по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 04, 2011
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-4-2011
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2011
Попов Е.А. - Духовная жизнь человека и общества в социальном измерении
Аннотация: В статье осуществляется анализ социального измерения духовной жизни человека и общества, показывается зависимость духовной жизни от социальности и социального творчества. Особый упор при этом делается на онтологические характеристики духовной деятельности человека и общества.
Колонка главного редактора
П.С. Гуревич - Симптом репрессированного тела c. 4-7
Аннотация: Viewing the problem of relation between body and consciousness the author focuses on such a sociocultural phenomenon as ‘the repressed body’. It is underlined that growing fetishism of the body in our culture reveals a deep denial of the body and everything related to it.
Циклы и волны глобального мира
Жабина В.В. - Риски инновационной трансформации общества в условиях глобализации
Аннотация: В статье приводится анализ рисков инновационного развития, их особенностей и причин возникновения. Автор отмечает, что основным источником инновационных рисков на современном этапе развития социума является интенсивный научно-технический процесс. В условиях постоянного производства инноваций, для современного человека появляется угроза в виде новизны, неопределенности и рисков, что существенно осложняет его жизнедеятельность. Кроме этого в рамках социально-философского анализа особое значение приобретает проблема возникновения и развития многообразных рисков в условиях глобализации. В ходе исследования автором статьи выявлены проблемы в сфере управления инновационными рисками и высказаны предложения по их минимизации.
Ю.В. Лобанова - Социокультурные последствия глобализации и проблема диалога культур c. 130-136
Аннотация: в статье рассматриваются последствия глобализационных процессов в сфере культуры, а также исследуется характер влияния системы масс-медиа на диалог культур. Изучаются возможности осуществления межкультурного взаимодействия в условиях развития современных средств массовой коммуникации, перспективы осуществления диалога культур и опасность его блокирования.
Новая научная парадигма
Горелов А.А. - Религия и современная биологическая картина мира
Аннотация: В статье обсуждаются "горячие точки" взаимодействия современной биологии с христианской доктриной - модель эволюции, генетический код и естественнонаучное обоснование нравственности
А.А. Горелов, Т.А. Горелова - Религия и современная биологическая картина мира c. 36-45
Аннотация: в статье обсуждаются «горячие» точки взаимодействия современной биологии с христианской доктриной — модель эволюции, генетический код и естественнонаучное обоснование нравственности. Гипотеза эволюции решает проблему непосредственного механизма творения, а христианство — проблему его цели. Уникальность генетического кода указывает на единство творения. Эволюция нравственности от природных механизмов до свободного выбора человеком не отменяет индивидуальное усилие личности при переходе в сферу духовного.
История идей и учений
Б.Л. Губман - Конечность человеческого бытия как проблема философии Э. Левинаса и Ж. Деррида c. 154-161
Аннотация: проблема финальности человеческого бытия была глубоко рассмотрена Э. Левинасом и Ж. Деррида, который заинтересовался этой областью в последний период своего философского развития. Левинас полагал, что перед лицом Бесконечности человек способен подняться над ходом истории, благодаря своему внутреннему чувству времени и родительским качествам. Деррида находился под сильным влиянием его идей, но в то же время он трактовал проблему финальности человека с точки зрения своей грамматологии, предлагающей экзистенциальное прочтение. Он говорил о постоянном стремлении человека к выживанию, которое находит выражение на экзистенциальном уровне, а также в практике оставления после себя следов и постоянного ведения переговоров с культурной традицией.
Естественно-научная картина мира
Н.В. Клягин - Чудеса каузальности c. 58-68
Аннотация: все закономерности Вселенной подчиняются причинно-следственному закону. Он складывается из неубывания энтропии и законов сохранения. Однако в 4% случаев причинно-следственный закон не выполняется.
