Электронный журнал Социодинамика - №11 за 2016 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-7144 - Издательство NotaBene
по
Sociodynamics
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial collegium
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Sociodynamics" > Contents of Issue № 11/2016
Contents of Issue № 11/2016
Heritage and transformations
Barkov S.A., Zubkov V.I. - Postmodernism and gnoseological pessimism: social and scientific controversies pp. 1-21

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.11.2094

Abstract: The subject of this research is agnosticism as the methodological principle of postmodernism, and gnoseological pessimism as its social reflection. The goal of the research is the determination of the social role of science during the postmodern era. The authors present the pros and cons arguments, for the first time appealing to various philosophical and sociological concepts, as well as phenomena in socio-political and socio-economic spheres, as well as people’s everyday life. The work uses the method of complex (interdisciplinary, retrospective, and behavioral) comparative analysis, which allows revealing the direct and indirect connections between the theory of cognition and social perception of science. The conclusion is made that in the era of postmodernism, science and its place in society undergo the changes similar to those that happened in religion centuries ago. The conducted complex analysis is capable of initiating a broad discussion about the role and place of science in the modern world.
Social studies and monitoring
Biltrikova A.V. - Statistical data on poverty: regional indexes pp. 22-27

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.11.2121

Abstract: This article reviews the general picture of poverty in the Republic of Buryatia and regions of the Siberian Federal Okrug. The author provides analysis, systematization and generalization of the data of federal and regional statistical services for substantiation of the existing level of poverty. The methods of determination of living standards and level of poverty among the population of Russia, including the regions, are examined. It is demonstrated that the Republic of Buryatia is referred to as a group of regions with a low density of population and low level of socioeconomic development if correlated with the nationwide indexes. According to the statistical data based on the absolute measurement of poverty, its level in the Republic of Buryatia can be compared with the more upscale regions of the Siberian Federal Okrug, such as Krasnoyarsk Krai. A more realistic picture of poverty is presented from the perspective of median approach, which underlines the imperfection of the absolute measurement of poverty.
Questions of current interest
Goncharov V.V., Poyarkov S.Y. - Political dualism and the rise of constitutionalism in modern Russia pp. 28-34

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.11.2092

Abstract: This article investigates the political dualism and the establishment of constitutionalism in the Russian Federation. The authors substantiate the position that the lack of constitutionalism experience of the pre-Soviet times in our country, as well as negative tradition of the Soviet era regarding the perception of the Constitution as a declaratory document that does not reflect the political realities of modern society, coupled with the political ambitions and desires of the political elite, led to the political dualism in the process of establishment of current Russian constitutionalism, in which we can observe coexistence of the elements of "socialist constitutionalism" alongside the principles of democratic organization of society and state that are accepted by the new Constitution using the international experience. The authors note that currently there is an actual need in the Russian Federation for formation of the certain set of rules of political interaction and party system whole, which emerges from the area of state regulation and does not depend on the policy of the existing system of executive authority on Russia.
People and work
Dolzhenko R.A., Lobova S.V. - Examination of the perception of precariatization in the regional labor market pp. 35-52

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.11.2107

Abstract: The questions of precariatization have attained a special popularity at the modern stage of study of the social-labor relations. The main cause for such trend is hidden in the entire number of negative effects, which results in this phenomenon. The goal of the article consists in assessment of the level of precariatization in the labor market of Altai Region based on the results acquired during the sociological research. The object of this work is the employees of enterprises and organizations of Altai Region, while the subject lies in precariatization as the problem of social-labor relations. The article includes the following tasks: determination of the content of the notion “precariatization”; revelation of tis basic characteristics; evaluation of the negative effects entailed by precariatization for the actors of social-labor relations; choice of the method of collecting information and ways of evaluation; description of methodology of the study of perception of precariatization by the employees of corporations and organizations of Altai Region; and discussion of its results. The results of this research allow claiming that despite the negative trend in intensification of precariatization in the region, the respondents refer themselves as precaria, in other words, individuals, the labor rights of whom are being infringed, but they still accept precariatization as a normal phenomenon and do not experience significant disturbances.   
Social studies and monitoring
Schabykov V.I., Kudryavtseva R.A. - Mass media and fiction in Mari language in the information and communication environment pp. 53-60

