Электронный журнал Социодинамика - №3 за 2013 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-7144 - Издательство NotaBene
по
Sociodynamics
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial collegium
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Sociodynamics" > Contents of Issue № 03/2013
Contents of Issue № 03/2013
Questions of current interest
Kerimov A.D. - Some problems with the theory of strong government pp. 1-45

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.560

Abstract: Recently, in many, if not in most countries, there has been gradually taking root a solid understanding, both in theory and in the popular consciousness, of the necessity of creating a strong and powerful state with well-functioning institutions which can provide adeuqate guarantees of civil rights and liberties and create conditions for successful reform. This author of this article believes that at the current stage of historical development of mankind is especially urgent need for a scientific concept of a 'strong state' and its subsequent implementation. This article provides a number of ideas for a broad outline of an integrated scientific concept of a strong state, and thus the answers to two fundamental and dialectically interrelated questions: what are the signs of a strong, effective, and capable state; and why such a state is necessary today.
Mapelman V. - Risks of Teaching Religion and Ethics pp. 46-73

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.475

Abstract: The article is devoted to the causes of potentially dangerous and conflict situations provoked by teaching the class 'The Basics of Religious Cultures and Social Ethics' (or 'Spiritual and Moral Culture of Russia's Peoples') at schools. The author also analyzes the reasons, purposes and consequences of creating theological departments at universities as well as studies the situations related to constitutional rights of adults and children affected by these innovations at schools and universities. The author also draws our attenion to research requirements for social experiments in education and makes evaluation of the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation to teach 'The Basics of Religious Cultures and Social Ethics' at schools and the associated article of the Law on Education in the Russian Federation devoted to teaching religion and culture of Russia's peoples. 
Morality and politics
Kananykina E.S. - Legislative Environment of Teaching Individuals with Disabilities in the French and USA Systems of Education pp. 74-103

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.455

Abstract: One of the aspects of humanization of a modern Western school is equal rights for children with disabilities and retardation, in other words, elimination of so called special schools for abnormal children. This refers to creation of an integrated school for children with different abilities and educational opportunities. Traditionally, special education has been oriented at education and teaching not only disabled children but also talented, gifted children (i.e. all groups of 'special' children). Throughout the history of development of special education, the main issue has remained the differentiation between physical and mental disability. The given article offers the reader to learn about legal requirements for education of disabled children in countries with different systems of law - USA and France. 
National security
Sedykh N.S. - Psychological and Political Peculiarities of Terrorism under the Conditions of the Risk Society pp. 104-137

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.525

Abstract: The article analyzes social, psychological and political prerequisites for developing terrorism under the conditions of the risk society. The author views the processes of anomia caused by intensified terrorist activities and analyzes social motives and ideology of modern terrorism. As a part of global informatization of social space and risk construction, the author analyzes certain peculiarities of mass media that allow leaders of terrorist organizations exercise information and psychological influence and attract young people to participate in terrorist activities. The author also describes certain propaganda and manipulative techniques used to promote extremism ideology and legitimize violence. The author also pays attention at objectives and means of psychological war and views a terrorist act as a psychological method. The author also brings into focus the issue of involving women into terrorist activity for the purpose of moral legitimization of violence. The author outlines perspectives of future researches to be made in order to improve terrorism prevention methods in particular social and historical conditions. 
Ursul A.D., . - The Future of Humanity: Death or Immortality? pp. 138-199

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.478

Abstract: The authors study the possible death of mankind, which had previously been questioned and discussed by many scholars. At the same time, the authors analyze the idea of K.E. Tsiolkovsky about the possibility of an infinite progress of the society that originated and developed on our planet as a result of the wide space exploration. The authors also investigated numerous global and cosmic threats and dangers that may be encountered by the humankind on the way to their further development and assessed probability of the hypothesis of social immortality. It is noted that the global and cosmic cataclysms and the possible danger of external nature, in comparison with the reality of anthropogenic global environmental catastrophe, go to the periphery of the strategic vision of the continued existence of civilization. In order to survive, the humankind must move towards sustainable development and subsequent noosferogenesis involving the preservation of civilization and the biosphere, and their co-evolution as a permanent co-development not only in the next century, but for future indefinitely.In connection with the wide space exploration, the authors discuss the so-called Big Socia Bang, i.e. fast (on cosmological time scales) spatio-temporal extension of socio-natural areas, which is about the same regularity as the globalization proccess in the earth coordinate system. The authors also analyze  the fundamental assumption of the possible appearance of a higher stage of evolution of matter, provisionally called postsocial stage.
Social studies and monitoring
Tinyakova E.A. - The Most Topical Issues of Modern Russian Education pp. 200-245

