по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 01, 2011
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-1-2011
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2011
Колонка главного редактора
П.С. Гуревич - Особый способ мышления c. 5-8
Аннотация: В своей статье автор рассматривает методологический аппарат философской антропологии как особый типа мышления, посвященный рассмотрению человека в конкретной ситуации – исторической, социальной, экзистенциальной, психологической.
Методология философского знания
Малюкова О.В. - Эпистемология Времени
Аннотация: В настоящее время можно констатировать возникновение новой проблемной ситуации, связанной с попытками переосмыслить феномен времени с позиций философии науки. Успех подобных попыток может быть достигнут на основе широкого междисциплинарного синтеза., поскольку разные науки дают лишь частичный образ объективного времени. Исходя из этой гипотезы, можно предположить, что полноценные концепции времени должны формироваться не в рамках какой-либо отдельной научной дисциплины, а в многомерном междисциплинарном контексте. Именно поэтому основное внимание следует уделять как особенностям различных предметных областей во временном аспекте, так и методам изучения темпоральности в той или иной сфере научного знания.
Онтология: бытие и небытие
Байбородов А.Ю. - О специфике коэкзистенциального символа
Аннотация: Статья посвящена анализу возможности постижения бытия Другого в опыте коэкзистенциального общения. Коэкзистенциальный акт выступает как органическое единство «сверхсмысла» и множества конкретных форм. Единый «сверхсмысл» общения познаётся в непосредственном опыте со-бытия. Кроме того, «cверхсмысл» проявляет себя в конкретной ситуации, и, более того, «высказывает» сам себя через конкретный коэкзистенциальный акт.
Гранин Р.С. - Проблема объективации в экзистенциальной философии Н.А. Бердяева
Аннотация: В статье рассматривается философия духа Бердяева, развиваемая им в рамках его экзистенциальной метафизики. Основной проблемой которой является отношение существования духа к бытию мира, нуминозного к феноменальному. Формой такого отношения, согласно Бердяеву, является объективирующая функция человеческого познания, которая гипостазирует конструкции ума (универсалии, субстанции), затем социализирует их, после чего они приобретают категориальное общеобязательное значение, собственное бытие. Борьба против власти объективации духа представляется Бердяеву эсхатологически, через трансцендентальный выход за пределы феноменального причинно-следственного мира в реальность «добытийственной» свободы, в экзистенцию.
Э. Кассирер - Мифическое, эстетическое и теоретическое пространство c. 25-34
Аннотация: В статье представлены материалы доклада Эрнста Кассиера — немецкого философа и культуролога, представителя Марбургской школы неокантианства.
Спектр сознания
Карпова Е.В. - Гносеологические аспекты социокультурного восприятия пространства в религиозных представлениях
Аннотация: В статье анализируется социокультурное восприятие пространства в религиозных представлениях с гносеологической точки зрения как механизм, форма отражения действительности в сознании, а так же как целостный образ пространства, сформированный под влиянием религиозного опыта.
Карпова Е.В. - Онтологические аспекты социокультурного восприятия пространства в религиозных представлениях
Аннотация: В статье предпринимается попытка анализа социокультурного восприятия пространства в религиозных представлениях с онтологической точки зрения как разновидности перцептивного процесса восприятия, события, имеющего самостоятельный онтологический статус.
Пространство и время
О. В. Малюкова - Эпистемология времени c. 35-40
Аннотация: В настоящее время можно констатировать возникновение новой проблемной ситуации, связанной с попытками переосмыслить феномен времени с позиций философии науки. Успех подобных попыток может быть достигнут на основе широкого междисциплинарного синтеза, поскольку разные науки дают лишь частичный образ объективного времени. Исходя из этой гипотезы, можно предположить, что полноценные концепции времени должны формироваться не в рамках какой-либо отдельной научной дисциплины, а в многомерном междисциплинарном контексте. Именно поэтому основное внимание следует уделять как особенностям различных предметных областей во временном аспекте, так и методам изучения темпоральности в той или иной сфере научного знания.
