по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 07, 2019
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 18-07-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2019
Актуальный вопрос
Девятов В.С. - Народная песня в современном российском информационном пространстве c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.7.30192

Аннотация: В статье рассматриваются особенности и проблемы бытования народной песни в современном отечественном информационном пространстве. Осуществляющийся в последние десятилетия переход народной песни из бытовых форм существования в сценические и информационные определил трансформацию способов и условий ее распространения, в том числе, на основе внедрения инноваций. В статье представлен общий обзор структуры российских СМИ, изучена степень влияния и охвата аудитории современными медиасредствами. На основе таких показателей, как системность, периодичность, объем звучания выявлена качественная и количественная сторона присутствия русской народной песни в информационном поле телевидения, радио, печатных изданий и интернета. Основным методом проведенного исследования выступает анализ статистических данных, приведенных в отраслевых докладах «Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям» за 2014 - 2017 гг., сведений ряда социологических исследований, анализ законодательных актов, касающихся вопросов теле- и радиовещания, аналитика содержания теле- и радиопрограмм, печатных изданий, интернет-контента. Автор приходит к выводу, что в современном информационном пространстве России народная песня занимает достаточно слабые позиции, и что задача сохранения и пропаганды народной песни как культурного достояния требует целенаправленной организации данного процесса средствами современных СМИ.
Философия культуры
Усачев А.В. - Творчество И.А. Бунина и европейская метафизика c. 12-25

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.7.30201

Аннотация: Объектом исследования является творчество И.А. Бунина в послевоенный период. Предметом исследования является роман "Жизнь Арсеньева" и наиболее характерные рассказы: "Митина любовь", "Машенька", сборник "Тёмные аллеи", в которых наиболее ярко выразила себя зависимость автора от европейских концептов, широко обсуждаемых в современной философии. А именно: "выдвинутость в Ничто", "статус природы в мировосприятии человека", а так же "время как основополагающая категория в восприятии феноменов мира. Проявлен интерес к образам, которые уникально фиксируют известные понятия европейской метафизики. Методология исследования основана на наиболее близких друг другу методических подходах. Основой является компаративный метод, который складывается из сравнения разного звучания и понимания одних и тех же категорий и образов в литературном и философским дискурсах. Историко-генетический метод позволяет проследить развитие понятия или образа от страницы к странице, от рассказа к рассказу, а так же в различные периоды творчества. Текст состоит из философских категорий и понятий, которым даны разъяснения и иллюстрации из рассказов и повестей русского писателя И.А. Бунина. Такие понятия как «отсутствие», «революция», «отсрочка», «ничто», «экзистенция» находят в материале литературы писателя текстовые раскрытия и подтверждение своей существенности. Сколько-нибудь известных комментариев о философии Бунин не давал, тем интереснее прослеживать его зависимость в творчестве от этих понятий. Русский писатель предстает перед нами не только крупным поэтом и прозаиком, но и европейским интеллектуалом, который опосредованно использует ключевые понятия и конструкции для своего творчества.
Прикладная культурология
Розин В.М. - Пролегомины к теории вопрошания c. 26-36

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.7.29906

Аннотация: Статья представляет собой вариант методологического введения в теорию вопрошания. Заявляется сама тема построения такой теории; различаются две основные исторические стадии осознания практик с вопрошанием (в античности и Новом времени). Характеризуются два традиционных подхода к анализу вопрошания ‒ формально-логический и философский. Вводятся понятия «практика с вопрошанием», «сфера вопрошания», «ситуация вопрошания» и «коммуникация вопрошания». Эти понятия используются затем в процессе реконструкция вопросов и ответов в «Исповеди» Л.Н. Толстого. В работе реализована следующая методология: формулирование проблем, ситуационный анализ, введение новых понятий, реконструкция произведения, методологическое сценирование. В результате исследования удалось различить ряд понятий, важных для построения теории вопрошания (учения о вопрошании), а также наметить методологическую схему такой теории. Предложена реконструкция вопрошания в известном произведении Толстого «Исповедь», в которой использовались такие понятия как "сфера вопрошания", "ситуация вопрошания", "коммуникация вопрошания".
Историческая культурология и история культуры
Шульгина О.В., Шульгина Д.П. - Историко-географические аспекты мемориализации пушкинского наследия (к 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина) c. 37-51