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.519

Abstract: The article deals with the most common issues of Russian modern education: social, cultural and financial competence of a teacher, quality of learning at different stages of education, objective assessment, pragmatic aspect, information difficulties of growing system of education, dialogue between civil and religious educations and their fruitful interaction. The article also studies efficiency of testing and ways to improve relations between teachers and students. First-year students from the Russian State University for the Humanities and students of different years from the Sholokhov Moscow State University for Humanities particpated in the research. Special attention was paid at information difficulties of modern education,  differentiation between syllabus and curriculum, on one hand, and a need to comply to common standards, on the other hand. Readers do not have to share the author's opinion, they should try and develop their own solutions of the aforesaid problems. The discussion is mostly focused on higher education.
Local self-government
Kodan S.V., . - Laws of the Kingdom of Poland between 1815 and 1917: formation, sources, and changes pp. 246-295

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.468

Abstract: This article deals with the origins of, the processes of the formation of, the development of, and changes to the laws of the Kingdom of Poland in the period of its existence as an autonomous ethnic territory of the Russian Empire between 1815 and 1917. The authors show how the division of the Polish state between Austria, Prussia and Russia in the second half of the 18th century brought about changes in the laws of the Polish land. The article considers the introduction of French law - the Napoleonic Code (Civil Code) - and the introduction of the Commercial Code to the Duchy of Warsaw, established in 1807 by Napoleon Bonaparte. Special attention is paid to the analysis of the laws of the Kingdom of Poland and the process of their integration into the legal system of the Russian Empire and the changes to the sources of law, such as the Constitutional Charter of 1815 being replaced by the Organic Act of 1832, changes in the civil law, the preparation and publication of the Penal Code in 1847.
The heritage of transformation
Gligich-Zolotareva M.V. - The use of general definitions and the 'values' component of constitutionalism pp. 296-317

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.503

Abstract: This article explores the status of key definitions in constitutional law, including the basic constitutional concepts which define the purposes (therefore, values) of the Russian State. Among them are democracy, sovereignty, human rights, etc. The article considers the problems of the modern understanding of 'democracy'; the limits of state sovereignty; and the consequences of a lack of uniform interpretation of key constitutional-law definitions and their influence on the values component of domestic constitutionalism.
Ursul A.D., . - V.I. Vernadsky and Global- Noosphere Studies pp. 318-365

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.383

Abstract: In our country, V.I. Vernadsky proposed the idea of the formation of the noosphere as the main areas for further development of mankind, which will have to streamline its operations, ensuring the survival of the multi-billion population. Followers of the Soviet Union, and particularly in recent years in Russia, substantially developed his ideas and showed that the epoch of formation of the noosphere - the future of humanity, which starts on its way to the transition to sustainable development. The brilliant Russian scientist was at the forefront of global research and many of his ideas were oriented in planetary direction. One can speak of a kind of anticipation of his special - a global stage and trends in science in general, the age of globalization, the history of mankind. The idea of V.I. Vernadsky on "planetary" nature of scientific thought has acquired its concrete shape in the global processes now taking place in the world and their understanding, and in anticipation of future social and socio-natural evolutionary processes leading up to the sphere of reason.The article discusses the new field of global studies – futureglobalistiks and nooglobalistiks, whose main purpose - understanding and predicting the future of global processes and systems in an evolutionary perspective, and orientation of the noosphere. The authors analyze the mostly two-standard projection scenarios of global development - the transition to sustainable development and the following formation of the noosphere. Sustainable development is a global process manages system-balanced socio-natural development without damaging the environment and ensuring the survival and security indefinite existence of civilization. Formation of the noosphere is seen as a future socio-natural process of becoming a planetary sphere of human existence, in which the intellectual and information activities will be the determining factor in the evolution and which is formed as a result of the most complete embodiment of rational, humanistic principles and ideals through the transition to sustainable development. Special attention is paid to the formation of the noosphere as a future form of intelligence "social consciousness" in the noosphere, combining the intellectual resources of humanity and Informatics, which resulted in there being a property of an advancing consciousness and the ability of global governance.
Slezin A.A., . - The implementation of political control over Soviet youth through the regulation of Komsomol institutions: Stage One pp. 366-420

