по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 02, 2024
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 03-03-2024
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2024
Архитектура и дизайн
Панкратова А.В. - Визуальный контент нейросетей как возвращение к симулякру третьего порядка c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.2.69753

EDN: ADDJPM

Аннотация: Настоящая статья является частью более крупного исследования дизайна как культурного феномена. В данной части исследования автор рассматривает процесс, который в настоящее время происходит в семиотической структуре дизайна, связанный с активным внедрением нейросетей в создание визуального контента. Продукция искусственного интеллекта стилистически уводит дизайн от симулякра четвертого порядка (от стилистики плоского дизайна) и возвращает дизайн к использованию симулякра третьего порядка в качестве основной знаковой формы. Объектом исследования является изменение семиотической системы дизайна под влиянием нейросетей. Предмет исследования – возвращение к симулякру третьего порядка в семиотической системе современного дизайна. Цель исследования: показать и попытаться объяснить, каким образом в семиотической системе современного дизайна происходит возвращение к использованию симулякра третьего порядка. Методом исследования является семиотический анализ современного дизайна, основанный на методике семиотического анализа Р. Барта. Также исследование опирается на теорию Ж. Бодрийяра о семиозисе в гиперреальности и трех порядках симулякров. Философское обоснование искусства нейросетей автор видит в концепции плоских онтологий. Исследование семиотической структуры дизайна позволяет увидеть, что логика развития дизайна проводит данный феномен через последовательные ступени семиозиза, связанные с уменьшением смысла и умалением бытия. В своем развитии дизайн последовательно использует в качестве основной знаковой формы сначала знаки-индексы, симулякр второго порядка, потом симулякр третьего порядка. В наши дни основной знаковой формой в дизайне стал симулякр четвертого порядка. Далее дизайн должен был или завершиться как профессия и феномен, или перейти в новую культурную парадигму, не связанную с симуляцией. Однако в настоящее время в дизайне начали происходить неожиданные трансформации, обусловленные активным привлечением нечеловеческих агентов – нейросетей – к созданию визуального контента. Продукты нейросетей являются типичным примером симулякра третьего порядка. Благодаря использованию нейросетей современный дизайн окончательно обретает вектор трансгуманизма и замыкается в симуляции.
Культурное наследие, традиции и инновации
Миронова А.В. - Вокально-аранжировочные решения при трансляции кубанских казачьих народных песен: методика и практика c. 13-24

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.2.69800

EDN: EXIXHP

Аннотация: Объектом исследования выдвигается исполнительство как теоретико-методологическая основа сохранения народной песни в современном мире. Предметом настоящей работы являются многообразные инструментарии трансляции источников через использование интерпретации путем вокальных аранжировок. Цель данного исследования содержится в нахождении приемов исполнительства для постижения фольклорной кубанской казачьей песни, иллюстративной популяризации настоящему слушателю посредством нового прочтения первоисточника. При выявлении содержательных основ песенного исполнительства отдельное внимание в работе акцентируется на нотных сборниках фольклористов В. Г. Захарченко (род. 1938), А. Д. Бигдая (1855–1909), Г. М. Концевича (1863–1937), внесших весомый вклад в основы кубанского казачьего народно-певческого искусства. Наряду с этим, анализ широкого спектра вокальных аранжировок в практике профессиональных и самодеятельных вокалистов дает постулирование о многозначности интерполяции в формировании самобытного прочтения фольклорных документов.  Теоретическое обоснование данного исследования заключено в тактике анализа эндемических фольклорных певческих концепций в контексте искусствоведческой динамики современных изысканий. Методологическим ядром работы обозначаются элементы сохранения традиционного исполнительства путем вокально- обработанного воплощения кубанских казачьих народных песен. Выработано авторское направление в комплексе составляющих элементов аранжировочного исполнительства, основанного на личности вокалиста, содержащем в себе индивидуальную интерпретацию исполнительской множественности. Сформирована база исполнительских приемов вокального мастерства при воплощении фольклорных казачьих источников. Исключительные акценты определены в анализе нотных фольклорных источниках (выборочно) для установления новых технических характеристик исполнительства. Научная новизна исследования заключена в генезисе казачьей культуры для авторской конструктивной ориентации способов сохранения и трансформации нотного материала современному слушателю. Выявлены характеристики песенного материала по жанрово-исполнительской составляющей, выраженной системой механизмов исполнения вокально-исполнительскими решениями. Выведенная ориентация механизмов трансляции открывает новые грани исполнения кубанских казачьих народных песен для сохранения традиций многогранными вариантами преобразования фольклорных документов для последующих поколений.
Художественная культура и творчество
Мельников В.Л. - Академик Александр Константинович Крылов как педагог и просветитель c. 25-47

