Статья 'Театральный экзистенциализм Клемана Марти (Бартабаса): вымысел или философский взгляд современного режиссера-постановщика' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Театральный экзистенциализм Клемана Марти (Бартабаса): вымысел или философский взгляд современного режиссера-постановщика

Данилова Ольга Викторовна

помощник проректора по учебной работе; Российский институт театрального искусства - ГИТИС

125009, Россия, г. Москва, пер. Малый Кисловский, 6

Danilova Olga

assistant provost for academid affairs at Russian Institute of Theatre Arts/GITIS

125009, Russia, Moscow Region, Moscow, str. Malyi Kislovsky pereulok, 6

airgu@ya.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2017.1.21326

Дата направления статьи в редакцию:

06-12-2016


Дата публикации:

10-03-2017


Аннотация: Предметом исследования является нетрадиционная театрально-постановочная форма режиссуры спектаклей французского конного театра «Зингаро». Ее оригинальность заключается в том, что психоделическое абстрагирование от одной реальности, формирует другую – атмосферно-ассоциационную реальность. Это происходит путем создания аудиовизуальных пластическо-демонстрационных мизансцен, не имеющих прямой причинно-следственной связи, как это принято в «традиционной режиссуре». Логика повествования сюжета формируется посредством умозримой последовательности точно подобранных ассоциаций, вызванных действенно-пластическим характером построения мизансцен. Именно они дают возможность данной демонстрационно-постановочной театральной форме преобразить Действительность. Это преображение не простое «отображение» или «изображение» Действительности, каким бы изысканным оно не было (как например: мейерхольдовский «авангардный театр», вахтанговский «театр представлений» или реалистичный «театр переживаний» К.С.Станиславского, и т.д.). Это преображение трансформирующее само восприятие. Это – философско-психологический театр. В данной научно-исследовательской работе используются общенаучные методы, применяемые в гуманитарных науках: теоретический и эмпирический. Во время демонстрации постановок «Зингаро» возникает устойчивая (ассоциативная) связь с подсознанием зрителя, которое использует потенцию человеческого мозга к достраиванию (гештальт) незавершенных образов, умозримо моделирует цепь сюжетно-действенных коллизий (мизансцен) в определенную логически выверенную понятийно-смысловую концепцию, формирующую образно-художественную целостность (законченность) произведения театрального искусства и соответствующую структуру (последовательность) его восприятия. Здесь, наверное, уместно было бы провести аналогию с некой телепортацией (в смысле формы определенного психологического воздействия), которая служит проводником в «мир припоминаний». Действенно-пластические метафоры (мизансцены спектакля), объясняющие «азбучные истины» иррациональной реальности («экзистенции»), тем самым скрывают (не акцентируют внимание) алгоритм «погружения» в эту реальность. Таким образом, зрительской аудитории предоставляется оригинальная возможность индивидуального проникновения в психоэмоциональную сущность «вымышленной» реальности. Иррационализм ее настолько умозрительно достоверен, что реальность приобретает совершенно иные понятийно-смысловые очертания. Она просматривается через проекцию «экзистенции» совершенно в новом, ранее не свойственном ей, свете.


Ключевые слова:

постановочно-демонстрационная форма, драматургическое моделирование ассоциаций, атмосферно-ассоциативная реальность, образно-смысловой контекст, демонстрационно-действенная линия, экзистенциально-психоэмоциональная абстракция, ситуационно-действенная модуляция, театральная постановка, религиозный экзистенциализм, архетипические модели

Abstract:   The subject of this research is the nontraditional theatrical-staged form of production of the spectacles of the French equestrian theatre “Zingaro”. Its originality consists in the fact that psychedelic distraction from one realty forms a different – atmospheric-association reality. This happens through the creation of audiovisual plastic-demonstrative mises-en-scène (placing on stage), which do not have a direct cause-and-effect relation, as it is common to the traditional production. The logic of narration of the plot is formed by the virtue of theoretical sequence of the precisely selected associations, caused by the action-plastic character of structuring the mises-en-scène. Namely them provide an opportunity for this demonstrative-staged theatrical form to transform the Reality. Such transformation changes the perception itself. This is a philosophical-psychological theatre. During the demonstration of “Zingaro” perforamces emerges a steady (associative) connection with subconsciousness of a spectator, which uses the potential of human mind to finishing (gestalt) of the incomplete images, theoretically shapes the chain of storyline and action collisions (mises-en-scène) into a certain logically proven notional concept that forms the imagery-artistic wholeness (completion) of a theatrical oeuvre and the corresponding structure (sequence) of its perception. It would be appropriate to pursue analogy with teleportation (in sense of the form of certain psychological effect), which serves as a conductor into the “world of recalls”. Thus, the audience is able to journey into the psycho-emotional essence of the “imaginary” reality. The Reality is viewed through the projection of “existence” in a completely new, and earlier uncharacteristic to it, perspective.  


