Sociodynamics
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Editorial collegium > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Sociodynamics" > Contents of Issue № 12/2016
Contents of Issue № 12/2016
Social studies and monitoring
Gol'tsova E.V. - Research of the socio-environmental determination of migration behavior of the youth in Irkutsk Oblast pp. 1-10

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.12.21253

Abstract: The object of this research is the migration behavior of youth, while the subject is the specificity of formation of migration behavior among the young people in Irkutsk Oblast. We can observe various manifestations of migration behavior among this age group, which can consist in a high motivation towards migration, or a complete rejection thereof. The author thoroughly examines the socio-environmental factors of determination of the migration behavior, as well as defines the level of their impact upon the establishment of migration trends. In the last decades, there is a large youth migration outflow from Irkutsk Oblast. The study aimed at revelation of the migration trends, demonstrated that the model of migration behavior among youth of Irkutsk Oblast forms under the direct influence of socio-environmental factors, as well as subjective characteristics of the respondents. The author analyzes the motivating and demotivating factors, and determines the correlations between external and internal factors of determination of the migration behavior.
State and civil society
Antropova Yu.Yu., Korobeinikova A.P. - Nonprofit organizations and unformalized socially important activeness of the citizens (regional aspect) pp. 11-18

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.12.20853

Abstract: This article analyzes such social phenomenon of the Russian reality as reconceptualization of the third sector, which currently is not limited by the institutionalized NPO’s, but rather represents a complicated system that also includes the unformalized socially important citizens’ activeness (individual and group initiatives, public participation, and other forms of citizens’ self-organization by their place of residence). The authors attempt to explain the established situation of shift of the center of gravity of socially important activeness of the citizens from the institutionalized forms towards unformalized institutions. The article contains the results of the conducted personal questionnaire of the Sverdlovsk Region population of two age groups (16-29 and 30+), as well as survey of the experts (state and municipal officials, heads of the NPO’s). The authors provide the assessment of the current status of socially oriented NPO’s in Sverdlovsk Region, conditions for functioning of the NPO in the region, as well as forecast of the prospects of development of the third sector. The work also reflects the main trends characterizing the readiness of the Sverdlovsk Region population regarding its participation in the activity of NPO and socially important practices.
Questions of current interest
Bagrova E.V. - The regularities of emergence and development of structural crises pp. 19-26

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.12.20304

Abstract: The subject of this article is the crucial regularities that are formulated by the philosophers and other scholars in the area of emergence and development of structural social crises, as well as a brief analysis of the commonness of the important crises in the history of humanity: collapse of the Roman Empire, Great Depression, and collapse of the Soviet Union – as the reflections of theoretical concepts. The goal of this research is the specificity of regularities of emergence and development of the structural social crises. The author particularly analyzes the works of Spengler, Toynbee, Toffler, Jaspers, Sorokin, Marx, Keynes, and other accomplished scholars. The acquired results are compared to the most significant social crisis in the history of humanity. For achieving of the set goal, the author analyzes the theoretical most important concepts in the field of crisis phenomena. The conclusion is made that different authors indicated various causes of the crisis phenomena; however, several key regularities can be determined. Particularly, excessiveness of any social processes, including economic and advancement of any technologies, as well as additional interconnections between different areas of social life that define their interdependence. In addition to that, one of the main reasons of crises consists in artificially created, as the result of social development, subordination of certain elements to others, which does not exist at essential level. The results acquired during the course of this research can be applied in social and humanitarian sciences for the better understanding of crisis phenomena, processes of their occurrence and development, as well as search for the ways to stabilize the social development.
Smirnova A.A., Aver'yanova M.N. - Peace museums as peacemaking actors: political and psychological aspects pp. 27-36