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.11.1905

Abstract: The subject of this article is the attitude of population of the Republic of Mari El towards mass media (TV and radio programs, newspapers, and magazines), fiction in Mari language, as well as their place within the information and communication environment of this polyethnic region in the middle of 2010’s. The problematic in hand is examined considering such factors as national affiliation, age, and place of residence of the respondents. The article represents generalization of the results of sociological survey among the residents of the Republic of Mari El, carried out in 2015 by the sociological department of Mari Language, Literature and History Scientific Research Institute named after V.M.Vasilyev on the topic “Interethnic and Interconfessional Relations in the Republic of Mari El”. The author implements the method of discourse-analysis, within the framework of which examines public consciousness of the population in its census multilayerdness.  The Mari TV and radio broadcasts, newspapers, magazines, and fiction primarily represent interest for the indigenous (Mari) population of the Republic, but such interest is not widespread; it attracts very little attention of the representatives of other nationalities. This work proves the relevance for the region of formulation of the ethnocultural and integration strategy in public consciousness that is aimed at preservation of ethnic identity through the media and fiction in native language, as well as development of bilingualism and polylingualism, particularly within the Russian, urban and youth environment.
Yaishnikov A.Y. - Vulnerability as a risk factor of socialization of the higher school pp. 61-68

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.11.2118

Abstract:  The subject of this research is the students’ assessment of their own vulnerability as an intrinsic characteristic of the institutional and personal risks of socialization in the higher educational facility. The author, based on his original approach towards examination of socialization in the higher school, thoroughly reviews the highlighted from the perspective of personal vulnerability characteristics among the groups of students. The goal of this research consists in verification of hypothesis regarding the presence of interconnection between the evaluation of personal vulnerability and indexes that describe the socialization process in the higher educational institution. The author conduct the analysis of students’ survey by the criterion of subjective assessment of the present and future, as well as similarities and differences of these groups based on the socio-demographic and personal indexes. The analysis affirmatively demonstrated the existence of correlation between the self-evaluations of vulnerability and the entire number of indexes of success of the higher school socialization process, as well as confirmed the presence of institutional and personal risks within the structure of socialization context of the studentship. This data can be implemented in formulation of measures pertaining to the lowering of the level of student’s vulnerability during the socialization process in the higher educational institution, which will allow lowering the institutional risks of organization of education process.  
Humanitarian projects
Samokhin K.V. - Traditional society as the concept of modernization paradigm pp. 69-80

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.11.1900

Abstract: The object of this research is the concept “traditional society” as an element of modernization theory. The subject area is justified by the difference in interpretations of the aforementioned concept, primarily, depending on the period of establishment of the modernization paradigm. The relevance of this research is defined by ambiguity of the notion of “modernization”, which complicates the definitions of the main terms of modernization discourse. The author analyzes and compares the theoretical constructs of the Western and Russian scholars regarding the stated concept at different stages of development of the modernization theory. Attention is turned to the interconditionality of interpretations of the traditional society in Western and Russian humanitarian sciences. In methodological aspect, the author identifies modernization in classical variant – as the transition from traditional society to modern, from agrarian to industrial. The conclusion is made about the socioeconomic determinism of outlooks of the first developers of modernization paradigm. In examination of the views of the Western and Russian researchers, the author highlights that the most productive in reference to the definition of “traditional society” consists in a comprehensive approach, which suggests its characteristics in all spheres of live of the society. The author also proposes the original vision of the concept of “traditional society”, as well as its main peculiarities.
Ideology and politics
Demin I.V. - Correlation between the technique and ideology in philosophical and sociological concepts of Friedrich Georg Jünger and Jürgen Habermas pp. 81-93

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.11.1906

Abstract: This article exa,ins the problem of correlation of the phenomenon of ideology with the modern technique in the concepts of F. G. Jünger and J. Habermas. Special attention is given to the question on the transformation of ideology as a form of public consciousness in the conditions of the modern technical civilization. In Jünger’s concept, the criticism of technicism is realized in the prospect of returning of human to the more original and authentic way of existence. Within the framework of Habermas’ philosophy, the criticism of technocratic and scientist consciousness is realized from the humanistic positions with the future expansion of the space of “communicative rationality”. Jünger reviews the technique as a favorable environment for assertion and domination of the ideologies, while Habermas transform technique and science into quasi-ideology of society of the later capitalism. Jünger considers the technical (technocratic) consciousness as axiologically and ideologically neutral; and Habermas sees a new form of ideology within this type of consciousness, which becomes more dangerous while less noticeable and achievable for the critical reflection.
Question at hand
Eremina N., Seredenko S. - An integral of the Russian world: approaches and suggestions pp. 94-114