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.348

Abstract: This article deals with a particular form of political control over Soviet youth, one which was not directly connected with the techniques characteristic of police surveillance, and whose purpose was to regulate the composition of Komsomol institutions. The article highlights the forms and methods of control of Komsomol institutions from 1918 to 1929, their effectiveness in the Soviet system of political control, and their impact on the evolution of the political situation and the legal consciousness of Soviet youth.
Anthropology and ethnogenesis
Bezgin V.B. - Alcohol in the everyday life of the Russian village (late 19 to early 20th centuries) pp. 421-453

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.549

Abstract: This article provides an analysis of the drinking traditions in the daily life of the Russian village in the late 19th and the early 20th centuries using a wide range of archival and ethnographic sources. It clarifies the attitudes of the peasant population to alcohol consumption and establishes the causes and the extent of alcoholism in rural areas. The article also considers the role and the importance of wine in the public life of the village, in family life, and in the legal customs of the village. The conclusion is that urbanization and modernization helped the spread of drunkenness in villages as well as the growth of deviant peasant behavior. Alcoholism in the village was a problem of marginalized individuals, people who had lost touch with agricultural work. A communal way of life, the economic interests of the peasant household, and the devout nature of the majority of rural residents were all factors which prevented alcoholism in the Russian countryside. Moreover, the temperance movement of the early 20th century was the natural reaction of the peasants towards the hard drinking behaviour of Russian villagers.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Социодинамика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Содержание № 03, 2013
Выходные данные сетевого издания "Социодинамика"
Номер подписан в печать: 1-3-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Копцева Наталья Петровна, доктор философских наук
ISSN: 2409-7144
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: nb.info@mail.ru
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2013
Актуальный вопрос
Керимов А.Д. - Некоторые проблемы теории сильного государства c. 1-45

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.560

Аннотация: В последние годы во многих, если не в большинстве стран мира, как в научном, так и массовом сознании постепенно укореняется твердое понимание необходимости созидания сильного и мощного государства, с чётко работающими институтами, способного обеспечить должные гарантии гражданских прав и свобод, создать условия для успеха реформ. Автор настоящей статьи убеждён в том, что на нынешнем этапе исторического развития человечество особенно остро ощущает необходимость формирования научной концепции сильного государства и её последующей практической реализации. В этой связи в работе предпринимается попытка привести некоторые наброски, в самых общих чертах намечающие контуры целостной научной концепции сильного государства, и при этом ответить на два принципиальных и при этом диалектически взаимосвязанных вопроса: во-первых, каковы признаки сильного, эффективного, дееспособного государства и, во-вторых, почему и для чего сегодня необходимо именно такое государство.
Мапельман В.М. - Риски духовно-нравственного образования c. 46-73

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.475

Аннотация: Аннотация: Рассматриваются причины формирования возможных социально опасных, конфликтных ситуаций, провоцируемых введением в школах преподавания дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики» («Духовно-нравственная культура народов России»). Анализируются причины, цели и последствия создания в вузах теологических кафедр. Разбираются ситуации, связанные с конституционными правами взрослых граждан и правами детей в связи с данными нововведениями в системах среднего и высшего образования. Обращается внимание на научные требования, предъявляемые к проведению социальных экспериментов в образовании. Даются оценки содержанию Приказа Минобрнауки РФ о введении в школах преподавания дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики» и соответствующей статьи Закона «Об образовании в Российской Федерации», посвященной изучению духовно-нравственной культуры народов России.
Мораль и политика
Кананыкина Е.С. - Нормативно-правовое обеспечение обучения лиц c ограниченными возможностями в системах образования Франции и США c. 74-103

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.455

Аннотация: Одним из аспектов гуманизации современной школы на Западе является предоставление равных шансов для полноценной школьной жизни детям с определенным отставанием в развитии, упразднение, так называемых, спецшкол для аномальных детей. Речь идет о создании общей интегрированной школы, объединяющей в своих стенах учащихся с разными образовательными возможностями.Традиционно, направление специального образования занимается непосредственно проблемами воспитания и обучения, охватывая при этом не только детей с ограниченными возможностями, но и одаренных, талантливых детей (т.е. работает со всеми группами «особых» детей).На протяжении всей истории развития специального образования предметом многочисленных дискуссий была дифференциация нарушений физического и/или психического здоровья детей. Положения настоящей статьи предлагают читателю ознакомиться в требованями, предъявляемыми законодателями к формированию процесса обучения лиц с органиченными возможностями в странах, принадлежащих к различным правовым системам - США и Франции.
Общественная безопасность
Седых Н.С. - Психолого – политические особенности терроризма в условиях общества риска c. 104-137