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.2.69920

EDN: RPGRTT

Аннотация: Предметом данной статьи является деятельность академика Александра Константиновича Крылова - Академика Российской академии художеств, Заслуженного художника Российской Федерации, живописца, лауреата Международной премии имени Н. К. Рериха, как педагога и просветителя. Объект статьи: исследование вклада академика Александра Константиновича Крылова в развитие образования и науки, его методов преподавания, педагогических и просветительских принципов. Автор подробно рассматривает научную, преподавательскую, общественную, творческую деятельность А.К. Крылова и особое внимание уделяет просветительской деятельности академика. Также автором представлен полный список учреждений, которые, согласно Государственному каталогу Музейного фонда Российской Федерации и данным, предоставленным самим художником, хранят его произведения. Все это подчеркивает, что уже давно назрело комплексное историко-искусствоведческое и культурологическое исследование творческого наследия столь значимого в масштабе всей России мастера. Методология исследования представлена историческим методом, биографическим методом, сравнительным методом. Также в ходе подготовки материала было проведено исследование на основе архивных документов, публикаций, педагогических трудов А.К. Крылова и его учеников. Основными выводами проведенного исследования является представленный в настоящем сообщении творческий портрет художника, который имеет самостоятельное культурно-историческое значение и выражает глубоко личное отношение автора, который надеется, что собранные им сведения и характеристики пригодятся будущим биографам выдающегося русского художника, академика живописи А. К. Крылова. Новизна исследования заключается в обобщении творческих материалов академика А. К. Крылова, которые могут быть востребованы начинающими художниками, искусствоведами, культурологами, историками.
Знак, слово, речь, язык
Погорелова И.В., Тарасова П.С. - Артионим в семиотике живописного произведения c. 48-54

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.2.68948

EDN: VCIPUL

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является семиотика картины как произведения изобразительного искусства. Объектом исследования является функционирование названия картины как знака, составляющего её семиотическое пространство. При этом сама картина рассматривается как сложный знак, осуществляющий особый род коммуникации между отправителем и реципиентом. Авторы подробно анализируют такие аспекты темы, как проявление трёх фундаментальных типов знаков (иконических, символических, индексальных) в семиотическом поле картины, конкретизация терминологического и функционального статуса артионима, каналы передачи информации в контексте восприятия произведения изобразительного искусства, взаимодействие текстового и визуального пространства картины, а также факторы, влияющие на извлечение информации и её последующую интерпретацию (установка на восприятие, культурная компетентность, физические и эмоциональные условия восприятия арт-объекта и др.)  В ходе работы были применены такие методы исследования, как наблюдение, анализ и синтез, абстрагирование, эксперимент. Проведение эксперимента (анкетирование испытуемых и контрольных групп) было вызвано необходимостью подтвердить гипотезу о влиянии артионима на восприятие произведения искусства. Основными выводами проведённого исследования является тезис о том, что семиозис, возникающий в процессе взаимодействия зрителя с произведением искусства, во многом опирается на артионимический текст, а также вытекающий из него вывод о том, что, несмотря на общепринятую характеристику современной культуры как культуры визуальной, текст продолжает играть важную цивилизационную роль как проводник и хранитель информации самого разного характера. При декодировании сообщения, передающегося сложным знаком «произведение живописи», в условиях ограниченного времени восприятия реципиент в большей степени ориентирован на извлечение информации и её интерпретацию через текстовый канал (т.е. через артионим). Новизна исследования заключается в рассмотрении артионима не только как малоформатного текста, но и как знака, участвующего в передаче информации в ситуации восприятия картины реципиентом.
Культурное наследие, традиции и инновации
Ерохина Е.Г. - Традиционная кухня бурят как компонент этнокультурной идентичности бурятского населения Забайкальского края c. 55-66