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.12.21033

Abstract: This article examines the peace museums – a distinct type of museums, which are dedicated to peace work and criticizing violence in all its forms. The relevance of this research is explained by the special role, which peace museums intend to play in social development and world politics. Although the number of peace museums is gradually growing, they remain on the periphery of peace studies, as well as unstudied within the framework of other disciplines. This article is aimed at the analysis of the concept of peace museums and characteristics of their psychological and political features. Peace museums are viewed as a complex phenomenon, which combines the areas of international, intrastate, intergroup and interpersonal relations. The object of this research is the role of peace museums in social development, while the subject is the political and psychological components of peace museums. The main method of this work is the critical analysis of scientific literature and information sources along with the political and psychological concepts for examining the specificity of the museums. Due to the fact that currently there is no single approach towards defining and characterizing the peace museums, the article suggest the narrow and broad interpretations of this notion, as well as provides the typology of the contemporary peace museums. In second part of the article, the authors review the questions of psychological effect from visiting such museums, as well as difficulties that emerge due to their political orientation. The specificity of peace museums consists in their orientation towards resolution of the conflicts and internationalism, however, the peculiarity of the subject and antagonism with the state ideology impede the prosperity of peace museums. In the authors' opinion, the study of peace museums can enrich our perception of the problems of peace and violence, as well as contribute into the development of social and humanitarian sciences.
State and civil society
Maslanov E.V., Maslanov D.V. - Typology of projects in the field of political crowdsourcing in Russia pp. 37-46

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.12.19495

Abstract: This article gives special attention to the question of application of the new information and communication technologies in government administration. The author believe that the Internet became one of the key technologies that changed the “image” of society, ways of interaction between people, and mechanisms of distribution of information. In turn, the “Arab Spring” and other events demonstrated that Internet technologies actively and effectively are used in construction and management of the political changes. One of such technologies is the political crowdsourcing. The variety of projects that use crowdsourcing requires systematization and classification. Therefore, the author attempt to typologize the existing projects, and clarify how the different types of these projects affect the society and government authority. Referring to the political reality of modern Russia, the work analyzes and classifies the existing within the country projects. The scientific novelty lies in the fact that for the purpose of establishing the appropriate classification of the projects in the area of political crowdsourcing, the two main substantive criteria consisting of the organizer and goals of the projects, are being determined. Based on them, the authors formulate the typology, which includes four main groups with characteristic to each of them peculiarities. The development of each of these groups, in other words, increase or decrease in the amount of projects, intensity of implementation of the results of their work by the government bodies, can demonstrate the dynamics of development of interaction between the society and the government in Russia.
Bogomolova E.S. - PR-communication as the form and method of managing social relations in the current realities. Theoretical substantiation of the essence of communicative theories of authority and PR in pragmatic aspect pp. 47-53

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.12.19440

Abstract: This article suggests examining the definition of PR-communication as the area of knowledge and sphere of activity in the political process. The role of communication approach in managing social relations by the government agencies is the key subject of this research. The author raises the issue of particular need of the state executive authority in the new forms and methods of interaction with the modern society. Trend towards the increase in demand regarding the answerability and transparency of the state apparatus in our county, in the author’s opinion, actualizes the application of communicative technologies in the work of PR-structures of the agencies of government administration. The research underlines the necessity in establishment of the bilateral model of political communication, the goal of which will become the search of compromises and strive for the achievement of social consensus. The author put PR-communication into direct dependence with the characteristics of viability of the government apparatus. The presence of communicative space between the authority and the citizens as a platform for legal confrontation of the interests and discussion between the parties will allow launching the process of quality reorganization of the system of social management.
People and work
Ivanov S.Yu., Ivanov A.S., Morkovkin D.E., Gumennaya N.S. - Professional trajectories of the university graduates and their labor adaptation pp. 54-67

