|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
Хренов Н.А.
Символизм в истории становления альтернативной культуры
// Культура и искусство.
2012. № 3.
DOI: 10.7256/2454-0625.2012.3.8519 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=8519
Символизм в истории становления альтернативной культуры
Хренов Николай Андреевич
доктор философских наук
профессор, кафедра эстетики, истории и теории культуры, Всероссийский государственный университет кинематографии
121108, Россия, г. Москва, ул. Пивченкова, 5
Khrenov Nikolay Andreevich
Doctor of Philosophy
chief researcher of the Department of Media and Popular Arts at State Institute of Art Studies of the Ministry of Culture of the Russian Federation, Professor of Aesthetics of the Department of History and Theory of Culture at S. A. Gerasimov All - Russian State University of Cinematography
121108, Russia, g. Moscow, ul. Pivchenkova, 5
|
nihrenov@mail.ru
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2012.3.8519
Дата направления статьи в редакцию:
18-05-2012
Дата публикации:
1-6-2012
Аннотация:
в статье ставится вопрос о необходимости рассмотрения символизма как художественного направления не только с точки зрения искусствознания, но и культурологии. Если до возникновения символизма в эстетике преобладала ориентация на чувственную стихию, что и характеризует модерн, то символизм, подхватывая романтическую традицию, реабилитирует сверхчувственное, начавшее угасать в истории культуры в период перехода от Средневековья к Ренессансу. Переходность новой эпохи как контекст возникновения символизма характеризуется новыми отношениями между чувственным и сверхчувственным. Символизм — очередная после романтизма фаза реабилитации сверхчувственного. Этот признак символизма как художественного явления выводит его значение за пределы искусствоведческого подхода в область культурологии. По сути, реабилитация сверхчувственного означает, как гласит фундаментальная концепция социодинамики П. Сорокина, исходную точку альтернативной культуры, или культуры идеационального типа.
Ключевые слова:
Культурология, альтернативная культура, культура чувственного типа, культура идеационального типа, сверхчувственное, символические формы выражения, теургическая эстетика, новое религиозное сознание, эпикуреизм и гедонизм, вечное возвращение
Библиография
1. Безансон А. Запретный образ. Интеллектуальная история иконоборчества. М., 1999.
2. Белый А. Между двух революций. М., 1990.
3. Белый А. На рубеже двух столетий. М., 1989.
4. Белый А. Начало века. М., 1990.
5. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского // Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. М., 1994.
6. Бычков В. Русская теургическая эстетика. М., 2007.
7. Гайденко П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001.
8. Гайм Р. Романтическая школа. Вклад в историю немецкого ума. СПб., 2006.
9. Иванов В. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994.
10. Иванов-Разумник. О смысле жизни. Ф. Сологуб, Л. Андреев, Л. Шестов. СПб., 1910.
11. Марков В. История русского футуризма. СПб., 2000.
12. Трубецкой Е. Миросозерцание В. С. Соловьева. Т. 1. М., 1995.
13. Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991.
14. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб., 1999.
15. Ханзен-Леве А. Русское сектантство и его отражение в литературе русского модернизма // Русская литература и религия. Новосибирск, 1997.
16. Хренов Н. Ренессанс в отечественной эстетике конца 1950-х – начала 1960-х годов в контексте становления культуры идеационального типа // Искусствознание. 2009., № 1–2.
17. Хренов Н. Художественная культура эпохи надлома империи в цивилизационном контексте // Искусство эпохи надлома империи: религиозные, национальные и философские аспекты. М., 2010.
18. Эткинд А. Хлыст. Секты, литература и революция. М., 1998.
19. Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования. СПб., 2004.
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|