по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 11, 2011
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-11-2011
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 11, 2011
Колонка главного редактора
П.С. Гуревич - Агрессия невежества c. 4-5
Аннотация: The column is devoted to the ‘aggressive’ ignorance which made people burn books, create the ‘black’ list of ‘harmful’ books and… discuss a Hindu scripture Bhagavad Gita from the point of view of extremism.
Спектр сознания
Яковлев В.А. - Сознание: информационно-синергетический подход
Аннотация: В работе обсуждается возможность построения информационно-синергетической модели сознания. Выдвигается принцип онтологической реальности информации – первичности информации по отношению к реальности вещественно-энергетической (физической) и реальности семантико-смысловой (идеальной). Предлагается новый подход к осмыслению антропного принципа и переинтерпретации философской категории сознания в качестве концепта теории информационной реальности.
Е.В. Карпова - Субъектный план социокультурного восприятия пространства в философско- правовых представлениях c. 28-35
Аннотация: в статье рассматривается субъектный план социокультурного восприятия пространства в философско-правовых представлениях как перцептивный комплекс и процесс внутреннего переживания индивида и регулирования его активности. Субъективная готовность к социокультурному восприятию пространства в философско-правовых представлениях объясняется наличием в сознании субъекта мифологических, религиозных, научных, философских представлений о пространстве.
Рубежи и теории познания
Р.М. Алейник - Проект нового натурализма в исследованиях человека: проблемы сознания и мировоззрения c. 36-46
Аннотация: автор рассматривает правомочность программы нового натурализма в исследовании человека, общества, культуры. В границах нового воззрения на человека как особо сложного по своей организации биологического вида появляется возможность создать синтез естественных и социально-гуманитарных наук.
О.А. Воронина - Роль гендерных метафор в философском познании реальности c. 47-58
Аннотация: в статье рассматривается использование метафор в философских текстах. Показывается, что помимо познавательной, метафора обладает моделирующей функцией: она не просто формирует представление об объекте, но и задает способ и стиль мышления о нем. Особая роль в этом принадлежит базовым метафорам, которые проводят аналогии между разными системами понятий и фрэймируют предмет дискурса. К ним относятся и половые/гендерные метафоры: начиная с античности половые характеристики человека активно применялись философами для описания и понимания реальности. Представление о том, что «рациональное» каким-то особым образом связано с маскулинностью, сформировалось еще в античности, «отцами-основателями» такого типа рациональности. Включение мужского и женского как онтологических начал в систему познания мира трансформирует и их собственный, первоначально природно-биологический смысл. Метафора пола выступает как одно из оснований традиционного западного типа рациональности и как культуро-формирующий фактор.
Философия языка и общения
Н.Д. Шмелёва - Социальные коммуникации: субъективное и объективное c. 66-72
Аннотация: современное общество выдвигает на передний план сферу социально коммуникативные процессы и отношения, поскольку именно здесь определяются «ключевые точки» глобально расширяющегося мира. Социальные коммуникации в этом процессе, оказываются «повернутыми» одновременно в двух направлениях: как внутрь собственной социальной системы, так и «наружу», поскольку через них локальные сообщества раскрывают и осваивают условия и параметры своей собственной связи с нормами и требованиями международного уровня. Именно эта двойственность социальных коммуникаций оказывается условием сохранения самобытности культур, социальных структур локальных миров, несмотря на тенденции все большего сближения и взаимодействия между странами и народами. В данной статье автором рассмотрены некоторые формы социальных коммуникаций, которые определяются соотношением в них субъективной и объективной системной сторон и выражают социальную нормативность. Это игра, межкультурные коммуникации и социальное партнерство.
История идей и учений
Т.В. Жигальцова - Подходы к понятиям "модерн" и "постмодерн" в теории культуры c. 102-113
Аннотация: для понимания причин таких социокультурных проблем современности, как глобализация, кризис самоидентичности, постмодернизация сознания, гибридизация и прочее необходимо выяснить логику появления и развития ценностных установок проекта модерна и постмодерна. Для выяснения этого автор рассматривает основные подходы к понятиям «модерн» и «постмодерн» в теории философии, их отражение на практике жизни.
Философия науки
Иванов С.Ю. - Постмодернизм и картина мира
Аннотация: В статье рассматривается роль и значение концептов всеобщего, особенного и единичного для категориального структурирования ряда философских направлений постмодернизма. В частности выявляются концепты всеобщего, особенного, единичного в онтологии философского дискурса М. Фуко, методов деконструкции Ж. Дерриды, философских концептов Ж. Делеза, учения о симулякрах Ж. Бодрийара, дискурсах философского синтеза П. Рикера и др. Показывается категориальная соотносительность выделенных концептов с основными структурными компонентами картины мира.