Циклы и волны глобального мира
Шугуров М.В. - Динамика глобальных процессов в контексте ценностных трансформаций
Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования универсальной системы ценностей в условиях глобализации. Автор анализирует способы конституирования цивилизационной идентичности в глобальном мире. Большое внимание уделяется аксиологическим основам модернизации общения государств, народов, личностей на глобальном уровне. Делается вывод о необходимости активизации философской рефлексии в процессе проецирования глобальных ценностей в плюралистическом формате.
Шугуров М.В. - Динамика глобальных процессов в контексте ценностных трансформаций
Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования универсальной системы ценностей в условиях глобализации. Автор анализирует конституирование цивилизационной идентичности в современном мире. Большое внимание уделяется аксиологическим аспектам модернизации общения государств, народов, личностей на глобальном уровне. Делаются выводы о необходимости активизации философской рефлексии в процессе глобализации ценностей в плюралистическом формате.
Рубежи и теории познания
Фройденталь Г.-., Фройденталь Г.-. - Отсутствующий центр философии Кассирера: Homo faber in abstracto
Аннотация: Название этой статьи подразумевает выразить утверждение о том, что, во-первых, проект Кассирера является, действительно, философским и систематическим (а не просто историческим); во-вторых, что в этой философии имеется центральный принцип; а в-третьих, что этот центральный принцип не разработан и не применен к культурному материалу, который он должен был бы объяснять. Таким образом, весь корпус работ Кассирера предъявляет, с одной стороны – программу систематической исторической эпистемологии, а с другой – материал, который должен быть интерпретирован и объяснен этой эпистемологией. Материал упорядочен так, что предполагает прогрессивное эпистемологическое развитие, но Кассирер нигде не применяет центральный принцип его исторической эпистемологии – его понятие символа – для демонстрации и объяснения этого эпистемологического развития.
Г. Фройденталь - Отсутствующий центр философии Кассирера: Homo Faber in abstracto c. 9-24
Аннотация: Название этой статьи предполагает утверждение о том, что, во-первых, проект Кассирера является, действительно, философским и систематическим (а не просто историческим); во-вторых, что в этой философии имеется центральный принцип; а в-третьих, что этот центральный принцип не разработан и не применен к культурному материалу, который он должен был бы объяснять. Таким образом, весь корпус работ Кассирера предъявляет, с одной стороны – программу систематической исторической эпистемологии, а с другой – материал, который должен быть интерпретирован и объяснен этой эпистемологией. Материал упорядочен так, что предполагает прогрессивное эпистемологическое развитие, но Кассирер нигде не применяет центральный принцип его исторической эпистемологии – его понятие символа – для демонстрации и объяснения этого эпистемологического развития.
Традиции и инновации
Е.А. Попов - Время цветет, как черемуха (курсив культурной истории начала ХХ века) c. 67-80
Аннотация: В статье раскрывается значение русского авангарда в начале ХХ века для русской культуры, преодоления ее традиционности. Упор делается на ценностно-смысловых исканиях представителей авангарда, сказавшихся на укреплении культурной самодостаточности и самобытности.
Информация и идеи
Урсул А.Д. - Информация и культура
Аннотация: В статье рассматривается взаимосвязь информации и культуры, причем особое внимание уделяется информационному аспекту культуры как внегенетическому информационному процессу, характеризующему социальную ступень эволюции. Отмечается, что понятие цивилизации «тяготеет» к материально-вещественной, экономической и технико-технологической трактовке, представляя в тоже время целостную социальную ступень эволюции, то понятие культуры – к ее духовно-информационной составляющей, выражающей глубинную сущность цивилизационного процесса. Обсуждается информационный критерий развития в природе и обществе и его применение к эволюционным процессам в сфере культуры. Автор также останавливается на проблеме поиска единиц культурной информации, в частности, мемов и высказывает свое мнение по поводу этих исследований.
Социальная философия
Мехед Г.Н. - Метаморфозы постиндустриального общества: общество знания или общество информации?
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы развития постиндустриального общества и переход к информационному обществу как его новой стадии. Основное внимание уделяется определению и разграничению понятий знания и информации. Делается попытка всесторонне охарактеризовать и проанализировать понятие информации с учетом усиления роли информационных процессов в общественно-политической жизни.
