по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 07, 2011
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-7-2011
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2011
Попов Е.А. - Контрасты русской культуры двадцатого столетия в традициях и инновациях
Аннотация: В статье представлен взгляд на феномен контрастности в русской культуре ХХ века. Культура проходит сложный путь от традиционного к новому, но еще сложнее в ее пространстве закрепиться новым формам, явлениям и феноменам. Попытка увидеть в контрастах культурной динамики системный характер становится особенностью представленной статьи.
Колонка главного редактора
П.С. Гуревич - Традиция как гарант стабильности c. 4-7
Аннотация: The author analyzes the epoch of many changes in Russia, - the epoch which denied traditions but at the same time, led to realization of important role of traditions in a destiny of our country.
Диалектика
Мушич-Громыко В.Г. - О релятивных фактах отсутствия, присутствия и их взаимодействии
Аннотация: В статье исследуется вопрос единства материальных превращений и некоторых идеальных схем мышления, связанных неразрывно с этими превращениями через понятие пространство.
Материя и движение
А.Д. Урсул - Существует ли материя без движения? c. 30-42
Аннотация: в статье рассматриваются трансформации в естественнонаучной картине мира в связи с открытием темных сторон Вселенной (темной энергии и темной массы). Предлагается темную энергию и темную массу считать двумя видами, или формами материи в дополнение к веществу, которые имеют разную природу и характеристики. В темной энергии, интерпретируемой как космический вакуум, составляющей почти три четверти Вселенной, по предположению космологов, материя существует без каких-либо изменений и движения. Это противоречит положению философии о связи материи и движения и автор обсуждает проблему, как можно разрешить это противоречие, если принять точку зрения космологов.
Судьбы и контуры цивилизаций
Клягин Н.В. - Страшный суд
Аннотация: Обновленная теория суперструн дает теоретическую возможность путешествия по времени.
Н.В. Клягин - Инфантильная наука c. 19-29
Аннотация: статья посвящена эпохальным сдвигам от неотеничного состояния людей к акселерированному. Неотеники взвешены и традиционны. Акселераты инфантильны и революционны. Некоторые научные достижения акселератов наивны, чему приведены примеры, связанные с пространственными измерениями, магнитным монополем, «темной энергией», всемирными оледенени- ями, фаунистическими вымираниями, яркими историческими событиями, глобальным потеплением и детьми индиго.
Человек и человечество
Гусева А.А. - Философская форма идиомы
Аннотация: Идиома рассматривается как взаимодействие двух природ, двух языков - обыденного и метафорического. Показана роль философско-богословского принципа communicatio idiomatum, благодаря чему идиома оказывается на пересечении антропологии, этики, гносеологии и онтологии. В контексте идиомообразования освещается вопрос о внутренней форме (Плотин, Вильгельм фон Гумбольдт, Шпет, Потебня, Бибихин). Идиома, таким образом, явление не лингвистическое, а скорее и по преимуществу философское
Философия познания
Осипов-Гогоненков А.С. - Французский прагматизм и его решение проблемы объективности знания
Аннотация: Статья рассматривает феномен французского прагматизма руб. XIX-XX вв., в центре которого стоят проблемы субъективности реальности и относительности знания. Целью автора было показать, как французские прагматисты (Э. Леруа, Г. Мило, Ж. Вильбуа) решают означенную проблематику и выходят к новому рациональному пониманию научной объективности. Статья носит одновременно историко-философский и эпистемологический характер, представляя нетривиальные перспективы философии прагматизма.
Рубежи и теории познания
Ольхов П.А. - История как наука: к стилистическим исканиям Г.Г. Шпета
Аннотация: В статье актуализируется проблема предпосылочных оснований философии исторической науки Г.Г. Шпета. Особое внимание обращается на стилистические установки мыслителя. Обосновывается, что стиль является эпистемологически мерным условием шпетовского переопределения оснований исторической науки – своего рода доминантой исторического мышления Г.Г. Шпета в 10-х – начале 20-х гг. ХХ столетия.
Ольхов П.А. - Историзм М.М. Бахтина и современные проблемы эпистемологии исторического знания
Аннотация: В статье актуализируется философская программа гуманитарных наук М.М. Бахтина применительно к современной эпистемологии исторического знания. Историзм этой программы уточняется при рассмотрении преимущественно лабораторных текстов мыслителя. Принимается во внимание необходимость ограничить расширительное понимание категориальных доминант бахтинской философской программы (диалог, вненаходимость, высказывание, жанр) по мере уточнения их конкретно-речевой историчности.
