Статья 'Итальянский Ренессанс в зеркале русского Ренессанса' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Итальянский Ренессанс в зеркале русского Ренессанса

Гришатова Юлия Леонидовна

аспирант, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ)

119991, Россия, г. Москва, Ломоносовский проспект, 27, корп. 4

Grishatova Yulia

Post-graduate student, the department of History and Theory of World Culture, M. V. Lomonosov Moscow State University

119991, Russia, Moscow, Lomonosovsky Prospekt 27, building #4

julia_gr@inbox.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2016.11.17738

Дата направления статьи в редакцию:

27-01-2016


Дата публикации:

13-12-2016


Аннотация: Предмет исследования составляет явление западноевропейского Возрождения в его трактовке русской философской и культурологической мыслью, а также рассмотрение явления Возрождения в применении к русской истории культуры. В статье проводится сравнительный анализ взглядов русских философов и исследователей на явление западноевропейского Возрождения в целом, рассматривается его связь с русской историко-культурной традицией. Культура Ренессанса была подробно рассмотрена и проанализирована отечественными исследователями - философами, историками, искусствоведами, литературоведами. При этом их оценки иногда поражают своей оригинальностью и нетрадиционным исследовательским подходом, кроме того порой эти оценки достаточно неоднозначны и амбивалентны. Делается попытка проанализировать основные тезисы по тематике западноевропейского Возрождения в их в совокупности и выяснить, чем русский взгляд на Возрождение и его трактовка отличается от других, в частности от классического европейского видения. Основной вывод исследования заключается в том, что в русской философской мысли существует особый и достаточно критический взгляд на явление Возрождения, а исследователи русской культуры неоднократно ставили вопрос о его корреляции с историей русской культуры и искусства. Не случайно, что особенно острый интерес к Ренессансу в русской мысли появился в начале XX века, когда Ренессанс стал одной из главных тем размышлений русских философов, и к нему все чаще стали обращаться деятели искусства Серебряного века – поэты, писатели, художники, искусствоведы. Взлет культурно-философской мысли начала XX века и «Серебряный век» русской литературы оценивается исследователями как русское Возрождение, совпавшее с общеевропейской эпохой модерна.


Ключевые слова:

эстетика Ренессанса, Серебряный век, русский Ренессанс, культурная память, средневековье, античность, перспектива, гуманизм, народная культура, религиозное сознание

Abstract: The subject of this research is the phenomenon of the Western European Renaissance in its interpretation by the Russian philosophy and culturological thought, as well as examination of the phenomenon of Renaissance in application to the Russian history of culture. The article conducts a comparative analysis of the views of the Russian philosophers and researchers upon the phenomenon of the Western European Renaissance in general, and its connection with the Russian historical and cultural tradition. The Renaissance culture was being thoroughly examined by the Russian philosophical scholars, art and literature experts, and historians. At the same time, their assessments at times strike by their originality and non-traditional research approach, as well as are quite ambiguous and ambivalent. The author attempts to analyze the fundamental these on the topic of Western European Renaissance altogether, and clarify in which way the Russian view and interpretation of Renaissance differs from other, particularly classical European vision. The main conclusion consists in the fact that the Russian philosophical thought contains a specific and critical opinion regarding the phenomenon of Renaissance, and the researchers of Russian culture often raised a question about its correlation with the history of Russian culture and art. It is no coincidence that particularly acute interest towards the Renaissance emerged within the Russian thought in the early XX century, when Renaissance has become one of the head topics of contemplation among the Russian philosophers, and art community of the Silver age. The bloom of the cultural and philosophical thought of the early XX century and the “Silver Age” of the Russian literature are evaluated as the Russian Renaissance, which concurred with the general European era of modernism.