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.11.2085

Abstract: The subject of this research is the Russian world concept, while the object is the various dimensions of the concept establishing historically, as well as by means of the current tasks and challenges, which add form and content to this concept. The article represents Russian world as the concept aimed inside and outside of Russia, which gives it multiple meanings, but simultaneously turns it into one of the most efficient mechanisms of the so-called soft power. The main aspects of examination of the Russian world consist in its political (ideological) and legal dimensions. In order to study the multiple meanings of the Russian world, the author apply the complex approach and systemic analysis, because the Russian world is presented as a certain integral system that preserves the dynamicity of development and cultural codes. The scientific novelty lies in the fact that the authors are first to suggest legal consciousness as the integral of the initial Russian world. It explains the dynamic of development of the Russian world, its clarity in preservation of the blurred boundaries, because they are defined by the presence of the “critical mass” of the Russians, expressed by the legal consciousness and culture.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Социодинамика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Содержание № 11, 2016
Выходные данные сетевого издания "Социодинамика"
Номер подписан в печать: 02-12-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Копцева Наталья Петровна, доктор философских наук
ISSN: 2409-7144
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 11, 2016
Наследие и трансформации
Барков С.А., Зубков В.И. - Постмодернизм и гносеологический пессимизм: социальные и научные противоречия c. 1-21

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.11.2094

Аннотация: Предметом исследования является агностицизм как методологический принцип постмодернизма и гносеологический пессимизм как его социальная рефлексия. Цель исследования – выявление социальной роли науки в постмодернистскую эпоху. Авторы приводят аргументы «за» и «против» гносеологического пессимизма, впервые апеллируя при этом как к различным философским и социологическим концепциям, так и к явлениям в социально-политической и социально-экономической сферах, а также в повседневной жизни людей. Приводимые аргументы проиллюстрированы фрагментами из художественных произведений. Используется метод комплексного (междисциплинарного, ретроспективного и поведенческого) сравнительного анализа, что позволяет выявить прямые и косвенные связи между теорией познания и социальным восприятием науки. Сделан вывод о том, что в эпоху постмодерна с наукой и ее местом в обществе происходят изменения схожие с теми, которые имели место в отношении религии столетиями ранее. Предпринятый комплексный анализ способен инициировать широкую дискуссию о роли и месте науки в современном мире.
Социальные исследования и мониторинг
Бильтрикова А.В. - Статистика бедности: региональные показатели c. 22-27

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.11.2121

Аннотация: В статье рассматривается общая картина бедности в республике Бурятия и в регионах Сибирского федерального округа. Для обоснования существующего уровня бедности, дается анализ, систематизация и обобщение данных Федеральной службы и региональных служб статистики. Рассматриваются методы определения уровня жизни и уровня бедности населения в России и ее регионах. Показано, что Республика Бурятия относится к группе регионов с невысокой плотностью населения и невысоким уровнем социально-экономического развития по сравнению с общероссийскими показателями. Методология строится на применении общелогических методов научного исследования, системного анализа, на общенаучных принципах познания социальных явлений. По данным статистики, основывающейся на абсолютном измерении бедности, ее уровень в республике Бурятия сопоставим с наиболее благополучными регионами Сибирского федерального округа, таким, например, как Красноярский край. Более реальная картина бедности представляется с точки зрения медианного подхода, что говорит о несовершенстве абсолютного измерения бедности.
Актуальный вопрос
Гончаров В.В., Поярков С.Ю. - Политический дуализм и становление конституционализма в современной России c. 28-34

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.11.2092

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию политического дуализма и становления конституционализма в Российской Федерации. Авторы обосновывают положение о том, что недостаточный опыт конституционализма досоветских времен в нашей стране, отрицательная традиция советской эпохи восприятия Конституции страны как декларативного документа, не отражающего политические реалии современного общества, помноженные на внутриполитические амбиции и желания политической элиты, привели к политическому дуализму в процессе становления современного российского конституционализма, в котором сосуществуют элементы «социалистического конституционализма» и принципы демократической организации общества и государства, воспринятые новой Конституцией с опорой на международный опыт. В настоящей научной статье использован ряд методов научного исследования: исторический; анализа; синтеза; формально-логический; историко-правовой; сравнения. Авторы отмечают, что в настоящее время в Российской Федерации возникает реальная потребность формирования определенного комплекса правил политического взаимодействия и существования партийной системы в стране в целом, выходящих из сферы государственного регулирования и независимых от проводимого политического курса действующей системы исполнительной власти в России.
Человек и труд
Долженко Р.А., Лобова С.В. - Исследование восприятия прекаризации занятости на рынке труда региона c. 35-52

