Статья 'ЭРеализм без берегов" Роже гароди и понятие границ и берегов в советской культуре' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

ЭРеализм без берегов" Роже гароди и понятие границ и берегов в советской культуре

Червонная Светлана Михайловна

Доктор искусствоведения

штатный профессор, кафедра Кафедра этнологии и культурной антропологии, Университет Николая Коперника

Chervonnaya Svetlana Mikhailovna

swetlana@umk.pl

DOI:

10.7256/2454-0625.2012.3.5296

Дата направления статьи в редакцию:

18-05-2012


Дата публикации:

1-6-2012


Аннотация: Отталкиваясь от событий полувековой давности, связанных с появлением эсте-тического трактата Роже Гароди «Реализм без границ» и с шумной идеологической кампанией, развернувшейся в советском искусствознании и эстетике, осудившей концепцию «реализма без границ», автор в данной статье, которая носит теоретический характер, рассматривает комплекс проблем, касающихся постулата границы в общест-венном сознании, культуре, искусстве и в политике тоталитарного государства. Выяв-ляется системный характер свойственных советской культуре и коммунистической идеологии противоречий: с одной стороны, культ «государственной границы», насаж-даемый средствами искусства (при особенно активной роли популярного, массового кино), с другой стороны, перманентное стремление (и сопутствующее ему пропаганди-стское обоснование) к внешней экспансии, к расширению собственных границ, к раз-рушению интегральной целостности соседних государств и к переделу мира. Столь же противоположными и несовместимыми друг с другом во внутренней политике совет-ской державы оказываются установка на создание единой советской культуры и новой суперэтнической общности – советского народа, на укрепление «морально-политического единства советского общества», на стирание внутренних границ (между городом и деревней, между физическим и умственным трудом, между национальными и цивилизационными ареалами), с одной стороны, и жесткая клановая система всего «социалистического» социума, иерархия властных структур с их непреодолимыми внутренними перегородками, внедрение номенклатурных размежеваний во все сферы жизни, в том числе в художественную жизнь и в организацию творческой интеллиген-ции. Диалектическая сложность ситуации, отразившаяся, как в лакмусовой бумаге, в накале страстей вокруг предложенной французским марксистом формулы «реализма без берегов», заключалась в том, что как потребность в определенных, нерушимых гра-ницах, так и потребность в их размывании и разрушении была органически присуща мышлению и стремлениям противоборствующих друг с другом политических сил: коммунистической диктатуре, которая могла держаться только на максимальной изо-ляции общества от «буржуазного окружения» и зарубежья и которая при этом никогда не отказывалась от претензий на безграничное расширение интернационального поля своей деятельности, а также оппозиции, диссидентскому подполью, силам сопротивле-ния, которые искали выход в конвергенции разных миров, в укреплении связей между прогрессивными движениями, в разрушении навязанных им ограничений, в том числе в воссоединении творческих потенциалов отечественной культуры и эмиграции, и одно-временно выстраивали свои границы, сопротивляясь всему, что могло подвергнуть эро-зии национальные традиции и духовные ценности.


Ключевые слова:

Культурология, Искусствознание, Искусство в тоталитарном обществе, Проблема границ, Инструментализация искусства, Искусство и идеология, конвергенция культур, отечественная культура и эмиграция, творческая интеллигенция в СССР, противоречия социалистической системы

Библиография
Der Fremde als Bereicherung. Hrsg. Von Matthias Theodor Vogt, Jan Sokol, Dieter Bingen. Schriften des Collegium Pontes im Peter Lang Insitut. Frankfurt am Main, 2010.

Garaudy R. D’un réalisme sans rivages. Paris, 1963.

Garaudy R. Mosquée, miroir de l’Islam. Paris, 1985.

Garaudy R. Realizm bez granic. Przedmowa Louis Aragona, Przekład i posłowie Ryszarda Matuszewskiego. Warszawa, 1967.

Granice i świat współczesny. Pod red. Zbigniewa Karpusa i Beaty Stachowiak. Toruń, 2010.

Polskie pogranicza w procesie przemian. Pod redakcją Zbigniewa Kurcza. Wałbrzych, 2011.

Sarje K. (Editor). Erosion. Soviet Conceptual Art and Photography of the 1980s. The Pekka Halonen Collection. [Helsinki], 1990.



Бобринская Е. Русский авангард и границы искусства. Очерки визуальности. М., 2006.

Из истории художественной жизни СССР. Интернациональные связи в области изобразительного искусcтва 1917–1940. Материалы и документы. М., 1987.

Культурное наследие российской эмиграции. 1917–1940. М., 1994.

Модернизм. Анализ и критика основных направлений. Издание 4-е, перерабо-танное и дополненное. Под редакцией В. В. Ванслова и М. Н. Соколова. М., 1987.

Москва Берлин. Berlin Moskau. 1900 1950. Hrsg. von Irina Antonowa und Jörn Merkert. München – New York, 1995.

Москва – Париж. 1900–1930. Изобразительное искусство. Прикладное и про-мышленное искусство. Архитектура и градостроительство. Агитационно-массовое ис-кусство. Плакат. Театр. Литература. Музыка. Кино. Художественная фотография. М., 1981.

Турчин В.С. Образ двадцатого… в прошлом и настоящем. М., 2003.

Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994.

Червонная C. М. Взаимодействие художественных культур народов СССР. М., 1982.

Червонная C. М. Искусство как инструмент тоталитарной идеологии // Социаль-ное согласие против правого экстремизма. Выпуск 3-4. Ответственные редакторы Л. Я. Дадиани и Г. М. Денисовский. М., 2005. С. 245-312.

Червонная C. М. Полиэтнический комплекс искусства народов СССР и пути его исследования // Советская этнография. M., 1991. № 6. С.13–25.


Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.