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.2.69657

EDN: VDWHTL

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является традиционная кухня бурятского народа, объектом – этнокультурная идентичность бурятского населения Забайкальского края. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как этнокультурные маркеры этноса, традиции и технологии приготовления, соблюдение заложенных предками особенностей национальной кухни, рецептуры, бытующие на территории региона и отдельных его частей. Частично автором представлены выработанные теоретические материалы, касающиеся вопросов бурятской кухни и тематические материалы интервьюирования, собранные в рамках экспедиционных выездов на территорию Агинского района Агинского бурятского округа Забайкальского края, включающие технологию и рецептуру приготовления традиционных бурятских блюд. Автор перечисляет формы мероприятий (фестивали и праздники), бытующие на территории региона, популяризирующие традиционную кухню и культуру бурятского населения Забайкальского края. Основным методом исследования выступил анализ тематической литературы и материалов, интервьюирование носителей традиционной культуры в рамках экспедиционных выездов. В качестве основных выводов автор приводит следующее: традиции и обычаи любого народа складываются на протяжении многих столетий. Национальная кухня, привычки и культура питания также формируются исторически. Поэтому учитывалась целесообразность, рациональность, географические и климатические особенности, условия и место проживания этнических сообществ. А сегодня благодаря научному и техническому прогрессу этническое своеобразие, в том числе в традиционной кухне, постепенно снижается или исчезает полностью. Поэтому остро встает вопрос о фиксации и передаче этнической культуры, включающей традиции, обычаи и пр. будущим поколениям в целях сохранения своей этнокультурной идентичности. Многие не осознают, насколько это может быть важно и экзистенциально для некоторых людей, живущих и мыслящих через призму своей этничности. Наше и подобные исследования способствуют привлечению внимания к проблеме сохранения этнокультурной идентичности народов, а также активизируют деятельность в этом направлении, способствуют выработке каких-то возможных решений в деле сохранения и популяризации этнокультурного достояния народов Российской Федерации.
Эстетика и теория искусства
Попова Л.В. - Становление образа в кино: от Лессинга и Гегеля до С. Эйзенштейна c. 67-77

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.2.69723

EDN: VMRVHA

Аннотация: Объектом исследования является становление образа в кино. Предметом исследования является принцип рождения образа, разработанный С.М. Эйзенштейном, который определил кино как сопоставление двух методов: метода изображения и метода образного становления. Цель исследования ― проследить эволюцию взглядов на «образ становления» от Г. Э. Лессинга к Г. В. Ф. Гегелю и С. М. Эйзенштейну. Автор обращается к истокам формирования «образа становления», учениям Г.Э. Лессинга и Г.В.Ф. Гегеля, оказавших большое влияние на С.М. Эйзенштейна. Г.Э. Лессинг определил, что методы изучения пространственных и временных искусств различны. Метод изображения есть метод, присущий пространственным искусствам, метод становления присущ поэзии, как временному искусству. Г.Э. Лессинг отдавал первенство методу становления. Подобной проблемой занимался Г.В.Ф. Гегель, он сформировал учение об «образе становления», который возникает во времени. В основу исследования положен принцип рождения образа, разработанный С.М. Эйзенштейном, согласно учению которого, образ рождается в монтаже. Применяются также сравнительный и семиотический методы. Научная новизна данного исследования заключается в изучении преемственности учения об «образе становления», в изучении новаторства С. М. Эйзенштейна в этом вопросе. Согласно С. Эйзенштейну, кино есть синтетическое, пространственно-временное искусство. Оно связано с пространственными искусствами ― изобразительным искусством, архитектурой, скульптурой, а также с временными: музыкой, поэзией. В основе киноискусства лежит «метод Диониса», что роднит кино с другими формами игры. Согласно С. Эйзенштейну, кинокадр есть монтажный комплекс, он имеет свою конструкцию и композицию, что роднит его с пространственными видами искусств, а также ритм, что роднит его с искусствами. Кино представляет собой сложную систему образов и знаков. С.М. Эйзенштейн определяет кино как область языка. Формирование образа в кино происходит во времени.
Хроника культурной жизни
Yue z. - The role of regional culture in the urban landscape of the embankment c. 78-88

DOI:
10.7256/2454-0625.2024.2.43616

EDN: VNZTGB

Abstract: As an important aspect of urban development, urban waterfront landscapes not only serve as significant reflections of the urban image, but are also key factors in attracting tourists and stimulating the development of the tourism industry. As the exclusive cultural resources of the city, regional culture plays an important role in the design of urban coastal landscapes. This article examines the integration of regional culture and the design of urban embankment landscapes and presents several aspects that require careful attention in the design process. Specifically, designers should study local regional cultural elements in detail and introduce them into the urban waterfront landscape so that people can appreciate the uniqueness and significance of local culture. In addition, in the design, it is necessary to carefully consider the scale, amenities and related services of the city in order to create a comfortable, unique and multicultural urban waterfront landscape. This article also offers recommendations for overcoming limitations and future research, as well as discusses market prospects and the commercial value of this design and operational model of urban embankment landscapes, primarily satisfying the spiritual and cultural needs of people.    In this paper, proposals and measures are proposed to integrate regional culture into the landscape design of urban embankments in order to create more distinctive, comfortable and pleasant to perceive landscapes of urban embankments. Thanks to the rational use of local culture in combination with the needs of tourists and local residents, it is possible to satisfy various cultural features and needs by creating a landscape design of the city embankment, rich in diverse cultural impressions. In the future, such landscape design and the mode of operation of city embankments, aimed mainly at meeting the spiritual and cultural needs of people, has great prospects for development.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.