по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 08, 2018
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 03-09-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2018
Культура и культуры
Корольков С.В. - Резьба по кости в народной художественной традиции Севера c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.8.27066

Аннотация: Предметом исследования является резьба по кости как народная художественная традиция. Актуальность связана с исследованием роли традиции северной резьбы по кости в художественной деятельности человека, так как именно в художественном творчестве выражается способность человека к освоению мира в поисках красоты и гармонии. Особое внимание придается понятию «народная художественная традиция», так как именно в ней рождается традиция как универсальный способ сохранения смыслов, целостности и идентичности этноса. В связи с этим, народная художественная традиция стала механизмом сохранения и трансгенерационной передачи совокупности художественных средств (слово, цвет, материал и т.д.) и эстетических представлений и ценностей народов Севера. Автор рассматривает такие аспекты темы как функции художественной резьбы по кости по освоению окружающего пространства. На примере археологических раскопок показывает, что резьба по кости является одним из древнейших видов искусства северных народов России. Также раскрывается преемственность резьбы по кости в северных косторезных школах и институциональных формах культуры. Таким образом, художественная резьба по кости становится одним из факторов приобщения к народным художественным традициям, передаваемым от поколения к поколению, формируя художественно-эстетические и нравственные представления об окружающем мире северных народов.
Жигмитова А.А. - Комическое начало в мистерии Цам c. 8-14

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.8.27137

Аннотация: Мистерия Цам – это уникальное бурятское театрализованное действо. Главное внимание данной статьи уделено смеховой (интермедийной) составляющей мистерии Цам, которая разыгрывается вне храма и которая рассчитана на широкую зрительскую аудиторию. На основе работ историков, театроведов, этнографов и современных записей автора, делаются выводы о комической составляющей мистериального действа, представленной, главным образом, ролью Сагаан Убгуна (Белый Старец). Мистерия Цам вбирает в себя не только обрядовые действа, но и включает элементы народной культуры, что дает начало комизма в серьезном. В работе использованы такие методы, комплексный подход, метод полевого исследования и описательный метод, непосредственное наблюдение, интервьюирование. Научная новизна исследования заключается в изучении автором мистериального действа с точки зрения этнотеатроведения. Данная статья лишь одно из направлений в исследовании диссертационной работы обрядового действа и в тоже время театрализованного представления мистерии Цам, распространенная в странах Тибета, Индии, Непала, а также в России, где исповедуют буддизм.
Культурология и cultural studies
Ушкарев А.А. - Динамика художественных потребностей: причины и следствия c. 15-30

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.8.27230

Аннотация: Предметом исследования является роль искусства в жизни людей, актуальные тенденции и закономерности отношения человека с искусством, а также процессы изменения художественных потребностей современного общества. Целью исследования является оценка тех реальных последствий изменения художественных потребностей современного общества, которые заставляют культурологов говорить о кризисе художественной культуры. Обобщая результаты последних исследований, проведенных по материалам социологических опросов населения и аудитории учреждений искусства за длительный период времени и продолжая их интерпретацию, автор оценивает реальные изменения в досуговой роли искусства, закономерности его отношений с публикой и те реальные риски, которые несут объективные социальные процессы. В основу методологического подхода положен принцип социологического обоснования культурологических теоретических конструктов фактами, полученными в ходе эмпирических социальных измерений. Традиционные описательные методы не позволяют приблизиться к пониманию истоков и закономерностей потребительского поведения в искусстве. Автор опирается на результаты анализа эмпирического материала методами математической статистики на основе компьютерных технологий. Новизна исследования определяется постановкой задач и полученными результатами. Задача выявления тенденций изменения художественных потребностей и досуговой роли искусства в долговременной ретроспективе прежде не ставилась. Новой является и задача установления закономерностей потребительского поведения в пространстве искусства и его истоков. В результате вскрыты или уточнены некоторые фундаментальные закономерности в приобщении человека к искусству, культурной эволюции потребителя, воспроизводстве аудитории искусства.
Знак, слово, речь, язык
Розин В.М. - Анализ вопросов в «Исповеди» св. Августина на основе метода реконструкции сферы и коммуникации вопрошания c. 31-39

