по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 05, 2018
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 01-06-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2018
Memory studies
Атанесян Г. - Христианская символика в городских памятниках постсоветской Армении c. 1-5

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.5.26254

Аннотация: В статье рассматриваются практики появления христианской символикой в новых городских памятниках постсоветской Армении и процессы переосмысления их символического значения в национальном контексте. После распада СССР Армянская Апостольская Церковь вернулась в общественную жизнь Армении и решила укрепить свое символическое присутствие в городских пространствах постсоветской Армении. После независимости Армении и отмены советской цензуры в городских ландшафтах появились церкви, были установлены хачкары. Многочисленные памятники изображающие крест, установленные усилиями городских властей, благодетелей и армянской общественности за последние 20 лет укрепили присутствие христианской символики в общественном пространстве постсоветской Армении. На основе рассмотрения городских памятников, возведенных в постсоветский период, изображающих религиозную символику, утверждается, что христианская тематика мемориализации укрепляет свои позиции в мемориальной политике последних лет. Посредством методов наблюдения и интервью уточняется специфика восприятия этих символов жителями городов постсоветской Армении. За последние 15 лет на территориях центральных площадей Армении были установлены памятники государственных и политических деятелей в сопровождении христианской символики. Появление христианской символики в публичном пространстве постсоветской Армении рассматривается как попытка на официальном уровне пропагандировать важность веры и ААЦ для дальнешего развития страны.
Художественная культура и творчество
Золотухина Н.А. - Художественно-эмпирическое содержание произведений П. П. Грейсера в формировании крымского менталитета культуры c. 6-18

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.5.26321

Аннотация: Объектом исследования выступает художественно-эмпирическое содержание крымского менталитета культуры. Предметом исследования являются декоративно-прикладные и монументальные произведения современного художника Павла Грейсера. Ментальность заключенная в работах автора влияет на формирование эстетического образа Крыма. Творчество художника определяется как воплощение мировоззренческой системы Крыма середины - конца XX века, и может представлять интерес в исследовании современного состояния художественной жизни региона. Основу исследования составляет один из прикладных методов культурологии — философско-искусствоведческого анализа, позволяющий посредством изучения конкретных произведений искусства объективно выявить определяющие свойства творчества художника в целом. Данный метод показал, что скрытые инвариантные образы автора, определили характерный концепт тяготения к природным ландшафтам и смешению техник. Кроме того, были использованы семиотический метод, а также метод описания и анализа художественных произведений. Творчество Павла Грейсера до этого не было научно изучено, что представляет собой новизну исследования. Проведен анализ стилистических особенностей произведений, как художественных текстов располагающих семиотической нагрузкой. Поскольку в статье представлена лишь часть творческого наследия автора, необходимым является дальнейшее исследование направлений изобразительного искусства в которых работает Павел: живопись, графика, роспись.
Культурное наследие, традиции и инновации
Хан Ч., Сердюк М.Б. - Культурный туризм в Приморском крае глазами корейских путешественников c. 19-24

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.5.25911

Аннотация: В работе рассматриваются основные проблемы культурного туризма в Приморском крае глазами корейских туристов. В последнее время, количество приезжающих туристов из Кореи в Приморье значительно растёт. Одна из многих причин, которые стимулируют корейский туристов, это историко-культурное наследие государства Бахай и движения за независимость Кореи. Одной из проблем современного российского туризма является то, что при наличии интересных культурных объектов иностранным туристам бывает нелегко найти места отдыха. Для решения этой проблемы необходимо создать туристическую инфраструктуру на местах расположения культурных объектов. С помощью интервью у корейских туристов рассмотриваются их мнение о удобствах культурного туризма. полевые методы исследования: поиск и изучение архивных и музейных источников о государстве Бохай, об археологии; изучение проблем туристических путешествий. Эти материалы могут дополнить реальную картину, которой не хватает данных выполненных исследований по соответствующей теме. Результаты статьи могут быть востребованы государственным органом и туристическими фирмами, могут быть использованы в деятельности государственных органов, ответственных за формирование и реализацию культурной политики и тем самым способствовать развитию данного направления в Приморье.
Актуальный вопрос
Розин В.М. - Каким образом в современной культуре можно помыслить смерть? c. 25-33

