по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 08, 2023
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 05-09-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2023
Музыка и музыкальная культура
Матвеева А.И. - Приморский Музыкальный Институт в истории развития академической музыки на Дальнем Востоке (1923-1924 гг.) c. 1-15

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.8.43659

EDN: UAYYED

Аннотация: Статья рассматривает деятельность Приморского Музыкального Института (1923-1924 гг.), внёсшего вклад в развитие академической музыки на Дальнем Востоке в постреволюционный период, связанный с ликвидацией «буферного государства» Дальневосточной Республики (ДВР, 1920-1922 гг.) и её присоединением к Российской Советской Федеративной Социалистической Республике (РСФСР). Сквозь призму исторических документов и архивных материалов, фактология которых не попала в имеющуюся на сегодня аналитику, в музыкальную науку вводится корректирующая информация, которая, с одной стороны, формирует актуальный взгляд на деятельность Приморского Музыкального Института, в части сохранения традиций, обращая внимание на преемственные связи с Императорским Русским Музыкальным Обществом (РМО/ИРМО), сыгравшим особую роль в организации музыкальной жизни страны, и Дальнего Востока в период Императорской России. С другой, называет причины, по которым закрытие Института привело к невозможности исторического продолжения заложенной ИРМО поступательной линии развития в советизируемое время пост ДВР. Контекстное изучение позволяет осмысливать появление Приморского Музыкального Института во Владивостоке как следствие инерционно сохранившейся организационной работы Владивостокского отделения ИРМО (1909-1917 гг.), открывшего музыкальную школу при Отделении, и учредившего музыкальное Училище при РМО (1917-1922 гг.). Последующие этапы развития академической музыки на Дальнем Востоке начала советской эпохи, в части профессионального обучения музыкантов, были связаны с повсеместным закрытием высших музыкальных курсов и консерваторий прежних образцов. Однако, на базе сохранившихся традиций подготовки профессиональных музыкантов в 1962 г. вновь был открыт Дальневосточный педагогический институт искусств. Специальное изучение истории Приморского Музыкального Института открывает новые ракурсы осмысления, которые полноценно можно изучить только исследуя исторические процессы этого Института до открытия нового ВУЗа. Однако эта тема требует специального изучения.
Сценические искусства
Цзинь Ч. - Cимволика маски в театральном искусстве запада и востока c. 16-28

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.8.43584

EDN: UPLCEK

Аннотация: В статье исследуется древняя и уникальная культура маски, анализируются особенности ее восприятия, понимания и интерпретации в разных театральных традициях Запада и Востока (древнегреческая трагедия, комедия дель арте, китайский театр «но-си», пекинская опера и т.д.). Особое внимание уделяется тому, как истолковывают и применяют маску, исходя из традиции, для создания и усиления сценических эффектов и углубления содержательной символики в современных спектаклях. Актуальность данной работы заключается в типологии и классификации общих и отличительных характеристик схожих, но при этом уникальных артефактов различных театральных культур Востока и Запада на примере использования масок в постановках в прошлом и настоящем. Обращение к данной теме может способствовать налаживанию межкультурные связи, облегчению межкультурной коммуникации и снижению градуса цивилизационных противоречий в условиях многополярного мира. Научная новизна исследования заключается в результатах обработки оригинальной подборки тематических исследований, научных публикаций и литературных источников. Цель исследования состоит в поисках особенностей восприятии и понимании масок в различных театральных системах. Для достижения указанной установки анализируется история масок в разных странах, их семантика, в частности сравнивается древнекитайская термальная культура и древнегреческий театр, а также итальянская комедия дель арте. В заключение отметим, что в разных театральных системах маска имеет уникальную символику и способы применения. Так, она обнаруживает сложную и противоречивую человеческую природу, выявляет неизвестность и страх людей перед действительностью, воплощает и выражает эмоции, обеспечивает ритм и остроту развития драмы, углубляет смысл происходящих событий.
Музыка и музыкальная культура
Шефова Е.А. - Структура детского музыкального нарратива на примере миниатюры В. Ребикова «Приготовление урока» op. 37 № 2 c. 29-38

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.8.38773

EDN: VOZSDM

Аннотация: Предметом исследования является рассмотрение структуры детского музыкального нарратива на примере миниатюры русского композитора, пианиста, представителя музыкального модернизма, музыкального реформатора и писателя Владимира Ивановича Ребикова (1866-1920) "Приготовление урока" из цикла "Картинки для детей" ор. 37. Под нарративом понимается наличие структуры музыкального повествования, предполагающей голос нарратора, сюжет, главного героя, хронотоп. Анализ названных компонентов даст возможность комплексного осмысления концепции сочинения. Целью работы является анализ структуры детского музыкального нарратива сквозь призму характерного для умений и навыков ребенка восприятия и интерпретации нотного текста. Методы, использованные в работе, следующие: источниковедческий, музыкальный и стилистический анализ. Научная новизна работы заключается в определении признаков детского нарратива в музыкальном искусстве, лексических предпочтений, определенных детской картиной мира, к которой можно отнести персонаж, заголовок, ремарки, оформление и музыкальные «детские ошибки», выраженные с помощью синкоп, динамики, ферматированных пауз, ферматы, педали, гармонии, регистра и звуковысотности; построении модели их описания с помощью обращения к топосам (фигурам); характеристике своеобразия детского нарратива применительно к фортепианному исполнительству. Результаты исследования раскрывают специфику синтаксических особенностей детских нарративов миниатюры Владимира Ребикова и репрезентацию жизнеспособности данного явления в музыкальном искусстве.
Теоретическая культурология и теория культуры
Былевский П.Г. - Культурологические аспекты профессиональной культуры информационной безопасности c. 39-49

