по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 12, 2011
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-12-2011
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2011
Колонка главного редактора
П.С. Гуревич - Романтический идеал человека. (Продолжение) c. 4-9
Аннотация: The article is devoted to the ideal of human during the epoch of Romanticism. The author gives a detailed description of romantic views on human introduced by philosophers, poets and writers living back in those times.
Онтология: бытие и небытие
Кутырев В.А. - Наша цивилизация в эпоху трансмодерна
Аннотация: Современная цивилизация превращается в саморазвивающееся образование.Возникла и расширяется сфера инобытия. Это эпоха трансмодерна. Человечеству не хватает мудрости в использовании своих все более опасных знаний.Предлагается философия сопротивления.
В.А. Кутырёв - Наша цивилизация в эпоху трансмодерна c. 10-19
Аннотация: современная цивилизация превращается в саморазвивающееся постчеловеческое образование. Когнитивизм и технонаука объявляют реальность макромира проекцией вычислительной математики. Возникла и расширяется сфера инобытия. Это эпоха трансмодерна. Человечеству не хватает мудрости в использовании своих все более опасных знаний. Условием его самосохранения является обуздание гонки технологий и борьба со стихийностью инновационных процессов, контроль над ними. Предлагается философия сопротивления.
Циклы и волны глобального мира
Ахмедова Т.Т. - ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО АНТИГЛОБАЛИЗМА
Аннотация: Ученые уделяют сегодня глобализации значительное внимание. Исследователи показывают, что этот процесс развертывается все глубже и глубже. Однако нельзя не видеть, что становится все более очевидным и другой феномен – антиглобализм.
Т.Т. Ахмедова - Особенности современного антиглобализма c. 20-29
Аннотация: ученые уделяют сегодня глобализации значительное внимание. Исследователи показывают, что этот процесс развертывается все глубже и глубже. Однако нельзя не видеть, что становится все более очевидным и другой феномен — антиглобализм.
Рубежи и теории познания
Касавина Н.А. - Экзистенциальный сдвиг на стыке классики и неклассики (на примере социологии)
Аннотация: Автором предлагается интерпретация изменений в области гуманитарной науки в сторону усиления внимания к экзистенциальному опыту и человеческой субъективности как признакам неклассического научного сознания. В качестве примера рассматриваются ракурсы неклассической социологии, акцентирующей свое внимание на повседневной, латентной социальной реальности. Автором отстаивается идея взаимодействия классики и неклассики в науке, позволяющая объединять различные ее методы и модели.
Алейник Р.М. - ПРОЕКТ НОВОГО НАТУРАЛИЗМА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЧЕЛОВЕКА: ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Аннотация: Автор рассматривает правомочность программы нового натурализма в исследовании человека, общества, культуры. В границах нового воззрения на человека как особо сложного по своей организации биологического вида появляется возможность создать синтез естественных и социально-гуманитарных наук.
Н.А. Касавина - Экзистенциальный сдвиг на стыке классики и неклассики (на примере социологии) c. 39-49
Аннотация: ввтором предлагается интерпретация изменений в области гуманитарной науки в сторону усиления внимания к экзистенциальному опыту и человеческой субъективности как признакам неклассического научного сознания. В качестве примера рассматриваются ракурсы неклассической социологии, акцентирующей свое внимание на повседневной, латентной социальной реальности. Автором отстаивается идея взаимодействия классики и неклассики в науке, позволяющая объединять различные ее методы и модели.
Традиции и инновации
Донской А.Г. - МОДЕЛИ ВСЕЕДИНОГО УНИВЕРСУМА В ФИЛОСОФСКОМ, НАУЧНОМ И МИСТИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ ХХ-ГО СТОЛЕТИЯ
Аннотация: В статье представлен философский анализ категории Универсум в научном, культурно-философском и мистическом сознании ХХ-го столетия. В работе делается акцент на выявлении общих фундаментальных онто-гносеологических аспектов Универсума. Сравнительный анализ показал, что главной общей чертой для выделенных моделей Универсума является признание коммуникации и прогресса ноосферы необходимым фактором развития Универсума.
