по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 10, 2011
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-10-2011
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2011
П.С. Гуревич - Эпоха просвещения: открытие субъекта c. 4-7
Аннотация: The article is devoted to the ideal of human during the epoch of Romanticism. The author gives a detailed description of romantic views on human introduced by philosophers, poets and writers living back in those times.
Онтология: бытие и небытие
Иванов С.Ю. - Философский дискурс как базовый концепт возможных структурных моделей картины мира
Аннотация: В статье рассматривается роль и функциональное значение картины мира при определении сферы и границ философского знания. Статья раскрывает проблематику основных целей и задач, стоящих перед философией в двадцать первом веке, базовых философских категорий и принципов, границ их «применимости». Также статья раскрывает возможные ракурсные видения «предметного тела философии», рассматриваются основные метафизические пути и ходы мысли, обусловливающие выбор тех или иных альтернатив. Основные элементы новизны состоят во введении в категориальный философский аппарат: философской картины мира, раскрытию ее структуры и основной функциональной направленности.
Спектр сознания
В.А. Яковлев - Сознание: информационно- синергетический подход c. 66-75
Аннотация: в работе обсуждается возможность построения информационно-синергетической модели сознания. Выдвигается принцип онтологической реальности информации — первичности информации по отношению к реальности вещественно-энергетической (физической) и реальности семантико-смысловой (идеальной). Предлагается новый подход к осмыслению антропного принципа и переинтерпретации философской категории сознания в качестве концепта теории информационной реальности.
Пространство и время
Моркин М.С. - Метафизика времени в жизни сознания
Аннотация: На основе трудов ряда философов строится и развивается концепция двойственного понимания времени. Затрагивается проблема соотношения внутреннего (субъективного) и объективного (физического) времени. Исследуется взаимосвязь этих двух понятий. Рассматривается общее и различное в явлениях, ими обозначаемых. Предлагаются идеи к выбору определенной позиции человека по отношению к времени.
Проблемы целостного мира
В.И. Полищук - Сценарий для мировой истории и культуры c. 16-22
Аннотация: статья дополняет традиционное прочтение гегелевской «Феноменологии духа». Показано, что данное произведение представляет собой \"изображение\" всё более полного самопознания мирового духа, что сказывается на его истории: она становится всё менее стихийной. Самосозидание духа есть процесс превращения истории в действительную, то есть в разумную историю, представляющую собой планирование и осуществление планов. Иными словами, история становится целесообразной деятельностью. Она в буквальном смысле делается, становится произведением человека, то есть культурой. Таким образом, приходит конец истории самой по себе, то есть истории в её традиционном понимании. Но \"конец истории\", как и всякое завершение, может быть началом новой ступени мировой культуры. Ведь и для самого Гегеля его «Феноменология духа» стала началом его деятельности как всемирно известного философа.
Новая научная парадигма
А.А. Борисенков - Парадигмальное знание в политической науке как фактор её развития c. 8-15
Аннотация: в статье изучается явление парадигмального знания в политической науке, обусловленное идеей политической целостности и раскрытием политической структуры. Рассматриваются особенности становления этого знания, а также его значение для развития политической теории. Предлагается новая политологическая парадигма, составляющая инновационный подход к исследованию политического содержания.
Философия познания
Фатенков А.Н. - Вальтер Беньямин и Михаил Лифшиц в пространстве поэтической онтогносеологии
Аннотация: С позиции экзистенциальной философии выявляются и рассматриваются концептуальные параметры поэтической онтогносеологии, материалом к чему служит творческое наследие В. Беньямина и М.А. Лифшица.