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.12.19374

Abstract: This article examines certain questions associated with the professional career of university graduates. Under the conditions of dynamics of socio-economic processes, increases the role of professional and personal qualities that ensure competitiveness in the job market, as well as building a successful professional career. The employment of university graduates represents one of the key indicators in their demand, which captures the entire number of stages of the three-party interaction “university-employer-student”. In many ways, the competitive advantages of the graduates along with their personal expectations, define the opportunities for their successful employment. Based on the results of sociological survey, the authors determine the main professional trajectories of the young specialists, as well as the obstacles that impede their successful adaptation in the job market. The primary results of this research consist in revelation of the professional expectations of the young generation under the current conditions, and determination of the general professional skills that are mostly in demand among the young specialists. The authors signify the further career plans of the graduates, reveal the reasons of further specialization outside the core area, as well as possible ways to adjust the professional trajectories of young specialists.  
Conflict and consensus
Zaitsev A.V. - Cluster differentiation of dialogical interactions between the state and civil society in the area of public policy: theory and practice pp. 68-75

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.12.20980

Abstract: The subject of this research is the typology of dialogue between the state and civil society in the area of public policy. There is no similar classification of dialogical interactions within the modern political science. The majority of modern researchers prefer to review the dialogue between state and civil society as something integral, deprived of the inherent to it internal differentiation into typologically homogeneous, but at the same time distinct from each other groups. For the target management of communicative processes in the sphere of interaction between the state and civil society, it is extremely necessary to understand the presence of various dialogical types. In order to eliminate this objectively existing gap, the author applies an innovative to the political science methodology in form of cluster approach for extraction of the seven typological ranks of the dialogue between the state and civil society. Thus, the conclusion is made that the habitus of such dialogue represents an extensive cluster formation, which includes an entire number of normative types, subtypes (varieties), and mixed dialogues located in the continuum of public policy between two of its extremes: confrontation and partnership. Practical importance of the cluster typology of the dialogue between the state and civil society can be implemented in comparative discursive analysis, public relations, political management, applied conflictology, management of socio-communicative processes, and other fields and disciplines.
Local self-government
Maikova E.Yu., Simonova E.V. - Elections as an instrument for structuring the branches of local self-governance in modern Russia: real municipal practices and prospects of implementation pp. 76-92

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.12.20930

Abstract: The subject of this research is the examination of possibilities of implementation of the electoral mechanism in the process of structuring of the municipal branches within the framework of various real and promising models of organization of the system of local self-governance, depending on the level of development of the self-governance potential of population and local territorial specificities. The object of this research is the residents of the cities, towns, and rural settlements of Tver Oblast, as well as the representatives of expert community of the region. The authors explored the attitude of respondents towards implementation of the electoral mechanism within the system of local self-governance. The article determine the level of electoral activity of population during the municipal elections, factors that affect the population, and character of citizens’ relation to municipal elections. Special attention is given to determination of the respondents’ attitude towards the models of electing the leaders of local self-governance, as well as promising models of organizing administration on the local level. The authors’ main contribution into the research of this topic consists in highlighting of the three key models of local self-governance, the application of which is possible various types of Russian territories: 1) paternalistic model; 2) model with implementation of the institution of prefects (but preserving the main elements of classical model of local self-governance); 3) classical model of local self-governance based on the activist political culture.
Ideology and politics
Gizha A.V. - Ideology and science: controversy, mutual complementarity, or synergy? pp. 93-101

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.12.19462

Abstract: This article examines the relationship between the ideological and scientific forms of consciousness. For such comparison, the richness of their content must be presented fairly specifically. Firstly, it is defined by the highlighted essential aspects in the conceptual definitions of science and ideology; and secondly, by problematicity of their substantive fusion. Is the truly scientific ideology, which can justifiably combine the entire range of interests of the social actors within the framework of public good, possible? Or it rather has a corporative-utilitarian or class foundation? These questions suggest the formulation of the in-depth topic of human nature, which has a suprahistorical basis. The methodologically appropriate examination of the claimed topic anticipates the necessary preliminary introduction of the initial definitions of science and ideology. This research is conducted based on the actual socio-historical practice of functioning of these phenomena within the European civilizational tradition. The main conclusion consists in the positive answer to the problem of possibility of scientific ideology, which is provided with the necessary stipulations. The essence of such conditions lies in revelation of ontology of human existence as such. Clarification of this ontology presents the key problem of philosophy, if it desires to overcome the presence in strictly removed, academic-textbook status, which leads not to the knowledge, but scholastic philosophizing.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Социодинамика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Содержание № 12, 2016
Выходные данные сетевого издания "Социодинамика"
Номер подписан в печать: 18-01-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Копцева Наталья Петровна, доктор философских наук
ISSN: 2409-7144
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: nb.info@mail.ru
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2016
Социальные исследования и мониторинг
Гольцова Е.В. - Исследование социально-средовой детерминации миграционного поведения молодёжи Иркутской области c. 1-10