П.А. Ольхов - Историзм М.М. Бахтина и современные проблемы эпистемологи исторического знания c. 116-124
Аннотация: в статье актуализируется философская программа гуманитарных наук М.М. Бахтина применительно к современной эпистемологии исторического знания. Историзм этой программы уточняется при рассмотрении преимущественно лабораторных текстов мыслителя. Принимается во внимание необходимость ограничить расширительное понимание категориальных доминант бахтинской философской программы (диалог, вненаходимость, высказывание, жанр) по мере уточнения их конкретно-речевой историчности.
Муки коммуникации
Горелова Т.А. - "Свои" и "чужие": кто они?
Аннотация: В статье обсуждается проблема соотношения элементов в системе "свои - чужие" на трех уровнях - биологическом, социальном и психологическом - на основании данных естественных и гуманитарных наук
Т.А. Горелова - «Свои» и «чужие»: кто они? c. 50-61
Аннотация: в статье обсуждается проблема соотношения элементов в системе «свои — чужие» на трех уровнях — биологическом, социальном и психологическом — на основании данных естественных и гуманитарных наук.
История идей и учений
Розин В.М. - Эволюция представлений о мышлении Г.П.Щедровицкого
Аннотация: В статье анализируются три основные концепции мышления Г.П.Щедровицкого. В первой ставится задача построения теории мышления, а само мышление понимается как развивающееся, как семиотический процесс и деятельность. Во второй мышление сводится к деятельности методологов, а его изучение - к рефлексии. В третьей концепции мышление истолковывается как подсистема мыследеятельности, как обусловленнная в том числе коммуникацией.
Михаленко Ю.П. - Дюпон де Немур: распространение физиократических идей в условиях борьбы европейских держав за преобладание
Аннотация: С именем Дюпона связаны успехи распространения физиократических идей в Европе. Первый крупный практический успех: французское правительство сделало шаг от меркантилистской политики, защищавшей интересы мануфактуристов, к поощрению отечественного земледелия, допустив относительную свободу торговли зерном. Но вскоре восторжествовала реакция, и эта мера была отменена. Представители физиократического учения нашли сторонников своих идей в Швейцарии, Швеции и ряде других стран. Попытка заинтересовать ими Екатерину Великую окончилась неудачей. Россия усиливала свои позиции в мире в результате военных побед Орлова, Румянцева, Суворова. Крепостничество в ней усиливалось. Наиболее активные и вольнолюбивые из крестьян, нетерпимые к личной зависимости, бежали от помещика на юг и на восток в казаки. У царского правительства хватало сил и побеждать внешних врагов, и держать в повиновении крестьян. Попытка ослабить крепостную зависимость крестьян от помещика при императоре Павле привела к гибели этого государя. Спор между сторонниками физиократического учения о том, что более пригодно для народного хозяйства – свободная игра законов рыночной экономики или та или иная форма государственного регулирования, был воспроизведён в России во времена Ельцина при переходе от плановой советской экономики к рыночному хозяйствованию. Ельцинская шоковая терапия привела к тяжёлым потерям в экономике и ката строфическому падению жизненного уровня населения. Преемник Ельцина Путин восстановил приемлемые при рыночной экономике формы государственного контроля. Дюпон, вслед за Локком, теоретически обосновал буржуазную идею народного суверенитета, противопоставив её феодальной концепции божественного происхождения королевской власти.
Ю.П. Михаленко - Дюпон де Немур: распространение физиократических идей в условиях борьбы европейских держав за преобладание c. 155-182
Аннотация: с именем Дюпона связаны успехи распространения физиократических идей в Европе. Первый крупный практический успех: французское правительство сделало шаг от меркантилистской политики, защищавшей интересы мануфактуристов, к поощрению отечественного земледелия, допустив относительную свободу торговли зерном. Но вскоре восторжествовала реакция, и эта мера была отменена. Представители физиократического учения нашли сторонников своих идей в Швейцарии, Швеции и ряде других стран. Попытка заинтересовать ими Екатерину Великую окончилась неудачей. Россия усиливала свои позиции в мире в результате военных побед Орлова, Румянцева, Суворова. Крепостничество в ней усиливалось. Наиболее активные и вольнолюбивые из крестьян, нетерпимые к личной зависимости, бежали от помещика на юг и на восток в казаки. У царского правительства хватало сил и побеждать внешних врагов, и держать в повиновении крестьян. Попытка ослабить крепостную зависимость крестьян от помещика при императоре Павле привела к гибели этого государя. Спор между сторонниками физиократического учения о том, что более пригодно для народного хозяйства — свободная игра законов рыночной экономики или та или иная форма государственного регулирования, был воспроизведён в России во времена Ельцина при переходе от плановой советской экономики к рыночному хозяйствованию. Ельцинская шоковая терапия привела к тяжёлым потерям в экономике и ката строфическому падению жизненного уровня населения. Преемник Ельцина Путин восстановил приемлемые при рыночной экономике формы государственного контроля. Дюпон, вслед за Локком, теоретически обосновал буржуазную идею народного суверенитета, противопоставив её феодальной концепции божественного происхождения королевской власти.