Социальная философия
Воронина О.А. - Проблема идентичности в феминизме постмодернити
Аннотация: В статье на основе англоязычной литературы описывается и анализируется трансформация феминистских теорий, происходящая под влиянием глобальных социальных процессов и интеллектуальных новаций постмодернистской эпохи. Рассматриваются социальные и дискурсивные основания появления новых феминистских концепций (феминизма третьей волны). Среди социальных детерминант этого процесса особую роль сыграли неоконсервативная политическая реакция восьмидесятых годов прошлого века на феминизм второй волны и, позже, развитие глобализации. Глобализация привела к активизации сознания женщин третьего мира и возникновению этнических концепций феминизма, в центре которых оказались проблемы мульти-идентичности (на основании этничности, гендера, социального класса). К дискурсивным основаниям автор относит внутренние теоретические противоречия феминизма первой и второй волн и его критику со стороны антифеминизма, постмодернизма, «черного и цветного» феминизмов, феминистской постколониальной теории, «инакомыслящих феминисток». Описаны и проанализированы «новые феминизмы» поколения Х, основными чертами которых являются отказ от теории, ценностей и массовых политических действий феминизма второй волны; индивидуализм; гедонизм; принятие идеи гибкой или гибридной идентичности личности. Это фактически свидетельствует о том, что феминизма как теории и массового движения больше не существует. Статья вводит в научный оборот много новых англоязычных текстов, написанных как адептами третьей волны феминизма, так и исследователями этого процесса на Западе.
Политическая философия
Рязанов Д.С. - Представление о сущности "исламского государства" в книге Сайида Кутба "Вехи на пути"
Аннотация: Целью данной работы является анализ взглядов одного из крупнейших идеологов исламизма Сайида Кутба на "исламское государство", его свойства и методы построения. Основное внимание уделено анализу книги "Вехи на пути". Автор раскрывает содержание понятий основных категорий творчества Кутба: "джахилийа" и "хакимийа", устанавливает источники заимствований данных идей, линии творческих влияний. Демонстрируется наличие противоречий в представлениях Кутба о свободе и освобождении. В статье показывается неоднозначное отношение исламских ученых-богословов и общественных деятелей к идеям Кутба, что свидетельствует о том, что, первое, исламизм не представляет собой единого целого, но разделен множеством разломов, объективно обусловливаемых социальной аморфностью данного движения; второе, существуют различные пути интерпретации творческого наследия Кутба.
Рязанов Д.С. - Представление о сущности "исламского государства" в книге Сайида Кутба "Вехи на пути"
Аннотация: Целью данной работы является анализ взглядов одного из крупнейших идеологов исламизма Сайида Кутба на "исламское государство", его свойства и методы построения. Основное внимание уделено анализу книги "Вехи на пути". Автор раскрывает содержание понятий основных категорий творчества Кутба: "джахилийа" и "хакимийа", устанавливает источники заимствований данных идей, линии творческих влияний. Демонстрируется наличие противоречий в представлениях Кутба о свободе и освобождении. В статье показывается неоднозначное отношение исламских ученых-богословов и общественных деятелей к идеям Кутба, что свидетельствует о том, что, первое, исламизм не представляет собой единого целого, но разделен множеством разломов, объективно обусловливаемых социальной аморфностью данного движения; второе, существуют различные пути интерпретации творческого наследия Кутба.
Новичкова Г.А. - Р.Арон о книге Ж.-П.Сартра "Критика диалектического разума"
Аннотация: Труд Арона "История и диалектика насилия. Анализ сартровской "Критики диалектического разума" - это серьезное исследование поздней философии Сартра, которое было рассмотрено Ароном с социологической точки зрения. Анализ философских взглядов Сартра, проведенный Ароном, освещает воззрения Арона на проблемы свободы и насилия.
Национальный характер и менталитет
Р.М. Алейник - Человек этнический c. 41-49
Аннотация: эпоха глобализации характеризуется парадоксальным сочетанием роста мультиэтнокультурных взаимосвязей, популяционно-генетическим смешением народов и одновременно усилением этнического самосознания. Но вокруг самого понятия «этнос», «нация» в отечественной философии и этнологии идет оживленная полемика между примордиалистами и конструктивистами. В ее составе возникла новая, интерпретативная антропология, исследующая культурные разногласия и культурные смыслы деятельности человека и создаваемых им различных социальных коалиций по сравнению с дискретными единицами антропологического (этнологического) анализа, и их отношения между собой.
