Статья 'Современная интерпретация классического искусства: кризис понимания?' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Современная интерпретация классического искусства: кризис понимания?

Топорина Екатерина Алексеевна

кандидат философских наук

старший научный сотрудник, философский факультет, кафедра истории зарубежной философии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ)

119991, Россия, г. Москва, Ломоносовский проспект, 27, корп. 4

Toporina Ekaterina Alekseevna

PhD in Philosophy

senior researcher of the Philosophical Faculty, Department of the History of Foreign Philosophy at Lomonosov Moscow State University

119991, Russia, Moscow, str. Lomonosovsky prospekt, 27, bld. 4

top-kate@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Тер-Гукасова Татьяна Альбертовна

кандидат философских наук

доцент, кафедра социально-гуманитарных дисциплин, Московский банковский институт

117292, Россия, г. Москва, ул. Профсоюзная, 18, оф. 2

Ter-Gukasova Tatiana

PhD in Philosophy

Docent, the department of Social and Humanitarian Disciplines, Moscow Banking Institute

117292, Russia, Moscow, Profsoyuznaya Street 18, office #2

tatyana.ter-gukasova@yandex.ru
Хоминская Валентина Максимовна

кандидат философских наук

доцент, кафедра эстетики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова(МГУ)

119234, Россия, г. Москва, Ломоносовский проспект, 27, корп. 4

Hominskaya Valentina Maksimovna

PhD in Philosophy

Docent, the department of Aesthetics, M. V. Lomonosov Moscow State University

119234, Russia, Moscow, Lomonosovsky Prospekt 27, building #4

dubki1@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0757.2016.12.18236

Дата направления статьи в редакцию:

06-03-2016


Дата публикации:

22-01-2017


Аннотация: Предметом исследования является современная интерпретация классического искусства. Авторы обращаются к проблемам понимания классического искусства, адекватности передачи его смыслов, переживании искусства и общению с ним, ценностному аспекту произведения искусства, проблемам традиции и новаторства в современных прочтениях классического искусства. Эти проблемы раскрываются при помощи обращения к практике современного искусства - многочисленным кино- и театральным постановкам классики. Тем самым пытаясь ответить на вопрос - что есть современная интерпретация классического искусства? Авторы анализируют положение классики в современном искусстве, опираясь на работы философов, эстетиков, критиков, литературоведов, деятелей искусства. Используются сравнительный, описательный, аналитический методы. На основании анализа «жизни» классики в современном культурно-эстетическом поле авторы показывают, что современная интерпретация классики скорее демонстрирует кризис ее понимания, нежели внимательное прочтение, осуществленное современными средствами. Сегодня любое вмешательство в ткань произведения, нарочитое его «перетолкование» может найти (и находит) своё оправдание и обоснование. Оно связано не только с факторами, которые следует рассматривать через призму развития искусства, инновационности, поисков новых форм и т.д., но и более широко – как устойчивую тенденцию конфронтации «нонклассики» с традиционным классическим искусством. С этой конфронтацией в значительной степени связан «кризис понимания» классического художественного наследия и его интерпретация в современной художественной практике.


Ключевые слова:

классическая литература, современная интерпретация, понимание, искажение, кинематограф, театр, диалог, традиция, эпатажность, ценность

Abstract: The subject of this research is the modern interpretation of classical art. The authors refer to the issues of understanding of the classical art, adequacy of conveying its meanings, experiencing the art and communication with it, value aspect of art works, as well as question of tradition and innovations in modern perception of the classical art. These problems are reveals through the reference to the practice of modern art – multiple movie and theatrical production of the classicism. The authors attempt to answer the question what is the modern interpretation of art, by analyzing the position of the classics in modern art and basing themselves on the works of philosophers, aestheticians, critics, literary scholars, and members of art community. Based on the analysis of “life” of the classicism in modern cultural-aesthetical field, the authors demonstrate the crisis of its understanding, rather than the attentive perusal realized by the contemporary means. Today, any re-interpretation of the composition can find (and finds) its justification and explanation. It is associated not only with the factors that should be viewed through the prism of development of the art, innovations, search of the new forms, but also more extensively – as a sustainable trend of confrontation of “non-classicism” with the traditional classical art. Such confrontation to a considerable degree causes the “crisis of understanding” of the classical artistic legacy and its interpretation in the modern art.


Keywords:

Value, Artistic legacy, Tradition, Dialogue, Theatre, Cinematography, Distortion, Understanding, Modern interpretation, Classical literature