А.Г. Донской - Модели всеединого универсума в философском, научном и мистическом сознании XX-го столетия c. 95-98
Аннотация: в статье представлен философский анализ категории Универсум в научном, культурно-философском и мистическом сознании ХХ-го столетия. В работе делается акцент на выявлении общих фундаментальных онто-гносеологических аспектов Универсума. Сравнительный анализ показал, что главной общей чертой для выделенных моделей Универсума является признание коммуникации и прогресса ноосферы необходимым фактором развития Универсума.
Связь времен
Павленко С.А. - Исторические аспекты изменения ценностной палитры восточно-сибирского общества (середина XIX – начало XX вв.)
Аннотация: В статье рассматривается процесс изменения ценностной палитры общества Восточной Сибири на рубеже XIX-XX веков. Затрагиваются вопросы прерывания ценностной преемственности поколений как положившей начало изменениям причины, места ценностей в изучении истории, основных влияющих факторах и диагностирования ценностей.
История идей и учений
Розин В.М. - Лучше понять Аристотеля (философско-методологическая реконструкция)
Аннотация: В статье рассматривается эволюция идей и творчества Аристотеля. Характеризуются два этапа. На первом Стагирит, полемизируя с Платоном, вводит характеристику категорий, а также понятия первой и второй сущности, истолковывая их отношение по аналогии с речевыми высказываниями. На втором он создает правила рассуждения и познания и отказывается от языковой концептуализации в пользу мыслительной. В начале статьи обсуждаются принципы философско-методологической реконструкции творчества и мышления.
Ковалевский В.Г. - Сущность знания и познания в работах Н.А. Бердяева (Смысл творчества) и С.Л. Франка (Душа человека)
Аннотация: В статье сравниваются взгляды Н.А. Бердяева и С.Л. Франка на знание и познание. Рассматривается взаимосвязь между данными понятиями и категориями воли, творчества и интуиции. Проводится сравнение между основными характеристиками знания и познания, выдвигаемых авторами
Самотовинский Д.В. - Бои за эсхатологию в Европе XVI в.: французский философ, теолог и астролог Ришар Русса (Richard Roussat) против апокалипсизма Реформации
Аннотация: В статье рассматривается взгляд католического мыслителя Р. Русса на современную эпоху и будущее человечества сквозь призму эсхатологии, демонстрируется антиреформаторская направленность его эсхатологической концепции. Рассуждения Р. Русса о "конце времён" опирались на средневековую традицию мысли (Р. Бэкон, П. д’Айи и др.), в рамках которой имел место любопытный синтез ортодоксальной эсхатологии и астрологии. Используя астрологические выкладки, Р. Русса предпринял попытку дискредитации апокалипсизма, характерного для различных течений Реформации, и создания альтернативной эсхатологической перспективы. В рамках этой перспективы апокалипсис переносился из ближайшего будущего в будущее более удалённое и деактуализировался, в результате чего подрывалась вся эсхатологическая логика Реформации, предполагавшая восприятие современности как «последних времён», эпохи Антихриста, а также скорую и воодушевляющую на подвижничество развязку Истории. Опыт исследования творчества Р. Русса даёт дополнительные аргументы в пользу того, что отдаление горизонта эсхатологических ожиданий было специфической тенденцией, характерной для католического мировоззрения эпохи Реформации.
Социальная философия
Лукьянов Г.И. - Концептуальное обоснование риска в контексте социальной реальности
Аннотация: В статье рассматриваются теоретико-методологическое и семантическое обоснования риска как понятия современной социальной теории и как феномена социальной практики. Акцентируется внимание на том, что стремительная экспансия риска, охват им все новых сторон человеческого существования и форм социокультурной практики не может не вызывать обеспокоенности. Именно от этого во многом зависит, в какой мере человек как социальный субъект сможет полноценно распорядиться наделенными социумом способностями, насколько правильно сможет подчинить свой разум, потребности насущной реальной социальной ситуации, и насколько он будет способен согласовать свои действия с конкретной действительностью. При этом авторская позиция интерпретации рассматриваемого феномена строится на том, что риск представляет собой деятельность, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора.
