Статья '"Социология сакрального Роже Кайуа" ' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

"Социология сакрального Роже Кайуа"

Пророкова Мария Николаевна

аспирант, кафедра аналитической антропологии, ИФ РАН

119991, Россия, г. Москва, ул. Волхонка, 14/1, стр. 1

prorokova mariya nikolaevna

Post-graduate student, Senior Laboratory Assistant, the department of Analytical Anthropology, Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences

119991, Russia, Moscow, Volkhonka Street 14/1, building #1

prorokova1040@list.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2016.12.17372

Дата направления статьи в редакцию:

23-12-2015


Дата публикации:

22-01-2017


Аннотация: Статья “ Социология сакрального Роже Кайуа” посвящена анализу фундаментальных для всей французской социологической школы в целом, и для коллежа социологии, основателем которого Кайуа являлся,в частности, понятий – сакральному и профанному. Рассматривая эту диалектическую пару в контексте различных сфер и состояний жизни общества ( праздника, карнававала, войны, игры), Кайуа приходит к выводу, что сама попытка демаркации профанной и сакральной областей является чрезвычайно важной для формирования общественного и религиозного сознания человека и всех процессов социализации. По Кайуа, сакральное и профанное очерчивают для индивида и общества те сферы, что святы и те, что прокляты; разрешенные и запретные; изведанные и неизведанные; поддающиеся и неподвластные человеческому влиянию. Целью настоящей статьи является реконструкция взглядов французского мыслителя на проблемы, связанные с сакральным и профанным и их влиянию на формирование социального и религиозного сознания.В качестве материала для анализа нами избраны работы Роже Кайуа и исследователей, в разное время заострявшие на данной теме свой исследовательский интерес. В Российской гуманитарной науке серьезных исследований, посвященных такому сложному и двусмысленному феномену, как сакральное, или священное, крайне мало.Потому анализ понимания этого феномена такой значительной для философской мысли 20-го века фигуры, как Роже Кайуа, представляется нам интересной и важной. Соотношение между священным и мирским в концепции Кайуа– это соотношение между свободой воли (профанная, знакомая и привычная человеку область, его “ жизненный мир”) и фатумом, провидением , традицией, сложившейся помимо личного воления индивида (сакральное) - областью высшей и непостижимой для понимания, одновременно и манящей и внушающей великий ужас. В отличие от некоторых современников, в частности, своего коллеги по коллежу социологии Жоржу Батаю, Кайуа оценивает разделение сфер сакрального и профанного как положительное явление, являющееся гарантом стабильности и несущее исключительно созидательные функции для человеческого сообщества.


Ключевые слова:

сакральное, профанное, коллеж социологии, антропология, общество, религия, ритуал, миф, цикличность, запрет

Abstract: This article is dedicated to the analysis of the fundamental for the entire French sociological school as a whole, including the sociological college, the founder of which was Roger Caillois, notions of sacred and profane. Reviewing this dialectical dyad in the context of various spheres and conditions of life the society (holiday, carnival, war, game), Caillois comes to the conclusion that the very attempt of demarcation of the sacred and profane areas is extremely important for the formation of public and religious consciousness of a human and all of the processes of socialization. According to Caillois, sacred and profane depict for the individual and the society the spheres that are holy or cursed, allowed or prohibited, experienced or unexperienced, in control or beyond control of the human influence. The goal of this work consists in the reconstruction of views of the French thinker upon the questions associated with sacred and profane, as well as their impact upon the establishment of the social and religious consciousness. There are very few extensive research within the Russian humanitarian science that are dedicated to such complicated and ambiguous phenomenon as the sacred or holy. Therefore, the analysis of understanding of the phenomenon of an important for the philosophical thought of the XX century persona pf Roger Caillois represents great interest and value. Correlation between the sacred and the secular in R. Caillois’ concept reflects the correlation between the freedom of will (profane, familiar, and usual for a human area, his “living world) and fate, providence, and tradition formed beyond the personal will of an individual (sacred) – the area of the highest and incomprehensible, simultaneously tempting and terrifying. Unlike certain contemporaries, particularly his colleague Georges Bataille, Caillois assesses the separation of the spheres of sacred and profane as a positive phenomenon, which is the guarantor of stability and carries constructive functions for the human community.


