Статья 'Кинематографическая "постпамять"' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Кинематографическая "постпамять"

Стародубцева Лидия Владимировна

Доктор философских наук

профессор, заведующая кафедрой, кафедра Медиа-коммуникаций, Харьковская государственная академия культуры

Starodubtseva Lidiya Vladimirovna

Lethe@ukr.net

DOI:

10.7256/2454-0625.2013.3.7660

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-3.27272727273-2013


Аннотация: Предпринята попытка проследить пути визуализации памяти, совершив герменевтический экскурс в историю экранных репрезентаций «кинематографической памяти», «кинопамятливости» и «кино-непамя¬туемости». Цель статьи – обоснование понятия «кинематографическая постпамять» на основе выявления взаимных корреляций понятий «память», «огонь» и «жертва» в обращении к кинематографическим воспоминаниям о пожаре Москвы 1812 года как своего рода культурной травме. Три пути преодоления этой исторической «травмы памяти» метафорически возможно поименовать «Летейскими водами» исторической анестезии (вытеснение травмирующего события в за-бытие), «Мудростью Мнемозины» (изживание травмирующего опыта через его переосмысление, «приятие» его данности и усилие его непрестанного удержания в исторической памяти) и «Ухмылкой Парамнезии» (метаморфоза памяти, преформирование воспоминаний через цепь псевдореминисценций, замещений, эрзацев и подделок прошлого). Кинематографическая «постпамять» о пожаре Москвы 1812 года избрала третий путь, что можно проиллюстрировать на примере различных экранизаций романа «Война и мир» Льва Толстого: 1956 года (Кинга Видора и Марио Сольдати), оскароносного фильма 1967 года (Сергея Бондарчука) и 2007-го (Роберта Дорнхельма). Во всем многообразии спектра кинематографических приемов создания визуальных образов пожара в «экранизациях памяти» доминируют три взгляда – то и дело сменяющие друг друга формы киноиллюзии, основанные на пульсации приближающего и удаляющего зрения, словно бы использующего увеличительную, прозрачную и уменьшительную линзы восприятия: «взгляд в упор», «взгляд-хиазма» и «взгляд издалека». Они маркируют не просто игру дистанций или смену кинематографических планов приближающейся и удаляющейся камеры. Перед нами – три маски, сквозь которые проглядывает ироническая усмешка киноязыка Парамнезии, три способа устроения искажающих фильтров зрения и умозрения. Эти способы кино-зрения можно поставить в соответствие различным линзам умо-зрения – призмам ментальной оптики, фильтрам видения-и-ведения, экранирующим завесам сознания, силящегося забыть о травме и фатально не способного ее забыть.


Ключевые слова:

Искусствоведение, Культура и искусство, Память, Визуализация, Кинематограф, Парамнезия, Травма, Война, Огонь, Жертва

Библиография
1. Башляр Г. Психоанализ огня [Текст] / Гастон Башляр ; [пер. с фр., предисл. и примеч. И. В. Кислова]. – М. : Прогресс, 1993. – 176 с.

2. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память [Текст] / Анри Бергсон ; [пер. с фр., предисл., примеч. И. И. Блауберг]. – М. : Канон-пресс, Кучково поле, 1998. – 384 с.

3. Иларионова Т.С. Травмы прошлого в сознании немецкого населения СССР: проявления и последствия [Текст] / Татьяна Илларионова // Травма прошлого в России и Германии : психологические последствия и возможности психотерапии: Материалы Российско-Германской конференции. – М. : НОУ Ин-т Практической психологии и психоанализа, 2010. – С. 182-187.

4. Киркегор С. Наслаждение и долг [Текст] / Серен Киркегор ; 3-е изд. ; [пер. с дат. П. Ганзена]. – К. : AirLand, 1994. – 504 с.

5. Лишаев С. Помнить фотографией [Текст] / С. Лишаев. – СПб. : Алетейя, 2012. – 140 с. (Тела мысли).

6. Руткевич А. М. Психоанализ, история, травмированная «память» [Текст] / А. М. Руткевич // Феномен прошлого. – М. : ГУ–ВШЭ, 2005. – С. 221-250.

7. Селлава-Колбовска Э. К. Тяжелый груз воспоминаний и неудобные «места памяти». Исследование коллективной и культурной памяти о событиях 17 января 1945 года в Варшаве [Текст] / Эва Кристина Селлава-Колбовска // ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. – 2011. – Вып. 6. – С. 58-68.

8. Цветаева М. Собрание сочинений : в 7 т. [Текст] / Марина Цветаева. – М. : Эллис Лак, 1994. – Т. 2. – 592 с.

9. Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кине¬матограф [Текст] / Михаил Ямпольский. – М. : РИК «Культура», 1993. – 456 с. (Ad Marginem).

10. Chernysh М. Historical trauma and memory : the case of the Afghan war / Mikhail Chernysh // ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. – 2011. – Вып. 6. – С.77-87.

11. Hirsch M. Family Frames : Photography, Narrative and Postmemory / Marianne Hirsch. – Oakland, CA : CreateSpace Independent Publishing Platform, 2012. – 320 p.

12. Hirsch M. The Generation of Postmemory : Writing and Visual Culture After the Holocaust / Marianne Hirsch. – Columbia University Press, 2012. – 288 p. (Gender and Culture Series).




Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.