Социальная философия
Разин А.С., Белов А.В. - Методологические основания классической концепции ответственности в современном социально-философском знании
Аннотация: В статье приводиться анализ институализации ответственности. Ответственность является не только фактором, ограничивающим поведение субъекта, но и образующим компонентом его деятельности во всех сферах взаимодействия внутри социума. Ответственность рассматривается предельно широко, с учетом всего многообразия ее форм, видов и лежащих в ее основании мотивов. Этика ответственности делает акцент на предвидении последствия деятельности и предполагает выбор в соответствии с требованиями профессиональных норм.
Г.И. Лукьянов - Концептуальное обоснование риска в контексте социальной реальности c. 59-65
Аннотация: в статье рассматриваются теоретико-методологическое и семантическое обоснования риска как понятия современной социальной теории и как феномена социальной практики. Акцентируется внимание на том, что стремительная экспансия риска, охват им все новых сторон человеческого существования и форм социокультурной практики не может не вызывать обеспокоенности. Именно от этого во многом зависит, в какой мере человек как социальный субъект сможет полноценно распорядиться наделенными социумом способностями, насколько правильно сможет подчинить свой разум, потребности насущной реальной социальной ситуации, и насколько он будет способен согласовать свои действия с конкретной действительностью. При этом авторская позиция интерпретации рассматриваемого феномена строится на том, что риск представляет собой деятельность, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора.
Политическая философия
Ю.М. Головко - Религиозно-философские взгляды Джона Адамса и их роль в формировании его политико-правовых идей c. 81-95
Аннотация: Джон Адамс (1735-1826) — видный деятель Войны за независимость, второй президент США, теоретик права и один из крупнейших политических мыслителей Просвещения, прошёл сложный, насыщенный путь философского и религиозно-нравственного становления. Ранние размышления Адамса на тему Бога и Писания, человека и природы, благочестия и добродетели помогают пролить свет на его зрелую политико-философскую мысль. Выступив в 1765 г. в поддержку прав колонистов, оппозиционер подтвердил те мировоззренческие принципы, которые сформулировал с окончания Гарварда. Пройдя путь от новоанглийского пиетизма к философскому рационализму Просвещения, Дж. Адамс не только сыграл важную роль в выявлении природы и характера духовно-нравственной революции, происходившей в «умах и сердцах колонистов» за десятилетие или даже два до Декларации независимости 1776 г., но и сам являлся её подлинным олицетворением и воплощением.
Национальный характер и менталитет
Е.В. Одинцова - Культура, быт и праздник в жизни русского народа последней трети XVII века c. 73-80
Аннотация: статья посвящена анализу жизни народа России последней трети XVII века в контексте исторического процесса изменения сознания людей, а также формированию нового уклада общественно-бытовой жизни с элементами заимствования западноевропейской культуры. В ней отражены яркие моменты в бытовой и праздничной жизни русского народа, а также проявленный интерес иностранцев, прибывающих и проживающих в России в последней трети XVII века. Теоретико-методологической базой настоящей статьи послужили историко-культурный и культурологический подходы.
Философская антропология
Корнева С.А. - Личность как абсолют: метафизические воззрения Ф.М. Достоевского
Аннотация: Воззрения Ф.М. Достоевского на человеческую природу и личность рассматриваются в контексте взаимопроникновения и взаимодействия европейской и русской культуры. Интеграция европейских метафизических концепций на основу русского православия позволило создать представление о человеческой личности как о явлении божественного абсолюта без рационалистического богоборчества. Богочеловек являющийся частью божественного абсолюта рассматривается как следующая стадия развития человечества. Личность предстает как явление, обладающее самостоятельной вечной ценностью, находящейся вне категорий конкретной религии, однако связанной с нею в силу традиционного дискурса развития духовной жизни. Творчество Достоевского рассматривается в контексте с одной стороны конфликтом между различными христианскими конфессиями, с другой — конфликта традиционного — религиозного — общества и нового мира, созданного достижениями научно-технического прогресса. Представления о всечеловеческом единстве позволяют говорить о глубоком понимании принципов мультикультурализма и межкультурной коммуникации. Результаты исследования могут быть использованы для углубления понимания современных социальных процессов и формирования ценностных категорий человеческого бытия. Дальнейшая разработка и переосмысление идейного наследия Ф.М. Достоевского могут быть полезны при создании новых моделей духовного и нравственного развития
Н.В. Клягин, И.Б. Рябушкина - Человек будущего c. 17-27
Аннотация: до 2565 г. неотеники будут чередоваться с акселератами, после чего воцарятся косные неотеники.