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.5.26266

Аннотация: В статье обсуждается отношение к смерти в современной культуре. Автор рассматривает причины и обстоятельства, в силу которых снова оживился интерес к вопросу о том, что собой представляет смерть и стоит ли ее бояться. Анализируются три концепции понимания жизни после смерти: языческая (анимистическая), христианская и эзотерическая. В их основе лежит представление о душе человека, которая наделяется свойством вечности. Однако переход к Новому времени, развитие научного рационального мышления привел к отказу от этого представления. Как следствие, возвращается страх перед смертью, невозможность ее помыслить. Автор предлагает решение этой проблемы на путях критики мифов о смерти и жизни современного человека, а также разработки концепции правильной жизни. В статье реализована следующая методология: постановка проблемы, сравнительный анализ, культурно-историческая реконструкция представлений о загробной жизни, сценарный подход. В результате ему удалось охарактеризовать ситуацию в современной культуре, которая требует заново обсуждать проблему жизни после смерти и искать ее решение. Такое решение автор видит в критике мемов о жизни и смерти современного человека, а также в формировании концепции правильной жизни.
Иванова Е.В. - Развитие фарфоровой пластики в 1950-1960-е гг. в творчестве ленинградского художника-фарфориста А. А. Киселева c. 34-40

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.5.26113

Аннотация: В статье на базе скульптурных работ, представленных в собраниях музеев Санкт-Петербурга (Елагиноостровский дворец-музей, Государственный Русский музей, Музей фарфора и шахмат, музей Театрального и музыкального искусства, Музей повседневной культуры Ленинграда 1945- 1965 гг.), а так же на страницах каталогов по советской фарфоровой пластике проводится анализ творческой деятельности ленинградского художника Анатолия Александровича Киселева в контексте развития советской художественной промышленности в 1950-1960-ых гг. Наиболее яркие и узнаваемые образы мастера создавались в период его работы в художественных цехах Ленинградского завода фарфоровых изделий при Государственном исследовательском керамическом институте, продукция которого долгие годы считалась второсортной и не признавалась советскими критиками и искусствоведами. Активизация в последние десятилетия музейной выставочной деятельности с задействованием в проектах скульптурных работ А. Киселева, определяет острую необходимость более детального изучения фарфорового наследия мастера в частности и Опытно-экспериментального завода в целом. В связи со сложившейся ситуацией была произведена попытка классификации фарфоровых работ А. А. Киселева в соответствии с актуальными для «хрущевской оттепели» мотивами, сюжетами и стилистическими решениями с целью выявления его роли, в процессе реализации новых доктрин и установок в декоративно-прикладном искусстве.
Культурология и cultural studies
Ушкарев А.А. - Изучение аудитории искусства: в поисках сущности c. 41-58

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.5.26394

Аннотация: Изучение аудитории всегда остается в числе основных сюжетов исследований социального функционирования искусства. Но в меняющемся мире то, что долгое время считалось истинным, часто оказывается иллюзиями или банальностями. В чем состоит проблема и что мы знаем о публике искусства сегодня? Как эволюционировали исследовательские подходы в поисках концепций и методов, адекватных современным задачам развития науки? Поиск ответов на эти вопросы составляет цель статьи. Кратко прослеживая отечественный опыт концептуализации аудитории искусства, а также развитие методологии социологических исследований публики, автор обозначает проблемную ситуацию и намечает первоочередные задачи в социологическом изучении аудитории искусства. Традиционные подходы социологии искусства, психологии или маркетинга не дают понимания тенденций и закономерностей потребительского поведения и могут привести к пренебрежению некоторыми потенциально важными его детерминантами. Применение методов смежных наук позволяет выявлять скрытые статистические закономерности и количественно оценить традиционно не измеряемые, но существенные детерминанты потребительского поведения. Это означает переход на качественно новый уровень достоверности результатов. Наиболее ценные из достигнутых результатов состоят в понимании, что отношения человека с искусством не случайны, они детерминированы как объективными характеристиками и интеллектуально-культурными ресурсами личности, так и внешним влиянием социально-культурной среды. Наряду с этим укрепилось осознание того, что аудитория разных видов искусства имеет много общего, хотя и обладает некоторой спецификой. Результаты исследования вписываются в широкий контекст наук об искусстве и его социальном функционировании, дополняя их новыми перспективными методологическими подходами, ставшими доступными благодаря междисциплинарной конвергенции.
Философия культуры
Шаропова Н.Р. - Репрезентация, экземплификация, vestigium: проблема присутствия в теории образа c. 59-68