Keywords:

Archetype model, Religious existentialism, Theatrical performance, Situational-action modulation, Existential-psychoemotional abstraction, Demonstrative-action line , Imagery-conceptual context, Atmospheric-associative reality, Dramaturgical modelling of associations, Staged-demonstrative form

Библиография
1. Шумский В.Б. Экзистенциальная психология и психотерапия : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В.Б. Шумский. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016. С. 17.
2. Мэй Р. Открытие Бытия. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. С. 49.
3. Данилова О.В. Спектакли "Зингаро" как инициация с архаическими истоками бытия. // Культура и искусство. 2016. № 3. С. 360-372.
4. Воеводина Л.Н. Мифотворчество как феномен современной культуры: Дисс. на соиск. уч. ст. док. фил. наук. 24.00.01. М., 2002. 282 с.
5. Хренов Н.А. Миф и художественное сознание ХХ века / [отв. ред. Н.А. Хренов]; Государственный институт искусствознания (ГИИ). М., 2011. С. 130.
6. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. М.: «Искусство», 1969. Т. 2. C. 22.
7. Марсель Г. Опыт конкретной философии / Пер. с фр. М., 2004. 224 с.
8. Ясперс К. Разум и экзистенция / К. Ясперс; пер. А. К. Судакова. М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2013. 336 с.
9. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии (нем. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie, 1913) / Пер. с нем. А.В. Михайлова. М.: ДИК, 1999. 2-е изд.: пер с нем. А.В. Михайлова, вступ. ст. В.А. Куренного. М.: Академический проект, 2009. 489 с.
10. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / Пер. с фр. М. Грецкого. М.: Изд-во иностр. лит., 1953. С. 21.
11. Зелинская А.Н. Смысл жизникак человеческий экзистенциал // Психология и Психотехника. 2013. № 6. C. 529-535.
12. М. Джексон Экзистенциальная антропология.Перевод разделов книги М.А. Султановой // Психология и Психотехника. 2012. № 7. C. 19-29.
References
1. Shumskii V.B. Ekzistentsial'naya psikhologiya i psikhoterapiya : ucheb. posobie dlya bakalavriata i magistratury / V.B. Shumskii. 2-e izd., ispr. i dop. M.: Izdatel'stvo Yurait, 2016. S. 17.
2. Mei R. Otkrytie Bytiya. M.: Institut obshchegumanitarnykh issledovanii, 2004. S. 49.
3. Danilova O.V. Spektakli "Zingaro" kak initsiatsiya s arkhaicheskimi istokami bytiya. // Kul'tura i iskusstvo. 2016. № 3. S. 360-372.
4. Voevodina L.N. Mifotvorchestvo kak fenomen sovremennoi kul'tury: Diss. na soisk. uch. st. dok. fil. nauk. 24.00.01. M., 2002. 282 s.
5. Khrenov N.A. Mif i khudozhestvennoe soznanie KhKh veka / [otv. red. N.A. Khrenov]; Gosudarstvennyi institut iskusstvoznaniya (GII). M., 2011. S. 130.
6. Gegel' G.V.F. Estetika. M.: «Iskusstvo», 1969. T. 2. C. 22.
7. Marsel' G. Opyt konkretnoi filosofii / Per. s fr. M., 2004. 224 s.
8. Yaspers K. Razum i ekzistentsiya / K. Yaspers; per. A. K. Sudakova. M.: «Kanon +» ROOI «Reabilitatsiya», 2013. 336 s.
9. Gusserl' E. Idei k chistoi fenomenologii i fenomenologicheskoi filosofii (nem. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie, 1913) / Per. s nem. A.V. Mikhailova. M.: DIK, 1999. 2-e izd.: per s nem. A.V. Mikhailova, vstup. st. V.A. Kurennogo. M.: Akademicheskii proekt, 2009. 489 s.
10. Sartr Zh.-P. Ekzistentsializm — eto gumanizm / Per. s fr. M. Gretskogo. M.: Izd-vo inostr. lit., 1953. S. 21.
11. Zelinskaya A.N. Smysl zhiznikak chelovecheskii ekzistentsial // Psikhologiya i Psikhotekhnika. 2013. № 6. C. 529-535.
12. M. Dzhekson Ekzistentsial'naya antropologiya.Perevod razdelov knigi M.A. Sultanovoi // Psikhologiya i Psikhotekhnika. 2012. № 7. C. 19-29.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.