Статья 'П. Рикёр. Введение: Антиномичность человеческой реальности и проблема философской антропологии (перевод с французского И.С. Вдовиной)' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

П. Рикёр. Введение: Антиномичность человеческой реальности и проблема философской антропологии (перевод с французского И.С. Вдовиной)

Вдовина Ирена Сергеевна

доктор философских наук

главный научный сотрудник, сектор современной западной философии, Институт философии, Российская академия наук

109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, стр. 1, оф. 412

Vdovina Irena Sergeevna

Doctor of Philosophy

Chief Scientific Associate, the division of Modern Western Philosophy, Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences

109240, Russia, Moscow, Goncharnaya Street 12, building #1, office #412

isvdovina@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0757.2016.11.20736

Дата направления статьи в редакцию:

14-10-2016


Дата публикации:

13-12-2016


Аннотация: В центре статьи Поля Рикёра – проблемы философской антропологии, которые он изучает сквозь призму антиномичности человеческого существования. Наиболее специфичными и показательными для мыслителя являются внутренние антиномии человека: волевое и не-волевое, действие и испытание воздействия, автономия и уязвимость, способность и хрупкость. Рикёр стремится рассматривать их диалектически, сосредоточивая внимание на двусторонности человеческого желания – коренящегося в любви человека к себе и одновременно открытого бесконечному горизонту. В этом отношении философ обращается к понятиям характера и счастья, свидетельствующим о несоразмерности человека в плане практики: характер – это индивидуальный образ действия, который человек осуществляет благодаря своей свободе; счастье – это конечный пункт, к которому устремлена мотивация человека в целом. П. Рикёр – яркий представитель рефлексивной философии, опирающийся на идеи феноменологии и герменевтики, вместе с тем использующий в своих исследованиях ресурсы наук о человеке: этнологии, истории, экономики, социологии, лингвистики и др. В своём учении французский мыслитель остро ставит вопрос о человеке, его специфике и целостности. Он исследует человеческую реальность, идя по пути от мифа, философских разработок Платона, Паскаля, Кьеркегора к Канту и далее – к современности. Помещая в начало книги предлагаемую вниманию читателя работу, составители книги преследовали цель подтвердить антропологическое значение философии Рикёра, что порой подвергается сомнению незадачливыми исследователями по той простой причине, что сам мыслитель, признавая осуществление проекта философской антропологии «делом жизни», редко употреблял этот термин.


Ключевые слова:

философская антропология, человек, чувственность, разум, жизненное, духовное, я-сам, действие, история, культура

Abstract: In the center of Paul Ricœur’s article are problems of philosophical anthropology, studied through the prism of antinomicity of human existence. The inner antinomies of a human, in the thinker’s opinion, are the most specific and demonstrative: voluntary and involuntary, action and trial of impact, autonomy and vulnerability, ability and fragility. Paul Ricœur attempt to examine them dialectically, focusing attention on the two-sidedness of human desire, which is rooted in human love for himself, and simultaneously, open to the limitless horizon. In this regard, the philosopher refers to the notions of character and happiness, which testify to the disproportionality of human in practice: character is the individual way of action that is realizes by a human because of his freedom; happiness is the final point, towards which human aims his motivation. Ricœur is a bright representative of the reflexive philosophy that is based on the ideas of phenomenology and hermeneutics, and at the same time, uses in its research the resources of the sciences about human: ethnology, history, economics, sociology, linguistics, etc. In his teaching, the French thinker raises a question about human, his specificity, and wholeness. He examines human reality taking the path from the myth, philosophical formulations of Plato, Pascal, Kierkegaard to Kant, and then modernity. Although Ricœu considered realization of the project of philosophical anthropology the “project of a lifetime”, but rarely used this term.


Keywords:

Culture, History, Action, I-self, Spiritual, Vital, Reason, Sensibility, Human, Philosophical anthropology

Библиография
1. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. М.: Московский клуб, 1992. 336 с.
2. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1. М.: Академический проект, 2009. 489 с.
3. Декарт Р. Размышления о первой философии…// Декарт Р. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. 635 c.
4. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб.: Наука, 1999. 471 с.
5. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. 592 с.
6. Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. 709 c.
7. Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. 383 с.
8. Паскаль Б. Мысли. М.: REFL-book, 1994. 523 с.
9. Платон. Государство // Платон. Собрание сочинений в трёх томах. Т. 3. Ч. 1. М.: Мысль, 1994. 687 c.
10. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. 143 с. Приложение XIX с.
11. Buytendijk F. L’Homme et Animal. Paris: Gallimard, 1965. 190 p.
12. Ravaisson F. De l’habitude. Paris: PUF, 1999. 198 р.
13. Ricoeur Р. Anthropologie philosophique. Paris: Seuil, 2013. 271 р.
14. Ricœur P. L’homme faillible // Ricœur P. Philosophie de la volonté II. Finitude et culpabilité. T. 1: L’homme failliblе. Paris: Aubier, 1960 (reed.: Seuil, 2009). 582 р.
15. Stern W. Allgemeine Psychologie auf personalistischer Grundlage. La Haye, Nihoff, 1950. 836 S.
16. Strasser S. Das Gemüt. Utrecht-Fribourg: Herder Verlag, 1956. 291 S
References
1. Bergson A. Opyt o neposredstvennykh dannykh soznaniya. M.: Moskovskii klub, 1992. 336 s.
2. Gusserl' E. Idei k chistoi fenomenologii i fenomenologicheskoi filosofii. Kniga 1. M.: Akademicheskii proekt, 2009. 489 s.
3. Dekart R. Razmyshleniya o pervoi filosofii…// Dekart R. Soch.: v 2 t. T. 2. M.: Mysl', 1994. 635 c.
4. Kant I. Antropologiya s pragmaticheskoi tochki zreniya. SPb.: Nauka, 1999. 471 s.
5. Kant I. Kritika chistogo razuma. M.: Mysl', 1994. 592 s.
6. Kant I. Religiya v predelakh tol'ko razuma // Kant I. Traktaty i pis'ma. M.: Nauka, 1980. 709 c.
7. K'erkegor S. Bolezn' k smerti // K'erkegor S. Strakh i trepet. M.: Respublika, 1993. 383 s.
8. Paskal' B. Mysli. M.: REFL-book, 1994. 523 s.
9. Platon. Gosudarstvo // Platon. Sobranie sochinenii v trekh tomakh. T. 3. Ch. 1. M.: Mysl', 1994. 687 c.
10. Khaidegger M. Kant i problema metafiziki. M.: Russkoe fenomenologicheskoe obshchestvo, 1997. 143 s. Prilozhenie XIX s.
11. Buytendijk F. L’Homme et Animal. Paris: Gallimard, 1965. 190 p.
12. Ravaisson F. De l’habitude. Paris: PUF, 1999. 198 r.
13. Ricoeur R. Anthropologie philosophique. Paris: Seuil, 2013. 271 r.
14. Ricœur P. L’homme faillible // Ricœur P. Philosophie de la volonté II. Finitude et culpabilité. T. 1: L’homme faillible. Paris: Aubier, 1960 (reed.: Seuil, 2009). 582 r.
15. Stern W. Allgemeine Psychologie auf personalistischer Grundlage. La Haye, Nihoff, 1950. 836 S.
16. Strasser S. Das Gemüt. Utrecht-Fribourg: Herder Verlag, 1956. 291 S
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.