Статья 'Неоидеалистическая тенденция в отечественном изобразительном искусстве' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Неоидеалистическая тенденция в отечественном изобразительном искусстве

Муратов Александр Михайлович

кандидат искусствоведения

старший преподаватель, кафедра мастерства художника кино и телевидения, Санкт-Петербургский гоударственный университет

199034, Россия, Санкт-Петербург,
Университетская наб. д.7-9.

Muratov Aleksandr Mikhailovich

PhD in Art History

199034, Russia, Saint Petersburg,
Universitetskaya nab. d.7-9.

samurat@list.ru

DOI:

10.7256/2454-0625.2013.4.9223

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-4.36363636364-2013


Аннотация: В статье предлагается и обосновывается гипотеза о существовании в искусстве ХХ века особого течения, коренящегося в проблематике художественной культуры второй половины XIX в. С наибольшей отчетливостью теоретические постулаты этого движения были сформулированы в трудах участников немецкой группы неоидеалистов, которые основывались на собственной творческой практике. Однако, если в искусствоведческой литературе неоидеализм рассматривался лишь как локальное явление немецкой культуры, то в данной статье он представлен как одно из фундаментальных направлений искусства последних полутора столетий Германии и Европы, а также России, где оно получило яркое и всестороннее развитие прежде всего в творчестве В. А. Фаворского и художников его школы, а также в деятельности ряда скульпторов и живописцев, и где по сей день обнаруживаются его признаки. Отмечается, что неоидеализм развивался не изолированно от других течений искусства, взаимодействуя с такими явлениями, как постимпрессионизм, символизм, модерн, неоклассицизм, авангард, но при этом сохраняя собственную сущность и своеобразие.


Ключевые слова:

неоидеализм, неоклассицизм, неоромантизм, формальная школа искусствоведения, основные направления искусства, живопись, скульптура, принцип рельефа, монументальное искусство, теория искусства

Библиография
1. Александр Матвеев и его школа / Государственный Русский представляет: Альманах. Вып. 84. СПб.: Palace Editions, 2005. – 228 с., ил.
2. Барановский В. И., Хлебникова И. Б. Антон Ажбе и художники России. М.: Изд-во МГУ, 2001. – 256 с., ил.
3. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей. Пер. Н.Б. Розенфельда, В.А. Фаворского. М.: Мусагетъ, 1914. – 196 с., ил.
4. Домогацкий В. Н. / Теоретические работы, исследования, статьи, письма / Сост., вступит. ст. С. П. Домогацкой. М.: Советский художник, 1984. – 368 с., ил.
5. Живопись 20-30-х годов / Составитель и автор научного аппарата А. М. Муратов. Вступительная статья В. С. Манина. СПб: Художник РСФСР, 1991. – 200 с., ил.
6. Зубов В. П. Страдные годы России. М.: Индрик, 2004. – 320 с.; ил.
7. Манин В. С. А. И. Куинджи и его школа. Л.: Художник РСФСР, 1987. – 220 с., ил.
8. Муратов А. М. К вопросу об истоках творчества А. Д. Гончарова // Вестник Московского государственного университета печати. М., 2006, № 3. С. 9-37.
9. Муратов А. М. Неоидеализм в изобразительном искусстве / А. Блок и Псковский край (Материалы I Блоковских чтений). Псков: Издательство Областного центра народного творчества, 2005. – 132 с. С. 37-42.
10. Муратов А. М. Путешествия Бориса Анрепа в пространстве и времени // Культурное пространство путешествий. Материалы научного форума СПбГУ. СПб.: Центр изучения культуры, 2003. – 350 с. С. 229-233.
11. Муратов А. М. Сергей Константинович Зарянко: художник, педагог, теоретик искусства. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. – 260 с., ил.
12. Муратов А. М. Школа Кардовского // Юный художник, 1989, № 10, с. 38-41
13. Сергей Меркуров / Сост. Г. С. Меркуров, вступит. ст. И. Г. Меркуровой М.: Изобразительное искусство, 1988. – 160 с., ил.
14. Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Советский художник, 1988. – 588 с., ил.
15. Хофман Вернер. Основы современного искусства. Введение в его символические формы / Пер. с нем. А. Белобратова; ред. И. Чечот и А. Лепорк – СПб.: Академичекий проект, 2004. – 560 с., ил.
References
1. Aleksandr Matveev i ego shkola / Gosudarstvennyi Russkii predstavlyaet: Al'manakh. Vyp. 84. SPb.: Palace Editions, 2005. – 228 s., il.
2. Baranovskii V. I., Khlebnikova I. B. Anton Azhbe i khudozhniki Rossii. M.: Izd-vo MGU, 2001. – 256 s., il.
3. Gil'debrand A. Problema formy v izobrazitel'nom iskusstve i sobranie statei. Per. N.B. Rozenfel'da, V.A. Favorskogo. M.: Musaget'', 1914. – 196 s., il.
4. Domogatskii V. N. / Teoreticheskie raboty, issledovaniya, stat'i, pis'ma / Sost., vstupit. st. S. P. Domogatskoi. M.: Sovetskii khudozhnik, 1984. – 368 s., il.
5. Zhivopis' 20-30-kh godov / Sostavitel' i avtor nauchnogo apparata A. M. Muratov. Vstupitel'naya stat'ya V. S. Manina. SPb: Khudozhnik RSFSR, 1991. – 200 s., il.
6. Zubov V. P. Stradnye gody Rossii. M.: Indrik, 2004. – 320 s.; il.
7. Manin V. S. A. I. Kuindzhi i ego shkola. L.: Khudozhnik RSFSR, 1987. – 220 s., il.
8. Muratov A. M. K voprosu ob istokakh tvorchestva A. D. Goncharova // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta pechati. M., 2006, № 3. S. 9-37.
9. Muratov A. M. Neoidealizm v izobrazitel'nom iskusstve / A. Blok i Pskovskii krai (Materialy I Blokovskikh chtenii). Pskov: Izdatel'stvo Oblastnogo tsentra narodnogo tvorchestva, 2005. – 132 s. S. 37-42.
10. Muratov A. M. Puteshestviya Borisa Anrepa v prostranstve i vremeni // Kul'turnoe prostranstvo puteshestvii. Materialy nauchnogo foruma SPbGU. SPb.: Tsentr izucheniya kul'tury, 2003. – 350 s. S. 229-233.
11. Muratov A. M. Sergei Konstantinovich Zaryanko: khudozhnik, pedagog, teoretik iskusstva. SPb.: Dmitrii Bulanin, 2003. – 260 s., il.
12. Muratov A. M. Shkola Kardovskogo // Yunyi khudozhnik, 1989, № 10, s. 38-41
13. Sergei Merkurov / Sost. G. S. Merkurov, vstupit. st. I. G. Merkurovoi M.: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1988. – 160 s., il.
14. Favorskii V. A. Literaturno-teoreticheskoe nasledie. M.: Sovetskii khudozhnik, 1988. – 588 s., il.
15. Khofman Verner. Osnovy sovremennogo iskusstva. Vvedenie v ego simvolicheskie formy / Per. s nem. A. Belobratova; red. I. Chechot i A. Lepork – SPb.: Akademichekii proekt, 2004. – 560 s., il.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.