Библиография
1. Андреева Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины XX – начала XXI века. СПб., 2007. С. 14.
2. Артюх А.А. Виртуальная реальность и проблема ее репрезентации (анимационный эффект) //Материалы первой всероссийской научно-практической конференции. 27-28 апреля 2005 года. Москва, ВГИК. М., 2006. 230 с.
3. Норштейн Ю. Снег на траве. – URL: http://theatre-teorema.ucoz.com/rejissura/Norshtein_U_Sneg_na_trave.doc.
4. Вельфлин Г. Классическое искусство. Введение в итальянское Возрождение. М., 2004. 368 с.
5. Цапеш В.В. Эстетическая сущность театрального действия: общение как творчество. М., 1992. 121 с.
6. Дюфрен М. Вклад эстетики в философию // Эстетика и теория искусства XX века. Хрестоматия. М., 2007. С. 159.
7. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 11.
8. Levinson J. What is Aesthetic Pleasure? // The Pleasures of Aesthetics. Ithaca and London. 1996. P. 7.
9. Рид Г. Значение искусства. (Фрагменты) // Современная западноевропейская и американская эстетика. М., 2002. 224 с.
10. Бычков В. К философии Лексикона //Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под ред. В.В. Бычкова. М., 2003. С. 8.
11. Хоминская В.М. Культурно-эстетический фактор в современном развитии русского языка // Методы, понятия и коммуникации в современном эстетическом дискурсе. Материалы III международной конференции, проведенной в МГУ 21-22 ноября, 2008 год. М., 2008. С. 108.
12. Самохвалова В.И. Безобразное: размышления и его природе, сущности и месте в мире. М., 2010. С. 165.
13. Ситковский Глеб. Щенячьи нежности. – URL: http://www.smotr.ru/2004/2004_gitis_malchiky.htm. Дата обращения 22.01.2016.
14. Хоружий С.С. «Братья Карамазовы в призме исихастской антропологии // Достоевский и мировая культура. Альманах. 2009. № 25. С. 39.
15. Морсин Александр. Постановщик «Тангейзера» Тимофей Кулябин: Когда режиссер вынужден объяснять прокурору свой замысел — это чудовищно. –URL: https://snob.ru/selected/entry/89397#comment_775647. Дата обращения 22.01.2016.
16. Лаврова Людмила. Мария Гулегина: «Нет жизни без любви» // «Литературная газета», № 31 (6519) (29-07-2015). С. 21.
17. Быкова Римма. Унижены достойные поклонения.-URL: http://www.mxat-teatr.ru/docs/tpl/doc_clean.asp?id=132&. Дата обращения 23.01.2016.
18. Георгий Свиридов. Музыка как судьба, М., 2002. С. 205.
19. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М., 1986. С. 77.
References
1. Andreeva E.Yu. Postmodernizm: Iskusstvo vtoroi poloviny XX – nachala XXI veka. SPb., 2007. S. 14.
2. Artyukh A.A. Virtual'naya real'nost' i problema ee reprezentatsii (animatsionnyi effekt) //Materialy pervoi vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 27-28 aprelya 2005 goda. Moskva, VGIK. M., 2006. 230 s.
3. Norshtein Yu. Sneg na trave. – URL: http://theatre-teorema.ucoz.com/rejissura/Norshtein_U_Sneg_na_trave.doc.
4. Vel'flin G. Klassicheskoe iskusstvo. Vvedenie v ital'yanskoe Vozrozhdenie. M., 2004. 368 s.
5. Tsapesh V.V. Esteticheskaya sushchnost' teatral'nogo deistviya: obshchenie kak tvorchestvo. M., 1992. 121 s.
6. Dyufren M. Vklad estetiki v filosofiyu // Estetika i teoriya iskusstva XX veka. Khrestomatiya. M., 2007. S. 159.
7. Frank S.L. Dukhovnye osnovy obshchestva. M., 1992. S. 11.
8. Levinson J. What is Aesthetic Pleasure? // The Pleasures of Aesthetics. Ithaca and London. 1996. P. 7.
9. Rid G. Znachenie iskusstva. (Fragmenty) // Sovremennaya zapadnoevropeiskaya i amerikanskaya estetika. M., 2002. 224 s.
10. Bychkov V. K filosofii Leksikona //Leksikon nonklassiki. Khudozhestvenno-esteticheskaya kul'tura XX veka / Pod red. V.V. Bychkova. M., 2003. S. 8.
11. Khominskaya V.M. Kul'turno-esteticheskii faktor v sovremennom razvitii russkogo yazyka // Metody, ponyatiya i kommunikatsii v sovremennom esteticheskom diskurse. Materialy III mezhdunarodnoi konferentsii, provedennoi v MGU 21-22 noyabrya, 2008 god. M., 2008. S. 108.
12. Samokhvalova V.I. Bezobraznoe: razmyshleniya i ego prirode, sushchnosti i meste v mire. M., 2010. S. 165.
13. Sitkovskii Gleb. Shchenyach'i nezhnosti. – URL: http://www.smotr.ru/2004/2004_gitis_malchiky.htm. Data obrashcheniya 22.01.2016.
14. Khoruzhii S.S. «Brat'ya Karamazovy v prizme isikhastskoi antropologii // Dostoevskii i mirovaya kul'tura. Al'manakh. 2009. № 25. S. 39.
15. Morsin Aleksandr. Postanovshchik «Tangeizera» Timofei Kulyabin: Kogda rezhisser vynuzhden ob''yasnyat' prokuroru svoi zamysel — eto chudovishchno. –URL: https://snob.ru/selected/entry/89397#comment_775647. Data obrashcheniya 22.01.2016.
16. Lavrova Lyudmila. Mariya Gulegina: «Net zhizni bez lyubvi» // «Literaturnaya gazeta», № 31 (6519) (29-07-2015). S. 21.
17. Bykova Rimma. Unizheny dostoinye pokloneniya.-URL: http://www.mxat-teatr.ru/docs/tpl/doc_clean.asp?id=132&. Data obrashcheniya 23.01.2016.
18. Georgii Sviridov. Muzyka kak sud'ba, M., 2002. S. 205.
19. Bakhtin M.M. Avtor i geroi v esteticheskoi deyatel'nosti // Estetika slovesnogo tvorchestva. 2-e izd. M., 1986. S. 77.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.