Философия науки
Иванов С.Ю. - Всеобщее, особенное, единичное в современных философских течениях: роль и значение картины мира
Аннотация: В статье рассматривается роль и значение концептов всеобщего, особенного и единичного для категориального структурирования ряда философских направлений двадцатого века. В частности выявляются концепты всеобщего, особенного, единичного в онтологии Н. Гартмана, феноменологии Э. Гуссерля, фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, экзистенциализма Ж. П. Сартра, ряда представителей классического позитивизма, эмпириокритицизма, неопозитивизма, постпозитивизма. Показывается категориальная соотносительность выделенных концептов с основными структурными компонентами картины мира.
Социальная философия
И.В. Деклерк - Натуралистические концепци социально-коммуникативной общности c. 43-49
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с коренной трансформацией объективистского социально-философского дискурса в культурный, понимающе-коммуникативный дискурс. Данный переход по мысли автора происходит в результате осознания того факта, что именно формы межчеловеческой коммуникации, различные типы интерсубъективных культурных общностей, конституируют и организуют социальную реальность. Образование самих интерсубъективных общностей начинается с пары “я-ты” и заканчивается человечеством в целом, сферой “мы”. Рассматриваются наиболее значимые натуралистические социально-философские концепции коммуникативно-культурного взаимодействия в сфере “мы” — Х. Арендт, Ю. Хабермаса и К.-О. Апеля.
Политическая философия
Мочкин А.Н. - «Третий путь» Мёллера Ван Ден Брука. Взгляд справа
Аннотация: Статья посвящена анализу развития неоконсервативной концепции «великой политики» Ф.Ницше в работе Мёллера ван ден Брука «Третий рейх», его теории «третьего пути», противостоящего как либеральной «американизации», так и «большевизации» Германии в период так называемой «консервативной революции» 20-30-х годов ХХ века. в статье разбираются неоконсервативные попытки создания «третьей партии», построенной на национально-революционной консервативной идеологии как своеобразном варианте «протофашистской», национал-социалистической партии.
А.Н. Мочкин - «Третий путь» Мёллера Ван Ден Брука. Взгляд справа c. 125-136
Аннотация: статья посвящена анализу развития неоконсервативной концепции «великой политики» Ф. Ницше в работе Мёллера ван ден Брука «Третий рейх», его теории «третьего пути», противостоящего как либеральной «американизации», так и «большевизации» Германии в период так называемой «консервативной революции» 20-30-х гг. ХХ века. В статье разбираются неоконсервативные попытки создания «третьей партии», построенной на национально-революционной консервативной идеологии как своеобразном варианте «протофашистской», национал-социалистической партии.
Философия свободы
Порус В.Н. - Философия - пространство свободы
Аннотация: Философия есть особая интеллектуальная и духовная активность, направленная на выяснение условий, форм и смысла человеческой свободы. В этом смысле всякая философия есть философия свободы. О чем бы ни размышлял философ, он в конечном счете думает о человеке, а следовательно, о культуре, основу которой составляет сложная структура ценностей. Свобода – важнейшая из них. Все прочие культурные ценности так или иначе соотносятся с ней, обретая в этом свой «онтологический статус».
В.Н. Порус - Философия — пространство свободы c. 62-71
Аннотация: философия есть особая интеллектуальная и духовная активность, направленная на выяснение условий, форм и смысла человеческой свободы. В этом смысле всякая философия есть философия свободы. О чем бы ни размышлял философ, он в конечном счете думает о человеке, а следовательно, о культуре, основу которой составляет сложная структура ценностей. Свобода — важнейшая из них. Все прочие культурные ценности так или иначе соотносятся с ней, обретая в этом свой «онтологический статус».