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.11.2107

Аннотация: Вопросы прекаризации занятости приобрели особую популярность на современной этапе исследований социально-трудовых отношений. Основная причина данной тенденции кроется в целом ряде негативных эффектов, которые влечет за собой это явление. Целью статьи является оценка уровня прекаризации занятости на рынке труда Алтайского края на основе результатов, полученных в ходе социологического исследования. Объектом исследования являются работники предприятий и организации Алтайского края, предметом - прекаризация занятости как проблема социально-трудовых отношений. В круг задач исследования входят: определение содержания понятия "прекаризация занятости", выявление его базовых характеристик; оценка негативных эффектов, которые влечет прекаризация занятости для субъектов социально-трудовых отношений; выбор метода сбора информации и способов оценки; описание методологии исследования восприятия прекаризации занятости работниками предприятий и организаций Алтайского края, изложение и обсуждение его результатов. Описаны результаты исследования выраженности прекаризации занятости на рынке труда региона. Исследованием в формате анкетного опроса были охвачены представители трудоспособного населения Алтайского края. Результаты исследования позволяют утверждать, что несмотря на негативный тренд в усилении прекаризации занятости в регионе, опрошенные относят себя к прекариям, т.е. лицам, трудовые права, которых ущемляются, однако не испытывают по этому поводу значительных волнений, т.е. воспринимают прекаризацию занятости как нормальное явление. К авторскому вкладу в развитие исследовательской проблемы могут быть отнесены следующие результаты: определение негативных эффектов прекаризации занятости для субъектов социально-экономических отношений, таксономическая схема прекаризации занятости, определение методики проведения социологического исследования на предмет восприятия прекаризации занятости на рынке труда региона, интерпретация результатов социологического исследования.
Социальные исследования и мониторинг
Шабыков В.И., Кудрявцева Р.А. - СМИ и художественная литература на марийском языке в информационно-коммуникационной среде Республики Марий Эл c. 53-60

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.11.1905

Аннотация: Предмет исследования в статье – это отношение населения Республики Марий Эл к средствам массовой информации (теле- и радиопередачам, газетам и журналам) и художественной литературе на марийском языке, их месту в информационно-коммуникационной среде данного полиэтнического региона в середине 2010-х годов. Поставленная проблема рассматривается с учетом таких факторов, как национальная принадлежность, возраст и место жительства респондентов. Статья является обобщением результатов социологического опроса среди жителей РМЭ, проведенного в 2015 году отделом социологии Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В. М. Васильева на тему «Межнациональные и межконфессиональные отношения в Республике Марий Эл». В качестве метода исследования используется дискурс-анализ, в рамках которого изучается общественное сознание населения в его цензовой многослойности. Необходимостью сопряженного анализа мнения различных цензовых групп социума вызвано обращение авторов к сравнительному методу исследования. Информационно-коммуникационная среда республики в аспекте проблемы отношения населения к СМИ (теле- и радиопередачам, газетам), журналам и художественной литературе на марийском языке исследуется впервые. Марийские теле- и радиопередачи, газеты, журналы и художественные тексты, главным образом, представляют интерес для коренного (марийского) населения республики, но и этот интерес не масштабный; внимание к ним со стороны представителей других национальностей минимальное. В статье доказывается актуальность для региона проблемы выработки в общественном сознании этнокультурно-интеграционной стратегии, направленной как на сохранение этнической идентичности через медиа и художественные тексты на родном языке, так и на развитие билингвизма и полилингвизма, особенно в русскоязычной, городской и молодежной среде.
Яишников А.Ю. - Уязвимость как фактор риска вузовской социализации c. 61-68

