Статья 'Триадические формы прогресса' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Триадические формы прогресса

Самарская Елена Александровна

доктор политических наук

ведущий научный сотрудник, Институт философии, Российская академия наук (ИГП РАН)

119019, Россия, г. Москва, ул. Волхонка, 14, стр. 5

Samarskaya Elena Aleksandrovna

Doctor of Politics

leading research assistant of the Division of History of Political Philosophy at Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences.

119019, Russia, Moskovskaya Oblast' oblast', g. Moscow, ul. Volkhonka, 14 stroenie 5

helene-samarskaya@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2016.3.16102

Дата направления статьи в редакцию:

11-08-2015


Дата публикации:

20-05-2016


Аннотация: Предметом исследования в данной статье является философская идея прогресса в толковании французских и немецких теоретиков Х1Х в. Автор выдвигает гипотезу о различии триадических форм прогресса, обозначающих развитие гуманитарных устройств общества, и прогресса науки и производства. Последние развиваются по восходящей, тогда как в гуманитарных областях на протяжении более двух веков прогресс имел иной (триадический) характер. В результате исследования были выявлены особенности философской триады у французов. У них преобладала схема, ведущая начало от Сен-Симона и означающая переход от "феодально-богословского" общества к "метафизическому" и предполагаемому в будущем "промышленному" обществу. Тем не менее, прогресс у них выглядит как движение к высшему единству естественных наук, производства и гуманитарных сфер общественной жизни. У немцев (Гегель, Маркс) отношение к прогрессу выработано согласно гегелевскому принципу отчуждения и его снятия. Но если у Гегеля эта диалектика раскрывает движение Мирового духа к самопознанию, то у Маркса она раскрывает динамку труда: от нерасчлененного единства рода, где индивид совершенно несамостоятелен, к движению выделения индивида и его собственности из рода и, наконец, к снятию различия между индивидуальным и всеобщим. Сопоставляя французские и немецкие теории прогресса, автор получает возможность установить их единство и различие. В методологическом плане особенно важна идея единства, раскрывающего стремление авторов провести линию от прошлого к настоящему и будущему. Новизна заключается в том, что триадические теории прогресса возникли на заре капитализма, когда он уже зримо вырисовывался, но были живы воспоминания об уходящей эпохе. Отсюда попытки выстроить ценностные нормы будущего при использовании достижений прошлого. Сейчас воспоминания о том прошлом рассеялись, а вместе с ними уходят в прошлое триадическое формы прогресса. Прогресс теперь выглядит как движение по восходящей и касается явлений производства, техники, наук.


Ключевые слова:

прогресс, философско-историческая триада, производство, наука, феодально-богословское общество, метафизическая эпоха, индустриальное общество, принцип отчуждения, индивидуальное, всеобщее

Abstract: The subject of this research is the philosophical idea of progress in interpretation of the French and German theoreticians of the XIX century. The author suggests a hypothesis about the distinction between the triadic forms of progress, which signify the development of the humanitarian structures of society, as well as the progress in science and production. The latter are advancing increasingly, while in the humanitarian fields throughout more than two centuries, progress carried a different (triadic) character. As a result of this research, were determined the peculiarities of the philosophical triad among French; the prevailing scheme was taking its roots from Saint-Simon and meant the transition from the “feudal-theological” society to “metaphysical”, and in future – “industrial” society. The Germans (Hegel, Marx) developed the attitude towards progress according to the Hegel’s principle of alienation and its removal. But if in Hegel defines this dialectics as the movement of the World spirit towards self-cognition, Marx reveals it as a dynamics of labor – from the unity of clan, where an individual is absolutely dependent, to the movements towards alienation of the individual and his property from the clan, and finally, the removal between individual and universal. By comparing the French and German theories of progress, the author attempts to determine their unity and diversity. Scientific novelty consists in the fact that triadic forms of progress emerged at the dawn of capitalism, but the reminiscence of the passing era is still alive. Thus emerge the attempts to build value norms of the future by using the achievements of the past.  


Keywords:

progress, philosophical-historical triad, production, science, feudal and theological society, metaphisical epoch, industrial society, alienation principle, individual, universal

Библиография
1. Сен-Симон А. де. Новое христианство // Сен-Симон А. де. Собр. соч. / Пер. с франц. М.-Пг.: Гос. издат., 1923. С. 213-250.
2. Ansart P. Saint-Simon. Paris: Centre de documentation universitaire, 1969. P. 12.
3. Изложение учения Сен-Симона. М.-Пг., Госиздат, 1923. С. 82, 86, 232.
4. Gurvitch G. Les fondateurs de la sociologie contemporaine. Paris: Centre de documentation universitaire, 1957. P. 33.
5. Конт О. Слово о положительном мышлении // Конт О. Дух позитивной философии. СПб.: Вестник знания, 1910. С. 24, 71, 102.
6. Конт О. Система позитивной политики // Родоначальники позитивизма. Выпуск второй. СПб., 1910. С. 11, 24.
7. Конт О. Курс позитивной философии // Родоначальники позитивизма. Выпуск четвёртый. СПб.: Брокгауз и Ефрон, 1912. С. 60, 73.
8. Конт О. Общий обзор позитивизма. М.: Либроком, 2011. С. 149.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. М.: Изд-во политической литературы, 1974. С. 120, 144.
10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. М.: Изд-во политической литературы, 1955. С. 33, 36, 133.
11. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. М.-Л.: Госиздат, 1935. С. 99.
12. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Политиздат, 1956. С. 566.
References
1. Sen-Simon A. de. Novoe khristianstvo // Sen-Simon A. de. Sobr. soch. / Per. s frants. M.-Pg.: Gos. izdat., 1923. S. 213-250.
2. Ansart P. Saint-Simon. Paris: Centre de documentation universitaire, 1969. P. 12.
3. Izlozhenie ucheniya Sen-Simona. M.-Pg., Gosizdat, 1923. S. 82, 86, 232.
4. Gurvitch G. Les fondateurs de la sociologie contemporaine. Paris: Centre de documentation universitaire, 1957. P. 33.
5. Kont O. Slovo o polozhitel'nom myshlenii // Kont O. Dukh pozitivnoi filosofii. SPb.: Vestnik znaniya, 1910. S. 24, 71, 102.
6. Kont O. Sistema pozitivnoi politiki // Rodonachal'niki pozitivizma. Vypusk vtoroi. SPb., 1910. S. 11, 24.
7. Kont O. Kurs pozitivnoi filosofii // Rodonachal'niki pozitivizma. Vypusk chetvertyi. SPb.: Brokgauz i Efron, 1912. S. 60, 73.
8. Kont O. Obshchii obzor pozitivizma. M.: Librokom, 2011. S. 149.
9. Marks K., Engel's F. Soch. T. 42. M.: Izd-vo politicheskoi literatury, 1974. S. 120, 144.
10. Marks K., Engel's F. Soch. T. 3. M.: Izd-vo politicheskoi literatury, 1955. S. 33, 36, 133.
11. Gegel' G.V.F. Filosofiya istorii. M.-L.: Gosizdat, 1935. S. 99.
12. Marks K., Engel's F. Iz rannikh proizvedenii. M.: Politizdat, 1956. S. 566.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.