Шмелева Н.Д. - Социальные коммуникации: субъективное и объективное
Аннотация: Современное общество выдвигает на передний план сферу социально коммуникативные процессы и отношения, поскольку именно здесь определяются «ключевые точки» глобально расширяющегося мира. Социальные коммуникации в этом процессе, оказываются «повернутыми» одновременно в двух направлениях: как внутрь собственной социальной системы, так и «наружу», поскольку через них локальные сообщества раскрывают и осваивают условия и параметры своей собственной связи с нормами и требованиями международного уровня. Именно эта двойственность социальных коммуникаций оказывается условием сохранения самобытности культур, социальных структур локальных миров, несмотря на тенденции все большего сближения и взаимодействия между странами и народами. В данной статье автором рассмотрены некоторые формы социальных коммуникаций, которые определяются соотношением в них субъективной и объективной системной сторон и выражают социальную нормативность. Это игра, межкультурные коммуникации и социальное партнерство.
Пашазаде А.А. - О статусе женщин в восточной и западной цивилизациях
Аннотация: В статье изучается подход к статусу женщины в цивилизациях Востока и Запада с социально-философской точки зрения. Автор приводит сравнения исследований западных и восточных ученых в этой области и анализирует специфические особенности проблемы «женщина и общество» на Востоке и на Западе.
А.С. Разин, А.В. Белов - Методологические основания классической концепции ответственности в современном социально-философском знании c. 65-70
Аннотация: в статье приводится анализ институализации ответственности. Ответственность является не только фактором, ограничивающим поведение субъекта, но и образующим компонентом его деятельности во всех сферах взаимодействия внутри социума. Ответственность рассматривается предельно широко, с учетом всего многообразия ее форм, видов и лежащих в ее основании мотивов. Этика ответственности делает акцент на предвидении последствия деятельности и предполагает выбор в соответствии с требованиями профессиональных норм.
Политическая философия
Глухов А.А. - Платон и политическая идея
Аннотация: В статье анализируется неокантианская интерпретация платоновских сочинений (прежде всего книга П. Наторпа «Учение Платона об идеях») и ее влияние на философию М. Хайдеггера. Неокантианцы ставили Платону в заслугу открытие «логического», но их прочтение платоновских текстов демонстрирует пренебрежение к политическому содержанию диалогов. Несмотря на глубокий интерес к «политическому» своей эпохи, Хайдеггер мог некритически отнестись к неокантианскому образу Платона и ориентироваться на него в своем мышлении, поскольку он идеально подходил для реализации ницшевского плана «преодоления платонизма». При этом собственная мысль Хайдеггера демонстрирует поразительную близость к тем элементам платоновской философии, которые ускользают от внимания неокантианцев. Характерный пример – интерпретация «идеи блага» как «просвета», открывающегося немногим «свободным умам», гениям-художникам.
А.А. Глухов - Платон и политическая идея (платонизм неокантианцев и антиплатонизм Хайдеггера) c. 71-83
Аннотация: в статье анализируется неокантианская интерпретация платоновских сочинений (прежде всего книга П. Наторпа «Учение Платона об идеях») и ее влияние на философию М. Хайдеггера. Неокантианцы ставили Платону в заслугу открытие «логического», но их прочтение платоновских текстов демонстрирует пренебрежение к политическому содержанию диалогов. Несмотря на глубокий интерес к «политическому» своей эпохи, Хайдеггер мог некритически отнестись к неокантианскому образу Платона и ориентироваться на него в своем мышлении, поскольку он идеально подходил для реализации ницшевского плана «преодоления платонизма». При этом собственная мысль Хайдеггера демонстрирует поразительную близость к тем элементам платоновской философии, которые ускользают от внимания неокантианцев. Характерный пример — интерпретация «идеи блага» как «просвета», открывающегося немногим «свободным умам», гениям-художникам.