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.5.26232

Аннотация: В статье рассматривается проблема референции в исследовании образов. Отношение образов и отображаемого является одной из ключевых проблем в этом поле исследований, поскольку, как показывает автор работы, один из возможных взглядов на саму генеалогию образа оказывается непосредственно связанным с вопросом отчуждения. Обращаясь к работам Г. Бельтинга, автор указывает, что само возникновение образа связано, с одной стороны, с отчуждением от отображаемого, фиксацией в другом материальном носителе, с другой, с сохранением связи с ним. Для прояснения этих сложных отношений автор обращается к трем понятиям: репрезентация, экземплификация и vestigium (след). Первое понятие связано с той интерпретацией, которую ему дает современный исследователь Г. Бём, опираясь на некоторые главы «Истины и метода» Х.-Г. Гадамера. Согласно этой интерпретации, репрезентация понимается как интенсификация, расширение присутствия референта. Далее, автор обращается к понятию «экземплификация», которое вводит Н. Гудмен, как новый вид знака. Показав, что ни одна из этих стратегий не решает проблему отчуждения, автор обращается к третьему понятию - vestigium (след) Августина. Vestigium, в отличие от двух других понятий, описывается через отказ от собственных свойств, что не может быть сказано о знаке, и тем самым, не может быть отвлечено от присутствия, которое через него осуществляется. Этому понятию Августина по-прежнему не уделяется большого внимания. В русском переводе оно не отражено (переводится контекстуально). И не было применено в теории образа. В этом заключается новизна данного исследования.
Социология культуры, социокультура
Ушкарев А.А. - Культурная активность посетителей художественного музея: роль культурного капитала и мотиваций c. 69-78

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.5.26162

Аннотация: Предметом исследования являются особенности и закономерности потребительского поведения аудитории посетителей Государственной Третьяковской галереи, типы культурной активности, а также попытка выявления и измерения ее детерминант. Повышенное внимание к интересам аудитории в рыночной парадигме развития культуры заставляет культурные институции изучать потребности публики, модифицировать свой функционал и формат основной деятельности в соответствии с тенденциями времени и спроса. И в музейной среде постепенно пришло понимание того, что без знания своей аудитории невозможно решить главную проблему преодоления коммуникационных барьеров между музеем и публикой. Музеи иной раз классифицируют и пытаются управлять своей аудиторией таким же образом, как они классифицируют и управляют своими экспонатами. С другой стороны, сохраняются традиционные попытки изучать посетителей по априорно присущим людям характеристикам. Сегодня это воспринимается как весьма ограниченный подход, затрудняющий реальное постижение закономерностей потребительского поведения. Применение методов математической статистики и эконометрики для анализа социологической информации расширяет возможности социологии искусства и означает переход на качественно новый уровень достоверности результатов. Статья представляет некоторые теоретические итоги масштабного социологического исследования посетителей Государственной Третьяковской галереи. В ходе исследования аудитория музея была изучена не только по традиционно описываемым социологами искусства объективным параметрам, но и по ряду содержательных признаков, далеко выходящих за пределы социально-демографических описаний. Междисциплинарный подход позволил выявить типы культурной активности посетителей художественного музея и влияния на нее таких субъективных и не поддающихся непосредственному измерению характеристик аудитории как мотивации и культурный капитал.
Музыка и музыкальная культура
Калицкий В.В. - Режиссёрские функции в творчестве пианиста-концертмейстера c. 79-86

