение мифа и нарратива (повествования) в истории культуры. Исследуется переход к нарративным языковым формациям в земледельческих обществах. Разные версии «текстов растений (vita herbae)» рассматриваются в качестве как исходных магических формул, так и вполне завершенных нарративов. Магическая схема "человек/растение" в «текстах растений» обнаруживает возможность перехода от магического или транзитивного языка (язык-ergon) к коннотативному языковому строю (язык-energeia).
С.С. Богдан - Комплексный анализ деструктивности в гуманистической концепции Абрахама Маслоу c. 137-144
Аннотация: в статье анализируется гуманистический подход А. Маслоу к изучению человеческой деструктивности. А. Маслоу предложил целостный подход к изучению человеческого поведения и показал, что деструктивность не «инстинктоподобна», а является многофакторным явлением и люди способны на нечто более великое, чем войны, предубеждения и ненависть. Одной из важных причин деструктивного поведения человека выступает блокировка процесса самоактуализации или самореализации, что может быть обусловлено: фрустрацией базовых потребностей (в признании, безопасности, любви); индивидуальной фиксацией на потребностях низшего уровня (физиологических); неблагоприятными социокультурными условиями. Если в силу разных причин нормальная самоактуализация через любовь, творчество и духовность невозможна, она может быть подменена самовыражением через деструктивное поведение.
Я.В. Чеснов - Экзистенция: аристократизм c. 145-156
Аннотация: экзистенция как навык жить в условиях взаимопонимания шире этнических и локальных границ. Огромную коммуникативную роль в этом сыграл личный (демократический) аристократизм. Будучи порожден механизмами воспроизводства человечества семейным способом, аристократизм в сущности биотехнологичен. Следовательно, соответствует природе человека. В подтверждение этой точки зрения приведен большой и оригинальный кавказский материал.
Человеческие экзистенциалы
Чеснов Я.В. - Экзистенция: аристократизм
Аннотация: Экзистенция как навык жить в условиях взаимопонимания шире этнических и локальных границ. Огромную коммуникативную роль в этом сыграл личный (демократический) аристократизм. Будучи порожден механизмами воспроизводства человечества семейным способом, аристократизм в сущности биотехнологичен. Следовательно, соответствует природе человека. В подтверждение этой точки зрения приведен большой и оригинальный кавказский материал.
Эстетика
Топорина Е.А. - О некоторых особенностях передачи русской литературной классики в кино- и театральных образах
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые особенности интерпретации произведений русской классической литературы при переносе в иные виды искусства - кино и театр, связанные с ролью художественного символа и образа в интерпретации, национальной литературной традицией. Передача образа, его понимание связано с пониманием национальной литературной традиции, ее особенностей. В связи с этим интерес представляют такие образы и мотивы как мотив помешательства, рока, живописные цитаты. Поэтому методология ее диктуется обращением непосредственно к текстам русской классической литературы, некоторым кино- и театральным постановкам. Вывод – обращение к образам-символам в художественном переносе «связывает» разные виды искусства и помогает приблизиться интерпретатору к пониманию классического литературного текста, делает возможным этот перенос.
Философия культуры
Доброхотов А.Л. - Проблема Я как культурологический сюжет: коллизии позднего Просвещения и Контрпросвещения
Аннотация: Тематизации Я в культуре позднего Просвещения и его идейных оппонентов представляет собой цельный сюжет. Я как одна из основных интуиций Нового времени, включается в новый культурологический контекст. Модернитет требует сохранения Я как носителя генерализирующей способности разума и, в то же время, создания модели чувственного, эмоционального Я как неповторимой личности. В результате происходит конфликт старой концепции субстанциального Я и новой концепции активного эмпирического индивидуума. Юм и Кант предлагают сохранить единство Я - соответственно – на основе повторяющейся практики или трансцендентальной апперцепции. Но победившая романтическая модель радикально демонтирует принцип единства Я.
А.Л. Доброхотов - Проблема я как культурологический сюжет: коллизии позднего просвещения и контрпросвещения c. 82-91
Аннотация: тематизации Я в культуре позднего Просвещения и его идейных оппонентов представляет собой цельный сюжет. Я как одна из основных интуиций Нового времени, включается в новый культурологический контекст. В результате происходит конфликт старой концепции субстанциального Я и новой концепции активного эмпирического индивидуума. Победившая романтическая модель радикально демонтирует принцип единства Я.
Д.А. Кузнецов - Противоречия между потребительской культурой и художественной культурой в последней трети ХХ века c. 92-101
Аннотация: в статье делается попытка проанализировать в рамках теории общества потребления воздействие потребительской культуры на художественную культуру в последней трети XX века. Разграничиваются понятия общества потребления, идеологии потребления и потребительской культуры. Проясняются принципиальные противоречия между потребительской культурой и художественной культурой на локальном и глобальном уровнях.
Философия науки и образования
Гребенщикова Е.Г. - Трансдисциплинарные стратегии коммуникации рисков
Аннотация: Представление о риске в последнее время вошло в число ключевых концептов осмысления динамики современных социальных структур и проектирования тенденций их развития на будущее. Основной детерминантой усиления внимания к проблематике риска является озабоченность общества трудно прогнозируемыми негативными последствиями форсированного развития современных технонауки и технологий. Одним из способов концептуализации рассматриваемой проблематики является теоретическая рамка, описывающая процессы коммуникации риска как ряд инициатив, направленных на поиск эффективных механизмов включения публики в решение сложных задач и социальное обучение. Продуктивность трансдисциплинарных стратегий, ориентированных на совмещение ресурсов науки и сферы вненаучного знания социальных акторов, продемонстрирована в области биомедицинских технологий. Одной из форм, в которой трансдисциплинарные подходы к коммуникации рисков находят наиболее адекватную реализацию, является гуманитарная экспертиза.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.