Национальный характер и менталитет
одинцова е.в. - КУЛЬТУРА, БЫТ И ПРАЗДНИК В ЖИЗНИ РУССКОГО НАРОДА ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XVII ВЕКА
Аннотация: Статья посвящена анализу жизни народа России последней трети XVII века в контексте исторического процесса изменения сознания людей, а также формированию нового уклада общественно-бытовой жизни с элементами заимствования западноевропейской культуры. В ней отражены яркие моменты в бытовой и праздничной жизни русского народа, а также проявленный интерес иностранцев, прибывающих и проживающих в России в последней трети XVII века. Теоретико-методологической базой настоящей статьи послужили историко-культурный и культурологический подходы.
Диалог культур
М.Г. Артюхина - Изучение опыта британского академического образования с целью использ ования его в России c. 99-106
Аннотация: статья посвящена проблематике развития и совершенствования системы образования. Проблема получения новых знаний является одной из традиционных в культурологии. Изучение образовательных норм, сложившихся в чужих культурах, может способствовать улучшению системы образования в собственной культуре и влиять на процесс ее реформирования и развития. В статье предпринята попытка выделить положительные наработки британского академического образования, которые могут быть применимы в России.
Ценность и истина
Омельчук Р.К. - Методологические предпосылки онтологической системы веры
Аннотация: В статье исследуется теоретико-методологические предпосылки онтологического подхода к вере. Рассматривается, как в истории философии формировался взгляд на веру как на характеристику человеческого бытия. Обосновывается, что вера не должна рассматриваться только как феномен религии или теории познания, поскольку непосредственно связана с процессом становления личности. Данная статья будет интересна не только философам, но и всем интересующимся актуальными проблемами человека.
История гуманистической мысли
Петрушенко В.Л. - Д.С.Мережковский: к характеристике фылософско-теологических воззрений
Аннотация: В статье, подготовленной к 70-летию со дня смерти Д.С.Мережковского, дается картина его основных мировоззренческих идей и убеждений. При этом акцент делается на неординарных идеях писателя и мыслителя, в частности, на его понимании сущности и исторической направленности христианства, места в нем проблемы телесности и пола, на идее так называемого «Третьего Завета», игравшей существенную роль в так называемом «новом христианстве» Мережковского.
Феноменология
Кирсберг И.В. - Религиоведение от дисциплины к науке?
Аннотация: На примере религиоведения статья критикует современную (пост)позитивистскую демаркацию (науки и не науки) и показывает её возможность и преимущества на основе качественного различия ценности и знания. Специфика ценности и знания как несводимых и взаимодействующих намечена по особенностям внепознавательных и познавательных актов сознания – чувства и мышления. Ввиду ценностно-познавательного различия предлагаются новые критерии демаркации – в зависимости от преобладания ценности или знания и исследование неоднородности, упадка и перспективы религиоведения как науки (и богословия как внепознавательной дисциплины
И.В. Кирсберг - Религиоведение: от дисциплины к науке? c. 84-94
Аннотация: на примере религиоведения статья критикует современную (пост)позитивистскую демаркацию (науки и не науки) и показывает её возможность и преимущества на основе качественного различия ценности и знания. Специфика ценности и знания как несводимых и взаимодействующих намечена по особенностям внепознавательных и познавательных актов сознания — чувства и мышления. Ввиду ценностно-познавательного различия предлагаются новые критерии демаркации — в зависимости от преобладания ценности или знания и исследование неоднородности, упадка и перспективы религиоведения как науки (и богословия как внепознавательной дисциплины).