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.5.25869

Аннотация: Цель данного исследования – проследить значение режиссёрских функций в профессиональной деятельности пианиста-концертмейстера. Предмет исследования – работа концертмейстера над ансамблевым произведением с помощью методов режиссёрской постановки сценического действия. Автор статьи анализирует творческий режиссёрский метод работы над текстом, сценической пластикой, выразительностью, выстраиванием мизансцен и т. д. Особое значение уделяется организационной функции режиссёра и пианиста-концертмейстера, необходимой для создания единого художественного целого. Уделяется внимание двуединству актёрского и режиссёрского в деятельности концертмейстера. Используется сравнительно-аналитическая методология деятельности режиссёра и концертмейстера. Показывается, что модель организации ансамбля в звуковом и сценическом пространстве является одной из важнейший функций в профессиональной деятельности концертмейстера, достигнуть которую можно путём понимания и осознания режиссёрских методов работы над постановкой сценического действия. Выявляется необходимость режиссёрского постановочного подхода в работе пианиста-концертмейстера не только с партнёрами по ансамблю, но и при самостоятельном разучивании над произведения – в фактурном, динамическом и агогическом планах. Отмечается значение сольно-исполнительской подготовки пианиста для успешной работы в режиссировании музыкального ансамбля. Применение результатов исследования в профессиональной деятельности концертмейстера поможет более ясно осознать не только художественные задачи, стоящие перед ним, но и понять значение организаторских функций пианиста в музыкальном ансамбле. Автором делаются выводы о необходимости корректировки существующих образовательных программ подготовки пианистов-концертмейстеров с целью привития режиссёрских принципов работы пианиста в музыкальном ансамбле, а также постоянного самостоятельного поиска решения стоящих перед ним художественно-ансамблевых задач.
Рецензии монографий
Соколова А.Н. - Приоткрывая тайны тюркской музыки РЕЦЕНЗИЯ на монографию Сауле Утегалиевой «Звуковой мир музыки тюркских народов: теория, история, практика» (на материале инструментальных традиций Центральной Азии). – М.: Композитор, 2013. – 529 с. c. 87-93

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.5.26199

Аннотация: Рецензируется монография советско-казахстанского автора, доктора искусствоведения Сауле Утегалиевой «Звуковой мир музыки тюркских народов: теория, история, практика» (на материале инструментальных традиций Центральной Азии), изданная в Москве в издательстве "Композитор". Подчеркивается значимость исследования, проводимого в течение тридцати лет, охватывающего огромный пласт инструментальных культур тюрков Центральной Азии и вскрывающего глубинные характеристики инструментальных звучаний. Автор монографии изнутри культуры объясняет смысловые и ценностные значения тюркских звуко-тембров, указывает на единство тюркского звукомира как по горизонтали (в отношении разных тюрков), по вертикали (в связи с использованием одних и тех же принципов звукоизвлечений для различных музыкальных инструментов) и по диагонали (в конструировании музыкальной формы инструментальных сочинений). Для написания рецензии использован метод критического анализа и применение принципов герменевтики в интерпретации причин порождения тех или иных авторских идей. Книга, вышедшая в Москве в 2013 году, до сих пор не была представлена широкому читателю в России. Рецензия может не только привлечь внимание к серьезной работе Сауле Утегалиевой, но и обозначить наиболее проблемные зоны современной инструментоведческой науки. Кроме того, в свете новой культурной политики в Казахстане и перехода казахского языка на латиницу перспектива российско-казахстанских научных связей не радужна. Возможно, что труд С. Утегалиевой - одно из последних фундаментальных исследований на русском языке в области исследования традиционной музыки.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.