Самосознание и идентификация
С.С. Неретина - Личные местоимения как философская проблема c. 104-115
Аннотация: анализ личных местоимений позволяет выявить ряд операций, способствующих их взаимопереводу и обнаруживающих челночное движение по переключению одного в другое. Прежде всего это относится к переводу личного местоимения Я в Оно. Сама возможность перенести самообозначение первого лица на третье означает способность того, как старый, уже почти неизвестный язык проглядывает сквозь известный и используемый. Точка их пересечения — точка преобразования логических начал (персонального и безличного) и их взаимообоснования.
Национальный характер и менталитет
Матвеева А.И., Стожко К.П. - Духовная основа характера русского народа
Аннотация: В статье раскрывается духовная основа русского народа. Определяется фундаментальное основание «целостности» личности, которое измеряется её духовностью. Исследуются понятия «дух» и «духовность», опираясь на классическую традицию, идущую от Аристотеля, Платона к Гегелю и далее – к И.А.Ильину, Н.О.Лосскому, В.С.Соловьеву, Е.Н.Трубецкому, П.А.Флоренскому, С.Л.Франку и другим русским религиозным философам – представителям идеал-реализма. Проводится подробный анализ представлений Н.О.Лосского о характере русского народа.
Ценность и истина
Яковлев В.А. - Христианская метафизика и генезис классической науки
Аннотация: В качестве исходных методологических ориентиров для рассмотрения механизмов взаимодействия науки с религией важно учитывать бинарные оппозиции «натурализм – креационизм» и «критический рационализм – сакральность ортодоксии».В христианстве выделяется корпус гносеологических,онтологических и моральных метафизических утверждений. Наука как новация в плане реализации творческого потенциала человеческого общества, возможна лишь на базе определенного уровня мыслительной деятельности, который достигается, в том числе и в ходе развития религиозного сознания – умение делать референции, формировать абстракции и обобщения, проводить мысленные эксперименты с установлением процедур подтверждения и опровержения. Исходя из идеи экоцентризма,актуальным представляется прцесс содержательного наполнения понятия духовного опыта философскими, научными и религиозно значимыми составляющими в плане приближения к идеалу всеединого целостного знания, выдвинутому В.С.Соловьёвым.
В.М. Розин - Идентифицирую ли я себя как сторонника либеральной доктрины c. 95-103
Аннотация: в статье обсуждается возможность мыслить нелиберально, причисляя себя, однако, к либеральному лагерю. Автор полемизирует с Вадимом Беляевым и рассказывает о том, как он понимает современную социальность и социальное действие. Показывает конкретно, как все эти принципы он реализует в своей жизни.
Философия религии
Смирнова Т.Ю. - Градозащитная семантика богородичных храмов Суздаля
Аннотация: Почитание Богоматери на суздальской земле необычайно велико, многие церкви были посвящены Ей, как особой покровительнице Владимиро-Суздальского княжества. С возведением в начале XII века Владимиром Мономахом в Суздале первого каменного собора во имя Успения Пресвятой Богородицы и монастыря Введения Богородицы во храм (который был впоследствии разрушен Батыем) Суздаль стал архитектурным, градостроительным воплощением сакрального символа «Град Пресвятой Богородицы», что подтверждает и строительство множества храмов во имя Богородицы и Богородичных праздников на территории Суздаля в последующие столетия. Праздники Богородичного цикла и посвященные им храмы – Рождества, Введения во храм, Благовещения, Успения, Положения Риз, Покрова последовательно развивают идею покровительства Богоматери за суздальскую землю и живущих на ней.
Теологические основы бытия
Фокин А.Р. - Решение тринитарной проблемы в западной патристике: Марий Викторин, Августин, Боэций
Аннотация: Статья посвящена анализу различных подходов к решению тринитарной проблемы в западной патристике IV–VI вв. на примере тринитарного учения Мария Викторина, Августина и Боэция. Определяются три основные концептуальные «тринитарные модели»: «метафизическая», «психологическая» и «формально-логическая». Хотя все они опираются на античную философскую традицию, представленную логикой Аристотеля и метафизикой неоплатоников, в то же время содержавшиеся там философские концепции трансформируются и ставятся на службу учению Церкви, основанному на библейском Откровении Триединого Бога.
