Статья 'Можно ли считать Н.М. Карамзина философом?' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Можно ли считать Н.М. Карамзина философом?

Гуревич Павел Семёнович

доктор философских наук, доктор филологических наук

главный научный сотрудник, Институт философии РАН

109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, стр. 1

Gurevich Pavel Semenovich

head of the division at Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences

109240, Russia, g. Moscow, ul. Goncharnaya, 12, str. 1, of. -

gurevich@rambler.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2016.11.21192

Дата направления статьи в редакцию:

23-11-2016


Дата публикации:

13-12-2016


Аннотация: Статья посвящена Н.М. Карамзину как философу. Разумеется, он прежде всего был историком, писателем. Однако он не стеснялся причислить себя и к философам. Для этого, по мнению автора, есть все основания. Н.М. Карамзин ввёл в русскую речь слово «личность». Вроде бы невелика заслуга. В XVIII – начале XIX вв. многие гуманитарии увлекались словотворчеством. Но слово «личность», придуманное Н.М. Карамзиным, отвечало глубинным потребностям не только русской, но и европейской философии. В категориальном обиходе уже были слова «индивид», «индивидуальность». Теперь пришла пора обозначить человека особой, высшей меры, носителя высоких духовных и социальных качеств. Автор использует методы философии истори и и лингвистики, проводя сравнительный анализ близких по смыслу слов. Впервые в отечественной философии Н.М. Карамзин характеризуется как философ. Он не просто ввёл новое слово в философию. Это понятие «личность» отражало радикальный поворот не только в русской, но и в европейской философии. После Карамзина русская философия обратилась к теме личности. К исследованию этой проблемы приложили свои усилия едва ли не все известные отечественные философы. В России сложилась персоналистическая философия. Ныне русская философия немыслима без философии личности.


Ключевые слова:

персона, человек, индивид, индивидуальность, личность, история, социализированность, духовность, цельность, свобода

Abstract: Thus article is dedicated to N. M. Karamzin as a philosopher. Indeed, first and foremost, he was a historian, as well as writer. However, he did not hesitate to refer to him as a philosopher. And in the author’s opinion, he has all the reasons to call himself a philosopher. N. M. Karamzin introduced the word “identity” into the Russian speech. It does not quite seem like a big achievement. In the XVIII – early XIX centuries many humanitarians were fascinated with creation of words. But the word “identity” invented by Karamzin, met the in-depth demands of the Russian, as well as European philosophy. The categorical discourse already contained the words “individual” and “individuality”. And now, it was the time to signify a person as a specific, highest measure, carrier of the high spiritual and social qualities. For the first time in history, Karamzin is characterizes as a philosopher. He did not just introduced a new word into philosophy, but the definition of “identity” reflected a drastic turn not only in Russian, but also European philosophy. After Karamzin, the Russian philosophy has referred to the topic of personality, which led to establishment of the personalist philosophy in Russia.


Keywords:

Freedom, Integrity, Spirituality, Socialization, History, Identity, Individuality, Individual, Human, Personality

Библиография
1. Быкова М.Ф. Николай Карамзин и европейский гуманизм // Николай Карамзин и исторические судьбы России. К 250-летию со дня рождения / Общ. ред. и сост. А.А. Кара-Мурзы, В.Л. Шаровой, А.Ф. Яковлевой. М.: Аквилон, 2016. С. 88-115.
2. Гальцева Рената, Роднянская Ирина. К портретам русских мыслителей. М.: Петроглиф, 2012. 758 с.
3. Гершензон Михаил. Избранное. Мудрость Пушкина. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. 656 с.
4. Гиренок Фёдор. Удовольствие мыслить иначе. М.: Академический проект, 2008. 235 с.
5. Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Собр. соч.: в 8 т. Т. 6. М.: Чаро, 1994. С. 224-541.
6. Кант И. Основоположения метафизики нравов // Кант И. Собр. соч.: в 8 т. Т. 4. М.: Чаро, 1994. С. 153-246.
7. Кара-Мурза А.А. Швейцарские странствия Николая Карамзина (1789-1790). М.: Аквилон, 2016. 110 с.
8. Кутырёв В.А. Унесённые прогрессом. Эсхатология жизни в техногенном мире. СПб.: Алетейя, 2016. 300 с.
9. М.М. Бахтин как философ / Отв. ред. Л.А. Гоготишвили, П.С. Гуревич. М.: Наука, 1992. 255 с.
10. Николай Карамзин и исторические судьбы России. К 250-летию со дня рождения / Общ. ред. и сост. А.А. Кара-Мурзы, В.Л. Шаровой, А.Ф. Яковлевой. М.: Аквилон, 2016. 384 с.
11. Сухов А.Д. Русские философствующие историки. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2016. 159 с
References
1. Bykova M.F. Nikolai Karamzin i evropeiskii gumanizm // Nikolai Karamzin i istoricheskie sud'by Rossii. K 250-letiyu so dnya rozhdeniya / Obshch. red. i sost. A.A. Kara-Murzy, V.L. Sharovoi, A.F. Yakovlevoi. M.: Akvilon, 2016. S. 88-115.
2. Gal'tseva Renata, Rodnyanskaya Irina. K portretam russkikh myslitelei. M.: Petroglif, 2012. 758 s.
3. Gershenzon Mikhail. Izbrannoe. Mudrost' Pushkina. M.; SPb.: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2015. 656 s.
4. Girenok Fedor. Udovol'stvie myslit' inache. M.: Akademicheskii proekt, 2008. 235 s.
5. Kant I. Metafizika nravov // Kant I. Sobr. soch.: v 8 t. T. 6. M.: Charo, 1994. S. 224-541.
6. Kant I. Osnovopolozheniya metafiziki nravov // Kant I. Sobr. soch.: v 8 t. T. 4. M.: Charo, 1994. S. 153-246.
7. Kara-Murza A.A. Shveitsarskie stranstviya Nikolaya Karamzina (1789-1790). M.: Akvilon, 2016. 110 s.
8. Kutyrev V.A. Unesennye progressom. Eskhatologiya zhizni v tekhnogennom mire. SPb.: Aleteiya, 2016. 300 s.
9. M.M. Bakhtin kak filosof / Otv. red. L.A. Gogotishvili, P.S. Gurevich. M.: Nauka, 1992. 255 s.
10. Nikolai Karamzin i istoricheskie sud'by Rossii. K 250-letiyu so dnya rozhdeniya / Obshch. red. i sost. A.A. Kara-Murzy, V.L. Sharovoi, A.F. Yakovlevoi. M.: Akvilon, 2016. 384 s.
11. Sukhov A.D. Russkie filosofstvuyushchie istoriki. M.: «Kanon+» ROOI «Reabilitatsiya», 2016. 159 s
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.