Политическая философия
Федотова В.Г. - Демократическая консолидация, основные теории солидарности и концепции солидаристских практик
Аннотация: Текст посвящен демократической консолидации, основным теориям солидарности и концепции солидаристских практик. В нем рассмотрены основные понятия статьи, их повседневное и теоретическое значение. Он включает два раздела. В первом из них «Транзитология как вариант модернизационной теории, ориентированный на демократическую консолидацию» понятие консолидации рассмотрено в том теоретическом значении, которое оно принимает в транзитологии – варианте теории модернизации, упрощенном до признания демократии и рынка. Консолидация в ней рассмативается как завершающая фаза транзита демократии. Во втором разделе «Консолидация, солидарность и солидаристские практики» рассмотрен ряд концепций солидарности и солидаризма.
Социальная динамика
М. А. Максимов - Человек в современном обществе: постмарксистская интерпретация проблемы c. 50-58
Аннотация: Автором исследованы постклассические интерпретации проблемы человека и перспектив его развития в современном мире. Особое внимание в статье уделено взглядам теоретиков постмарксизма (А. Бадью, Э. Лакло, И. Мессарош, Ш. Муфф и др.) на вопросы, связанные с человеческой деятельностью, с социальными взаимосвязями индивидов, с проектами конструирования современной социокультурной среды.
Диалог культур
Усманова О.С. - Межкультурный диалог и проблема идентичности в современном киноискусстве (на примере творчества южнокорейского режиссера Ким Ки Дука)
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы идентичности и межкультурного диалога на примере творчества южнокорейского режиссера Ким Ки Дука. На основе анализа его фильма «Весна, лето, осень, зима... и снова весна» происходит экспликация проблемы самоидентификации личности в связи с усиливающемся диалогом культур. В фильме «Весна…» тема потери человеком своего места в современном мире находит свое осмысление через обращение к буддийской традиции. Заслуга Ким Ки Дука в эвристическом раскрытии понятия идентичности, в активном его осмыслении с целью освобождения нашего сознания от навязанных средствами массовой информации штампов и предрассудков.
О. С. Усманова - Творчество южнокорейского режиссера Ким Ки Дука (в контексте проблем идентичности и межкультурного диалога) c. 59-66
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы идентичности и межкультурного диалога на примере творчества южнокорейского режиссера Ким Ки Дука. На основе анализа его фильма «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» происходит экспликация проблемы самоидентификации личности в связи с усиливающемся диалогом культур. В фильме «Весна…» тема потери человеком своего места в современном мире находит свое осмысление через обращение к буддийской традиции. Заслуга Ким Ки Дука в эвристическом раскрытии понятия идентичности, в активном его осмыслении с целью освобождения нашего сознания от навязанных средствами массовой информации штампов и предрассудков.
Ценность и истина
Омельчук Р.К. - Символичность веры в свете онтологического подхода
Аннотация: В статье исследуется проблема веры, которая осмысливается не как религиозный и гносеологический феномен, а бытийно-ценностно. Рассматриваются механизмы веры как онтологического феномена и ее функции. Обосновывается, что вера – это не только раскрытие личности и раскрытие ее истинности, но символ человеческой жизни, символ становления истинным. Развитие онтологического подхода к вере, совмещающего в себе ценные идеи как фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, так и русской религиозной философии начала прошлого века, представляется эффективным инструментом для постановки и решения проблемы человеческого бытия в связи с ценностно-смысловым отношением. Данная статья будет интересна не только философам, но и всем, интересующимся проблемами человека.
Феноменология
Красноярова О.В. - Об истоках онтологизации медиа в феноменологии М. Мерло-Понти
Аннотация: В статье рассматривается проблема философского определения медиа как условия существования современного человека. Истоки современной онтологической точки зрения на медиа выявляются в феноменологии Мерло-Понти, при этом медиа определяются как онтологический способ вовлеченности человека в мир. Объясняется статус медиа как вещи и статус как медиальной модальности восприятия мира.
Философская антропология
С. В. Чернов - О творческом назначении человека c. 41-49
Аннотация: в статье на основе учения Н.А. Бердяева о парадоксальной этике творчества рассматривается проблема творческого назначения человека, и намечаются пути конкретного философско-антропологического исследования направленного на обнаружение духовных признаков и личностных атрибутов, определяющих человека как творящего субъекта, через которые только и можно усмотреть самую сущность духовного творчества.