Религии и религиозное возрождение
Наумов Ю.В. - Религиозно-философские идеи наследия Ф. Ницше и В. Соловьева (компаративистский анализ)
Аннотация: В статье дан критический аналитический обзор религиозно-философских идей двух выдающихся мыслителей Германии и России Ф. Ницше и В. Соловьева. Религиозная революция Ф. Ницше и эволюционные преобразования христианства В. Соловьева призваны преодолеть кризисное состояние западноевропейской культуры. По их мнению, выход из кризиса возможен лишь с помощью реанимации религиозного базиса культуры.
Гусаева К.Г. - Причины проявления этноконфессиональной напряженности в Дагестане
Аннотация: В статье рассматриваются причины, обуславливающие периодическое обострение конфликтных ситуаций и усиление напряженности в современном Дагестане. Несмотря на то, что каждый конкретный конфликтный случай обладает неповторимой конфигурацией и определенным комплексом причин, автор выделяет группы типичных причин, обусловливающих интолерантность и напряженность в обществе, изучение которых существенно влияет на понимание ситуации в регионе и решение задач формирования этноконфессиональной толерантности.
Философия постмодернизма
Недугова И.А. - Архаизация в культуре: рассмотрение феномена
Аннотация: Автором разработаны концептуальные основы процессов культурной динамики: растяжения и сжатия поля культуры. В статье представлен сравнительный анализ понятий «новая архаика» и постмодерн. На основе синергетического, нелинейного подхода рассмотрены закономерности существования системы культуры. Циклы сжатия и растяжения сменяют друг друга. При сжатии системы культуры проявляется феном архаизации, а при растяжении распыление – постмодерн.
Философская антропология
Богдан С.С. - Комплексный анализ деструктивности в гуманистической концепции Абрахама Маслоу
Аннотация: В статье анализируется гуманистический подход А. Маслоу к изучению человеческой деструктивности. А. Маслоу предложил целостный подход к изучению человеческого поведения и показал, что деструктивность не «инстинктоподобна», а является многофакторным явлением и люди способны на нечто более великое, чем войны, предубеждения и ненависть. Одной из важных причин деструктивного поведения человека выступает блокировка процесса самоактуализации или самореализации, что может быть обусловлено: фрустрацией базовых потребностей (в признании, безопасности, любви); индивидуальной фиксацией на потребностях низшего уровня (физиологических); неблагоприятными социокультурными условиями. Если в силу разных причин нормальная самоактуализация через любовь, творчество и духовность невозможна, она может быть подменена самовыражением через деструктивное поведение.
Султанова М.А. - Экзистенциальные императивы
Аннотация: Майкл Джексон, автор книги «Экзистенциальная антропология», новозеландский антрополог и этнограф, выступает здесь с позиций экзистенциализма в соответствии со своей концепцией о необходимости объединения экзистенциализма и антропологии для более полного понимания природы человека.
Д.П. Козолупенко - Причинность и коллективная память в мифопоэтическом и аналитическом типах мировосприятия c. 72-83
Аннотация: тип причинности и тип коллективной памяти, доминирующие в обществе, дополняют друг друга, отвечая одновременно и за сохранение порядка (коллективная память с её опорой на ритуал и архетип — в мифопоэтике, принципы причинности и представление о закономерности — в аналитике) и за естественную изменчивость, присущую миру (соответственно, мифопоэтические принципы причинности и аналитическая коллективная память, т.е. письмо) — сохраняя тем самым возможность психологической адаптации человека в любой ситуации — как стабильной, так и нестабильной. Сознание и бессознательное играют здесь компенсаторную роль по отношению друг к другу: если представления о причинности основаны на представлении о порядке, как это происходит в аналитике, то коллективная память, соответственно, предполагает в первую очередь фиксацию исключений и требует развития письменности. Если же представления о причинности связаны с понятием исключительности (что характерно для мифопоэтики), то коллективная память, напротив, будет предполагать фиксацию однородного (временных циклов, пространственной организации, типажей и архетипов поведения и т.д.) и основываться на устной традиции.
Человеческие экзистенциалы
М. Джексон - Экзистенциальные императивы. Перевод М.А. Султановой c. 84-94
Аннотация: Майкл Джексон, автор книги «Экзистенциальная антропология», новозеландский антрополог и этнограф, выступает здесь с позиций экзистенциализма в соответствии со своей концепцией о необходимости объединения экзистенциализма и антропологии для более полного понимания природы человека.