История гуманистической мысли
В.Л. Петрушенко - Дмитрий Сергеевич Мережковский: к характеристике философско- теологических воззрений c. 93-102
Аннотация: в статье, подготовленной к 70-летию со дня смерти Д.С. Мережковского, дается картина его основных мировоззренческих идей и убеждений. При этом акцент делается на неординарных идеях писателя и мыслителя, в частности, на его понимании сущности и исторической направленности христианства, места в нем проблемы телесности и пола, на идее так называемого «Третьего Завета», игравшей существенную роль в так называемом «новом христианстве» Мережковского.
Религии и религиозное возрождение
Омарова З.У. - Некоторые аспекты изучения феномена «религия»
Аннотация: Современное российское общество особенно остро переживает процессы, происходящие в религии и связанные с ней. Эти процессы сопровождаются противостоянием сторонников разных взглядов и выливаются в крайне поляризированные позиции и острую полемику в средствах массовой информации. Вполне очевидно, что при обращении к вопросам религии обойтись без оценочных характеристик, которые отражают личный опыт и убеждения исследователя, крайне сложно. Отношение к процессу религиозного познания опосредованно сакральным характером личностного отношения с одной стороны и попыткой рационализировать, стремлением к взвешенности и объективности с другой, что свойственно практике научного исследования, хотя полностью избежать пристрастности вряд ли представляется возможным. В такой ситуации крайне важно выработать отношение к религии вне конъюнктурной заданности, и не маловажной представляется позиция, в которой отсутствует демонстративный нейтрализм.
Философская антропология
С.А. Корнева - Личность как абсолют: метафизические воззрения Ф.М. Достоевского c. 50-57
Аннотация: воззрения Ф.М. Достоевского на человеческую природу и личность рассматриваются в контексте взаимопроникновения и взаимодействия европейской и русской культуры. Интеграция европейских метафизических концепций на основу русского православия позволило создать представление о человеческой личности как о явлении божественного абсолюта без рационалистического богоборчества. Богочеловек, являющийся частью божественного абсолюта, рассматривается как следующая стадия развития человечества. Личность предстает как явление, обладающее самостоятельной вечной ценностью, находящейся вне категорий конкретной религии, однако связанной с нею в силу традиционного дискурса развития духовной жизни. Творчество Достоевского рассматривается в контексте, с одной стороны, конфликта между различными христианскими конфессиями, с другой — конфликта традиционного — религиозного — общества и нового мира, созданного достижениями научно-технического прогресса. Представления о всечеловеческом единстве позволяют говорить о глубоком понимании принципов мультикультурализма и межкультурной коммуникации. Результаты исследования могут быть использованы для углубления понимания современных социальных процессов и формирования ценностных категорий человеческого бытия. Дальнейшая разработка и переосмысление идейного наследия Ф.М. Достоевского могут быть полезны при создании новых моделей духовного и нравственного развития.
Человеческие экзистенциалы
Ф. Компуэн - Жан-Поль Сартр и Альбер Камю: пророки абсурда c. 58-65
Аннотация: статья посвящена проблеме абсурда, особенностям его восприятия и специфике воздействия на человека XX века, атеиста, героя произведений Сартра и Камю. Проводится сравнительный анализ пониманий абсурда этими авторами, в ходе которого проблематизируется как резистентность сознания к фактическому натиску абсурда, так и изначальная автономность абсурда перед лицом целостно-цельного сознания. Автор статьи приходит к компромиссному мнению, экстраполируя модель абсурдной заброшенности, представленной атеистическим экзистенциализмом, на плачевные стороны современной действительности и призывая философию вернуться к своему назначению, дабы внести свою немаловажную лепту в борьбу с недугом.