Духовно-нравственные искания
Разин А.А. - Типология людей по духовно-нравственным качествам
Аннотация: Статья посвящена проблеме определения категорий «духовность» и «нравственность» и их месте в восхождении человека к своей природе. Многие авторы нравственность связывают с волей, добродетелью, трудолюбием и счастьем. Только победив себя в пользу ближних и дальних людей, ты становишься духовным, становишься угодным Богу. Духовность сопряжена с отношением к другим людям и сводится к милосердию. Нравственность формируется в детские годы как привычка под воздействием социокультурной среды.
А.А. Разин - Типология людей по духовно-нравственным качествам c. 6-16
Аннотация: статья посвящена проблеме определения категорий «духовность» и «нравственность» и их месте в восхождении человека к своей природе. Многие авторы нравственность связывают с волей, добродетелью, трудолюбием и счастьем. Только победив себя в пользу ближних и дальних людей, ты оказываешься духовным, становишься угодным Богу. Духовность сопряжена с отношением к другим людям и сводится к милосердию. Нравственность формируется в детские годы как привычка под воздействием социокультурной среды.
Этика
Максимов Л.В. - Возможно ли рациональное обоснование морали?
Аннотация: Дебаты по поводу принципиальной возможности рационального обоснования морали идут в философии почти три столетия. Бесплодность, неконструктивность споров на эту очень важную для этики тему объясняется не только разнообразием несовместимых мировоззренческих принципов и подходов, но и неопределенностью дискутируемой проблемы, неоднозначной трактовкой разными авторами ключевых (для данной темы) терминов и понятий. Основная цель предлагаемой работы – прояснение смысла и общей логики указанной проблемы, что является необходимым условием ее продуктивного обсуждения и решения. В статье отстаивается высказанная впервые Д.Юмом идея о логической невыводимости суждений должного из суждений сущего, т.е. о невозможности обоснования моральных ценностей посредством знаний о мироустройстве; дается критический анализ представленных в современной философской литературе многочисленных попыток опровергнуть это юмовское положение или интерпретировать его в прямо противоположном оригиналу смысле. Статья завершается тезисом о том, что рациональное обоснование фундаментальных принципов морали не только невозможно логически, но и не нужно практически, поскольку эти принципы образуют единую общечеловеческую систему ценностей, их формирование и интернализация обусловлены объективными (природными и социальными) факторами, т.е. люди принимают эти ценности независимо от их рационального обоснования.
Философия культуры
Мальцева В.В. - Философия телесности в свете концепции культуры времени
Аннотация: В статье проведен культурфилософский анализ категории телесности; предложено авторское определение «культуры телесности»; предложен новый взгляд на проблему телесности с позиций культурно-временного подхода, культура телесности рассмотрена во взаимосвязи со здоровым образом жизни.
Воронина О.А. - Роль гендерных метафор в философском познании реальности
Аннотация: В статье рассматривается использование метафор в философских текстах. Показывается, что помимо познавательной, метафора обладает моделирующей функцией: она не просто формирует представление об объекте, но и задает способ и стиль мышления о нем. Особая роль в этом принадлежит базовым метафорам, которые проводят аналогии между разными системами понятий и фрэймируют предмет дискурса. К ним относятся и половые/гендерные метафоры: начиная с античности половые характеристики человека активно применялись философами для описания и понимания реальности. Представление о том, что «рациональное» каким-то особым образом связано с маскулинностью, сформировалось еще в античности, «отцами-основателями» такого типа рациональности. Включение мужского и женского как онтологических начал в систему познания мира трансформирует и их собственный, первоначально природно-биологический смысл. Метафора пола выступает как одно из оснований традиционного западного типа рациональности и как культуро-формирующий фактор.
Философия и искусство
Гун Г.Е. - Структурная матрица художественной культуры
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме системного изучения художественной культуры. Описывается локализованная версия системного анализа художественной культуры на основе ее матричного структурирования. Показан эвристический потенциал авторского подхода.
Философия права
Д.О. Москалёва - К какому типу относится современное российское общество? c. 96-101
Аннотация: в настоящей статье автор рассматривает проблему типологии современного российского общества и предлагает свое обобщение и вывод. Современное российское общество особый тип «смешанного» общества в кризисном состоянии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.