Философия культуры
Переверзева М.В. - Музыка, случайность и их взаимоотношения
Аннотация: В музыке второй половины ХХ столетия возникли художественно-эстетические концепции и методы работы, в которых случайность стала неизменным фактором сочинения и исполнения композиции, как в алеаторике — технике письма, допускающей индетерминизм музыкального материала и структуры произведения. Алеаторное сочинение может иметь мобильный материал и стабильную форму, стабильный материал и мобильную форму или же мобильные материал и форму. Одной из главных проблем подобной композиции, особенно в условиях подвижности всех элементов музыкальной ткани, была проблема формообразования. Однако даже если произведение основывается на принципе абсолютно случайной последовательности частей или комбинации звуковых элементов, целостность и единство его форме придают особые структурообразующие факторы, которые рассматриваются в статье на примере сочинений американских композиторов 1950–1960-х годов.
Философия и искусство
Соловьев Э.Ю. - Философско-правовые глубины чеховского рассказа «Злоумышленник»
Аннотация: Статья написана к 150-летию со дня рождения А.П.Чехова и представляет собой опыт литературоведческого анализа, ориентированного на правоведческую и философско-правовую проблематику. На примере хрестоматийно известного рассказа «Злоумышленник» автор показывает, как великий писатель вводит в общественное сознание пореформенной России глубинную антитетику, которой была обременена юридическая теория умысла и вменения. Затрагивается тема художественной прозы как дискурса.
Деменёв Д.Н. - Взаимодействие зрительного и эмоционального восприятий и их значение при создании произведений изобразительного искусства
Аннотация: В статье рассматривается взаимодействие зрительного и эмоционального восприятий, а также их значение при создании произведений изобразительного искусства. Статья представляет теоретическую и практическую значимость для художников, а также рассчитана на широкий круг любителей философии и искусства.
Петрусева Н.А. - Постсериализм и экспериментальный постмодернизм: положение Новой музыки
Аннотация: Сегодня исследователи пришли к выводу, что сериализм, как стилистическая революция, стал самым мощным выходом из кризиса тональности и был в течение нескольких десятилетий основной силой организации музыкального модернизма. Статья посвящена рассмотрению двух антагонистических движений музыкального авангарда – постсериального модернизма и экспериментального постмодернизма. Показано продуктивное взаимодействие понятий, являющихся бесплодными тогда, когда они разъединены или только вступают в антагонистическое противоречие друг с другом.
Петрусева Н.А. - Постсериализм и экспериментальный постмодернизм: положение Новой музыки
Аннотация: Сегодня исследователи пришли к выводу, что сериализм, как стилистическая революция, стал самым мощным выходом из кризиса тональности и был в течение нескольких десятилетий основной силой организации музыкального модернизма. Статья посвящена рассмотрению двух антагонистических движений музыкального авангарда – постсериального модернизма и экспериментального постмодернизма. Показано продуктивное взаимодействие понятий, являющихся бесплодными тогда, когда они разъединены или только вступают в антагонистическое противоречие друг с другом.
Петрусева Н.А. - Постсериализм и экспериментальный постмодернизм: положение Новой музыки
Аннотация: Сегодня исследователи пришли к выводу, что сериализм, как стилистическая революция, стал самым мощным выходом из кризиса тональности и был в течение нескольких десятилетий основной силой организации музыкального модернизма. Статья посвящена рассмотрению двух антагонистических движений музыкального авангарда – постсериального модернизма и экспериментального постмодернизма. Показано продуктивное взаимодействие понятий, являющихся бесплодными тогда, когда они разъединены или только вступают в антагонистическое противоречие друг с другом.
В. Б. Власова - А.П. Чехов – реалист или романтик? c. 101-107
Аннотация: в статье рассматривается мировоззрение и творчество Чехова с философско-эстетических позиций. В этой связи также поднимается вопрос о правомерности приписывать ему религиозные убеждения. Но главное внимание уделяется анализу двойственного характера чеховской поэтики, проводятся параллели с творчеством Л. Толстого, Ф. Достоевского, с западноевропейским романтизмом XIX в. Выявляются причины этой двойственности и основания всемирного признания писателя в контексте глобальных социальных изменений и трансформации общественного сознания в последние сто лет.