Социальная философия
Ломакина Т.В. - К вопросу о происхождении вайнахов и особенностях их менталитета
Аннотация: Аннотация: Россия - многонациональная страна, в которой в настоящее время одной из задач является укрепление единства страны. Данная задача не может быть решена без налаживания добрых межнациональных взаимоотношений между народами России, и в первую очередь это относится к проблеме преодоления последствий конфликта в Чечне. Очевидно, что добрые межнациональные, межкультурные взаимоотношения могут строиться на знании особенностей национальных менталитетов народов. А менталитет народа определяется его историей и культурой. В данной статье опираясь на различные статьи ученых и публикации: исторические, лингвистические исследования нахских языков известными лингвистами, работы социологов и произведения народного творчества проводится социально-философский анализ вайнахского общества и дается взгляд на дискуссионную проблему возникновения и становления социальной общности вайнахов (предков современных чеченцев) и на их менталитет. Ключевые слова: вайнахи, чеченцы, нохчо, нохчи, нахчаматьяны, нахчаматеанк, тейп, адат, социальное равенство, менталитет. T.V.Lomakina “Concerning the problem of the Vainahs origin and specific features of their mentality” Abstract: Russia is a multinational state where at present time one of the tasks is to strengthen the unity of the country. This task cannot be solved without establishing good multinational relations among the peoples of Russia and in the first turn this refers to the problems of overcoming the consequences of the conflict in Chechnya. It’s plain that good multinational and cultural relations can be based on the knowledge of the national mentality of the nation. The mentality of any nation depends on its history and culture. In the article, relying on various scientific reviews and publications : historical, linguistic approach to the nah languages investigated by famous linguists, sociologists’ papers and folk arts, sociological-philosophic aspect of the vainah society is analyzed and the view on debatable problem of the origin and the vainah social community formation and their mentality is presented. Key words: the Vainahs, the Chechens, the Nohcho, the Nochchi, Nahchamatians, Nahchimatianc, tape (clan), adat, social equality, the mentality.
Е.А. Попов - Духовная жизнь человека и общества в социальном измерении c. 69-77
Аннотация: в статье осуществляется анализ социального измерения духовной жизни человека и общества, показывается зависимость духовной жизни от социальности и социального творчества. Особый упор при этом делается на онтологические характеристики духовной деятельности человека и общества.
Политическая философия
А.Н. Мочкин - Великая политика Ф. Ницше и консервативная революция c. 78-87
Аннотация: в статье анализируется концепция «Великой политики» Ф. Ницше, созданная им в последние годы сознательного творчества; оценивается значение этой концепции для формирования идеологии консервативной революции в Германии 20-30 гг. XIX в.
Самосознание и идентификация
Т.В. Ломакина - К вопросу о происхождении вайнахов и особенностях их менталитета c. 88-96
Аннотация: Россия — многонациональная страна, в которой в настоящее время одной из задач является укрепление единства страны. Данная задача не может быть решена без налаживания добрых межнациональных взаимоотношений между народами России, и в первую очередь это относится к проблеме преодоления последствий конфликта в Чечне. Очевидно, что добрые межнациональные, межкультурные взаимоотношения могут строиться на знании особенностей национальных менталитетов народов. А менталитет народа определяется его историей и культурой. В данной статье опираясь на различные статьи ученых и публикации: исторические, лингвистические исследования нахских языков известными лингвистами, работы социологов и произведения народного творчества проводится социально-философский анализ вайнахского общества и дается взгляд на дискуссионную проблему возникновения и становления социальной общности вайнахов (предков современных чеченцев) и на их менталитет.
Диалог культур
- Материалы семинара «Взаимоотношения русской и европейской философии». Часть первая c. 97-129
Аннотация: Семинар по теме «Дуализм и эгология в рамках взаимодействия русской и западных культур: элементы дифференциации и интеграции» проходил в течение двух дней. На первом заседании (21 октября 2010 г.) прозвучал доклад Ф. Ларюэля «Представление не-философии» и развернутое выступление по этому докладу С.С. Хоружего «Контексты проекта не-философии». На втором заседании (22 октября) выступили с докладами: А.-Ф. Шмид — «Родовая эпистемология: от Эго к «коллективной интимности» науки») и В.П. Троицкий — «Три образа знания (сопоставление платонизма, картезианства и «образа знания», представленного в работах П. Флоренского и А. Лосева)».