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.12.21253

Аннотация: Объектом исследования является миграционное поведение молодёжи. Предметом исследования является специфика формирования миграционного поведения молодёжи Иркутской области. Молодёжь по-разному проявляет своё миграционное поведение, демонстрируя как высокую мотивацию к миграции, так и полный отказ от неё. Автор подробно рассматривает социально-средовые факторы детерминации миграционного поведения и определяет степень их влияния на формирование миграционных установок. В последние десятилетия наблюдается большой отток молодёжи из Иркутской области. Молодые люди имеют различные миграционные установки, выявление которых было целью исследования. В исследовании использованы такие методы, как анкетирование (опросный метод), а также общие научные методы, связанные с интерпретацией полученных результатов. Исследование, направленное на выявление миграционных установок, показало, что модель миграционного поведения молодёжи Иркутской области формируется под непосредственным воздействием социально-средовых факторов социальной среды, а также под влиянием субъективных характеристик респондентов. В исследовании проанализированы как мотивирующие, так и демотивирующие факторы, выявлены корреляционные связи между внешними и внутренними факторами детерминации миграционного поведения.
Государство и гражданское общество
Антропова Ю.Ю., Коробейникова А.П. - Некоммерческие организации и неформализованная социально-значимая активность граждан (региональный аспект) c. 11-18

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.12.20853

Аннотация: В статье анализируется такое общественное явление российской действительности, как реконцептуализация третьего сектора, который на сегодня не ограничивается институционализированными НКО, а представляет собой сложную систему, включающую и неформализованную социально- значимую активность граждан (в том числе индивидуальные и групповые гражданские инициативы, общественное участие, иные формы самоорганизации граждан по месту жительства и др.). Авторы делают попытку объяснения складывающейся ситуации смещения центра тяжести социально-значимой активности граждан с институционализированных форм к неформализованным объединениям. Статья содержит результаты проведенного персонального анкетирования населения Свердловской области двух возрастных групп: молодежь (от 16 до 29 лет) и старший возраст (30 лет и старше), и опроса экспертов (государственных и муниципальных служащих, руководителей НКО). Авторами представлена оценка текущего состояния социально -ориентированных НКО Свердловской области, условий функционирования НКО в регионе, а также прогнозируются перспективы развития «третьего сектора. В статье отражены основные тенденции, характеризующие готовность населения Свердловской области участвовать в деятельности НКО и социально-значимых практиках.
Актуальный вопрос
Багрова Е.В. - Закономерности возникновения и развития структурных кризисов c. 19-26

