ГЛАВНАЯ
> Журнал "Конфликтология / nota bene"
> Рубрика "Конфликты ветвей власти"
Константинова М.В. - Институциональные модели региональных органов власти: методологические подходы к изучению распределения полномочий |
|
c. 15-21
|
DOI: 10.7256/2454-0617.2019.2.29197
Аннотация: Предмет исследования статьи - методология изучения взаимодействия региональных органов государственной власти. Цель статьи - дать анализ существующему в современной политической науке методологическому подходу к исследованию конституционного дизайна распределения полномочий между главными акторами политического процесса (органами исполнительной и законодательной власти). Показать, что данный подход может стать первым шагом для понимания причин конфликтов между главами субъектов и парламентами регионов России. Выделенный методологический подход предусматривает анализ нормативно-правовых актов регионов, в которых прописаны полномочия глав территорий и региональных ассамблей. С помощью сравнительного изучения есть возможность проследить сформирована ли в официальных документах система сдержек и противовесов, предупреждающая конфликты органов власти. В статье с помощью сравнительного анализа выявлено, что существующую методологию западные ученые (США, Франция) применяют в основном при исследовании моделей распределения полномочий между федеральными органами власти, а российские, существенно её модифицировав, между региональными. Основным исследовательским выводом является то, что при изучении моделей распределения власти в регионах России представленная институциональная методология позволяет понять причины конфликтов между главами территорий и ассамблеями. Безусловно, нормативный анализ полномочий является лишь первым шагом на пути исследования подобных политических конфликтов, т.к. наряду с формальными причинами, могут существовать и неформальные, требующие других способов исследования. Но, в целом, конституционный дизайн разделения власти между государственными органами выступает важным эмпирическим полем, стартовым пунктом для определения политического режима и выявления индикаторов успешности демократии и отсутствия ярко выраженных противоречий между органами власти.
|