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.8.26579

Аннотация: В «Исповеди» св. Августина автор выделяет два типа вопросов (к Богу и к себе). Для их анализа он реконструирует, с одной стороны, сферу вопрошания (это практика христианского спасения и рассказ о ней другим), с другой стороны, он реконструирует коммуникацию вопрошания. Последняя включает в себя позиции Августина в прошлом и настоящим, Августина идущего к вере и уже приобщенного к ней, Августина, который пишет «Исповедь» и задает вопросы. Кроме того, автор показывает, что Августин в «Исповеди» не только рассказывает о своем опыте обретения веры, но и конституирует средневековую личность. В рамках указанных контекстов предлагается характеристика вопросов Августина. В исследовании была реализована стратегия частной методологии, включающая ситуационный и сравнительный анализы, постановку и обсуждение проблем, культурно-историческую реконструкцию становления личности, конструирование новых схем, типологические построения. В результате исследования автор утверждает, что Августин в «Исповеди» задает вопросы в качестве становящейся средневековой личности, адресуя их тем, кто приобщается к христианской вере, в том числе и самому себе, когда он еще колебался и искал собственный путь спасения. Отвечает на эти вопросы Августин тоже как личность сам себе, но рассчитывая на помощь Бога.
Архитектура и дизайн
Аббасов И.Б., Санчез К. - Дизайн музейного пространства культуры инков “Museo del Sol” c. 40-53

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.8.27096

Аннотация: Объектом исследования является Музей Солнца культуры инков в городе Ибарра, Эквадор. Предметом исследования является влияние бренда музея на развитие и популяризации культуры инков. Цель работы состоит в анализе и разработке новой концепции дизайна музейного пространства в целях разработки рекомендаций для дальнейшего продвижения бренда в области туристической привлекательности и развития местной экономики. В работе рассматриваются вопросы разработки дизайн-концепции музейного пространства культуры инков «Музей Солнца» (“Museo del Sol”, г. Ибарра, Эквадор). Приведены особенности формирования музейного пространства, концепции его проектирования, описаны современные тенденции по организации исторических музеев в Латинской Америке. Сделан обзор графического обеспечения латиноамериканских музеев культуры, археологии и истории. Представлены исторические основы музея культуры инков, анализирована иконография цивилизации инков различных периодов. Описано существующее состояние музея Солнца, история его основания, предпосылки для создания нового бренда. Рассмотрен ассоциативный ряд графической информации для создания нового логотипа музея, обоснованы фирменные цвета, разработаны составные части бренда, рекламно-графическая продукция, предложена концепция организации музейного пространства. Результаты работы позволять усилить бренд музея Солнца, повысить его социальную значимость для популяризации культуры инков и продвижения туристической привлекательности.
Музыка и музыкальная культура
Скосырева А.В. - Организующая роль семантических и звуковысотных рядов в «Altenberg Lieder» А. Берга c. 54-74

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.8.27058

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются "Пять песен на тексты к видовым открыткам П. Альтенберга". Написанные в технике свободной гемитоники (с использованием 12-тонового ряда), «Песни» потребовали от автора нахождения новых способов гармонической централизации. Объектом исследования являются звуковысотные ряды и мотивы-цитаты, играющие роль "центральных элементов", составляющих основу музыкального языка. В статье также прослежена преемственность произведения Берга в отношении малеровских размышлений об отношении художника-творца с окружающим его миром. Уделено внимание некоторым исполнительским трудностям. В статье приводится подробный анализ звуковысотных рядов, использованных в цикле, а также мотивов-цитат, наполняющих смысловую ткань песен. Последовательность значимых мотивов отражена в особых «семантических рядах». Новизна исследования заключается в подробном рассмотрении техники центра (центрального элемента), которую использовал А. Берг при написании A. Altenberg Lieder. В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что четвёртый опус Берга наполнен многомерными смыслами, отсылками и аллюзиями. Знание этих смыслов, ощущение их присутствия важно для исполнителя. Это дает возможность более глубокого понимания произведения. Квартовые и терцовые мотивы, малосекундовые интонации и аллюзии на музыку Баха, Дебюсси и Малера складываются в единое музыкально-смысловое полотно.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.