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.12.20304

Аннотация: Предметом данной статьи являются наиболее значимые закономерности, сформулированные философами и другими исследователями в области возникновения и развития структурных общественных кризисов, а также краткий анализ общности существенных кризисов в истории человечества: распада Римской Империи, Великой Депрессии и развала СССР, - как отражения теоретических концепций.Целью статьи является спецификация закономерностей возникновения и развития структурных общественных кризисов. В частности анализируются труды Шпенглера, Тойнби, Тоффлера, Ясперса, Сорокина, Маркса, Кейнса и других выдающихся ученых. Полученные результаты анализа сопоставляются с наиболее существенными общественными кризисами в истории человечества. Для достижения данной цели в статье проводится анализ теоретических наиболее значимых концепций в области кризисных явлений. В результате статьи, автор приходит к выводу о том, что различные авторы указывают на различные причины кризисных явлений, однако можно выделить несколько ключевых закономерностей. В частности, чрезмерности любых социальных процессов, включая экономические и развитие любых технологий, а также дополнительные взаимосвязи между различными областями общественной жизни, детерминирующие их взаимозависимость. Кроме того, одной из основных причин кризисов является искусственно созданная, в результате общественного развития, подчиненность одних элементов другим, не существующая на сущностном уровне. Полученные результаты могут быть применены в социальных и гуманитарных науках для развития понимания кризисных явлений, процессов их возникновения и развития, а также для поисков путей стабилизации общественного развития.
Смирнова А.А., Аверьянова М.Н. - Музеи мира в роли акторов миротворчества: политические и психологические аспекты c. 27-36

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.12.21033

Аннотация: Статья посвящена музеям мира – отдельной разновидности музеев, рассказывающих о борьбе за мир и выступающих против насилия во всех его проявлениях. Актуальность исследования объясняется особой ролью музеев мира в общественном развитии и мировой политике, на которую они претендуют. Несмотря на то, что численность музеев мира постоянно увеличивается, они занимают периферийное положение в мирных исследованиях, и остаются неизученными в рамках других дисциплин. Целью данной статьи является анализ понятия музеев мира, а также выявление специфики политических и психологических аспектов их деятельности. Музеи мира рассматриваются как комплексное явление, объединяющее области международных, внутригосударственных, межгрупповых и межличностных отношений. Объектом исследования является роль музеев мира в общественном развитии, предметом – политические и психологические составляющие музеев мира. Основной метод исследования – критический анализ существующей научно-исследовательской литературы и информационных источников. Для анализа специфики музеев мира применяются политологические и психологические концепции. На сегодняшний день не существует единого подхода к определению и характеристикам музеев мира, поэтому в статье предлагаются узкая и широкая трактовки этого понятия, приводится типология современных музеев мира. Во второй части статьи рассматриваются вопросы психологического эффекта от посещения этих музеев, а также сложности, возникающие в связи с их политической направленностью. Спецификой музеев мира является ориентация на активизацию индивидов, разрешение конфликтов и интернационализм, однако особенность тематики и антагонизм с государственной идеологией препятствуют процветанию музеев мира. По мнению авторов, изучение музеев мира может обогатить наше понимание проблем мира и насилия, а также способствовать развитию общественных и гуманитарных наук.
Государство и гражданское общество
Масланов Е.В., Масланов Д.В. - Типология проектов в области политического краудсорсинга в России. c. 37-46

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.12.19495

Аннотация: Особое внимание в статье уделяется вопросу применения новых информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении. Авторы исходят из того, что одной из ключевых технологий изменивших «образ» общества, способы взаимодействия между людьми, поменявшей механизмы распространения информации стал Интернет. В свою очередь, «Арабская весна» и другие события продемонстрировали, что Интернет-технологии активно и эффективно используются для конструирования и управления политическими изменениями. Одной из таких технологий является политический краудсорсинг. Многообразие проектов, использующих краудсорсинг, требует упорядочивания и классификации. Таким образом, в данной статье авторы стараются типологизировать существующие проекты, выяснить как их различные виды влияют на общество и государственную власть. Обращаясь к политической реальности современной России авторы анализируют существующие на территории страны проекты и классифицируют их. Новизна исследования заключается в том, что в результате анализа проектов авторами, в целях построения корректной классификации проектов в области политического краудсорсинга, определяются два основных содержательных критерия, состоящих из организатора и целей проектов. На их основе формируется типология, которая состоит из 4 основных групп, каждой из которых присущи свои особенности. Развитие каждой из этих групп, то есть, увеличение или уменьшение количества проектов, интенсивность использования результатов их деятельности государственными органами, может показать динамику развития взаимодействия общества и государства в России.
Богомолова Е.С. - PR-коммуникация как форма и метод управления общественными отношениями в современных реалиях. Теоретическое обоснование сущности коммуникативных теорий власти и PR в прагматическом аспекте. c. 47-53