Франсуа Ларюэль - Представление не-философии c. 99-105
Аннотация:
С.С. Хоружий - Контексты проекта не-философии c. 106-110
Аннотация:
Л.А. Гоготишвили - Имманентное, трансцендентное и дуальное на пятом этапе не-философии Ф. Ларюэля c. 111-129
Аннотация:
Ценность и истина
Р.К. Омельчук - Символичность веры в свете онтологического подхода c. 24-35
Аннотация: в статье исследуется проблема веры, которая осмысливается не как религиозный и гносеологический феномен, а бытийно-ценностно. Рассматриваются механизмы веры как онтологического феномена и её функции. Обосновывается, что вера — это не только раскрытие личности и раскрытие её истинности, но символ человеческой жизни, символ становления истинным. Развитие онтологического подхода к вере, совмещающего в себе ценные идеи как фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, так и русской религиозной философии П.А. Флоренского, представляется эффективным инструментом для постановки и решения проблемы человеческого бытия в связи с ценностно-смысловым отношением. Данная статья будет интересна не только философам, но и всем, интересующимся проблемами человека.
Герменевтика
Я.В. Чеснов - Экзистенция: низ тела c. 46-57
Аннотация: отправляясь от анальной стадии, выделенной Зигмундом Фрейдом, автор определяет философские и антропологические основания своей теории экзистенции низа тела. Он исследует мифологический материал с точки зрения возрастных стадий. Он показывает, что, несмотря на разнообразие обрядов и верований, человечество удивительно однородно в его внимании к дефекации и уринации. Это недвусмысленно наличествует в современных цивилизациях.
Философия постмодернизма
Недугова И.А. - ИСКУССТВО, ПОРОЖДАЮЩЕЕ МИФ САМОГО СЕБЯ
Аннотация: В статье представлен авторский подход к анализу культурных процессов. Дано определение диссипативных процессов в культуре. Автор определяет динамику динамических систем, находящихся в состоянии, удаленном от равновесия, формирует диссипативные процессы. Иллюзорное сознание есть результат смешения выраженных в сознании предметных уровней человеческого бытия (принятие одного за другой). В статье представлена классификация диссипативных процессов в культуре.
Философская антропология
С.И. Жимбеева - Критерии осмысления другой культуры c. 137-146
Аннотация: проблема адекватной интерпретации традиционной культуры остается открытой ввиду неадекватности теоретических разработок. Последние были выполнены западными антропологами, исходя из своих (христианских в своей основе) мировоззренческих установок. В неевропейских культурах природа является фундаментальной основой смысложизненности в отличие от европейской, где человек и его проблемы рефлексируются вне контекста природы.
Мифы и современные мифологии
Майданов А.С. - Бессознательное как источник мифов: в чем правы и в чем неправы Фрейд и Юнг
Аннотация: Анализируются концепции, согласно которым мифы рождаются в сфере бессознательного. Показано преувеличение Фрейдом роли бессознательного и сновидений в процессе формирования мифов и недооценка им роли сознания. Выявлена излишняя архаизация (удревнение)Юнгом процесса мифотворчества и неоправданное исключение им сознания из процесса формирования бессознательного.
Духовно-нравственные искания
Мочкин А.Н. - ВЕЛИКАЯ ПОЛИТИКА Ф.НИЦШЕ И КОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Аннотация: В статье анализируется концепция «Великой политики» Ф.Ницше, созданная им в последние годы сознательного творчества; оценивается значение этой концепции для формирования идеологии консервативной революции в Германии 20-30годов XIX века.
А.С. Запесоцкий - Вячеслав Степин и его теория культуры. Часть 1 c. 8-23
Аннотация: в статье анализируются взгляды академика В.С. Степина на культуру, показано, что в совокупности они образуют стройную, фундаментальную теорию, вносящую крупный вклад в культурологическое знание. В трудах В.С. Степина возникает многомерная, обобщающая целостная «картина культуры». Культура рассматривается как система надбиологических программ деятельности, специфический способ кодирования социальной информации, система социальных и духовных программ. Особое значение имеет выделение В.С. Степиным универсалий культуры, понятных в качестве ее системообразующих оснований, при этом подчеркивается органическая взаимосвязь философских и культурологических категорий. Показано, что теория культуры В.С. Степина имеет большое теоретическое и практическое значение.