Keywords:

Religious consciousness, Folk culture, Humanism, Prospect, Antiquity, Middle Ages, Cultural memory, Russian Renaissance, Silver Age, Aesthetics of the Renaissance

Библиография
1. Аверинцев С.С. Личность и талант ученого / Михаил Михайлович Бахтин / Под ред. В.Л. Махлина. М.: РОССПЭН, 2010. С. 34.
2. Аверинцев С.С. Византия и Русь. Два типа духовности // Новый мир. 1988. № 7, 9.
3. Анненский И.Ф. Трагическая Медея // Театр Еврипида в 3-х т. Т. 1. СПб.: Просвещение, 1906. С. 264.
4. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. С. 43.
5. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. C. 98.
6. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства в двух томах. Т. 1. М.: Искусство, 1994. С. 393.
7. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб.: Мифрил, 1996. С. 45.
8. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М.: Республика, 1994. С. 78.
9. Веселовский А.Н. Противоречия итальянского Возрождения. Избранные статьи. Л., 1939. C. 253-283.
10. Дживелегов А.К. Творцы итальянского Возрождения. М.: Республика, 1998. C.8
11. Зелинский Ф.Ф. Памяти И.Ф.Анненского // Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. Т. 2. СПб.: типография М.М. Стасилевича, 1911. С. 377-378.
12. Иванов В.И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. С. 34.
13. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. М., 1996. C. 94-155
14. Лихачев Д.С. Русское Предвозрождение в истории мировой культуры // Лихачев Д.С. Прошлое-будущему. Л.: Наука, 1985. С. 62.
15. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982.
16. Лотман Ю. М. Избранные статьи в трех томах. Т. 1. Таллинн: Александрия, 1992.
17. Мережковский Д.С. Петр и Алексей. М.: Захаров, 2004. С. 89.
18. Немов А. Идея славянского Возрождения. М.: И.Н.Кушнерев и К°, 1915. С. 24
19. Сарабьянов Д.В. Русская живопись. Пробуждение памяти. М.: Искусствознание, 1998. С. 43.
20. Седых О.М. П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин: Взгляд на Ренессанс // Творчество А.Ф. Лосева в контексте отечественной и европейской культурной традиции: К 120-летию со дня рождения и 25-летию со дня смерти: Материалы Международной научной конференции ХIV "Лосевские чтения". Ч. 1. М., 2013. С. 53.
21. Троицкий В.П. Разыскания о жизни и творчестве А.Ф. Лосева. М.: Аграф, 2007. С. 29.
22. Флоренский П.А. Культурно-историческое место и предпосылки христианского миропонимания // Флоренский П.А. Собрание сочинений в 4-ех т. Т. 3. М.: Мысль, 1999. С. 86.
23. Флоренский П.А. Из богословского наследия // Богословские труды. М., 1977. № 17. С. 21.
24. Флоренский П.А. Иконостас. // Флоренский П.А. Собрание сочинений в 4-ех томах. Т.2. М.: Мысль, 1999.
25. Флоренский П. А. Мнимости в геометрии: расширение области двухмерных образов геометрии (опыт нового истолкования мнимостей). М.: Едиториал УРСС, 2004.
26. Флоренский П.А. Обратная перспектива // Ученые записки. Тартуский государственный университет. Вып. 198: Труды по знаковым системам. Сб.3. Тарту, 1967.
27. Флоренский П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М.: Мысль, 2000. C. 171.
28. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М.: Гаудеамус, 2012. C. 179.
References