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.8.43846

EDN: VPJECJ

Аннотация: Цель исследования − изучение потенциала культурологического подхода к профессиональной культуре информационной безопасности в современных условиях. Предметом исследования являются социально-культурные аспекты профессиональных компетенций в контексте формирования и развития общегражданской культуры информационной безопасности. Объектом исследования выступает предшествующая и продолжающаяся эволюция профессиональной культуры информационной безопасности в России. В качестве материалов использованы научные, исследовательские и научно-практические публикации по теме исследования в российских журналах перечня ВАК и в международной базе Scopus (категорий Q1 и Q2) за 2021-2023 гг. Применены эволюционный и структурно-функциональный методы, предмет исследования рассматривается с точки зрения культурологической парадигмы − динамической системной модели. Новизна исследования заключается в применении понятийного аппарата и методов культурологии для исследования профессиональной культуры информационной безопасности. Ранее формирование и развитие культуры информационной безопасности рассматривалось в рамках технических научных дисциплин, а затем юриспруденции, менеджмента, педагогики, психологии и лингвистики. Результат исследования − выявление социально-культурных факторов как компонентов, неотъемлемо присущих профессиональной культуре информационной безопасности на современном этапе. К ним относятся традиционные ценности, идентичность, противодействие манипуляциям сознанием, а также психолого-педагогические компетенции обучения не профессионалов в информационной безопасности сотрудников организаций и граждан, клиентов и пользователей сервисов. Сделан вывод: культурологический подход высоко востребован в информационной безопасности, что обусловлено превращением её в общегражданскую культуру, необходимо включающую всё более значимые социально-культурные аспекты.
Книжная культура и искусство книги
Маньковская Н.Б. - Человек действия французского романтизма. Эстетические взгляды Виктора Гюго и их воплощение в поэзии и драматургии c. 50-73

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.8.39409

EDN: VRFGGR

Аннотация: Предметом исследования является фундаментальная философско-эстетическая проблематика в романтической эстетике одного из ее лидеров во Франции – Виктора Гюго. Прослежена эволюция его эстетических воззрений – от приверженности эстетике классицизма и роялистским взглядам до сложившейся теории и художественной практики романтизма, окрашенных демократическим пафосом. Выявлено ядро эстетики Гюго – оригинальная концепция гротеска, нашедшая убедительное воплощение в его поэзии, драматургии, исторических романах. Рассмотрены такие магистральные темы как соотношение трагического и комического, прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, содержания и формы, свободы и упорядоченности, исторической правды и вымысла в искусстве, романтической символизации в контексте становления концепции художественной сущности романтизма у Гюго. Проанализированы особенности его художественно-эстетической концепции, связанные с национальной спецификой искусства, местным колоритом, проблематикой художественного вкуса, вдохновения, воображения, эстетического наслаждения, художественного стиля, гения, таланта. Основным выводом проведенного исследования является заключение о том, что вся эта тематика составляет основу суждений Гюго о характере романтической драмы как вершины поэзии XIX века и ее отличий от классицистической трагедии. Многоаспектность настоящего исследования предопределила применение ряда методологических подходов: философско-эстетический подход, искусствоведческий анализ, компаративистский, междисциплинарный методы. Особый вклад автора заключается в том, что изучение эстетической теории и художественной практики Гюго основано на оригинальном материале. В статье проведен сравнительный анализ воплощения эстетических взглядов Гюго в различных видах и жанрах искусства. Такое исследование в отечественной науке предпринято впервые.
Историческая культурология и история культуры
Сорочинский Г.Р. - Семантика и функция стел в древней архитектуре Ближнего Востока в эпоху от неолитического человека до эпического Гильгамеша и библейского Иакова c. 74-85