Философская антропология
Ковалевский В.Г. - К вопросу о ключевых понятиях в философско-психологическом учении С.Л. Франка
Аннотация: В работе изучаются ведущие понятия в учении С.Л. Франка о душе человека: душевная жизнь, душа, сознательное и подсознательное. В основе работе проводится попытка сформировать некоторые признаки данных понятий, указать на их взаимосвязь. Проводится соотношение понятий учения С.Л. Франка с некоторыми современными психологическими понятиями.
Джафарова Д.Т. - Экзистенция старости
Аннотация: Широкие научные исследования показывают необратимость психофи-зических изменений, которые происходят в организме стареющего человека, однако, никакие теоретические выводы не могут раскрыть фундаментального для человеческого существования отношения к собственной телесности, а так же переживаний по поводу этих изменений. Весь этот спектр изменений на-ряду с лично-индивидуальным имеет, в том числе и заданный культурными стереотипами аспект, играющий роль своеобразного фундамента для перенесения к собственному телу тех характеристик, которые человек получает в той или иной картине мира. В результате смены духовных парадигм в европейской культуре мир превращается в агрегат, конструкт человеческого разума, а человек теряет свою целостность, выступая лишь и в основном как субъект познания. Таким образом, философско-антропологический анализ показывает, что старость предельно заостряет важнейшие проблемы человеческого существования, обнажает подлинную суть бытия. Одним из кризисов современной западной цивилизации является попытка достижения долголетия, а в возможном будущем и бессмертия, минуя старость, расцениваемую как поражение и ущербность, а не личностное и общественное достояние культуры. Тем важнее для судеб человечества является опыт традиционных культур, в которых старость была объектом почитания, а долголетие не следствием возможностей «перемонтировки» выходящих из строя «узлов» и «деталей» человеческого тела, а результатом духовного возрастания личности.
Духовно-нравственные искания
Е.А. Попов - Ценностно-смысловой ракурс структур повседневности c. 30-38
Аннотация: в статье сделаны выводы, в соответствии с которыми структуры повседневности создают для человека некий «оплот» экзистенциального состояния, но с другой стороны пробуждают в человеке протест и часто агрессию по отношению к окружающей реальности. При этом особое внимание обращается на те ресурсы, которыми располагает современный человек в преодолении инерционности структур повседневности, а именно— стремление сохранить этническую специфику родной культуры, пересмотреть свое отношение к информационным технологиям и т.д.
Этика
Разин А.В. - Тело человека как антропологический констант его общественного бытия
Аннотация: Вопрос о теле человека рассматривается в связи с новыми биотехнологиями, позволяющими воздействовать на продолжительность жизни, искусственное поддержание биохимических процессов и даже на изменение строения тела. Мы обсуждаем вопрос о праве человека распоряжаться своим телом, доказываем, что тело как уникальный носитель сознания не является личным достоянием отдельного индивида. Применительно к открывающимся перспективам реконструкции тела рассматривается вопрос об этических ограничениях этого. Они связаны с условиями сохранения непрерывности культуры. The question concerning human body is considered in accordance with new biotechnologies that give possibilities of life longitude, artificially supporting biochemical processes and even reconstruction a body. We discuss the right of a man to possess his own body, argue that human body, as a unique barrier of consciousness cannot be in individual possession. In accordance with the possibilities of human body reconstruction we consider correlate Ethical restrictions. That connects with unwonted gaps in continues culture development.
Философия культуры
В.В. Старовойтов - Демократия и тоталитаризм (опыт Древней Греции) c. 50-64
Аннотация: в статье рассматриваются демократические и тоталитарные виды правления в Древней Греции. Показывается, что древние греки детально разработали систему принципов для характеристики разных типов государственного устройства.
Философия и искусство
Г.Е. Гун - Структурная матрица художественной культуры c. 107-113
Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме системного изучения художественной культуры. Описывается локализованная версия системного анализа художественной культуры на основе ее матричного структурирования. Показан эвристический потенциал авторского подхода.
Редакционные поздравления
- Поздравляем с юбилейной датой нашего постоянного автора и члена редсовета, известного философа Бориса Львовича Губмана c. 114-114
Аннотация:
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.