Keywords:

Prohibition, Return , Myth, Ritual, Religion , Society, Anthropology, College of sociology, Profane, Sacred

Библиография
1. Мосс М. Социальные функции священного. СПб: Евразия, 2000. 448 с.
2. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М.: О.Г.И., 2007. 296 с.
3. Зенкин С. Небожественное сакральное. М.: РГГУ, 2012. 544 с.
4. Кайуа Р. Игры и люди. Эссе по социологии культуры. М.: О.Г.И, 2007. 304 с.
5. Кайуа Р. Двойственность сакрального. Электронный ресурс. Режим доступа : http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/hollier/17.php
6. Кайуа Р. В глубь фантастического. М.: Издательство Ивана Лимбаха, 2006. 208 с.
7. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, назначение. М.: Терра-книжный клуб, 2000. 400 с.
8. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни.Тотемическая система в Австралии // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М.: Канон+, 1998. 432 с.
9. Зенкин С. Роже Кайуа и его критика культуры. Электронный ресурс. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/druzhba/2005/4/ka18.html.
10. Леви-Стросс К. Неприрученная мысль. М.: Академический Проект, 2008. 520 с.
11. Мосс М. Очерк о даре // Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / Пер. с франц., послесловие и комментарии А.Б. Гофмана. М.: "Восточная литература", РАН, 1996. 287 с.
12. Юськив Н. Антропология государственной власти // Право и политика. - 2013. - 2. - C. 266 - 273. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.02.16.
13. Зонтаг С. Антрополог как герой (перевод В.С. Кулагиной-Ярцевой) // Филология: научные исследования. - 2014. - 2. - C. 131 - 138. DOI: 10.7256/2305-6177.2014.2.12135.
References
1. Moss M. Sotsial'nye funktsii svyashchennogo. SPb: Evraziya, 2000. 448 s.
2. Kaiua R. Mif i chelovek. Chelovek i sakral'noe. M.: O.G.I., 2007. 296 s.
3. Zenkin S. Nebozhestvennoe sakral'noe. M.: RGGU, 2012. 544 s.
4. Kaiua R. Igry i lyudi. Esse po sotsiologii kul'tury. M.: O.G.I, 2007. 304 s.
5. Kaiua R. Dvoistvennost' sakral'nogo. Elektronnyi resurs. Rezhim dostupa : http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/hollier/17.php
6. Kaiua R. V glub' fantasticheskogo. M.: Izdatel'stvo Ivana Limbakha, 2006. 208 s.
7. Dyurkgeim E. Sotsiologiya. Ee predmet, metod, naznachenie. M.: Terra-knizhnyi klub, 2000. 400 s.
8. Dyurkgeim E. Elementarnye formy religioznoi zhizni.Totemicheskaya sistema v Avstralii // Mistika. Religiya. Nauka. Klassiki mirovogo religiovedeniya. Antologiya. M.: Kanon+, 1998. 432 s.
9. Zenkin S. Rozhe Kaiua i ego kritika kul'tury. Elektronnyi resurs. Rezhim dostupa: http://magazines.russ.ru/druzhba/2005/4/ka18.html.
10. Levi-Stross K. Nepriruchennaya mysl'. M.: Akademicheskii Proekt, 2008. 520 s.
11. Moss M. Ocherk o dare // Obshchestva. Obmen. Lichnost': Trudy po sotsial'noi antropologii / Per. s frants., posleslovie i kommentarii A.B. Gofmana. M.: "Vostochnaya literatura", RAN, 1996. 287 s.
12. Yus'kiv N. Antropologiya gosudarstvennoi vlasti // Pravo i politika. - 2013. - 2. - C. 266 - 273. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.02.16.
13. Zontag S. Antropolog kak geroi (perevod V.S. Kulaginoi-Yartsevoi) // Filologiya: nauchnye issledovaniya. - 2014. - 2. - C. 131 - 138. DOI: 10.7256/2305-6177.2014.2.12135.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.