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.11.2118

Аннотация: Предметом исследования в статье является оценка студентами собственной уязвимости как неотъемлемая характеристика институциональных и личностных рисков социализации в высшем учебном заведении. На основе собственного подхода к изучению социализации в вузе автор подробно рассматривает характеристики, выделенных с точки зрения оценки собственной уязвимости, групп студентов. Целью анализа является проверка гипотезы о наличии взаимной связи между оценкой собственной уязвимости и показателями, характеризующими процесс социализации в высшем учебном заведении. Для выполнения заявленной цели произведена группировка общего массива данных опроса студентов вузов по критерию субъективной оценки настоящего и будущего и предпринят анализ сходства и различий этих групп по ряду социально-демографических и личностных показателей. Анализ убедительно показал наличие связи между самооценками уязвимости и целым рядом показателей успешности процесса вузовской социализации, подтвердив тем самым наличие как институциональных, так и личностных рисков в структуре социализационного контекста студенчества. Данные анализа могут быть использованы при разработке мер по снижению уязвимости студенчества в процессе вузовской социализации, что позволит снизить институциональные риски организации учебного и воспитательного процесса.
Гуманитарные проекты
Самохин К.В. - Традиционное общество как концепт модернизационной парадигмы c. 69-80

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.11.1900

Аннотация: Объектом исследования является концепт «традиционное общество» как элемент теории модернизации. Предметная область обуславливается различием трактовок данного концепта, в первую очередь, в зависимости от периода формирования модернизационной парадигмы. Актуальность исследования определяется неоднозначностью понятия «модернизация», что затрудняет дефиниции основных терминов модернизационного дискурса. Анализируются и сравниваются между собой теоретические конструкции западных и отечественных исследователей относительно указанного концепта на разных этапах развития теории модернизации. Обращается внимание на взаимообусловленность трактовок традиционного общества в западных и отечественных гуманитарных науках. В методологическом плане модернизация автором определяется в классическом варианте как переход от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному. В исследовании применены такие методы, как проблемно-хронологический, структурно-содержательный, организационно-системный и теоретического обобщения. Делается вывод о социально-экономическом детерминизме воззрений первых разработчиков модернизационной парадигмы. При рассмотрении взглядов современных как западных, так и отечественных исследователей устанавливается, что наиболее плодотворным при обозначении дефиниции «традиционное общество» является комплексный подход, который предполагает ее характеристику во всех сферах жизнедеятельности общества. Предлагается авторское видение концепта «традиционное общество» и его основных особенностей.
Идеология и политика
Дёмин И.В. - Соотношение техники и идеологии в философско-социологических концепциях Ф.-Г. Юнгера и Ю. Хабермаса c. 81-93

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.11.1906

Аннотация: Рассматривается проблема взаимосвязи феномена идеологии с современной техникой в концепциях Ф.-Г. Юнгера и Ю. Хабермаса. Особое внимание уделяется вопросу о трансформации идеологии как формы общественного сознания в условиях современной технической цивилизации. В концепции Юнгера критика техницизма осуществляется в перспективе возвращения человека к более изначальному и аутентичному способу существования. В рамках социальной философии Хабермаса критика технократического и сциентистского сознания осуществляется с гуманистических позиций в перспективе расширения пространства «коммуникативной рациональности». В процессе исследования применялся сравнительный (компаративный) метод исследования, использовался проблемно-тематический способ анализа и изложения материала. В концепции Юнгера техника рассматривается как благоприятная среда для утверждения и господства идеологий, тогда как у Хабермаса техника и наука превращаются в квази-идеологию позднекапиталистического общества. Юнгер рассматривает техническое (технократическое) сознание как аксиологически и идеологически нейтральное, Хабермас же усматривает в этом типе сознания новую форму идеологии, которая тем более опасна, чем менее она заметна и досягаема для критической рефлексии.
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Еремина Н.В., Середенко С. - Интеграл Русского мира: подходы и предложения c. 94-114

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.11.2085

Аннотация: Предметом исследования является концепт Русского мира, а объектом - разнообразные измерения данного концепта, формируемые как исторически, так и текущими задачами и вызовами, которые совместно придают этому концепту форму и содержание. В представленной статье Русский мир - это концепция, направленная как вовнутрь, так и вовне России. Это придает ей множественность смыслов, но одновременно делает одним из самых эффективных инструментов так называемой мягкой силы. Важнейшими аспектами исследования Русского мира в статье стали его политическое (идеологическое) и правовое измерения. Для исследования множественности смыслов Русского мира, в основании которого авторы поставили правовое сознание, применяется комплексный подход и системный анализ, поскольку Русский мир представлен как некая целостная система, сохраняющая динамичность развития и культурные коды. Новизна представленного исследования заключается в том, что авторы впервые в качестве интеграла искомого Русского мира предложили российское правовое сознание, которое объясняет динамику развития Русского мира, его явность при сохранении неотчетливых границ, поскольку границы определяются наличием "критической массы" носителей российской идентичности, выраженной правосознанием и культурой.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"