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.8.39760

EDN: VRGJVB

Аннотация: Предметом исследования является такой феномен в культовой архитектуре ближневосточного региона (Левант, Месопотамия, Анатолия, Элам), как возведение стел. Особое внимание уделяется семантике стел, которые имели сакральное значение для древнего человека. Цель исследования заключается в выявлении основных функций и значений, характерных для такой типологической единицы в архитектуре Ближнего Востока, как стела. Актуальность исследования определяется развитием междисциплинарного дискурса в данной проблематике среди отечественных (Н. Я. Мерпет, Е. В. Антонова, А. Б. Зубов, Т. В. Корниенко, В. В. Емельянов) и зарубежных (Дж. Мелларт, К. Шмидт) учёных. Научные изыскания статьи базируются на архитектурно-онтологическом методе исследования: анализ памятников архитектуры (Гёбекли-Тепе, Невали-Чори) с выявлением типологических и композиционных особенностей, анализ литературных источников в виде сакральных текстов (Эпос о Гильгамеше, Библия) с выявлением семантического поля значений и смыслов. Новизна исследования определяется выявлением архитектурно-онтологической роли стел в древнем зодчестве региона. В результате исследования приводится ряд основных семантических значений и функций, характерных для такой типологической единицы в архитектурной традиции Ближнего Востока, как стела. Данные выводы могут быть применены в таких областях гуманитарного знания, как история, философия, культурология, религиоведение, искусствоведение, архитектура, археология и других науках.
Декоративно-прикладное искусство
Ван С. - Современное керамическое искусство Китая: взгляд с позиций художественного рынка c. 86-95

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.8.43723

EDN: VSBGGO

Аннотация: Объектом настоящего исследования выступает современное китайское искусство в контексте последних тенденций развития глобального и национального арт-рынка. Предметом исследования является проблема недооцененности современного керамического искусства Китая и его потенциал с позиций художественного рынка. Рассматривается история вопроса, проводится анализ основных направлений развития исследований в данной предметной области. Кроме того, в статье уточняется существующее в Китае понятие «современное керамическое искусство». Особое внимание уделяется анализу наиболее значительных современных предметов китайской керамики, представленных на внутреннем арт-рынке страны. Выявляются особенности художественного своеобразия мастеров Ли Цзюшэна, Ван Силяня, Чжана Сунмао, Го Айхэ. Научная новизна исследования связана с развитием представлений о современном керамическом искусстве Китая, его роли в современном арт-рынке, как на национальном, так и на международном уровнях. Впервые выявляются критерии востребованности современного фарфора; утверждается идея о том, что проблема собирания современных предметов китайской керамики остается на периферии научного дискурса. Особым вкладом является осуществляемое впервые в науке установление и обоснование художественной ценности ряда произведений, которые были проданы на различных аукционах за баснословные деньги. Основными выводами исследования являются следующие. В настоящее время развитие арт-рынка свидетельствует о том, что эксперты начинают осознавать художественную ценность современного китайского искусства керамики. Наибольший интерес у коллекционеров вызывают работы в духе «керамической живописи» с применением современных технологий, которые позволяют расширить выразительные возможности росписи по фарфору. Бум коллекционирования современного китайского фарфора, наблюдаемый с начала XXI века, свидетельствует о высоком уровне художественного исполнения предметов современного керамического искусства Китая, а также о таких качествах, как инновационность и нестандартность в плане выбора тем, визуальных эффектов, выражения авторской идеи, переосмысления академических традиций.
Сценические искусства
Као Т., Ле Х. - Вьетнамская Академия танца и ее роль в становлении системы национального хореографического образования c. 96-111

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.8.43683

EDN: VSVOSB

Аннотация: В статье освещается история становления и основные этапы деятельности Вьетнамской Академии танца, за которой закрепилась репутация ведущей национальной хореографической школы Вьетнама. В контексте историко-культурного процесса показано, как во времени и в соответствии с изменениями приоритетов государственной культурной политики менялись задачи деятельности школы и её статус. В развитии образовательного учреждения выделяется три этапа. В соответствии с духом времени школа претерпевала изменения, была преобразована во Вьетнамский колледж танца, затем во Вьетнамскую Академию танца. Начальный период деятельности школы связан с процессом профессионализации хореографического искусства и институализацией национального балета. Переходным стал этап преобразования школы во Вьетнамский танцевальный колледж, когда наращивался потенциал, обеспечивший в дальнейшем переход к Академии, занявшейся подготовкой на уровне среднего и высшего образования высокопрофессиональных кадров. Показано значение советской системы интегративного хореографического образования на начальном этапе. Впервые освещается вопрос личного вклада советских педагогов Я.Е. Брунак и Х.Ф. Мустаева в становление вьетнамской системы профессионального хореографического образования. На основе сочетания общенаучных и специальных методов, в том числе хронологического, типологического, историографического методов, методов сравнительного и источниковедческого анализа установлены и вводятся в научный оборот новые факты по истории становления и развития системы хореографического образования Вьетнама. Освещаются учебно-методическая, научная и международная деятельность Академии на современном этапе. Автор касается проблем современного развития и перспектив развития в ближайшем будущем. Делается вывод о том, что Вьетнамская школа танца является первым в истории Вьетнама учебным заведением, осуществляющим профессиональную подготовку кадров для ранее не существующего во Вьетнаме вида сценического искусства балета. Подчеркивается неизменность миссии Академии, заключенной в сохранении и развитии лучших традиций вьетнамского танцевального искусства.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.