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.12.19440

Аннотация: В статье предлагается рассмотреть определение PR-коммуникации как области знаний и сферы деятельности в политическом процессе. Роль коммуникационного подхода в управлении общественными отношениями со стороны властных структур является центральным в предметной области настоящего исследования. В изложении поднимается проблема особой потребности государственной исполнительной власти в новых формах и методах взаимодействия с современным обществом. Тенденция к увеличению спроса на подотчетность и прозрачность государственного аппарата в нашей стране видится автором актуализирующей применение коммуникационных технологий в деятельности PR-структур органов государственного управления. В качестве доказательной базы основным выступает обращение к теоретическим концепциям авторов, ведущее место в работах которых занимают коммуникации в такой сфере деятельности государства, как публичные связи. Теоретическую базу дополняют исследования по социологии и социальной психологии, где рассматриваются концептуальные основы социальных коммуникаций и проблемы управления общественными отношениями. Верится, что формализация политической коммуникации, с точки зрения рассматриваемых теорий, в прагматическом аспекте будет способствовать расширению коммуникативного пространства между государственной властью и общественностью. Что касается методологии проведения работы, в процессе исследования использовались: теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация методических и практических данных, и иные методы научного познания, обращенные к организационно-управленческой и политико-коммуникационной тематике. Исследование позволило еще раз подчеркнуть, необходимость в построении двусторонней модели политической коммуникации, целью которой станет поиск компромиссов и стремление к достижению социального консенсуса. В представленном аспекте, автор поставил PR-коммуникацию в прямую зависимость с характеристиками жизнеспособности государственного аппарата. А наличие коммуникативного пространства между властью и гражданами как площадку для легального столкновения интересов и дискуссии между сторонами позволит запустить процесс качественной реорганизации системы управления обществом.
Человек и труд
Иванов С.Ю., Иванов А.С., Морковкин Д.Е., Гуменная Н.С. - Профессиональные траектории выпускников вузов и их трудовая адаптация c. 54-67

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.12.19374

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с профессиональной карьерой выпускников вузов. В условиях динамики социально-экономических процессов возрастает роль профессионально-личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, построение успешной профессиональной карьеры. Трудоустройство выпускников на рынке труда представляет собой один из основных индикаторов их востребованности, охватывающий целый ряд этапов трехстороннего взаимодействия «вуз-работодатель-студент». Во многом конкурентные преимущества выпускников и их личностные экспектации определяют возможности их успешного трудоустройства. На основе результатов социологического опроса определяются основные профессиональные траектории молодых специалистов, выявляются барьеры, препятствующие выпускникам успешно адаптироваться на рынке труда. Основные результаты исследования выражаются в определении профессиональных ожиданий молодежи в современных условиях, выявлении наиболее востребованных для молодых специалистов общепрофессиональных навыков. Обозначены дальнейшие профессиональные планы выпускников. Вскрыты причины работы молодежи не по специальности и возможные способы корректировки профессиональных траекторий молодых специалистов.
Конфликт и консенсус
Зайцев А.В. - Кластерная дифференциация диалогических интеракций государства и гражданского общества в сфере публичной политики: теория и практика c. 68-75