1. Averintsev S.S. Lichnost' i talant uchenogo / Mikhail Mikhailovich Bakhtin / Pod red. V.L. Makhlina. M.: ROSSPEN, 2010. S. 34.
2. Averintsev S.S. Vizantiya i Rus'. Dva tipa dukhovnosti // Novyi mir. 1988. № 7, 9.
3. Annenskii I.F. Tragicheskaya Medeya // Teatr Evripida v 3-kh t. T. 1. SPb.: Prosveshchenie, 1906. S. 264.
4. Bakhtin M.M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul'tura Srednevekov'ya i Renessansa. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1990. S. 43.
5. Berdyaev N.A. Smysl istorii. M.: Mysl', 1990. C. 98.
6. Berdyaev N.A. Filosofiya tvorchestva, kul'tury i iskusstva v dvukh tomakh. T. 1. M.: Iskusstvo, 1994. S. 393.
7. Bitsilli P.M. Mesto Renessansa v istorii kul'tury. SPb.: Mifril, 1996. S. 45.
8. Bulgakov S.N. Svet nevechernii. M.: Respublika, 1994. S. 78.
9. Veselovskii A.N. Protivorechiya ital'yanskogo Vozrozhdeniya. Izbrannye stat'i. L., 1939. C. 253-283.
10. Dzhivelegov A.K. Tvortsy ital'yanskogo Vozrozhdeniya. M.: Respublika, 1998. C.8
11. Zelinskii F.F. Pamyati I.F.Annenskogo // Zelinskii F.F. Iz zhizni idei. T. 2. SPb.: tipografiya M.M. Stasilevicha, 1911. S. 377-378.
12. Ivanov V.I. Rodnoe i vselenskoe. M.: Respublika, 1994. S. 34.
13. Leont'ev K.N. Vizantizm i slavyanstvo // Leont'ev K.N. Vostok, Rossiya i Slavyanstvo. M., 1996. C. 94-155
14. Likhachev D.S. Russkoe Predvozrozhdenie v istorii mirovoi kul'tury // Likhachev D.S. Proshloe-budushchemu. L.: Nauka, 1985. S. 62.
15. Losev A.F. Estetika Vozrozhdeniya. M.: Mysl', 1982.
16. Lotman Yu. M. Izbrannye stat'i v trekh tomakh. T. 1. Tallinn: Aleksandriya, 1992.
17. Merezhkovskii D.S. Petr i Aleksei. M.: Zakharov, 2004. S. 89.
18. Nemov A. Ideya slavyanskogo Vozrozhdeniya. M.: I.N.Kushnerev i K°, 1915. S. 24
19. Sarab'yanov D.V. Russkaya zhivopis'. Probuzhdenie pamyati. M.: Iskusstvoznanie, 1998. S. 43.
20. Sedykh O.M. P.A. Florenskii, A.F. Losev, M.M. Bakhtin: Vzglyad na Renessans // Tvorchestvo A.F. Loseva v kontekste otechestvennoi i evropeiskoi kul'turnoi traditsii: K 120-letiyu so dnya rozhdeniya i 25-letiyu so dnya smerti: Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii KhIV "Losevskie chteniya". Ch. 1. M., 2013. S. 53.
21. Troitskii V.P. Razyskaniya o zhizni i tvorchestve A.F. Loseva. M.: Agraf, 2007. S. 29.
22. Florenskii P.A. Kul'turno-istoricheskoe mesto i predposylki khristianskogo miroponimaniya // Florenskii P.A. Sobranie sochinenii v 4-ekh t. T. 3. M.: Mysl', 1999. S. 86.
23. Florenskii P.A. Iz bogoslovskogo naslediya // Bogoslovskie trudy. M., 1977. № 17. S. 21.
24. Florenskii P.A. Ikonostas. // Florenskii P.A. Sobranie sochinenii v 4-ekh tomakh. T.2. M.: Mysl', 1999.
25. Florenskii P. A. Mnimosti v geometrii: rasshirenie oblasti dvukhmernykh obrazov geometrii (opyt novogo istolkovaniya mnimostei). M.: Editorial URSS, 2004.
26. Florenskii P.A. Obratnaya perspektiva // Uchenye zapiski. Tartuskii gosudarstvennyi universitet. Vyp. 198: Trudy po znakovym sistemam. Sb.3. Tartu, 1967.
27. Florenskii P.A. Stat'i i issledovaniya po istorii i filosofii iskusstva i arkheologii. M.: Mysl', 2000. C. 171.
28. Florenskii P.A. Stolp i utverzhdenie Istiny. Opyt pravoslavnoi teoditsei v dvenadtsati pis'makh. M.: Gaudeamus, 2012. C. 179.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.