по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Культура и искусство" > Содержание № 04, 2018
Выходные данные сетевого издания "Культура и искусство"
Номер подписан в печать: 26-04-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Розин Вадим Маркович, доктор философских наук, rozinvm@gmail.com
ISSN: 2454-0625
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2018
Культура и наука
Амгаланова М.В. - Исторические судьбы деятелей культуры и литературы и их произведений во второй половине XX-начале XXI вв.: «реабилитированная» культура c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.4.25541

Аннотация: Статья посвящена переосмыслению деятельности репрессированных бурятских писателей 1920-1930-х гг. с новым методологических позиций. Практически до конца 1980-х гг. главным критерием оценки их общественной и творческой деятельности были «политические» обвинения. Особенное внимание в статье обращается на процесс реабилитации, в ходе которого осуществляется восстановление и возвращение в художественный и научно-образовательный процесс, изъятых в ходе репрессивной политики из научного и творческого оборота, имен деятелей культуры и науки и их творческого наследия. Методологической основой исследования является аксиологический подход, основными методами стали историко-культурный, ретроспективный, описательный, метод анализа. Объективный анализ общественно-политической и национально-культурной деятельности бурятской интеллигенции должен включать полную и, возможно, принципиально новую реконструкцию и интерпретацию. Это, в свою очередь, предоставит широкие возможности для методологических экспериментов, позволит восстановить историческую справедливость в отношении деятелей бурятской культуры, выступавших за сохранение национальных ценностей в становлении социалистической культуры.
Стили, течения, школы
Дегтярев В.В. - Архитектор Огастес Уэлби Пьюджин и готика как неостиль c. 8-16

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.4.25654

Аннотация: Предметом исследования является влияние, оказанное на архитектуру Готического возрождения деятельностью английского архитектора и публициста первой половины XIX века О.У. Пьюджина (1812-1852). Объект исследования - теоретические взгляды Пьюджина, изложенные в его печатных трудах, и степень их соответствия архитектурной практике времени, следующего за периодом деятельности Пьюджина. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как понимание Пьюджином и его современниками идейной составляющей архитектуры, а также различия в их взглядах на этическую составляющую готики. Методологическая основа исследования предполагает комплексный подход, сочетающий искусствоведческие, общеисторические и культурологические методы. Для анализа историко-культурной ситуации, определявшей бытование и восприятие готической архитектуры, используются междисциплинарные методы. Основные выводы проведенного исследования следующие. В культуре своего времени Пьюджин занимал маргинальное положение, будучи представителем стиля мышления, принадлежавшего предыдущей эпохе. Соответственно, и воздействие Пьюджина на современную ему архитектуру было воздействием маргинала, намерения которого в определенный момент совпали с тенденциями развития архитектуры. Особым вкладом автора в исследование темы является установление связей Пьюджина с антикварной традицией и ментальностью предыдущей эпохи.
Изобразительные искусства
Куватова В.З. - Семантические и композиционные взаимосвязи между сценами западной стены раннехристианского мавзолея «капелла Исхода» (Египет) c. 17-32

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.4.26030

Аннотация: Объектом настоящего исследования является иконографическая программа живописного ансамбля купола ранне христианского мавзолея, известного под названием «капелла Исхода» (некрополь Багават, Харга, Египет). Предметом исследования являются композиционные и семантические взаимосвязи между тремя сценами, расположенными на западной стене мавзолея. Автор подробно рассматривает такие аспекты, как взаиморасположение, иконографию и семиотические взаимоотношения между композициями. Особое внимание уделяется происхождению иконографических типов, последовательности создания данной группы сцен, их интерпретации и месту в кругу современных им памятников Египта и Восточного Средиземноморья. Особенности объекта исследования обусловили выбор иконологического подхода, метода исторической контекстуализации и семиотического анализа в качестве основных методов исследования. Основным выводом проведенного исследования является обоснованная гипотеза о том, что в первоначальном замысле фигура оранта входила в сцену Жертвоприношения Авраама и представляла собой Исаака. Впоследствии, в связи с формированием в затесненном изобразительном пространстве группы композиций, объединенных по гендерному признаку и признаку девственности, фигура оранта была включена во вновь написанную сцену, скорее всего посвященную усопшей. Особым вкладом автора в исследование темы является изучение влияния магистральных и местных художественных традиций на ранне христианское погребальное искусство оазиса Харга. Новизна работы заключается в выявлении вероятных стадий создания группы сцен, уточнения высказанных ранее гипотез об их семантике, а также оценки роли памятника в истории развития коптского искусства.
Декоративно-прикладное искусство
Канокова Ф.Ю. - Комплексы традиционных женских головных уборов ногайцев c. 33-38

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.4.26010

Аннотация: Автор подробно рассматривает различные виды традиционных женских головных уборов ногайцев, бытовавших у всех этнографических групп, начиная с XIV в. (образование Ногайской Орды) и, заканчивая XX в., (завершающая стадия формирования народного ногайского женского костюма). Выявляет их знаковую функцию. Посредством комплексного анализа исследуемых объектов изучает их стилистику, технологию изготовления, техники декора, связи с обычаями и религиозными представлениями, что способствует вычленению детского, девичьего, свадебного и женского комплексов головных уборов. В связи с недостаточной изученностью исследуемого вопроса, помимо общих и частных методов культурологического и искусствоведческого исследования, использован метод полевой этнографии. Новизна исследования заключается в выявлении и комплексном анализе большого круга женских головных уборов, описанных и запечатлённых в письменных и изобразительных источниках, представленных в музейных и частных коллекциях в регионах компактного проживания отдельных этнографических групп ногайцев. Впервые выделены локальные особенности и общие характерные черты, выделяющие головные уборы ногаек в отдельную группу.
Музыка и музыкальная культура
Малютин А.С. - Репертуар военного оркестра как феномен отражения общественно-политической жизни государства. На примере исторических периодов РСФСР с 1918-1922 гг. и СССР с 1922-1941 гг. c. 39-53

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.4.25912

Аннотация: Статья посвящена одним из ярких представителей отечественного музыкального искусства – военным духовым оркестрам и особенностям формирования их репертуара. Цель исследования состоит в выработке общего представления о репертуаре отечественных военных оркестров, процессе его поиска, подбора и внедрения в исполнительскую практику с учетом специфики общественно-политических выдержек РСФСР с 1918 по 1922 гг. и предвоенного периода СССР с 1922 по 1941 гг. Рассматривается роль военной музыки как инструмента политического и идеологического влияния государства. Методология исследования основана на изучении и анализе фактов из истории и творческой работы военно-музыкальных коллективов, впервые вводимых в научный оборот. Рассмотрены труды выдающихся композиторов и музыкальных деятелей, а также отношение политических представителей к области музыкального искусства.Предложена периодизация хода развития репертуарной практики в рамках военно-музыкальной культуры. Представлен сравнительный анализ форм деятельности отечественных военных оркестров в дореволюционный и послереволюционный периоды, задачи и способы их реализации, штатно-организационная структура, влияние искусства на общественные массы людей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.