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.7.29120

Аннотация: Объектом данного исследования является пушкинское наследие. Предметом исследования – историко-географические особенности формирования и распространения по территории страны мемориальных объектов, связанных с жизнью и творчеством А.С. Пушкина в России дореволюционного и советского периодов. Значительное внимание уделено сохранению пушкинского наследия. Изучены памятные места, связанные с А.С. Пушкиным; процессы создания выдающихся монументов, посвященных поэту; увековечивания его имени в названиях городов и улиц, в развитии туристских маршрутов Главным методом исследования выбран историко-географический, использовались также историко-сравнительный, историко-системный, статистический и картографический методы Основные выводы проведенного исследования являются: мемориализации пушкинского наследия уделялось пристальное внимание на всех этапах развития российской государственности. Большая часть мемориальных объектов, туристских маршрутов по пушкинским местам расположена в европейской части России. Имя Пушкина является одним из распространенных в топонимике страны.
Эстетика и теория искусства
Орлова А.М. - Российская инсталляция. Формирование среды и создание системы образов-канонов c. 52-63

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.7.28938

Аннотация: Предметом исследования является формирование системы образов в неофициальном российском искусстве на примере работ инсталляционного и околоинсталляционного характера. Автор делает упор на то, что оформление данной символики происходило на фоне того, что официальный стиль не подразумевал какого-либо отклонения от общепринятого канона. Под «каноном» понимаются образы, которые важны для художников в силу разнообразных культурных контекстов советской и постсоветской России. В качестве примеров приведены работы Э. Лисицкого, Ю. Васильева-Мона, А. Брусиловского, М. Рогинского, В. Янкилевского, И. Наховой, И. Кабакова, В. Комара и А. Меламида. Все эти авторы сделали огромный вклад в развитие российской инсталляции, который востребован и актуален и сегодня. В данной статье использован метод сравнительного анализа, так как он наиболее полно помог раскрыть исследуемую тему. Также использован подход Д. Фишера, описанный философом в статье "Оценивание без наслаждения". Основными выводами проведённого исследования являются то, что так как формирование художественной инсталляции в России проходило в неофициальной среде, из-за того, что в СССР существовал запрет на разнообразные модернистские практики. Благодаря этому смогли оформиться мотивы и образы-каноны, знаковые для современного российского искусства.
Архитектура и дизайн
Чан С. - Экологические идеи в средовом дизайне: проект «Вспоминая новое» c. 64-71

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.7.29915

Аннотация: В статье основное внимание уделяется проблеме применения идей экологического развития среды в художественном творчестве. Кроме того, автор задумывается над тем, как через создание дизайнерских изделий показать отношения взаимосвязи и взаимозависимости между человеком и технологиями. Результатом осмысления этих вопросов стало создание проекта «Вспоминая новое». Данный проект представляет собой офисное кресло для двух человек с функциями наклона спинки и поднятия, опускания сиденья. Инновационный характер проекта заключается в повторном использовании материалов. Поскольку средовой дизайн изначально создавался как междисциплинарная область, автору необходимо было не только описать предысторию и процесс создания проекта, но также с социальной и исторической точек зрения проанализировать появление и развитие экологических идей. Посредством метода соединения теории и практики, автор в данном исследовании пришел к выводу о социальной значимости идей экологического развития в средовом дизайне. Их использование в художественном творчестве влияет на популяризацию экологической концепции в обществе в целом. Таким образом, проект «Вспоминая новое» обладает интерактивным характером, показывая взаимодействие между человеком, технологиями и окружающей средой.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.