Духовно-нравственные искания
А.С. Запесоцкий - Вячеслав Степин и его теория культуры. Часть IV. Окончание c. 11-18
Аннотация: в статье рассматриваются различные аспекты теории культуры академика В.С. Степина, посвященные анализу современности. Глобализация предстает как особое состояние культуры, которая несет определенные риски и создает новые перспективы взаимодействия культур. Главенство экономики в техногенной цивилизации выявляется как один из факторов экологического кризиса. Отказ от чрезмерного потребления и создание новых ценностей видится как выход из сложившейся ситуации. Раскрыты взгляды В.С. Степина на культурологию, которая является самостоятельной наукой, обобщающей структуру и динамику культуры.
Этика
Прокофьев А.В. - Этика ненасилия как бегство от нравственного риска
Аннотация: Статья демонстрирует, что традиционное обвинение этики ненасилия в маскировке практического бессилия и трусости не выдерживает критики. Однако за императивом ненасилия может срываться духовно-психологическая прагматика иного рода – стремление морального субъекта застраховать себя от любых элементов риска в сфере нравственного совершенствования, стремление к получению гарантий моральной незапятнанности. Автор статьи утверждает, что этика ненасилия действительно является способом бегства от нравственного риска и что эта тенденция искажает основную ценностно-нормативную установку морали, связанную не с достижением индивидуальной нравственной чистоты, а с искренним стремлением к благу другого человека. В качестве основных историко-философских контекстов данного исследования выступают моральная доктрина Л.Н.Толстого и феноменология максим этически ориентированного действия М.Вебера.
А.В. Прокофьев - Этика ненасилия как бегство от нравственного риска c. 137-149
Аннотация: статья демонстрирует, что традиционное обвинение этики ненасилия в маскировке практического бессилия и трусости не выдерживает критики. Однако за императивом ненасилия может срываться духовно-психологическая прагматика иного рода – стремление морального субъекта застраховать себя от любых элементов риска в сфере нравственного совершенствования, стремление к получению гарантий моральной незапятнанности. Автор статьи утверждает, что этика ненасилия действительно является способом бегства от нравственного риска и что эта тенденция искажает основную ценностно-нормативную установку морали, связанную не с достижением индивидуальной нравственной чистоты, а с искренним стремлением к благу другого человека. В качестве основных историко-философских контекстов данного исследования выступают моральная доктрина Л.Н. Толстого и феноменология максим этически ориентированного действия М. Вебера.
Философия культуры
Кузнецов Д.А. - Противоречия между потребительской культурой и художественной культурой в последней трети XX века
Аннотация: В статье делается попытка проанализировать в рамках теории общества потребления воздействие потребительской культуры на художественную культуру в последней трети XX века. Разграничиваются понятия общества потребления, идеологии потребления и потребительской культуры. Проясняются принципиальные противоречия между потребительской культурой и художественной культурой на локальном и глобальном уровнях.
Философия науки и образования
В.В. Морозов - Адаптивная функция социализаци образования c. 150-154
Аннотация: статья посвящена механизму адаптации учащихся в социокультурном пространстве и времени, рассматриваемой как социальность; социальные отношения и культура. Адаптивная функция социализации понимается как нахождение учащегося в определенной социокультурной ситуации, то есть в точке пересечения определенного социокультурного времени и пространства. Креативно-педагогическая цивилизация в своем ценностном содержании олицетворяет идею взра- щивания вместо идеи формирования. Социализация и адаптивная функция образования связаны с уровнем гласности. Система образования — это единственная социальная система, которая связывает судьбу личности с судьбой цивилизации.
Редакционные поздравления
- Интервью с член-корреспондентом РАН Н.И. Лапиным в связи с его 80-летием c. 8-9
Аннотация: The section contains an interview with Nikolay Ivanovich Lapin, a corresponding member of the Russian Academy of Sciences, made in connection with his 80th anniversary, and editors’ congratulations of another famous Russian philosopher and honored scientist of the Russian Federation Konstantin Mikhailovich Dolgov.
- Редакция журнала поздравляет своего давнего друга Долгова Константина Михайловича с замечательной датой — 80-летием c. 10-10
Аннотация:
В потоке книг
П.С. Гуревич - «Но правды нет и выше...» c. 183-188
Аннотация: Канарш, Г. Ю. Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация / Г. Ю. Канарш. — М., 2011, тираж 250 экз., 236 с.
Т.М. Махаматов, А.В. Волобуев - Презентация журнала «гуманитарные науки» c. 189-190
Аннотация: The article is devoted to the presentation of the Humanities Journal held in June 2011 at Financial University under the Government of the Russian Federation.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.