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.525

Аннотация: В статье представлен анализ социальных и психолого-политических предпосылок развития терроризма в условиях общества риска. Рассматриваются процессы аномии в связи с интенсификацией террористической деятельности; а также анализируются социальные мотивы и идейные основания современного терроризма. В контексте глобальной информатизации социального пространства и проблематики конструирования рисков анализируются отдельные особенности средств массовой коммуникации, эксплуатация которых позволяет лидерам террористических организаций оказывать информационно – психологическое воздействие с целью вовлечения молодых людей в террористическую деятельность. В этой связи приводятся некоторые пропагандистские и манипулятивные приёмы, используемые для популяризации экстремистской идеологии и легитимизации насилия. Обращается внимание на цели и средства ведения психологических войн и рассматривается террористический акт как психологическая операция. Актуализируется вопрос вовлечения женщин в террористическую деятельность в целях моральной легитимизации насилия. Обозначаются перспективы дальнейшего исследования в связи с необходимостью совершенствования методов профилактики терроризма в конкретных социально-исторических условиях.
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Грядущее человечества: гибель или бессмертие? c. 138-199

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.478

Аннотация: Авторы рассматривают вопрос о возможной гибели человечества, который ранее ставился и обсуждался многими учеными. Вместе с тем анализируется идея К.Э. Циолковского о возможности бесконечного прогресса общества, зародившегося и развившегося на нашей планете в результате широкого освоения космоса. Исследуются многочисленные глобальные и космические угрозы и опасности, с которыми может встретиться человечество в ходе своего дальнейшего развития и оценивается вероятность гипотезы о социальном бессмертии. Отмечается, что глобальные и космические опасности и возможные катаклизмы внешней природы по сравнению с реальностью глобальной антропогенной экологической катастрофы уходят на периферию стратегического видения продолжения существования цивилизации. Для выживания человечества необходим переход к устойчивому развитию и последующий ноосферогенез, предполагающие сохранение цивилизации и биосферы, их коэволюцию как перманентное соразвитие не только в течение ближайших веков, но и на последующие неопределенно долгие времена.В связи с предстоящим широким освоением космоса обсуждается так называемый Большой социальный взрыв, т.е. быстрое по космологическим масштабам времени пространственно-темпоральное расширение социоприродной сферы, которое представляется примерно такой же астросоциологической закономерностью как сейчас видится процесс глобализации в земной системе координат. Анализируется предположение о принципиальной возможности появления в ходе глобальной эволюции более высокой ступени развития материи, условно названной постсоциальной (надобщественной) ступенью.
Социальные исследования и мониторинг
Тинякова Е.А. - Наиболее волнующие проблемы современного российского образования c. 200-245

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.519

Аннотация: В статье рассматриваются наиболее динамичные проблемы современного российского образования: социальный, культурный и финансовой авторитет преподавателя различных ступеней образования, качество знаний, получаемых на различных уровнях системы образования, объективность их оценки, применимость в жизни, информационные трудности растущей системы образования, диалог светской и религиозной систем образования, их плодотворное взаимодействие. В материал статьи включены исследования на эффективность тестирования и улучшение взаимоотношений преподавателя и студентов. Эти исследования проводились со студентами первого курса РГГУ и студентами разных курсов МГГУ имени М. Шолохова. Особое внимание уделено информационным трудностям современного образования, дифференциации предметов и программ с одной стороны, а с другой– необходимость поддержания единых стандартов. Мнения автора статьи не следует считать директивными, они должны располагать читателя к выработке продуктивных решений поставленных проблем. В представленных рассуждениях все же эпицентр образования возлагается на высшую школу.
Местное самоуправление
Кодан С.В., Февралёв С.А. - МЕСТНОЕ ПРАВО ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО: ФОРМИРОВАНИЕ, ИСТОЧНИКИ, ТРАНСФОРМАЦИИ (1815-1917 гг.) c. 246-295

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.468

Аннотация: В статье рассматриваются истоки, процессы формирования, развития и трансформации местного права Царства (Королевства) Польского в период его нахождения как национально-автономистского образования в составе Российской империи в период 1815-1917 гг. Авторы показывают влияние разделов Польского государства между Австрией, Пруссией и Россией второй половины XVIII в. на изменения в правовом регулировании на польских землях. Рассматривается ход введения французского законодательства - Кодекса Наполеона (гражданского кодекса) и Торгового кодекса в Варшавском герцогстве, созданном в 1807 г. Наполеоном Бонапартом. Особое внимание уделяется анализу местного права Царства Польского и процессам его интеграции правовую систему Российской империи и трансформациям источников права - Конституционному уставу (хартии) 1815 г. и его замене Органическим законом 1832 г., изменениям гражданского законодательства, подготовке и изданию Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1847 г. и др.
Наследие и трансформации
Глигич-Золотарева М.В. - «Увлечение общими местами» и ценностный компонент конституционализма c. 296-317

