Статья 'Русское искусство рубежа XIX – XX веков в ракурсе цикличности' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Русское искусство рубежа XIX – XX веков в ракурсе цикличности

Хренов Николай Андреевич

доктор философских наук

профессор, кафедра эстетики, истории и теории культуры, Всероссийский государственный университет кинематографии

121108, Россия, г. Москва, ул. Пивченкова, 5

Khrenov Nikolay Andreevich

Doctor of Philosophy

chief researcher of the Department of Media and Popular Arts at State Institute of Art Studies of the Ministry of Culture of the Russian Federation, Professor of Aesthetics of the Department of History and Theory of Culture at S. A. Gerasimov All - Russian State University of Cinematography

121108, Russia, g. Moscow, ul. Pivchenkova, 5

nihrenov@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2013.4.8693

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-4.36363636364-2013


Аннотация: статья посвящена одной из самых блестящих страниц в истории русского искусства. Этот период, получивший название Серебряного века, иногда называют русским культурным ренессансом, сближая его с западным ренессансом ХУ-ХУ1 веков. Он развертывался в весьма незначительном временном отрезке, что не помешало почти одновременному возникновению многих художественных течений, в том числе символизма, футуризма, модерна, акмеизма, кубофутуризма, конструктивизма. Последующие события истории, связанные с революциями, гражданской войной, установлением тоталитарного режима, Второй мировой войной и др., заслонили культурный ренессанс и усложнили понимание его финала. Но автор убежден, что возникшие на рубеже ХIХ-ХХ вв. формы искусства продолжали развиваться. Со второй половины ХХ в. происходит реабилитация искусства этой эпохи. Исследователи пытаются установить все касающиеся этой эпохи факты. Однако собиранием фактов осмысление этого времени исчерпаться не может. В статье предлагается новая интерпретация, в соответствии с которой искусство того времени рассматривается в контексте циклического принципа. Такой подход позволяет усматривать в обычно неадекватно осмысляемых фактах необычную форму преемственности в истории искусства, понимаемую в соотнесенности не с непосредственно предшествующим искусством, а с гораздо более удаленными историческими эпохами.


Ключевые слова:

Искусствоведение, Серебряный век, художественная жизнь, ретроспективизм, время культуры, переходная эпоха, бифуркация, циклический принцип, ренессансная традиция, новое религиозное сознание

Библиография
Белый А. Путешествие на Восток. Письма Андрея Белого. В кн.: Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации., М., 1988;

Бердяев Н. Кризис искусства., М., 1918;

Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М., 2002;

Брюсов В. Учители учителей. Древнейшие культуры человечества и их взаимоотношения. В кн. : Брюсов В. Собрание сочинений в 7 т., т.7., М., 1975;

Брюсов В. Собрание сочинений в 7 т., т.6., М., 1975;

Брюсов В. Собрание сочинений в 7 т., т. 6., М., 1975;

Вейдле В. Умирание искусства. Размышление о судьбе литературного и художественного творчества., СПб., 1996;

Виппер Б. Архитектура русского барокко., М., 1978;

Гайденко П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001;

Гиппиус З. Живые лица. Тбилиси., 1991;

Грабарь И. Введение в историю искусства. В кн. : История русского искусства в 10 т., т. 1., М., 1910;

Грабарь И. Письма. 1891-1917;

История русского искусства., т. 1. Искусство Киевской Руси. 1Х – первая четверть Х11 века. М., 2007;

Кандинский В. Избранные труды по теории искусства., т. 2., М., 2001;

Культурное наследие русской эмиграции. 1917 – 1940. , т. 1-2., М., 1994;

Культура русского зарубежья. 1917- 1939., М., 2008;

Маковский С. Страницы художественной критики., т. 2., СПб., 1909;

Маковский С. Силуэты русских художников. М., 1999;

Муратов П. Древнерусская живопись. История открытия и исследования. М., 2005;

Очерки русской культуры. Конец Х1Х- начало ХХ века. Общественно-культурная среда., М., 2011 ( Отв. Редактор Л. В. Кошман);

Очерки русской культуры. Конец Х1Х- начало ХХ века. Власть. Общество. Культура. М., 2011 (отв. Редактор Л. В. Кошман);

Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. М., 1934;

Сарабъянов Д. Русская живопись. Пробуждение памяти. М., 1998;

Сорокин П. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, этики, права и общественных отношений. СП., 2000;

Стернин Г. Художественная жизнь России на рубеже Х1Х-ХХ веков. М., 1970;

Толстой А. Художники русской эмиграции. М., 2005;

Февр Л. Как Жюль Мишле открыл Возрождение. В кн.: Февр Л. Бои за историю. М., 1991;

Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003;

Эстетика и теория искусства ХХ века. М., 2005 ( Отв. Редакторы Н. А. Хренов, Мигунов А. С.).


Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.