Эстетика
Д.Л. Родзинский - Природа эстетического сознания c. 147-153
Аннотация: в статье рассматривается природа эстетического сознания человека, имеющей глубинную связь с его философским осмыслением мира. Кроме того, делается попытка подробно рассмотреть структуру эстетического сознания, воплощающей себя в творческой свободе, и рождающей образ гения.
Философия культуры
Запесоцкий А.С. - Вячеслав Степин и его теория культуры (4 части)
Аннотация: Часть I. В статье анализируются взгляды академика В.С. Степина на культуру, показано, что в совокупности они образуют стройную, фундаментальную теорию, вносящую крупный вклад в культурологическое знание. В трудах В.С. Степина возникает многомерная, обобщающая целостная «картина культуры». Культура рассматривается как система надбиологических программ деятельности, специфический способ кодирования социальной информации, система социальных и духовных программ. Особое значение имеет выделение В.С. Степиным универсалий культуры, понятных в качестве ее системообразующих оснований, при этом подчеркивается органическая взаимосвязь философских и культурологических категорий. Показано, что теория культуры В.С. Степина имеет большое теоретическое и практическое значение. Часть II. В статье анализируется роль культурной преемственности в теории культуры академика В.С. Степина. Подчеркнуто, что культура представляет собой единство традиций и новаций. Выделено значение взглядов В.С. Степина на соотношение понятий «культура» и «цивилизация», рассматриваются различные аспекты цивилизационного развития. Дается характеристика выделенных В.С. Степиным двух типов цивилизаций – традиционалистского и техногенного. Показаны проблемы и противоречия цивилизационной динамики. Часть III. Статья посвящена анализу особенностей теории культуры академика В.С. Степина и роли философского познания в науке и культуре. Рассматриваются понимание науки как социокультурного института и базового инструмента развития техногенной цивилизации, влияние на науку различных факторов, использование культурологического подхода В.С. Степина в решении проблемы демаркации. Выясняется соотношение философии и науки, анализируется роль философского знания в культуре. Отмечено, что философия, осуществляя рефлексию над базовыми ценностями культуры, порождает новые мировоззренческие ориентиры, смыслы культуры, категориальные идеи, которые используются в науке для производства нового знания. Так философия творит будущее. Часть IV. В статье рассматриваются различные аспекты теории культуры академика В.С. Степина, посвященные анализу современности. Глобализация предстает как особое состояние культуры, которая несет определенные риски и создает новые перспективы взаимодействия культур. Главенство экономики в техногенной цивилизации выявляется как один из факторов экологического кризиса. Отказ от чрезмерного потребления и создание новых ценностей видится как выход из сложившейся ситуации. Раскрыты взгляды В.С. Степина на культурологию, которая является самостоятельной наукой, обобщающей структуру и динамику культуры.
В потоке книг
П.С. Гуревич - Аура мудрости c. 162-164
Аннотация: Рецензия на книгу "Запесоцкий А.С. Философия и социология культуры / А.С. Запесоцкий. – Санкт- Петербург, 2011. – 816 с. – Тираж 1000 экз."
А.С. Игнатенко - Гетеротопия. Рецензия на книгу И.Т. Касавина «Текст. Дискурс. Контекст» c. 165-169
Аннотация: на примере книги И.Т. Касавина «Текст. Дискурс. Контекст» анализируется современный способ существования философского текста, его автора, границ и задействованных в нем понятий. Выявляется способ задания новой области знания, объединяющего в едином поле дискурсивности различные точки зрения и концептуальные системы. В статье на примере социальной эпистемологии языка, заданной И.Т. Касавиным,предлагается рассматривать подобные поля дискурсивности как многомерные пространства неклассического типа, гетеротопии, в соответствии с концептом, введенным М. Фуко.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.