Духовно-нравственные искания
А.В. Разин - Тело человека как антропологический констант его общественного бытия c. 23-32
Аннотация: вопрос о теле человека рассматривается в связи с новыми биотехнологиями, позволяющими воздействовать на продолжительность жизни, искусственное поддержание биохимических процессов и даже на изменение строения тела. Мы обсуждаем вопрос о праве человека распоряжаться своим телом, доказываем, что тело как уникальный носитель сознания не является личным достоянием отдельного индивида. Применительно к открывающимся перспективам реконструкции тела рассматривается вопрос об этических ограничениях этого. Они связаны с условиями сохранения непрерывности культуры.
Этика
Л.В. Максимов - Возможно ли рациональное обоснование морали? c. 76-92
Аннотация: Дебаты по поводу принципиальной возможности рационального обоснования морали идут в философии почти три столетия. Бесплодность, неконструктивность споров на эту очень важную для этики тему объясняется не только разнообразием несовместимых мировоззренческих принципов и подходов, но и неопределенностью дискутируемой проблемы, неоднозначной трактовкой разными авторами ключевых (для данной темы) терминов и понятий. Основная цель предлагаемой работы — прояснение смысла и общей логики указанной проблемы, что является необходимым условием ее продуктивного обсуждения и решения. В статье отстаивается высказанная впервые Д.Юмом идея о логической невыводимости суждений должного из суждений сущего, т.е. о невозможности обоснования моральных ценностей посредством знаний о мироустройстве; дается критический анализ представленных в современной философской литературе многочисленных попыток опровергнуть это юмовское положение или интерпретировать его в прямо противоположном оригиналу смысле. Статья завершается тезисом о том, что рациональное обоснование фундаментальных принципов морали не только невозможно логически, но и не нужно практически, поскольку эти принципы образуют единую общечеловеческую систему ценностей, их формирование и интернализация обусловлены объективными (природными и социальными) факторами, т.е. люди принимают эти ценности независимо от их рационального обоснования.
Философия культуры
Артюхина Л.В. - Культура глубинного общения во взглядах Г.С. Батищева и Дж. Бьюдженталя
Аннотация: Настоящая статья посвящена современному видению феномена культуры глубинного общения. Через призму взглядов Г.С. Батищева мы посмотрели на экзистенциальную концепцию Дж. Бьюдженталя по данному вопросу, при этом проанализировали как основные «универсалии культуры глубинного общения» Г.С. Батищева встраиваются в современную психологическую теорию. В статье обосновывается вывод, что культуру межличностного глубинного общения следует развивать, опираясь на современные знания, которые сложились, в том числе под влиянием основоположников этого направления.
Л.В. Артюхина - Культура глубинного общения (сравнение взглядов Г.С. Батищева и Дж. Бьюдженталя) c. 33-40
Аннотация: Настоящая статья посвящена современному видению феномена культуры глубинного общения. Через призму взглядов Г.С. Батищева мы посмотрели на экзистенциальную концепцию Дж. Бьюдженталя по данному вопросу, при этом проанализировали как основные «универсалии культуры глубинного общения» Г.С. Батищева встраиваются в современную психологическую теорию. В статье обосновывается вывод, что культуру межличностного глубинного общения следует развивать, опираясь на современные знания, которые сложились, в том числе под влиянием основоположников этого направления.
После юбилея
Игумен Петр (Пиголь) - Константин Михайлович Долгов. Творческая личность c. 103-105
Аннотация: This is the description of Konstantin Dolgov’s life and work from the point of view of religion: the author of the article, hegumen Peter, talks about Dolgov’s talents grated by God, as well as his creativity as a realization of God’s beginning and purpose.
В потоке книг
П.С. Гуревич - Вновь обретенный Шпет c. 106-114
Аннотация: Шпет Густав. Философская критика: отзывы, рецензии, обзоры. — М., 2010. — 487 с. (ти- раж 800 экз.) Шпет Г.Г. Философия и наука. Лекционные курсы / Отв. ред.-сост., предисловие, ком- ментарии, археографическая работа и реконструкция Т.Г. Щедрина. — М., 2010. — 496 с. (тираж 1500 экз.) Густав Шпет и его философское наследие. У истоков семиотики и структурализма. — М., 2010. — 527 с. (тираж 1500 экз.)
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.