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.503

Аннотация: Статья посвящена исследованию состояния ключевых дефиниций конституционного права и одновременно - базовых конституционных понятий, определяющих цели (ценности) Российского Государства. Среди них демократия, суверенитет, права человека и т.д. В статье исследуются следующие вопросы:- проблемы современного понимания демократии;- грани государственного суверенитета;- последствия отсутствия единообразного толкования ключевых конституционно-правовых дефиниций, их влияние на ценностный компонент отечественного конституционализма.
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - В.И.Вернадский и глобально-ноосферные исследования c. 318-365

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.383

Аннотация: В нашей стране В.И. Вернадский выдвинул идею становления ноосферы в качестве главного направления дальнейшего развития человечества, которое должно будет рационализировать свою деятельность, обеспечивая выживание многомиллиардного населения планеты. Последователи ученого в СССР и, особенно в последние годы в России, существенно развили его идеи и показали, что эпоха становления ноосферы – это будущее человечества, которое начинается на пути его перехода к устойчивому развитию. Гениальный российский ученый стоял у истоков глобальных исследований и многие его идеи были ориентированы в общепланетарном направлении. Можно говорить о своего рода предвидении им особого – глобального этапа и тенденции развития науки в целом, века глобализации истории человечества. Идея В.И. Вернадского о «планетном» характере научной мысли уже обрела свои конкретные очертания как в ныне происходящих глобальных процессах в мире и их осмыслении, так и в предвидении будущих социальных и социоприродных эволюционных процессах, ведущих к сфере разума.В статье рассматривается новая область глобальных исследований – футуроглобалистика, основная цель которых – осознание и прогнозирование будущего глобальных процессов и систем в эволюционном ракурсе. Авторы анализируют в основном два нормативных прогноза-сценария глобального развития – переход к устойчивому развитию и следующий за ним ноосферогенез. Устойчивое развитие представляется как глобальный процесс управляемого системно-сбалансированного социоприродного развития, не разрушающего окружающую природную среду и обеспечивающего выживание и безопасное неопределенно долгое существование цивилизации. Ноосферогенез видится как будущий общепланетарный процесс становления социоприродной сферы существования человечества, в которой интеллектуально-информационная деятельность станет определяющим фактором эволюции и которая сформируется в результате наиболее полного воплощения рационально-гуманистических принципов и идеалов через переход к устойчивому развитию.
Слезин А.А., Скоропад А.Э. - Осуществление политического контроля над молодежью через регулирование состава комсомольских организаций: начальный этап c. 366-420

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.348

Аннотация: Изучена одна из наиболее специфических форм политического контроля над молодежью, не связанная напрямую с методами, характерными для полицейского надзора. Ей с самого начала существования комсомола было регулирование состава комсомольских организаций. В статье освещены формы, методы регулирования состава комсомольских организаций в 1918-1929 гг., их эффективность в системе советского политического контроля, влияние на эволюцию общественно-политической ситуации и правосознания советской молодежи.
Антропология и энтогенез
Безгин В.Б. - АЛКОГОЛЬ В ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ РУССКОГО СЕЛА (конец XIX - начало XX в.) c. 421-453

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.549

Аннотация: На основе широкого круга архивных и этнографических источников в статье дан анализ содержания питейных традиций в повседневной жизни русского села конца XIX – начала XX века. Выяснено отношение крестьянского населения к употреблению спиртного. Установлены причины и степень распространения пьянства в сельской среде. Исследованы роль, а также значение вина в общественной жизни села, семейной быту и правовых обычаях деревни. С делан вывод о том, что урбанизация и модернизация способствовали распространению пьянства в деревне, росту девиантного поведения крестьян. Алкоголизму в селе были подвержены маргинальные слои, лица утратившие связь с аграрным трудом. Общинный уклад, хозяйственные интересы крестьянского двора, религиозность большинства сельских жителей – все эти факторы препятствовали алкоголизации русской деревни. Трезвенное движение начала XX века стало закономерной реакцией крестьян на политику спаивания жителей российской деревни.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"