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.12.20980

Аннотация: Предметом исследования данной публикации является типология диалога государства и гражданского общества в сфере публичной политики. В современной политической науке подобная классификация диалогических интеракций отсутствует. Большинство современных исследователей предпочитают рассматривать диалог государства и гражданское общества, как нечто целостное, лишенное свойственной ему внутренней дифференциации на типологически однородные, но в то же время отличающиеся друг от друга коммуникативные группы. Для целенаправленного управления коммуникативными процессами в сфере интеракции государства и гражданского общества крайне необходимо понимание наличия различных диалогических типов. Для того чтобы ликвидировать данный объективно существующий пробел автор публикации применяет инновационную для политической науки методологию в виде кластерного подхода для вычленения семи типологических рядов диалога государства и гражданского общества. Таким образом, можно сделать вывод, что габитус диалога государства и гражданского общества представляет собой широкое кластерное образование, включающее в себя целый ряд нормативных видов (типов), подвидов (разновидностей) и смешанных диалогов, располагающихся в континууме публичной политики между ее двумя крайними полюсами: конфронтации и партнерства. Практическая значимость кластерной типологии диалога государства и гражданского общества достаточно велика. Она применима к сравнительному дискурсивному анализу, связям с общественностью, политическому менеджменту, управлению социокоммуникативными процессами, прикладной конфликтологии и так далее.
Местное самоуправление
Майкова Э.Ю., Симонова Е.В. - Выборы как инструмент формирования органов местного самоуправления в современной России: реальные муниципальные практики и перспективы использования c. 76-92

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.12.20930

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является изучение возможностей использования выборного механизма в процессе формирования муниципальных органов в рамках различных реальных и перспективных моделей организации системы местного самоуправления (управления) в зависимости от уровня развития самоуправленческого потенциала населения и локальных особенностей территории. Объект исследования – жители городов, поселков городского типа и сельских поселений Тверской области, а также представители экспертного сообщества региона. Исследовано отношение респондентов к использованию выборного механизма в системе МСУ. Выявлен уровень электоральной активности населения при проведении муниципальных выборов и факторы, оказывающие на него влияние, а также на характер отношения граждан к муниципальным выборам. Особое внимание уделено выявлению отношения респондентов к моделям избрания глав МСУ и определению перспективных моделей организации управления на местном уровне. Представлены данные социологического мониторинга, проводившегося в Тверском регионе в 2009-2015 гг. методом формализованного интервьюирования. Также использованы эмпирические данные, полученные при проведении глубинного интервьюирования членов экспертного сообщества региона в апреле–августе 2015 г. (45 человек). Особым вкладом авторов в исследование темы является выделение трех основных моделей местного самоуправления (управления), применение которых возможно для разных типов российских территорий: 1) патерналистская модель; 2) модель с использованием института старост (но сохранением основных элементов классической модели местного самоуправления); 3) классическая модель местного самоуправления, основанная на активистской политической культуре.
Идеология и политика
Гижа А.В. - Идеология и наука: противоречие, взаимодополнительность или синергия? c. 93-101

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.12.19462

Аннотация: Рассматривается отношение идеологических и научных форм сознания. Для такого сопоставления их содержательность должна быть достаточно конкретно представлена. Это определяется, во-первых, выделенными существенными аспектами в понятийных определениях науки и идеологии и, во-вторых, выделенной проблемностью их содержательного сочетания. Возможна ли действительно научная идеология, которая могла бы обоснованно сочетать весь спектр интересов социальных субъектов в рамках общественного блага? Либо же она всегда имеет корпоративно-утилитарную или классовую основу? Эти вопросы подразумевают разработку глубинной темы природы человека, имеющей надисторическое основание. Методологически корректное рассмотрение заявленной темы предполагают обязательное предварительное введение исходных дефиниций науки и идеологии. Эта работа проводится в опоре на реальную социально-историческую практику функционирования данных феноменов в пределах европейской цивилизационной традиции. Основным выводом исследования является положительный ответ на проблему возможности научной идеологии, данный с необходимыми оговорками. Суть условий, подразумевающих такую возможность, заключается в раскрытии онтологии человеческого бытия как такового. Прояснение данной онтологии представляет центральную проблему философии, если она хочет преодолеть пребывание в сугубо отвлеченном, академически-книжном статусе, ведущем не к знанию, а к схоластическому мудрствованию.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"