Философия техники
Воронин А.А. - Ответственность человека и безответственность техники
Аннотация: Автор исходит из понимания техники как одной из форм общения людей – одной из коммуникативных стратегий, изобретенных человеком в качестве средства управления миром. Но мир – это мир человека. Спрашивая о технике, мы спрашиваем о человеке, о его целях, ценностях и ответственности. В таком контексте разговор о связи техники и морали оказывается повернут в сторону ответственности и рациональности человека, то есть культуры и социума. Наиболее правдоподобный ответ об их возможностях – скорее пессимистический. Тем важнее кажется автору поиск вариантов оптимистических решений – как понимать единство техники и культуры, и как, на каких основаниях можно предотвратить конфликт человека и техники.
Воронин А.А. - Ответственность человека и безответственность техники
Аннотация: Автор исходит из понимания техники как одной из форм общения людей – одной из коммуникативных стратегий, изобретенных человеком в качестве средства управления миром. Но мир – это мир человека. Спрашивая о технике, мы спрашиваем о человеке, о его целях, ценностях и ответственности. В таком контексте разговор о связи техники и морали оказывается повернут в сторону ответственности и рациональности человека, то есть культуры и социума. Наиболее правдоподобный ответ об их возможностях – скорее пессимистический. Тем важнее кажется автору поиск вариантов оптимистических решений – как понимать единство техники и культуры, и как, на каких основаниях можно предотвратить конфликт человека и техники.
А.А. Воронин - Ответственность человека и безответственность техники c. 92-100
Аннотация: Автор исходит из понимания техники как одной из форм общения людей – одной из коммуникативных стратегий, изобретенных человеком в качестве средства управления миром. Но мир – это мир человека. Спрашивая о технике, мы спрашиваем о человеке, о его целях, ценностях и ответственности. В таком контексте разговор о связи техники и морали оказывается повернут в сторону ответственности и рациональности человека, то есть культуры и социума. Наиболее правдоподобный ответ об их возможностях – скорее пессимистический. Тем важнее кажется автору поиск вариантов оптимистических решений – как понимать единство техники и культуры, и как, на каких основаниях можно предотвратить конфликт человека и техники.
Философия науки и образования
Борисов С.В. - «Философский глаз» для науки: диалог в диалоге
Аннотация: В статье предпринимается попытка перевести «внутреннюю» полемику трактовок науки как познавательной деятельности в полемику «внешнюю», представленную в виде воображаемого диалога Профана, Ученого и представителей философии науки. Этот прием, по замыслу автора, позволит «вскрыть» многие противоречивые и драматичные моменты развития науки, увидеть ее «изнанку», тщательно скрываемую за красивым и претенциозным фасадом.
С. В. Борисов - «Философский глаз» для науки: диалог в диалоге c. 81-91
Аннотация: В статье предпринимается попытка перевести «внутреннюю» полемику трактовок науки как познавательной деятельности в полемику «внешнюю», представленную в виде воображаемого диалога Профана, Ученого и представителей философии науки. Этот прием, по замыслу автора, позволит «вскрыть» многие противоречивые и драматичные моменты развития науки, увидеть ее «изнанку», тщательно скрываемую за красивым и претенциозным фасадом.
В потоке книг
В. М. Розин - Продумывая жизнь и творчество Лотмана. Рецензия на книгу «Юрий Михайлович Лотман», М.: Российская политическая эн- циклопедия (РОСПЭН), 2009. 399 с. (Философия России второй половины ХХ в.), 978-5-8243-1226-3 c. 108-113
Аннотация: В статье рассматривается жизненный путь Ю.Лотмана. Анализируются особенности его творческой эволюции, в частности, переход к семиотическим к культурологическим исследованиям. Обсуждаются лотмановский дискурс и мышление.
Э. А. Шулепова - Очерки истории города Сергиева Посада конец XVIII века – XX век c. 114-114
Аннотация: Выходит в свет большая коллективная монография Российского института культурологии «Очерки истории города Сергиева Посада: конец XVIII века — XX век». Данная работа продолжает серию историко-культурологических изданий института «Российская провинция: среда, культура, социум. В монографии жизнь и культура Сергиева Посада представлена как антропологически ориентированная история, в центре которой находится человек, житель.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.